Лайнеры. Часть 1. Dazzle vs Szary

Jun 06, 2020 21:27

Предыдущая часть.

Часть 1. Dazzle vs Szary

Вообще, визуально прятать пароход, пышащий чернющим угольным (или мазутным) дымом изо всех труб - занятие бестолковое. Точно так же, бестолково визуально прятать не шибко дымящий дизелями (или не дымящий атомным реактором) корабль при наличии всяких там радаров. Но в тот самый краткий миг между «вчера было рано - завтра будет поздно», пришедшийся как раз на Первую Мировую, подобный камуфляж и изобрели.



На мой дилетантский взгляд, польза от такого камуфляжа на чёрно-белых фото гораздо выше, чем в реальной обстановке. Собственно, как и с современным «пиксельным» камуфляжем. Тепловизору как-то плевать на намалёванные пиксели. Зато смотрятся камуфляжи эффектно, что «ослепляющий», что «пиксельный».

Понятное дело, предназначением такого камуфляжа было не скрыть наличие корабля, как такового. Назначение этой окраски - запутать и сбить с толку вражеских наблюдателей, затруднить им опознавание судна, определение его курса и скорости. В общем, именно что ослепляющий и деформирующий камуфляж. Подобно зебрам, чья яркая и приметная для «глазастых» высших приматов окраска, не вполне очевидна кошачьим и собачьим хищникам, с их чёрно-белым зрением. Ну и муха цеце, говорят, своими фасетками в эту полосатую фиговину не может прицелиться.



Как я понимаю, это американский эскадренный броненосец «Небраска». (Тип «Вирджиния», ещё додредноут, эксплуатировался с 1907 по 1920-й). Смотрится вполне арт-деко, и на поставках краски можно изрядно получить «на откатах».

Кстати, вот эти решётчатые штуковины а-ля московская Шуховская башня - это мачты. Американцы считали, что такая конструкция будет прочнее сплошной одноопроной мачты той же массы. К тому же, подобная конструкция считалась «прозрачной» для снарядов - полагали, что снаряд пролетит решётчатую конструкцию насквозь, не взведясь и не подорвавшись. А потом, в 1918-м, на первом американском дредноуте «Мичиган» (точнее - втором, первым был его систершип «Южная Каролина», американцы линкоры строили, в основном, по два) вот такая решётчатая мачта во время сильного шторма упала. И, постепенно, на линкорах мачты во время ремонтов заменялись на трёхопорные, английского образца.



Единственный сохранившийся американский дредноут - линкор «Техас» (тип «Нью-Йорк»). Сразу после постройки на нём тоже были установлены две решётчатые мачты. (И две трубы). А сейчас, как видите, две треногие мачты. И одна труба. Это, как и заделанные порты противоминной артиллерии и присобаченные противоторпедные були по бортам, равно как перевод с угольного на мазутное отопление - результат многочисленных модернизаций.

Вообще, оба корабля этого типа, вступившие в строй в 1914-м, аккурат к Первой Мировой, переделывались и перестраивались бесчисленное множество раз, и стали больше похожи на более поздние линкоры времён Второй Мировой. Да и воевали по-настоящему они именно во Вторую Мировую, хотя во время Первой, после вступления в войну США, таки, отправились на помощь британскому Гранд Флиту. Но «очно» столкнулись с немцами, считай, только после перемирия, конвоируя корабли сдавшегося Хохзеефлота в английскую гавань.
«Нью-Йорк» по завершении боевой карьеры, в 1946-м, отправился на атолл Бикини. Но два атомных взрыва его не взяли. Корабль дезактивировали и отволокли в Перл-Харбор. И там, в 1948-м, во время испытания новых систем вооружения, наконец раздолбали и утопили.
«Техасу» повезло больше, с того же 1948-го он стал кораблём-мемориалом, в таком статусе он и пребывает до сих пор. Правда, из-за бессчётных модернизаций разглядеть в нём классический дредноут уже проблематично.



Здесь «Техас» явно после крупного ремонта и реставрации 1988-1990 гг. Стоит обратить внимание на окраску. Как видите, простой тёмно-синий цвет, без всяких «ослепляющих» изысков. В такой схеме (Measure 21) «Техас» был во время боёв за Иводзиму и Окинаву, где дредноут поддерживал огнём с моря высадку десантов.
Кстати, стела на заднем фоне - в честь боя у Сан-Хасинто (не путать с калифорнийским Сан-Джасинто, пишутся-то одинаково, но читаются по разному - техасский по-испански, калифорнийский - по-английски). Дело было где-то поблизости, не так далеко от побережья. Там, у Сан-Хасинто в 1836-м вооружённые силы самопровозглашённой Республики Техас под командованием Сэма Хьюстона (в честь которого назовут техасский город Хьюстон) разгромили мексиканскую армию Санта-Анны, генерала, президента и, фактически, диктатора Мексики, а по совместительству - «Наполеона Запада». «Помни Аламо» - это как раз про этот бой. В результате Санта-Анна попал в плен, а Техас получил независимость и откололся от Мексики.

