Продолжаем короткую экскурсию по Белграду. Сегодня погуляем по центральным районам города и ознакомимся с местным общественным транспортом.
Но начать я предлагаю с набережной, все-таки в старых городах именно набережная является своего рода визитной карточкой.
Общественный транспорт Белграда представляют троллейбусы, трамваи и автобусы. С троллейбусами в Белграде все точно так же, как, например, в Москве: большинство троллейбусов тут белорусского производства, хотя иногда можно встретить и российские, которых совсем мало. Троллейбусы тут красят в красный цвет, что, наверное, удобно.
Трамваи бывают трех типов. Совсем старые из Швейцарии (их немного, и запечатлеть не удалось), но большинство - чешские, точно такие же, как, например, в
Калининграде.
На многих маршрутах курсируют и современные трамваи с длинным сочлененным корпусам. От старичков чешского происхождения они отличаются так же, как "шестерка" ВАЗа от "шестерки" БМВ.
Наибольшее разнообразие марок -- у автобусов, большинство которых доживают свой век, откатав свое в других европейских странах.
Новые автобусы тоже встречаются, а среди них - наши, родимые Лиазы:
Правда, в отличие от России, автобусные остановки (по крайней мере, в центре города) оснащены подробной картой общественного транспорта, по которой сориентироваться не составляет труда даже новичку в городе, не знающему языка.
Скептики раздраженно спросят, зачем наводнять фотоотчеты уже доставшими всех остановками и трамваями? Отвечаю. Узнать любой современный город из окна автомобиля не получится, даже если этот автомобиль дорогой и комфортный -- гарантированно пропустишь кучу мелких и любопытных деталей. Ходить пешком -- намного вернее, но даже при комфортной обуви без должной сноровки более 20-25 км за день не пройдешь. А если красоты разбросаны по городу, что делать? Вариант один -- общественный транспорт, поэтому я всегда в поездках им пользуюсь. К тому же, в общественном транспорте наблюдать за повседневной жизнью и повадками аборигенов ничуть не менее интересно, чем на рынке или в продуктовом магазине.
Однако в большинстве городов есть место, где и общественный транспорт с такси или прокатной машиной не поможет. Это - набережная, сюда уж точно только пешком. Что же, пешком, так пешком, можно и пройти, отчего нет? Белград, как нам известно из курса географии обычной советской школы находится на Дунае. В центре города в Дунай впадает Сава, и именно ее, по большому счету, набережные интереснее и "главнее". Давайте посмотрим, почему. Во-первых, потому что на них растет облепиха, которую тут никто не собирает.
Во-вторых, именно тут находится множество лавочек, чтобы немного отдохнуть в жаркую погоду.
Через набережную Савы и потом Дуная проходит трансъевропейская велодорожка длиной (внимание!) 665 километров. Вот это я понимаю, размах! Велодорожка снабжена понятной навигацией.
"Речной вокзал" Белграда тоже находится на Саве. Обычно сюда причаливают огромные речные круизные лайнеры из Германии и Австрии, но мне повезло увидеть украинский. На фоне своих юных европейских собратьев, украинский пароход смотрится ностальгически, но очень-очень скромно.
"Фишка" набережной -- кафешки на плотах. Эти три находятся ровно в месте слияния Савы и Дуная.
Кое-где из-за большого пространства на набережной ставят всяческие арт-объекты, типа этой очаровательной расписной коровы...
... или вот таких замысловатых памятников.
Впереди - кафе, справа - Дунай и дорожка для пешеходов, под ногами -- бедненький газончик, а слева -- велодорожка. Удивительно, но пешеходы стараются не ходить по велодорожке без особой надобности.
Нет велосипеда? Не беда, можно взять в аренду. Цены в прокате какие-то совсем низкие, типа 150 рублей за 4 часа или на подобном уровне.
Идем дальше, зайдем в небольшой микрорайон, очевидно, престижной недвижимости, раз в 100 метрах от подъездов находится сам Дунай. Квартал по планировке напоминает
Гонконг, только этажей немного. Несмотря на "премиальность" недвижимости, практически все свободное место около домов (за исключения выхода к набережной) заставлено автомобилями. Жить на парковке -- это по-нашему!
На трансформаторной будке следы недавних выборов в парламент.
У магазина громким мяуканьем просит дотации местный котейко
В тени припаркована Лада-Приора, вот нежданный гость! Потом выяснилось, что российских машин в Сербии не то, что бы уж очень много, но все равно, встречаются относительно часто.
Что в Белграде раздражает? Тут чуть ли не каждый квадратный метр домов и всей инфраструктуры расписан граффити. Иногда граффити попадаются симпатичные, как эти:
Но обычно все засирается какими-то надписями и лозунгами. Местные власти с этим, очевидно, смирились и ничего по предотвращению подобного вандализма не предпринимают.
А улочки в центре красивые и тихие, очень приятно по ним медленно прогуляться.
Ах, да, в центре Белграда платная парковка, и ничего, никто на майдан не идет, референдумов не собирает, в фейсбуке оффшорных счетов не ищет: или платит или - на трамвай.
Реклама факультета пиарщиков. Отгадайте, к чему она призывает?
Реклама национализма.
Разрисовать граффити весь дом? - Легко! И даже красиво.
Вернемся на набережную... Тут тоже с граффити все хорошо, вот тут, у
Бранкова моста -- про любовь.
В Белграде часть набережной Савы почему-то используется как кладбище для старых кораблей, неужели эту рухлядь надо складывать у всех на виду? Отогнали бы, или, наоборот, сделали бы кафешки там всяческие... Нет, тихо гниют прямо в центре города.
Ой, Сбербанк! Как и не уезжал никуда ))
Некоторые вывески на сербском вводят в ступор. Книжара и папирница - по звучанию все какое-то свое родное, а по значению - не пойму.
Тут уже перешли на латиницу, ясности становится чуть меньше:
А вот навигация в центре города очень понятна и доступна. Потому, повторюсь, пешком по центру ходить одно удовольствие.
Почему? Смотрите, какие тут тротуары, видно, что в Белграде нет собянинских гастарбайтеров! И это совсем не туристический центр, а скорее окраина города!
О чем жалею -- не зашел в Исторический музей Сербии. Советую не повторять моей ошибки!
Зато на улицах картины можно не только смотреть, но и купить!
В общем, Белград -- прекрасный город для пеших прогулок. В заключительной части рассказа о сербской столице мы, воспользовавшись общественным транспортом, отправимся на окраины города и прогуляемся по паркам.
Ранее о Сербии:
Белград. Часть 1. Прогулка по основным достопримечательностям города Городки на Дунае: Петроварадин и Чортановцы Нови Сад: скромное очарование Воеводины Сербские железные дороги