АНТИЧНЫЙ СЕКОНД-ХЕНД. ЧАСТЬ 2
В
первой части мы поговорили об «античном секонд-хенде» в римской архитектуре вообще, и о двух больших объектах в частности: самом большом древнеримском храме, частично ставшем обычной католической церковью, и о здоровенном некрополе, императорском мавзолее, ставшем крепостью и тюрьмой.
Теперь можно перейти к объектам размерами поскромнее, но количеством поболее.
Наследие «хороших императоров»
Раз мы начали разговор со строений времён императора Адриана, продолжим в том же духе. Заодно подтянем и остальных «хороших императоров».
Религия у древних римлян была самобытной и достаточно специфической, тот, кто думает, что она была просто идентична древнегреческой, только со своими названиями богов, сильно заблуждается. Кроме того, римляне с лёгкостью кидались в разные культы, восточные прежде всего. (Это только Христос был какое-то время под запретом, а какой-нибудь Митра - вовсе нет. В Помпеях, например, раскопан храм египетской богини Исиды, хотя, казалось бы, где римские Помпеи, а где Египет, который, тем более, уже давным-давно был эллинизирован). Плюс римская фишка с обожествлением императоров и вообще всего подряд. Ту же богиню Рому, персонификацию города Рима вспомните. Храмов, посвящённых императорам а так же персонифицированным явлениям, было чуть ли не больше, чем храмов богов. Да и как всякая развитая культура, римляне в свою позднюю эпоху особо религиозными не были, воспринимая «божественные почести» императорам как явление социально-политическое, а не как чисто религиозное. Тем не менее, богов, всё же, не забывали.
При императоре Адриане был построен один из самых знаменитых римских храмов - Пантеон. Храм Всех Богов. Его название даже оторвалось от архитектуры, и стало нарицательным.
На самом деле, первый Пантеон построил ещё Марк Агриппа, сподвижник и друг Октавиана Августа, но тот храм сгорел, и при императоре Адриане его отстроили заново.
Пантеон. Вид сейчас немного облезлый, но в античные времена он был красиво отделан мрамором снаружи. Не смотря на то, что заново отстроили его при Адриане, на фронтоне осталась старая надпись, про Агриппу. Само имя Агриппы частично заслонено обелиском, остальное видно, но с непривычки читать эту телеграфную латынь, с сокращениями, и «V» вместо «U», не слишком удобно. Там написано «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, построил это». Видно, что колонны отличаются по цвету. Те, что слева в углу, упали в XVII веке, и их заменили сохранившимися колоннами из терм Нерона и виллы Домициана. А чего добру пропадать?
Египетский обелиск и фонтан в стиле барокко - это папских рук дело, в античности их тут «не стояло». Фонтана не было вообще, а обелиск торчал в другом месте. Но про обелиски - потом.
Пантеон изнутри, вид на входную дверь. Конструкция Пантеона специфическая - идеально круглое, толстостенное помещение, накрытое куполом.
Полтысячелетия простоял Пантеон в качестве храма, посвящённого семи богам и одному обожествлённому человеку (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон и Земля Божественный Цезарь). А потом христианизация взяла своё.
При язычниках в нишах стояли статуи богов, после того, как Пантеон достался христианской церкви, туда поставили святых.
В 609-м году (кстати, буквально через два десятка лет после того, как предыдущему Папе примерещился архангел на Мавзолее Адриана) византийский император Фока, который вместе с Папами Римскими «дружил против» своих константинопольских патриархов, подарил Пантеон Папе Римскому. Папа, не будь дурак, сказал спасибо, выкинул, к чертям, то что ещё осталось неразграбленным, из языческого наследия, и освятил Пантеон в качестве Церкви Святой Марии и Мучеников.