«Ослепляющий» морской камуфляж быстренько вырос в ВМФ Англии, был интенсивно поддержан в США, но после Первой Мировой так же быстро сошёл на нет. Технический прогресс, что вы хотите.



Кстати, забавные «ломаные» и многоцветные камуфляжи английской и французской бронетехники Первой Мировой явно из тех же корней выросли. Замаскировать чадящий движущийся металлический сарай традиционными впоследствии хвойными веточками не представлялось особо возможным, а вот раскрасить его во все цвета радуги - да запросто.

Хотя, отдельные рецидивы камуфляжа имели место. Разве что, он стал более продуманным, и менее «выпендрёжным».



Линкор «Бисмарк». Эдакий военный «Титаник» - самый-самый, но погибший в первом же боевом рейде. Немцы разменяли свой новенький линкор и две тысячи человек экипажа на английский немолодой линейный крейсер «Худ» и его полторы тысячи человек. Оконечности «Бисмарка» выкрашены более тёмным, центр - более светлым, да ещё с контурами носа и кормы, чтоб скрадывалась истинная длина корабля. Ещё и ложные пенные буруны накрашены белой краской. Художники, одно слово. Яркие камуфляжные полосы на корпусе корабля перед выходом в Атлантику немцы, всё же, закрасили, от греха подальше.

Впрочем, реинкарнация «визуального» камуфляжа появилась и в Англии в начале Второй Мировой - например, в виде «маунтбеттановского розового».

Изобрёл это дело Луи [Spoiler (click to open)](вообще - Людвиг, английские Виндзоры же, до переименования, были немецкими Саксен-Кобург-Готами, а эти были Баттенбергами) Фрэнсис [Spoiler (click to open)](раз Луи, то может и Франсуа?!) Альберт [Spoiler (click to open)](в честь мужа Виктории?) Виктор [Spoiler (click to open)](в честь самой Виктории?) Николас [Spoiler (click to open)](в честь нашего Николая I?) Маунтбеттен-Бирманский (практически, Суворов-Рымникский). Родной дядя греческого (или датского? да кто этих аристократов разберёт!) мужа ныне действующей бабули королевы Англии Елизаветы-дай-бог-здоровья-Второй. И, заодно, племянник, что ли, нашего Николая II.
Короче, сей породистый, с хорошей родословной, паренёк сорока лет от роду, командовал во время Второй Мировой войны одной из флотилий эсминцев.
И изобрёл особый камуфляж для своих эсминцев - эдакий серо-розово-лиловый, чтоб на линии горизонта корабли сливались с лучами восходящего/заходящего солнца.
Так, что «розовый танк» Фёдора нашего Бондарчука, это не так уж и плохо.



Если честно, бондарчуковскую экранизацию «Обитаемого острова» я осилить так и не смог. Слишком хорошо я знаю и люблю читанный-перечитанный оригинал Стругацких.

У маунтбеттановской идеи были, «как ни странно» ( :-) ) некоторые недостатки. Во-первых, «работал» камуфляж только на ясном рассвете и закате, в полдень или ненастье выгоднее был обычный серый. Во-вторых, надо было придерживаться точных пропорций при смешении красок. Стоило чуть переборщить с пигментом, и получали ярко выделяющийся «красный» корабль. В общем, над маунтбеттановской эскадрой эсминцев, в угоду прихотям королевского родственника, поиздевались, остальные корабли как были серыми, так и остались.
Ну и «ослепляющим» камуфляжем уже не баловались - при наличии радаров скрывать курс и расстояние окрасом «под зебру» стало бессмысленно.
Посему, серый цвет, как самый простой и дешёвый, прочно вошёл в военно-морской быт.
Современный американский супер-пупер навороченный утюг эсминец «Цумвальт», сделанный по технологии стелс (из радиопрозрачной древесины бальсы) тоже обошёлся простым серым, даже без модных пикселей.

У нас, кстати, подобный цвет называют почему-то «шаровым» (на «а» ударение). Как будто простого слова «серый» мало. Ну да у моряков всё не просто так. А вообще-то «шарый» - это «серый» по-польски. А Польша, как известно, стронг наряду со своими ракетно-космическим достижениями, славится и своими военно-морскими традициями.

Что же, пора поворачивать от камуфляжных вопросов, к вопросам лайнеров (в том числе и в камуфляже).

Продолжение

---

СОДЕРЖАНИЕ:

Вступление

Часть 1. Dazzle vs Szary

Часть 2. Голубая лента Атлантики. Англичане и немцы

Часть 3. «Гончие Атлантики»

Часть 4. Лайнер одного рейса

Часть 5. Любитель таранов

история, очерки, корабли

Previous post Next post
Up