Рассказываю одну давольно давнюю историю.
Когда то, еще в 2001 году, я захотел опубликовать некий
политический текст на весьма уважаемом сайте libertarium.ru. Вначале в опубликовании отказали, причем модератор сайта дал довольно подробную критику, в которой говорилось о том, что текст не вполне соответствует либертарианским идеям и даже свидетельствует о приверженности автора социализму. Если быть точным, то мне сказали буквально следующее: этот текст «соответствует взглядам, принятым в некоторых фракциях американского "либерализма", то есть, социализма (если применять принятую в Европе терминологию)». При этом мне авторитетно объяснили, что «с позиций либертарианства рыночная экономика и может, и должна существовать без всякого государственного регулирования, будь то со стороны бюрократии или децентрализованной системы демократически избранных гражданских представителей. Наша программа - отмена всякого регулирования».
Пришлось немало удивиться и послать в ответ объяснение. В этом объяснении говорилось, что я совершенно не против невмешательства власти в экономику, и даже двумя руками за подобное невмешательство, но есть некоторые вещи, когда влияние власти может быть весьма и весьма разумным. И привел пример, который мне казался совершенно естественным и, что греха таить, “железным” аргументом.
«Нужны, наверное, - написал я, - определенные формы муниципального регулирования. Я живу в Царском Селе. Как Вы думаете, кто-то должен решить вопрос о том, можно или нельзя установить ларек для продажи водки у входа в Екатерининский дворец? Или у входа в школу, детскую поликлинику».
В общем, после моего объяснения инцидент, что называется, был исчерпан и мой текст опубликовали, препроводив его той самой критикой модератора и моим ответом на эту критику, за что я авторам сайта был премного благодарен.
Эту историю не стоило бы и рассказывать, если бы не совершенно изумительный
комментарий неведомого мне читателя сайта, который на мой аргумент о водочном ларьке у Екатерининского дворца ответил буквально следующее:
«С точки зрения либертарианства, подобные вопросы могут решать только собственники соответствующих земельных участков. Лица, озабоченные моральным аспектом проблемы, должны купить эти участки, если их действительно волнует данный вопрос».
Так я впервые стал подозревать, что либертарианство - это отнюдь не теоретическая система, а вполне сложившаяся религиозное учение, в котором вера в непорочность догматики вполне заменяет разум. Когда проблемы начинают решать не с точки зрения логики, а с “точки зрения либертарианства”, это явные диагноз того, что знание уже вполне заменено верой. Еще одним явным признаком этого может служить наличие в либертарианском сообществе экзальтированных адептов, эдаких радикальных проповедников, у которых при слове “свобода” совершенно гаснет разум, но зато загораются глаза. И в этот миг благодать святого Хайека снисходит на них с высоты свободных небес…