Продолжение. Начало тут:
Часть 1. Прибытие в Казахстан Наш прицепной вагон до станции Мангышлак должен был долгие 8 часов ждать в Атырау поезда до Мангистау. Эти часы поначалу собирался потратить на изучение города, но, увы, не судьба. Где-то в 5 утра в Атырау пошел мелкий дождь, превративший местную пыль в непроходимую липкую грязь. Вагонный парк, где паркуют ожидающие подачи на вокзал вагоны, находится достаточно далеко от центра города, оттого посещение города пришлось заменять глубоким сном под стук капель о крышу вагона. Каждые час-два старенький советский маневровый локомотив переставлял наш вагон с пути на путь, вселяя надежду на скорейшее покидание такого необычного «плена», однако, до поры до времени эти ожидания были напрасны. Впрочем, не только хорошее, но и плохое когда-нибудь проходит, и через 6 часов эта же маневровая пыхтелка потащила нас, уже в составе поезда Атырау - Мангышлак в сторону вокзала, не уставая регулярно и подло подтормаживать, угрожая сбросить с верхних полок тех, кому еще удавалось спать.
До отправления поезда оставалось еще более двух часов и, несмотря на дождик, удалось сделать небольшой променад по привокзальной территории. Первые впечатления, еще из вагонного парка, меня не обманули - Атырау даже у вокзала оказался очень грязным и неприветливым городом. Впрочем, нельзя винить в этой грязи горожан или местные власти, дело в том что местная западнокахастанская пыль такова, что даже при слабейшем контакте с водой превращается в липкую жижу, безжалостную к штанам и обуви. Хотя, справедливости ради надо сказать, что убираются в Атырау погано, оттого на сегодняшний день, пожалуй, поставлю этот областной центр на верхнее место «хит-парада» самых грязных и неухоженных городов, где я был, хотя бы около вокзала убирать мусор, конечно, надо.
Источник / Автор - Александр Ким
В Атырау в поезд зашло много народа, и даже в нашем прицепном вагоне почти не осталось свободных мест. Моими попутчиками стали два казаха и узбек, что направлялся в Кунград. Казахи искренне интересовались, что это делает житель Москвы в Атырауской области. Когда узнали, что я турист, направляющейся в Актау, удивились еще больше, мол, в Актау российских туристов и нет совсем. Казахи, кстати, очень располагающий к себе народ - спокойные, гостеприимные, любознательные. У казахов часто бывает очень забавный акцент, но эта черта, скорее, только располагает к ним. Под вечер я работал в купе акыном - рассказывал о поездках в далекие страны - Белоруссию и Украину, а так же на российский Дальний Восток. Казахи в свою очередь, рекомендовали поездки по своей стране, и называли какие-то блюда (их названия я, конечно, забыл), которые обязательно надо попробовать. Вообще, мне очень польстило, что много людей в поезде искреннее интересовались мной и моей поездкой, предлагали знакомство, экскурсии, угол в квартире и так далее, что говорит о простых казахах только хорошее. Ну, о хорошем в казахах мы еще поговорим чуть позже, а пока поговорим о дороге.
Следующая большая станция на западно-казахстанской железной дороге -
Макат. В Макате железная дорога разделяется - на восток и на юг. Восточное направление ведет в Актобе и далее на Урал, а южное - в Узбекистан и Туркмению. Сам Макат - типичная казахская деревня у железной дороги, разве что немного большая, чем обычно. В Макате сразу бросается в глаза, что где-то рядом много нефти и газа - на станции все битком забито наливными поездами, а в степи то тут, то там горят факелы и стоят указатели на месторождения, принадлежащие транснациональным корпорациям. На вокзале продается еда, но та, что самодельная - просто ужасна. Может быть, ее есть безвредно, не знаю, не пробовал, но выглядит она очень непривлекательно. Впрочем, бойкие торговцы торгуют не только чем-то самодельным, но и тем, что запаковано. Это есть можно, к тому же, на «фабричную» еду минимальная наценка (наверное, из-за высокой конкуренции продавцов, не знаю), да и торговля как и на платформе, так и по ходу движения поезда очень помогает, когда нет вагона-ресторана.
Казахстанская степь, несмотря на свою внешнюю унылость, очень интересна. Местные жители говорили мне, что мне повезло увидеть ее «зеленой», так как через пару месяцев яркое солнце
выжигает траву до «кирпичного» цвета. Частые разъезды и небольшие остановки дают возможность рассмотреть, каким железным дорогам принадлежат навстречу проходящие наливные поезда. В Опорной у одного поезда были цистерны из шести стран - России, Казахстана, Азербайджана, Эстонии, Латвии и Литвы, причем ни одна цистерна не соседствовала с другой из одной страны! Как долго этот поезд будут потом расформировывать - непонятно.
Рядом с насыпью по сторонам от дороги пасутся… верблюды! А в насыпи устроили себе норки крысы, тушканчики, и даже черепахи! Когда поезд тормозил (а делал он это довольно часто), все богатство придорожной фауны можно было рассмотреть практически в естественной среде обитания… Ближе к ночи откуда-то с моря подул ветер. Проводник тут же закрыл все окна, как будто ждал какое-то стихийное бедствие. Чутье его не обмануло - минут через 10-15 стало дуть так, что вагон от ветра трясся! Я ничуть не преувеличиваю, такие ветра дуют иногда на Мангышлаке.
А еще через пару часов, где-то между
Бейнеу и Сай-Утесом я увидел, какой должна быть настоящая лунная ночь, где лунный свет делает пустыню серебряной, а траву - как бы ржавой. Краски - ярчайшие!
Лунный свет в Бейнеу. На самом деле, серебряный свет на этой фотографии не очень получился из-за коррекции цветовой температуры. Но для иллюстрации другого снимка не вспомнил, если будет у кого подходящий снимок - дайте ссылку.
Источник /
Автор Утром наш поезд строго по расписанию прибыл в Мангистау, даже не город, а огромный промышленный муравейник с огромным количеством труб, трубопроводов, заводов, подъездных путей и прочего индустриального. Оттуда всего 5-7 километров до очень интересного во всех отношениях города Актау.
Продолжение следует…