Купол Пантеона. Цельная бетонная неармированная конструкция. Девятиметровое отверстие по центру купола - единственное в храме (не считая входной двери). Никаких других окон и проёмов больше нет. Вероятно, в яркий солнечный день (при отсутствии электричества и свечей) освещение храма весьма интересно. Но в день фотографирования был дождь, и вода спокойно заливалась через это отверстие внутрь. Впрочем, в античности так и было задумано.
Императору Фоке, в знак благодарности за такой подарок, поставили на Форуме Колонну. Места на Форуме уже было мало, он начинал приходить в запустение, Колонну поставили на пьедестал, на котором раньше стояла конная статуя императора Диоклетиана. (Опять таки, чего добру пропадать? Диоклетиан уже триста лет, как помер, не обидится. А Фока - вот он, пока живой. Авось ещё и поможет в борьбе с лангобардами).
Колонна в честь византийского императора Фоки. (За ней торчит триумфальная арка Септимия Севера, поставленная за четыреста лет до Колонны Фоки). Колонна Фоки - последний и самый поздний памятник, установленный на римском Форуме. После того, как в 610-м году Фоку убили, с верха колонны спихнули его бронзовую статую. Но сама колона уцелела.
Пантеон так и продолжает сейчас работать церковью, разве что уважения к его античному языческому прошлому после Ренессанса прибавилось. И, как и многие христианские церкви, Пантеон стал местом упокоения всяких VIP. Ну, например, в нём похоронена ровно половина королей Италии. Все два человека. Король Виктор-Эммануил II и его сын, король Умберто I.
(Внук первого короля, Виктор-Эммануил III, связался с фашистами, и кончилось всё это отречением и изгнанием, с заменой монархии республикой. Его сын, Умберто II, числился королём Италии всего лишь май-месяц 1946-го года).
Пантеон. В отличие от «христианизации» внутреннего убранства и утвари, купол не трогали с самого момента постройки.
Непонятно, правда, почему король Виктор-Эммануил зовётся «Вторым»? Ведь он был первым королём объединённой Италии! Не смотря на то, что Рисорджименто двигали всякие графы Кавуры и Джузеппе Гарибальди, титул «Padre della Patria», итальянский вариант древнеримского «Pater Patriae», «Отец Отечества», достался именно королю Виктору-Эммануилу II, и высечен на его гробнице в Пантеоне.
Пантеон. Вон там, справа, под статуей Мадонны с младенцем, в нише стены стоит саркофаг живописца Рафаэля Санти.
Благодаря тому, что античный языческий Пантеон не переделывали в крепость, не сильно уродовали и, почти без перерывов, использовали как храм, сохранился он достаточно хорошо. И продолжает быть действующей католической церковью до сих пор.
Пантеон. В центральной нише некогда стояла скульптура Диуса Патера - Юпитера. Сейчас там христианский алтарь.
Тому, что случилось с секонд-хендовским Пантеоном иные другие памятники и постройки могут только позавидовать. И не разрушили, и не перестроили, и даже использовали почти по назначению (Пантеон так и остался храмом, только других богов). Не всем так повезло.
После третьего «хорошего императора», Адриана, правил четвёртый - Антонин Пий.
На самом деле у него было длиннющее, многословное, типично римское, составное имя, в котором главным было слово «Антонин». Главная фамилия, по сути. А слово «Пий» - это как личное прозвище, «Благочестивый». Не зря потом римские папы регулярно брали себе его в качестве тронного имени.
Антонин Пий был ещё менее воинственным и более «строительным», чем его предшественник, Адриан. В том числе, при Антонине Пие доделали Мавзолей Адриана и построили Храм Божественного Адриана.
Мавзолей, ставший замком мы уже видели, глянем теперь на то, чем стал храм.
Храм Божественного Адриана, построенный в середине II века Антонином Пием. «-Вот ты видишь храм? -Нет. -И я не вижу. А он есть».
