Механизм войны (материалы для изучения)

Sep 19, 2022 21:27

Поскольку я со своим ноутом так и не понял, когда смогу нормально надиктовать лекцию на ютуб, пусть конспект будет и здесь.

Вводная часть.

Общая концепция лекции "Механизм войны (материалы для изучения)" и её ключевые тезисы, в соответствии с которыми я старался подбирать материалы:
1) "Механизм войны" состоит из людей;
2) Из реальных людей невозможно создать идеальную машину. В принципе, это касается любой социальной структуры, но особенно относится к "военной машине", где люди действуют в условиях опасности для жизни и сталкиваются с активным и целенаправленным противодействием врага.
3) Поражения более поучительны, чем победы.

Для начинающего читателя лучше начинать с небольших работ. Здесь лучше всего, по-моему, подойдёт книга Эрнеста Суинтона "Оборона Дурацкого Брода" (Defence of Duffer's drift). В России она стала известна совсем недавно, а вот на Западе, несмотря на полухудожественную форму и совсем небольшой объём (я как-то прочитал её за одну поездку на метро, меньше чем за час) это классика обучения младших командиров тактике, породившая множество подражателей на каждом новом этапе развития военного дела.

Среди небольших работ, уже ориентированных на более высокий уровень (командующего или полководца) наиболее интересна брошюра Карла фон Клаузевица "Важнейшие принципы войны". Это дополнение к курсу по военному делу, который он читал наследнику прусского престола и где сформулировал свои взгляды более кратко, чем в своей основополагающей книге "О войне" (есть в приложении к одному из изданий этой книги). Брошюра представляет собой скорее интеллектуально-эмоциональную накачку на тему "как должен думать и действовать полководец" (шире - профессиональный военный вообще), чем конкретные рекомендации. Самое важное у Клаузевица здесь - это понятие "трения", то есть тех проблем, с которыми сталкивается военное планирование при осуществлении на практике, и которое он очень хорошо раскрывает: "Все воздействия, которые мы учитываем на войне, никогда не бывают в точности такими, как их представляет себе тот, кто лично внимательно не наблюдал войну и не свыкся с ней.
Часто ошибаются на много часов в расчете марша какой-нибудь колонны, причем нельзя даже точно выяснить, от чего зависела задержка; часто возникают препятствия, которые заранее предвидеть было невозможно; часто предполагают достигнуть с армией известного пункта, но бывают вынуждены остановиться на несколько часов пути раньше; часто выделенный нами отряд оказывает гораздо меньшее сопротивление, чем мы ожидали, а неприятельский отряд - гораздо большее; часто средства какой-нибудь провинции оказываются скромнее, чем мы предполагали, и пр.".

На стыке между уровнем военачальника и младшего командира находится уже несколько большая по объёму книга Александра Андреевича Свечина "Искусство вождения полка". Он там как раз очень хорошо показал разнообразие проблем, с которыми военное дело сталкивается в реальности и которые редко упоминаются даже в военно-исторических трудах - то есть клаузевицевские "туман войны" и "трение" на конкретных примерах. Основные события в книге происходят в конце лета - начале осени 1915 года во время отступления российской армии в Прибалтике, хотя Свечин упоминает и другие эпизоды из боевой жизни полка и своей военной биографии. А самое главное, очень глубоко их анализирует. В том числе он упоминает и такие явления, как психологическая усталость войск от длительной войны, и даже посттравматическое стрессовое расстройство (хотя таких терминов ещё не было), и как сильно это влияет на реальную боеспособность войск и адекватность командиров.
Некоторые сокращения в книге Свечина, характерные для того театра боевых действий: м. - видимо, "мыза"; ф. - "фольварк", г.дв. - "господский двор". Ковно - это нынешний Каунас, Янов - видимо, Ионава.

Это, так сказать "вводная часть вводной части".

Философия, История, Механизм войны, Война

Previous post Next post
Up