АНТИЧНЫЙ СЕКОНД-ХЕНД. ЧАСТЬ 4

Feb 07, 2020 22:51

(Планировалось, что четвёртая часть будет самая маленькая, а вышло так, что она оказалась самой большой).

АНТИЧНЫЙ СЕКОНД-ХЕНД. ЧАСТЬ 4

После долгих и пространных рассуждений про «повторное использование» памятников античной архитектуры в более поздние времена (в трёх частях - первая, вторая, третья), наконец дело дошло до малого. Разрешите докопаться до столбов. Точнее - обелисков.

«Если у тебя есть столб - урони его. Дай отдохнуть и столбу»

Обелиск - изобретение чисто египетское. Нет, может быть, кто-нибудь додумывался до этой «невероятно сложной» конструкции и кроме них, но египтяне догадались раньше. Благо, их цивилизация оказалось одной из самых первых, а обелиск - тот же менгир, только как следует обработанный. Что поделать, людей всегда тянуло к мегалитическим конструкциям, кто поумнее - те ставили обелиски да пирамиды, кто в школе плохо учился - ограничивались кромлехами да дольменами. Самые умные утаскивали мегалиты у соседей.

Моду на египетские обелиски у римлян ввёл их первый император - Октавиан Август, присоединивший Египет к Империи. Идею Октавиана подхватили последователи, и поволокли в Рим обелиски один за одним. Считают, что за триста-четыреста лет их установили чуть ли не полсотни. До наших дней их сохранилось пусть небольшое, но нетривиальное количество - 13 штук.

У египтян обелиски служили определённым религиозно-сакральным целям. Для римлян они превратились в простые украшения. То есть, не такие уж и простые, восточно-экзотические, но - украшения. Декор, не более того. То есть, уже для римлян они были «секонд-хенд, служащий не по назначению».
У итальянцев обелиски служили той же функции, что и римлян - украшать, вызывать трепет. Такое себе, б/у украшение.
Плюс немного христианской «идеологии»: на обелиски ставились кресты, их посвящали, с обрядами и литургиями, какому-нибудь святому деятелю или знаковому религиозному событию. Могли чуть ли не экзорцизм провести, ради изгнания из обелиска языческого прошлого.
И, кроме декоративной и религиозной, добавилась функция «указателя» - «если стоит обелиск, значит рядом что-то важное».

Старая народная мудрость гласит: если поставить на землю высокий и тяжёлый столб, обязательно найдётся тот, кто захочет его свалить. Колонны Траяна и Марка Аврелия счастливо избежали этой участи, а вот римские обелиски пороняли. Они раскололись, ушли в землю, были забыты и разбиты. Потом часть из них выкопали и пристроили заново, но уже не там, где они стояли раньше.
Из-за наличия (точнее - отсутствия) иллюстративного материала, мы поговорим далеко не обо всех сохранившихся обелисках, а только о половине.

Как известно, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк. С кино в Древнем Риме была напряжёнка, а вот с цирками - всё в порядке. С цирка и начнём.



Реконструкция императорского Рима из интернета. Перед нами Большой Цирк. Многоэтажные сооружения на его дальней от нас стороне - императорские дворцы на Палатинском холме.

Давайте рассмотрим модель?
Ворота на верхнем, плоском конце цирка - ворота конюшен (по краям) и те, через которые въезжали колесницы для участия в соревнованиях (по центру). Красивые ворота на закруглённом конце - для торжественного выезда победителя. Вокруг беговой дорожки - трибуны. Понятно, и видно, где там самые крутые трибуны для VIP’ов. (Император мог и не приходить вниз, а смотреть с холма, вон из той полукруглой штуки, благо это часть дворцового комплекса). Посередине - разделительная полоса, со множеством различных строений и украшений, в том числе - с двумя обелисками, одним побольше, другим поменьше.

Но это модель. Пусть позднего, но цветущего Рима. А что сейчас, спустя полторы-две тысячи лет? И что сейчас там, где стояли два египетских обелиска? А ничего нет. Пусто.



Не узнаёте? Да, этот невзрачный овраг - «закруглённый», «парадный» конец Большого Цирка. Сейчас этот объект зовётся Чирко Массимо.

