Глянем-ка на известную картину Константина Маковского «Воззвание Минина».
На самом деле картина называется «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям». Но кто ж такое выговорит, а тем более, запомнит?
Что меня удивляет - как на таком крутом склоне холма мог быть торг, рыночная площадь? Там до сих пор рядом такие уклоны, что шею свернёшь. Можно сравнить с предыдущей фотографией, из прошлой части, снято плюс-минус с того же места.
Да, с начала XVII века, когда описываемые события здесь происходили, до конца XIX века, когда была написана картина, и, тем более, к началу века XXI, когда были сделаны фотографии, окружающая обстановка чуть-чуть ( :-) ) поменялась, но место всё то же. Вытоптанный холм и одна из кремлёвских башен, можно сказать почти и не изменились. (После реставрации - особенно «не изменились». Ибо до реставрации кремль был развалинами). Церковь, правда, немного не та. Точнее, в понимании нормального человека совсем не та, а в понимании церковнослужителя - та же самая. Ведь для нормального человека важна постройка/вещь, а для попа - имя постройки/вещи.
Деревянная церковь на картине Маковского - Церковь Рождества Иоанна Предтечи (можно ещё добавить «На Торгу», тут рыночная площадь была). В классической трактовке именно здесь, на рынке, у этой церкви, Козьма Минин вёл агитацию и призывал всем миром скидываться на ополчение. И, в отличие от иных прочих собиральщиков в яндекс-кошельки, сдал и своё имущество. (Байка про то, как олигарх Минин даже украшения у своей молодой жены-фотомодели отобрал, и в ополченческий общак ссыпал, попала, по моему, во все хрестоматии).
У Маковского сей момент всенародной ажитации осени 1611 года и запечатлён. Шесть на семь метров, между прочим, картина, в два раза больше, чем «Богатыри» Васнецова или «Утро стрелецкой казни» Сурикова. Даже огромное репинское «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (фух!) на пять квадратных метров площади меньше.
Но вернёмся к истории с географией. Лет через семьдесят после описанных на картине событий, уже в конце XVII века, при царе Фёдоре Алексеевиче (который старший брат Петра Алексеевича, прозванного Великим), на этом месте построили новую церковь, того же имени, но уже каменную. Вот её-то мы сейчас и видим. Да, немного перестроенную и достроенную (часовенка приделана в середине XIX века, позже и колокольню перестроили), но, всё-таки. Строение конца XVII века, триста с гаком лет. Впрочем, кремлю, даже в его нынешнем виде, лет пятьсот набежит. (Кстати, ту кремлёвскую башню, что торчит на заднем плане что на картине, что на фотографии, по имени этой, близ расположенной церкви, Иоанна Предтечи, прозвали Ивановской).
Современный вид с кремлёвского холма на то место, где осенью 1611 года Минин вёл патриотическую агитацию. Каменная церковь поставлена на месте стоявшей тогда деревянной, бронзовый памятник поставлен на месте стоявшего тогда живого человека. На заднем фоне Ока по-прежнему впадает в Волгу.
Мания «примазывания» не миновала и эту церковь. Хотя именно эта церковь никакого Минина уже не застала, он умер ещё в 1616-м, не преминули привертеть табличку, что именно здесь, вот прям на этом самом месте, Минин и призывал собирать ополчение. И, в соответствии с духом времени, указали, цитирую «Богослужения прекратились в 1937 году, возобновлены в 1994 году».
Дальше на той табличке и вовсе «дух времени» так шибает, хоть святых выноси. Слабонервным лучше не читать.
[Spoiler (click to open)]«Реконструирован [храм] в 2004-2005 годах трудами и заботами Преосвященнейшего Георгия, епископа Нижегородского и Арзамасского, Сергея Кириенко, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе, вкладом и попечением Шалвы Бреуса, Председателя Совета директоров ОАО «Волга».
Заодно, вместе с открытием памятника (открытием копии памятника, если уж быть точным) эту свежеотреставрированную «трудами и заботами, вкладами и попечением» церковку заново освятили (в чем поучаствовал патриарх Алексий II, о чём тоже упомянули). И всё это неземное действо происходило 4 ноября 2005 года, когда День народного единства праздновали первый раз. Символизм, ёптыть. Но символизм какой-то убогонький.
Хоть и совсем не по дороге, не по нашему краткому маршруту, который был обозначен в первой главе, но если уж вспоминать нижегородскую память о земляке, нельзя обойти и бронепоезд «Козьма Минин». Который был назван так сами понимаете когда и почему. И вспомнить о нём стоит ещё и потому, что памятник этому именному бронепоезду в Нижнем Новгороде имеется в наличии во всей красе.
И более того, есть некая вероятность, что весьма условный макет бронировки надет на тот самый паровоз Ок-139, который и на самом деле входил в состав этого бронепоезда.
Памятник в честь бронепоезда «Козьма Минин» в виде макета бронепаровоза от бронепоезда «Козьма Минин». Фото сделал vpolkovnikov.
Вот вроде бы этот «Козьма Минин» не тот Козьма Минин, но… Но тоже Козьма Минин. И тоже воевал за свободу страны.