Мое открытие Турции. Город Трабзон.

Sep 05, 2010 13:52

Как бы не были интересны Грузия, Азербайджан и Казахстан, все когда-то заканчивается и нужно ехать домой. Из Батуми попасть в Россию можно, в общем-то одним способом - через Турцию. Выбор тут невелик: либо лететь самолетом «Турецкими авиалиниями» через Стамбул сразу в Москву (около $500) либо доехать до Трабзона, оттуда отправится на пароме в Сочи, а уж из Сочи добраться до родного Москвабада совсем не сложно. По деньгам выходит то же самое, но значительно интереснее, потому был выбран именно второй маршрут.

Батумский автовокзал - унылый архитектурный артефакт времен СССР. Собственно автовокзал занимает несколько помещений на первом этаже, остальное - какая-то помесь рынка, кафе и стройплощадки. До Трабзона тут, как правило, предлагают добраться на автобусе одной из многочисленных турецких компаний. Я думал, что турки катают пассажиров на каких-нибудь убитых «Неопланах» 30-40-летней давности… Как же я ошибался! ВСЕ турецкие автобусы будто бы сошли с самых последних каталогов «Мерседеса» или «Мана», все - новейшие! Рядом с ними российские междугородние автобусы, даже самые приличные, выглядят хламом с автопомойки…

Но отправился я в Турцию вовсе не на турецком автобусе, а на грузинской маршрутке. Забавно: первый раз выехать за границы СССР мне пришлось именно на маршрутке. Много ли людей попадают в Турцию столь необычным способом - не знаю. Но ни разу об этом не жалею, и всем рекомендую ехать из Батуми в Трабзон именно на грузинской маршрутке. Дело тут, что называется, в обслуживании: турки на своих пассажиров болт кладут, везут и все, грузины же живо интересуются всем (туристов, видать, мало) и очень помогают в переходе таможни. В общем, еще один респект грузинам…

После того, как в Сарпи (по-грузински) или в Сарпе (по-турецки) была пройдена таможня, мы снова уселись в маршрутку и помчались в Трабзон, до которого оставалось около 200 километров. Первое и сильнейшее впечатление от Турции - высоченного качества дороги. Все 200 километров мы мчались по шикарному 4-ех и 6-ти полосному автобану без единой колдобины и кочки. По пути проехали несколько тоннелей общей длиной в десятки километров! И эти дороги, построены в дальней турецкой провинции, где ни туристов, ни каких-либо больших городов нет! Сравнивая турецкие дороги с российскими, не очень понимаешь, где ж тут развивающая страна, а где - уже развитая…
Черноморское побережье не используется турками для отдыха и туризма. Зато прибрежных вилайетах (типа областях) Артвин, Ризе и Трабзон очень популярны чайные плантации и маленькие рыбные заводики. Да, каждые 10-15 км дороги на берегу отсыпана небольшая гавань, где швартуются рыбацкие шаланды (местами крупные), которые постоянно промышляют рыбой. Оттого со свежей рыбой собственного производства в Турции все хорошо, ее много и она дешевая. Ни в России, ни на Украине я ничего подобного не видел.

Через 1,5 часа после таможни мы приехали в Трабзон.




Когда-то Трабзон назывался Трапезунд и был столицей Трапезундской империи - последнего осколка Византии. Несмотря на богатую историю, в центре города каких-нибудь интересных дневностей отыскать у меня не получилось, ну, может быть, кроме церкви, перестроенной в мечеть.



Сам город застроен по-турецки однообразно.





Как в Азербайджане и Казахстане, судя по наглядной агитации, турки тоже любят своих вождей, только не кого-то персонально, а всех коллективно - правящую политическую партию «Саадет», которую смело можно назвать турецким аналогом «Единой России».



Разумеется, в городе полно турецких флагов. Очень много, по сравению с Россией:



В центре города, как и положено - огромный шмоточный базар. Основные клиенты этого базара - мои будущие попутчики на пароме. Качество одежды, как мне показалось на первый взгляд, неважное. Зато она недорогая, что позволяет еще не вымершим челнокам делать хороший бизнес и одевать еще половину Краснодарского края.



Подходы к порту - русифицированы. Все кассы предлагают на русском языке купить билет на пароход именно у них, продавцы - прекрасно владеют русским языком и берут плату за проезд исключительно в долларах. Я прикупил билетик за 70, о чем потом пожалел.



В небольшом садике, что рядом с портом, мирно отдыхают турецкие бомжи. Поначалу меня это шокировало - откуда в почти свободной стране, где не было кровавого тирана Сталина, могли появиться бомжи? Подумал, что невидимая рука рынка ничего не знает о Сталине и выгоняет всех немощных на улицу подряд. А через 2 месяца, когда я побывал в Стамбуле, я понял, что один бомж - это очень мало! В Стамбуле в районе Аксарай бомжей ночью лежит десятки! Впрочем, о Стамбуле поговорим попозже.



В паромных перевозках Трабзон-Сочи пассажиры - мелкий побочный продукт. Главное - грузы. В моем случае паром на транспортной палубе был под завязку забит помидорами. Представляете, на 5-6 метров в высоту и на 20-30 метров вглубь парома - одни незрелые помидоры в ящиках? Помидоров было так много, что ради них даже задержали отплытие на 3 часа - помидоры важнее расписания. За эти 3 часа можно было развлечься, считая самолеты, вылетающие из аэропорта Трабзона и осматривать город с моря. Ничего интересного.



Плыть нам пришлось на чудесном греческом пароме Аполлония-Вторая, в котором на палубах холодно, в каютах - очень душно и жакро, в столовой нечего есть, а в баре дорого. Все внутри продается за доллары, которые надо предварительно поменять на какие-то купоны. Цены такие: чай - доллар, минералка - 1,5, кофе - 2. пиво - 3.



Когда корабль все же отправился, на Трабзон спустилась черная-черная ночь, но огни города можно было видеть на горизонте еще часа полтора - такой он яркий… А утром, сквозь тяжелую дымку тумана, я увидел Сочи. До выхода из таможенной зоны оставалось 7 часов...



Здравствуй, Родина!

Фото, Турция, Путешествия

Previous post Next post
Up