Отвлечённое лирическое отступление.
Нам, русским людям, испорченным «немецкой школой» прочтения латинских названий, тяжело смириться с прочтением этих самых латинских названий современными итальянцами. Им, наверное, виднее, но тяжело по-доброму относится к людям, для которых наш старый добрый Юлий Цезарь - какой-то Джулио ЧезАре. Впрочем, немного отпускает, когда вспоминаешь, что, по утверждению современных лингвистов, «Цезарь» на самом деле аутентично звучало как «КайсАр».



Вид на Большой Цирк с Большой Экседры (той полукруглой штуковины на предыдущей модели-реконструкции) Дома Императоров (части Дворца Флавиев, отведённой для семьи императора). Глазом не слишком видно, не хватает высоты, а «со спутника», на удивление, хорошо видны плоский и скруглённый концы стадиона, дуга этой самой Экседры, расположенный рядом «домашний стадион» дворца Домициана из предыдущей заметки и прочее.

Сейчас Чирко Массимо - большой бестолковый овраг, почти в километр длиной и полтораста метров шириной, в котором иногда устраивают какие-нибудь представления, в том числе и реконструкторские, с «потешными центурионами» в жестяных доспехах.



Большой Цирк. Развалины справа - кусок императорских дворцов на Палатинском холме. А напротив, на той стороне Цирка - монументальный памятник Джузеппе Мадзини, карбонарию, деятелю Рисорджименто, беспокойному итальянцу, которому всё хотелось устроить где-нибудь бучу для воссоединения разобщённой и разнородной Италии.

Как видите, не то, что обелисков, ни единого следа былого величия Большого Цирка к нашим временам не осталось. Хотя нет, обелиски-то, как раз, уцелели. Только установлены теперь не здесь.



Как-то так представлял себе Большой Цирк имперских времён художник, перепутав, при этом, взаимное расположение элементов разделительной полосы и ворот. На гравюре один обелиск представлен невероятно гигантским, а второй - ну, таким, скромно-обычным. А ведь сохранились оба, можем сравнить!

Да, сохранились оба обелиска Большого Цирка, хоть оба уволокли из Цирка довольно далеко.



Один из обелисков Большого Цирка, перекочевавший на север города - в центр площади Пьяцца-дель-Пополо. Этот обелиск - самый первый из обелисков, привезённых в Рим. Обелиск был изготовлен древними египтянами в честь фараона Рамзеса II за тысячу с лишним лет до прибытия в Рим. У египтян на верхушке обелиска - пирамидоне - ничего не устанавливалось. Только он сам покрывался блестящими металлическими листами. Римляне на пирамидоны ставили красиво блестящие медные шары. При христианских папах прежние украшения убирали и водружали на вершину идеологически правильные кресты.

Обелиск из Большого Цирка, упавший и разбившийся на три части, полностью выкопали из земли и перетащили на площадь в конце XVI века. Тогда в Риме рулил папа «Семь-Сорок», «Семь-Восемь», «Шестой-Пятый» (в смысле - Сикст V), вмешавшийся во многое из архитектурного наследия (апостолы на колоннах императоров - его рук дело).

Папе хотелось облагородить Рим, провести реновацию реконструкцию и украсить площади чем-нибудь таким, эдаким. А тут бесхозные гранёные столбы валяются! Грех было бы не воспользоваться.



Пьяцца-дель-Пополо, «Народная площадь», место и само по себе примечательное. Видите за обелиском белые ворота, больше похожие на триумфальную арку? Их несколько раз переделывали и украшали, но первоначально там находились Фламиниевы ворота в крепостной стене, построенной вокруг Рима императором Аврелианом (конец III века). От них шла на север, в город Арминиум (современный Римини), Фламиниева дорога (построена в III веке до н.э.). На этой дороге, рядом с Римом, у Мульвиева моста через Тибр, император Константин победил императора Максенция, в честь чего построил себе Триумфальную арку на Форуме. В другую сторону от Пьяцца-дель-Пополо (за спиной у фотографа) идут не менее примечательные улицы - Виа Корсо к Площади Венеции (а там монумент Витториано, и рядом Форум и всё остальное), Виа Бабуино на Площадь Испании с её Испанской лестницей, Виа Рипетта - к Мавзолею Августа. Если все дороги ведут в Рим, то внутри Рима все дороги ведут от одной достопримечательности к другой.