Храм Божественного Адриана был типичной античной храмовой постройкой - целла (внутренний прямоугольник стен) и вокруг колонны и портик. Но храму не повезло. Его столь усердно раздалбливали в Средневековье, что вконец раздолбали. В XVII веке на его месте построили здание таможни, в котором использовали оставшуюся стену целлы и боковой ряд колонн.
Храм Божественного Адриана. Сохранилась левая стена здания и одиннадцать колонн.
В конце XIX века здание перестроили под биржу, постройки XVII века разобрали, вытащив на свет божий античные остатки. В таком виде они пребывают и поныне.
Императора Антонина не зря прозвали «Пием» - «Благочестивым». После смерти своей жены, Фаустины, он тут же обожествил её (как и своего приёмного отца - императора Адриана). И для воздания божественных почестей построил храм. На многострадальном римском Форуме, где строили всё подряд, все кому не лень. Впрочем, тогда ещё была середина II века, и свободное место ещё оставалось.
Храм, который построил император Антонин Пий в честь своей умершей супруги Фаустины, в его современном состоянии.
Через двадцать лет помер и сам Антонин Пий. И, по сложившейся традиции, тоже был обожествлён.
Небольшое лирическое отступление.
Следующим императором стал Марк Аврелий, последний из «пяти хороших императоров». Усыновлённый Антонином Пием и женатый на его дочери Фаустине-младшей. Которая, одновременно, была Марку Аврелию кузиной, ибо биологический отец Марка Аврелия был родным братом Фаустины-страшей - жены Антонина Пия. А вы ещё спрашиваете, отчего следующий император, Коммод, сын Марка Аврелия и Фаустины-младшей, получился таким, кхм, странным. Как говорится, инцест - дело семейное. С другой стороны, если бы Коммод был нормальным, про что снимал бы фильм Ридли Скотт? А главное - Хоакин Феникс не сыграл бы такую великолепную роль.
То-ли решили сэкономить на постройке, то-ли давно скончавшаяся Фаустина, сама по себе, после смерти мужа, особо никому не была нужна, но храм, построенный в её честь переименовали в Храм Антонина и Фаустины, добавив соответствующую надпись.
Храм Антонина и Фаустины. Отлично видно, что надпись на портике собрана из двух кусков. Верхнее «Божественному Антонину и» добавлено к нижнему «Божественной Фаустине». Если в античной «телеграфной латыни» вы, как и я, не сильны, поясню, что последние буковки, «Ex.S.C.» означают «по Сенатскому решению».
С такими фотографиями интригу не сохранишь - отлично видно, что античный храм превратили в христианскую церковь. Плюс-минус тогда же, когда и Пантеон. Но Пантеон необычный и прочный, а тут была конструкция типичного античного храма (целла, колоннада, портик, то да сё). Хрупкая конструкция. Поэтому сохранность хоть и есть, но специфическая. Часть колоннады, самая важная, фронтальная, сохранилась. Стены целлы частично тоже. А вот фронтоны и крыша - нет. (Все эти красивые треугольные двускатные крыши античных храмов на моделях и реконструкциях - они же деревянные, с черепицей. Даже пожара не надо, достаточно просто катка времени). Ах да, ступени сохранились, ибо античные храмы, как правило, ставились не вровень с землёй, а на особом возвышении, подиуме.
Храм Антонина и Фаустины. Звучит, словно как православные «Пётр и хавронья Феврония», но, конечно, католическая церковь посвящена совсем другому. Обратите внимание, как высоко над землёй висит зелёная дверь - вход в христианский храм. Вход в храм языческий под ней, ниже. Там ещё и отделка видна, по уровню. Вот на столько (метра на три-четыре?!) затянуло римский Форум.
Так вот, где то в в VII веке Храм Божественного Антонина и Божественной Фаустины превращается в Церковь Св.Лаврентия. Понятное дело, к тому времени храм подербанили, христиане как могли построили своё, поверх имеющегося. И понятно, что потом церковь ещё неоднократно ремонтировали и перестраивали. Вот этот красивый фасад сделан в начале XVII века. К тому времени уже ренессанснули во всю, снова была мода на античность, потому более старые постройки подразобрали, а сохранившееся с римских времён выпятили.