Постамент под этот обелиск, как ни странно, из Большого Цирка. Его подремонтировали и к двум надписям в честь Октавиана Августа добавили две в честь папы Сикста V. Слава богу, папа догадался не стёсывать иероглифы с обелиска, ограничившись посвятительными надписями себе любимому на постаменте. Фонтан с псевдоегипетскими львами по углам - это уже первая четверть XIX века, приделали при глобальной модернизации площади.



Фонтан начала XIX века вокруг постамента I века до н.э., отреставрированного в XVI веке, с надписями в честь императора Октавиана Августа и папы Сикста V, на котором установлен обелиск с надписями в честь фараона Рамзеса II (XIII век до нашей эры). Хм, интересно, это ещё эклектика или уже постмодернизм?
На заднем плане - лестница на холм Пинчо. Там, в общем комплексе со статуями и фонтаном богини Ромы, лежат маленькие такие белые сфинксы. Всё это украшение установлено при реконструкции площади в XIX веке, а вот сами сфинксы до того стояли в античном Храме Сераписа и Исиды (о нём немного ниже). Там, наверху, на территории холма, расположен парк, в котором торчит ещё один обелиск. Но его мы, увы, не коснёмся, за неимением иллюстраций.

Обелиск, на Пьяцца-дель-Пополо - «малый обелиск» из Цирка, 24 метра высоты. Есть и большой. Глазом не слишком видно, но по документам - точно большой.



Обелиск на площади перед Базиликой Сан-Джованни-ин-Латерано. Самый древний из римских обелисков. Постамент - «новый», XVI века.

Второй обелиск из Большого Цирка перетащили поближе, ибо был он тяжелее. И поставили на площадь у Базилики Сан-Джованни-ин-Латерано, Собора Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме. Церковка эта является храмом номер один города Рима и, одновременно, одним из равновеликой четвёрки самых главных храмов католиков всего мира. (Все они, естественно, располагаются в том же Риме: ватиканский Собор Святого Петра, Базилика Санта-Мария-Маджоре, Собор Святого Павла За Стенами и латеранский Собор Святого Иоанна Крестителя. Отличаются от всех остальных католических церквей тем, что в них имеются особые «Святые двери», которые открывают только в Юбилейный год (т.е. раз в двадцать пять лет), и особый алтарь, за которым имеет право служить только лично папа римский).
Как ни странно, находящиеся в одном и том же городе Сан-Джованни-ин-Латерано - главный в Риме, а Собор Святого Петра - главный в мире. Они, вроде как, равны по крутизне, но функции у них при этом не пересекаются. Поэтому всех католиков мира папы благословляют из Ватиканской базилики, а жителей Рима - из Латеранской.

Раз Сан-Джованни-ин-Латерано главный городской храм, ему достался главный городской обелиск. Из всех имеющихся - самый древний, самый высокий и самый тяжёлый.



Этот обелиск - вообще самый высокий сохранившийся древний обелиск, высота больше тридцати метров. Его создали в честь фараона Тутмоса III (XV век до н.э.). Потом, спустя тысячу семьсот лет, император Константин перетащил его в Александрию Египетскую, намереваясь потом транспортировать морем в свой любимый Византий-Константинополь. Но не успел, помер. А его сын, Констант или Константин (или как-то так, всех его детей, и детей родственников звали приблизительно одинаково), решил отправить гигантский обелиск в Рим. В 357 году этот обелиск установили в Большом Цирке.

Не так уж долго простоял обелиск в Большом Цирке, прежде чем упасть. И не просто упал, раскололся на куски. В 1587-м году папу Сикста V убедили вложится в «откоп и подъём» здоровенного обелиска. Чтоб ему компенсировать моральные издержки, куски обелиска собрали и установили перед окнами персонально-папского собора в Латеране. А ржавую конную статую, что с античных времён стояла на том месте, уволокли куда подальше. (Потом выяснилось, что то была ценная античная скульптура императора Марка Аврелия, но кого это волнует?).



Судя по размеру человеческих фигурок, обелиск и вправду грандиозен. При том, что при повторной сборке четыре метра от его первоначальной высоты «потеряли». Вес обелиска около двухсот тридцати тонн.

Не только «современные» (пятисотлетней давности) итальянцы страдали манией перетаскивания обелисков с места на место. Древние римляне тоже этим маялись.

Я ведь как-то уже упоминал, что римляне увлекались всякими восточными культами? (Да так увлекались, что одна из сект одной из восточных религий стала государственной религией Империи). Среди прочего, был у них культ Сераписа.
Серапис это такой синкретический эллинистическо-египетский бог, изобретённый египетскими Птолемеями. Его культ римляне с удовольствием подхватили и творчески развили. Например, выдали в качестве жены богу Серапису богиню Исиду (которая, вообще-то, жена Осириса). Культ Исиды отдельно от Сераписа римляне тоже поддерживали и храмы строили.

Храм Сераписа и Исиды на марсовом поле в Риме построили ещё при Юлии Цезаре. Потом, при первых императорах, «неправильные восточные культы» подзапретили, храм забросили и поломали. После, при всяких отклонутиках, типа Калигулы или Нерона, этот культ снова вошёл в моду. Когда очередь дошла до Домициана, он старый храм Сераписа и Исиды отремонтировал, обновил и украсил. В том числе - новыми обелисками. (Прямо напротив от Храма Сераписа и Исиды построили, впоследствии, Храм Божественного Адриана, чьи бренные огрызки мы видели в предыдущей части).



Ватиканский дворец Бельведер. В нише стоит здоровенная бронзовая сосновая шишка, в честь которой весь этот внутренний двор называется «Кортиле делла пинья» - Дворик сосновой шишки. (Сама средиземноморская сосна - пиния по-латински, пино по-итальянски - известна тем, что из неё выстругали Буратино Пиноккио). При чём здесь эта сосновая шишка? А при том, что она была частью фонтана в Храме Сераписа и Исиды. В дикие времена её отломали, но, на удивление, не переплавили. Потаскав туда-сюда по городу, в XV веке установили, наконец, на то место, где она стоит до сих пор. Рядом, в общей с шишкой фонтанной группе, стоят бронзовые египетские львы и павлины.

После домицианова ремонта пару-тройку веков этот эллинистическо-египетский храм профункционировал, и был закрыт как языческий, после утверждения христианства в качестве официальной религии Империи в конце IV века. Ещё до этого момента, при императоре Максенции, один из обелисков, установленных Домицианом, отволокли из храма на территорию Цирка Максенция, что расположен на Вилле Максенция (это довольно далеко от центра города, проще говоря, у чёрта на куличках). Там он и валялся, разбитый на несколько частей, пока в середине XVII века ему не нашли применения. В фонтане.

Помните, в предыдущей части я приводил фотографию «домашнего», дворцового стадиона императора Домициана? Он располагался на территории императорского дворца на Палатинском холме, рядом с общенародным Большим Цирком. Так вот, за Домицианом числится ещё один стадион. Общедоступный, поменьше чем Чирко Массимо (так, как был для «лёгкой атлетики» а не скачек), но побольше, чем «дворцовый».



Реконструкторская иллюстрация из интернета (ориентирована она так, что север слева). В центре - стадион Домициана. Если посмотреть вверх от стадиона, круглое строение с коричневой крышей - Пантеон. А ещё выше были, друг напротив друга, Храм Божественного Адриана и Храм Сераписа и Исиды (влез краешком на верхнем срезе картинки). Вообще, вся эта обширная местность хоть и называлась, по традиции, Марсовым полем, к имперским временам давным-давно была застроена, никакого «поля» не осталось.

В Средневековье стадион Домициана оказался забыт и заброшен. Там где были каменные ярусы зрительских трибун стали строить дома и хозяйственные постройки, используя имеющиеся стены и стройматериалы. А арена, оставшись незастроенной, превратилась в рыночную площадь. Практически, судьба Амфитеатра Флавиев. Но Колизей был большой, а стадион Домициана - не очень. В итоге, от античной постройки осталась только «планировка» - вытянутая прямоугольная площадь. Постепенно старые средневековые развалюхи сменились красивыми палаццио и церквями Нового времени, а площадь осталась почти в прежних габаритах арены. Наконец, решили и саму площадь облагородить. Тут и вспомнили об обелиске из Цирка Максенция, который прежде был обелиском из Храма Сераписа и Исиды.