Ступени Церкви Св.Лаврентия, а точнее, ступени Храма Антонина и Фаустины. Можно себе представить, как вместо сурового, плоского, римского кирпича, ступени были отделаны мрамором. Что символизирует выступ посреди ступеней, и чья безголовая статуя сидит за колоннадой - затрудняюсь сказать.
В современности мода на античность стала ещё сильнее. Тем более в Италии, которая и изобрела и саму моду на античность, и Ренессанс. За долго до времён фашистов у итальянцев дилемма - они любят и Святую Католическую Церковь и «своё» (ха-ха) римское имперское (или республиканское) прошлое. А как их любить одновременно, когда имперский памятник архитектуры переделан церковью?! Но, постепенно, мода на «римское» берёт верх, и античные постройки обдирают от наслоений нового времени. Может и зря. Ибо 16-й или 18-й век - уже давно не «вчерашняя» история.
Вид на правую сторону Храма Антонина и Фаустины. Как говорится, «я его слепила из того, что было». Кусок античности, (остался ли вообще кусок Средневековья?), и множество разных кусков Нового времени. Вот эти многочисленные отверстия в блоках стены - наверное, для крепления мраморной облицовки снаружи? Кстати, развалины справа от Храма, соответственно, слева на снимке - Базилика Эмилия. Общественное здание, построенное с изрядным вкладом разных представителей рода Эмилиев Лепидов (в том числе - отца участника Второго Триумвирата). Сгорела ещё в римские времена и так толком и не была восстановлена.
На этом с наследием императора Антонина Пия мы, пожалуй, закончим.
Как так, спросят подкованные читатели, а Колонна Антонина Пия?
Ну да. Марк Аврелий поставил в честь своего предшественника, Антонина Пия, колонну. Колонна была на красивом постаменте, сама без барельефов, большая и красная, со статуей наверху (ну, как Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, ха-ха). Колонна не сохранилась, сохранился только пьедестал с барельефами. Материал колонны пустили на стройматериалы в XVIII веке , когда папы переустанавливали очередной обелиск. А пьедестал целиком утянули к себе, в Ватикан. Но, к сожалению, этот булыжник на момент моего посещения находился на реставрации
Там, внутри будки - основание Колонны Антонина Пия, установленное на территории Музеев Ватикана. Казалось бы, вот его, в отличие от других колонн, вполне можно рассмотреть подробно и вблизи - но не повезло.
С другой стороны, подкованный читатель спросит - а какой у других римских императорских колонн может быть «секонд-хенд»? Их ведь не перетаскивали с места на место, не использовали не по назначению, не встраивали в новые постройки?
Да, это так. Но даже в таком, щадящем режиме, древним античным колоннам папы умудрились найти новое применение.
Собственно, Колонну Фоки мы уже видели, ничего интересного. Остались ещё две, как раз, в соответствии с тематикой этой главы - наследие «хороших императоров».
Развалины Форума Траяна. Колонны и возвышенность посередине - останки размещённого там общественного здания Базилика Ульпия. Купол слева - Церковь Санта-Мария-ди-Лорето, купол справа - Церковь Сантиссими-Номе-ди-Мария-аль-Форо-Трайяно («Церковь Святейшего Имени Марии что на Форуме Траяна»). А скромный белый столбик с позеленевшим бронзовым дядькой на вершине - знаменитейшая Колонна Траяна.
(Кстати, сама Базилика Ульпия, украшенная трофеями Дакийских войн, была гораздо длиннее, но изрядная её часть сейчас внутри основания улицы Виа дей Фори Империали, что на снимке слева).
Небольшое лирическое отступление.