Так уж вышло, что современная Пьяцца Навона известна своими фонтанами и декором XVII века, но отнюдь не античным наследием, от которого осталась только вытянутая прямоугольная форма и изрядно эволюционировавшее название (Circus Agonalis - Campus Agonis - Nagone - Navona). Сейчас на площади три помпезных фонтана, которыми она и известна. В самом известном фонтане, центральном, торчит наш обелиск.
А вон та церковка на фото - Сант-Аньезе-ин-Агоне - имени Святой Агнессы, которую, за всякие нехорошие вещи (отказала знатному римлянину в сватовстве, т.к., будучи христианкой, решила дать обет безбрачия и всё такое) в качестве позорного наказания отправили работать в бордель, располагавшийся как раз здесь, у стадиона Домициана.

Итак. При капитальной реконструкции и украшении Площади Навона, в центр одного из фонтанов засандалили обелиск, установленный при Домициане в Храме Сераписа и Исиды, а позже перенесённый в Цирк Максенция.



Обелиск из Храма Сераписа и Исиды (он же - обелиск из Цирка Максенция). Не смотря на внешний вид и иероглифы - обелиск «не настоящий». Гранитный монолит для его изготовления привезли из Египта, но изготовляли обелиск в Риме, там же вырезали и иероглифы. Гласящие, в том числе, что заказчик этого обелиска, император Домициан - живое воплощение бога. До него, да и после, как правило, обожествляли уже умерших императоров. А тут такое. Вот и заработал Домициан от сенаторов «проклятие памяти» на свою голову.

В те времена, в середине XVII века, никто не стал заморачиваться вопросами древности и аутентичности обелиска. Посчитали его египетским, и всех делов. Тем более, что обелиски, установленные при папе Сиксте V уже сто лет как по Риму стояли. Валяется бесхозная каменюка? Удовлетворяет замыслам архитектора? Так в дело её! Пусть украшает фонтан!



Обелиск Домициана, высотой в шестнадцать с половиной метров, венчает собой творение архитектора Бернини - Фонтан Четырёх Рек. Кстати, о фонтане. Тут раньше стояла поилка для лошадей. Но потом рядом с площадью построили дворец какого-то папы, и он заменил её на фонтан. «Четыре реки» фонтана, которые изображают четыре аллегорические фигуры - это «самые главные» реки континентов, известные на тот момент итальянцам. Европейский Дунай, азиатский Ганг, африканский Нил и американская Рио де ла Плата. Ну, хоть с Африкой угадали. На этом фото слева Рио де ла Плата, а справа - Дунай. А на предыдущем виден Нил. Так как в те времена его истоки не были известны, его изобразили с какой-то аллегорической наволочкой на голове.

Кроме того, что обелиск «новодельный» (всё относительно, конечно, скоро ему будет две тысячи лет), кроме того, что отколовшиеся и не найденные части пришлось восполнять кусками подходящего гранита, он ещё и не увенчан традиционным римским крестом. Со времён предыдущей глобальной «обелискализации» Рима, предпринятой папой Сикстом V, прошло сто лет, архитекторам хотелось разнообразия.



Обелиск Домициана на Пьяцца Навона. На вершине, вместо традиционного для предыдущего века креста, голубь с оливковой ветвью. Этот голубь - геральдический символ римской аристократической семьи Памфили, к которой принадлежал папа Иннокентий X, при котором построили фонтан и реконструировали всю площадь.

Так. Раз уж мы взялись за «псевдоегипетские» древнеримские обелиски, следующим надо смотреть тот, что стоит у церкви Тринита-дей-Монти, Троицы-на-холмах, на вершине Испанской лестницы.



Четырнадцатиметровый обелиск у церкви Тринита-дей-Монти. (Сама церковь, увы, была в реставрационных работах, а так обелиск вместе с высоченным постаментом прекрасно вписывался в её контуры с башенками).

Обелиск изготовлен в Риме, в 270-х годах, во времена императора Аврелиана. Иероглифы вырезались по системе, воспетой Высоцким - «плевать чего, но чтоб красиво». Стоял в одном из небольших римских цирков. Там же упал, раскололся пополам, и валялся, всеми забытый, до конца XVIII века. В 1772 году его восстановили и поставили рядом с Латеранской базиликой. Но там уже двести лет как стоял обелиск из Большого Цирка, двукратно превышающий размерами этот.

Скромненький «новодельный» обелиск терялся на фоне древнеегипетской громадины, и его быстренько перенесли на нынешнее место.



Обелиск у Тринита-дей-Монти. На вершине крест, но под ним, среди традиционных папских геральдических знаков, совершенно явные французские королевские лилии. А всё потому, что церковь Троицы на холмах построена по французскому заказу на французские деньги. И до сих пор эта церковь принадлежит Франции. (При этом, от Площади Испании к ней ведёт Испанская лестница. И всё это дело - в Италии. Евросоюз, что с него возьмёшь).

В порядке лирического отступления.


Римский псевдоегипетский обелиск у французской церкви Тринита-дей-Монти и ведущая к ней от Площади Испании лестница (знаменитый фонтан XVI века «Баркачча», что на Площади Испании, за спиной фотографа). Испанская лестница ни в какое сравнение не идёт с нижегородской Чкаловской по протяжённости и крутизне, но значительно её превосходит по многолюдности. Не верьте рекламным проспектам, призывающим «посидеть на ступеньках Испанской лестницы, насладится видами/выкурить сигаретку/приобнять любимого человека». Тут всегда такая толпа, что высморкаться некуда.

Так, оглянемся назад, на неоднократно поминавшийся Храм Сераписа и Исиды. Кое-что из его обелисков осталось не охваченным.

В XIV веке, на территории бывшего Храма Сераписа и Исиды, превратившейся, к тому времени, в пустынную «заброшку», нашли очередной обелиск. Небольшой, шесть с половиной метров. Недолго думая и без лишних церемоний (благо камень был не слишком тяжёлый и не слишком большой), его установили рядом с ближайшей церковью.

Спустя триста с лишним лет, в 1711-м году, его перенесли на Площадь Ротонды, что расположена перед Пантеоном. Площадь тогда облагораживали, организовывали фонтан, всё такое. Вот, видимо с оглядкой на полувековой давности Фонтан Четырёх Рек, в местный фонтан тот обелиск и воткнули.



Древнеегипетский обелиск в фонтане начала XVIII века на фоне древнеримского Пантеона, ставшего католической церковью.

Обелиск старше не только фонтана, но и Пантеона. Он создан в Египте в XIII веке до н.э., и несёт надпись в честь фараона Рамзеса II.

Если обойти Пантеон слева и пройти буквально двести метров, можно увидеть ещё один маленький, 5,5-метровый, обелиск из Храма Сераписа и Исиды. Обелиск хоть и египетский, но довольно «молодой», VI века до н.э., времён фараона Псамметиха II. Нашли его в конце XVII века и далеко от бывшего храма не унесли, поставив за Пантеоном, у церкви Святой Марии. Да, там его «можно увидеть». Но мы с вами его, увы, не увидим.

Однако, мы можем посмотреть на другое творение этого самого Псамметиха II. (Кто это вообще такой? А чёрт его знает. О Рамзесе II или Тутмосе III мы ещё, худо-бедно, может быть, слышали. А этот? За три тысячи лет, до греческих Птолемеев, в Египте сменилось столько фараонов, династий и государств, что сам чёрт ногу сломит. Ну да ладно).

В 600-м году до нашей эры некий Псамметих II приказал высечь обелиск в честь бога Ра и установить его в египетском городе Иуну (мы этот город больше знаем под птолемеевским греческим названием Гелиополис). А в 10 году до нашей эры некий Октавиан Август упёр этот обелиск в город Рим. И установил недалеко от своего Мавзолея, в качестве солнечных часов.

Через тысячу лет обелиск упал и раскололся на «сотню маленьких медвежат». Спустя ещё семьсот лет откопали то, что ещё от обелиска осталось. А осталось столь немногое, что для восстановления обелиска пришлось использовать «подручные материалы». В качестве которых выступила упавшая и расколовшаяся колонна Антонина Пия. Помните, во второй части я упоминал её постамент, который хорошо сохранился и был перенесён папами к себе в Ватикан? Так вот, материал от колонны, упавшей с этого постамента, пошёл на «заплатки» к обелиску.



Обелиск солнечных часов Октавиана Августа на Пьяцца Монтечиторио. Если приглядеться, видно что обелиск состоит из разнородных кусков, часть с иероглифами - часть без. Часть одного цвета, часть другого. Результат сборки из остатков оригинального обелиска и остатков триумфальной колонны императора Антонина Пия.

В 1792-м году этого сборного франкенштейна установили на площади Монтечиторио. Буквально в трёх шагах от Пьяцца Колонна, на которой стоит колонна Марка Аврелия. Постамент обелиска тоже собирали из кусков - немного оригинала, немного от постамента обелиска, что сейчас на холме Пинчо, и немного свежей резьбы по камню, имитирующей надписи обелиска с Пьяцца-дель-Пополо.



Изрядно побитый временем и обстоятельствами обелиск на Пьяцца Монтечиторио. Даже в темноте видно, что от первоначального обелиска осталось немного.
Кстати, здание за обелиском - нижняя палата итальянского парламента. Сначала называлась Палата депутатов, потом - Палата фасций и корпораций (ну, вы понимаете, при какой власти). Сейчас снова Палата депутатов.

Казалось бы, это даже не «секонд-хенд». Это вообще чёрте что. Но, зато, у обелиска с Пьяцца Монтечиторио сохранилось древнеримское шарообразное медное навершие.

Раз мы вспомнили солнечные часы Октавиана Августа, пора вспомнить и его Мавзолей. Перед входом были установлены два почти одинаковых обелиска. Довольно невзрачных - небольших и без иероглифов. (При этом, в незапамятные времена, были выдуманы городские легенды, что эти обелиски привезены из гробницы Александра Македонского). Сохранились оба обелиска Мавзолея Августа, но мы с вами увидим только один.

Традиционно, оба обелиска упали и раскололись. Один из них, при известном вам любителе обелисков, папе Сиксте V, перенесли и собрали у базилики Санта-Мария-Маджоре. Причём, установили не перед фасадом, на площади, что было бы логично, а «в тылу», позади церкви. (Злые языки утверждают, что этот обелиск был установлен не «позади» церкви, а «перед» входом на виллу, которая принадлежала папе).



Один из пары обелисков, стоявших у Мавзолея Августа. У обелиска гладкие грани, без иероглифов. Пирамидона на вершине тоже нет, она плоская. В XVI веке, при реставрации и перемещении, на вершину установили крест с геральдическими элементами герба папы Сикста V у основания - «три холма и восьмиконечная звезда».

Папа Сикст V, вообще-то, был из балканских православных славян, но перешёл в католичество и подался в Италию. На гербе у него были восьмиконечная звезда, три холма и лев с поднятой лапой. Львов на навершиях установленных при нём обелисков не ставили (у латеранского обелиска добавили позже), а вот звёзды и холмы, если присмотреться, есть везде, у основания крестов.

Бывший обелиск Мавзолея Августа, а ныне обелиск у Санта-Мария-Маджоре совершенно неинтересный. Поэтому стоит глянуть на саму базилику Санта-Мария-Маджоре. Благо, с точки зрения «секонд-хенда» тут кое-что есть.

Базилика Санта-Мария-Маджоре. Название подразумевает, что из всех церквей, посвящённых Деве Марии эта - самая главная. Строилась «по кускам» чуть не тысячу лет. То одно построят, то другое. А то что-то более старое разберут, а на его месте построят что-то новое. При этом размеры церкви всё росли и росли, благодаря новым пристройкам, расширявшим и поглощавшим прежние постройки. Поэтому видок у неё сейчас… Спереди одно, сзади другое, сбоку третье, изнутри четвёртое. Сверху так вообще как кучка разнородных кубиков из конструктора. Более-менее современный вид церковь приобрела в середине XVIII века.



Базилика Санта-Мария-Маджоре. Вид с фасада, вид с обратной стороны, вид сбоку и элементы интерьера.
Помнится, была в своё время такая поп-песенка:
«Раннее утро в соборе.
Где-то вверху в витражах
Санта-Мария Маджори
В сине-зелёных соплях красно-зеленых слезах».
Тут надо сказать, что, во-первых - «Маджоре», а во-вторых - это вам не готический собор, тут нет витражей. А то единственное маленькое круглое окошко с нарисованной картинкой - современное.

В конце XVI века, при Сиксте V, для отделки базилики использовали мрамор, оставшийся от античного Храма Сераписа и Исиды. Кстати, самого папу Сикста V в Санта-Мария-Маджоре и похоронили. В начале XVII века на площадь перед фасадом церкви установили колонну, взятую из античной базилики Максенция. А наверх поставили статую Девы Марии.



Колонна Мира со статуей Девы Марии перед базиликой Санта-Мария-Маджоре. Считается, что эта колонна стала прообразом и «идейным вдохновителем» многочисленных «чумных столбов», во множестве расставленных по городам и весям Европы. («Чумной столб» ставился в честь окончания эпидемии, конечно же).

Колонна - единственная сохранившаяся колонна из базилики Максенция на Форуме. Перенесли её сюда в 1613 году, по инициативе папы Павла V. Бронзовая статуя - в честь догмата, что Дева Мария, хоть и родилась у «обычных» родителей, но - «непорочно», что бы это ни значило. Бронзовые орлы и дракончики у основания колонны - геральдические элементы герба аристократической семьи Боргезе, к которой принадлежал папа Павел V.

Однако, вернёмся к обелискам. Последний обелиск, которого мы коснёмся опять не слишком интересный. Да, он египетский, но гладкий, без иероглифов, а потому - без интересной предыстории. Зато установлен в козырном месте - перед Собором Святого Петра, на одноимённой площади.



Вид на площадь Святого Петра с купола собора. Посередине площади расположен двадцатипятиметровый египетский обелиск.

Обелиск первоначально, вроде бы стоял в египетском Гелиополисе, потом Октавиан Август перенёс его в Александрию. И, вроде как, посвятил его Юлию Цезарю. В Рим обелиск попал уже при Калигуле - он установил его на стадионе, располагавшемся за городом, на Ватиканском холме. Стадион достроили уже при Нероне. Согласно христианским мифам, где-то там, рядом со стадионом, после отсидки в Мамертинской тюрьме, был распят и похоронен апостол Пётр. Ну и, соответственно, сменявшие/дополнявшие/замещавшие друг друга церкви имени Петра строились над гипотетическим местом его захоронения. И всё это время обелиск торчал рядом, сбоку.

Примечательно то, что этот обелиск - единственный из римских обелисков, который не упал. Вплоть до середины XVI века он спокойненько стоял на своём месте. Стадион исчез, храмы Святого Петра сменяли один другой - а обелиск всё стоял.

Пока папе Сиксту V (да-да, опять ему) не попала вожжа под мантию - он решил обязательно перенести обелиск с задворок на площадку перед фасадом собора. (Тогда как раз строили тот собор, что существует сейчас. Впрочем, его строили очень долго и в несколько приёмов). Дело было в 1586 году.



Обелиск на фоне Собора Святого Петра. Поверхность обелиска гладкая, без иероглифов и иных украшательств. Крест на верхушке опирается на «геральдические фигуры» герба папы Сикста V - «три холма и восьмиконечную звезду». Львы с его же герба - внизу, у основания обелиска.

Перенос удался. Обелиск даже не уронили, не разбили и не потеряли. Разве что, сняли бронзовый шар, который был установлен на верхушке. Среди простого народа с античных времён ходила легенда, что там, дескать, находится прах Юлия Цезаря. Разумеется, внутри шара не было ничего. Зато в крест, который поставили вместо римского шара, торжественно заложили щепку от «того самого» креста. (Как тут не вспомнить Вильгельма Баскервильского из «Имени розы»: «...Кстати, не очень обольщайся по поводу этих реликвий. Обломков креста я перевидал очень много и в самых разных церквах. Если все они подлинные, значит, нашего Господа терзали не на двух скрещенных бревнах, а на целом заборе…»). Папа прочитал экзорцизм, на постаменте выбили славящие Христа лозунги - и все остались довольны.



Обелиск на Пьяцца Сан Пьетро.

С тех пор и Собор Святого Петра достроили, и площадь обрамили колоннадой, и отделили Ватикан от Италии - а обелиск всё стоит.

Дополнительные материалы.

италия, история, очерки, архитектура, искусство, сказки об италии, рим, ватикан, видел сам, поездки

Previous post Next post
Up