Базилику Эмилия («Базилика Эмилиев», так будет более по-русски) мы уже видели, а что за Ульпия? Если она стоит на Форуме Траяна и по указке Траяна построена? Какие ещё, нафиг, Ульпии?! Кто посмел?!! Тут надо отметить, что вообще «базилики» они не потому, что византийские храмы, а потому, что имперские помпезные сооружения. А «Ульпия» потому, что императора Траяна на самом деле звали «Марк Ульпий Нерва Траян». Где «Нерва» - поздно добавившаяся фамилия усыновившего его императора Нервы, «Траян» - прозвище, а «Ульпий» - фамилия. Короче, Ельцин-Центр, «ТРЦ/МФЦ Иванова». Как-то так.
Как я уже сказал, самое щадящее отношение времени (людей!) оказалось к колоннам императоров. Может быть поэтому они, эти две колонны, теперь так важны для исторической науки. Даже не как памятники архитектуры. А как памятники быта и военного дела Римской империи.
Колонна Траяна на фоне окружающей действительности. Максимально щадящий ракурс.
Рассказывать об императоре Траяне, я думаю, особого смысла нет. Самый крутой римский император. «Счастливейший век Траяна», всё такое. Из незнатной семьи, да ещё и из провинции (кто он по крови - фиг знает, но политико-географически - из Испании). Талантливый полководец и администратор, вовремя приближенный и усыновлённый бездетным императором Нервой.
Основание Колонны Траяна. Обратите внимание на современные «бортики» на заднем плане да и на высоту съёмки. Да, вот столько нанесло отложений, что копать пришлось.
Под колонной Траяна самого Траяна (урну с прахом) и похоронили. Потом туда же «подселили» впоследствии и его жену, под влиянием которой Траян усыновил Адриана, будущего наследника и императора. Адриан себе колонн не строил, потому и он сам, и последующие деятели упокоились в Мавзолее Адриана (ныне - Замке Святого Ангела).
Если на современный лад - Траян прижучил Болгарию и Румынию, Ближний и Средний Восток… (Будь моложе - и Индию покорил бы, идя по стопам Александра Македонского. Не успел). Почему их? Да потому, что ничего более приличного в античной ойкумене для завоевания уже не осталось, а римской экономике нужны были рабы, а не территории (в той же Германии или Сарматии территорий было дофига, а с населением напряжёнка. Угроза оттуда появилась только потом, с преддверием «переселения народов»).
Колонна Траяна. Уникальность сооружения очевидна. Но не менее очевидно, что рассмотреть все барельефы вот просто так, с уровня земли, и сейчас, когда за десять метров всё огорожено - просто невозможно. Одно можно сказать твёрдо - все европейские памятные и триумфальные колонны подражают именно этой колонне.
А что там с секонд-хендом, спросите вы? Ну, колонна была мощная, не упала, была красивая, привлекала внимание. Посему, была использована как есть. Тем более, что внутри неё есть технический ход - винтовая лестница на самый верх. Сейчас там не ходят, а в новое время людей водили (понятно, что тогда «туристами» были избранные, венценосные особы и тому подобное). Поначалу на верхушке колонны стоял бронзовый Траян. Но его сдали в цветмет.
Колонна была - скульптуры наверху не было, это раздражало. В конце концов, в конце XVI века, по указу Папы туда ставят бронзового Апостола Петра. (Что общего у Петра и Траяна? Они даже в библиомифах не жили в одно время?). С тех пор Колонна Траяна служит не только науке, но и христианству. А скульптура Апостола Петра занимает место скульптуры императора Траяна уже пятьсот лет.
Колонна Траяна. Рассмотреть и изучить в подробностях весь барельеф просто так, с земли, просто нереально. Лучше воспользоваться фоторазвёрткой. Для туристов такую даже напечатали на полотне, и протянули вокруг, на заборе. Но удобнее найти в интернете. Наверняка где-то есть.
Помпезная Колонна Траяна многим не давала спокойно спать, в том числе Марку Аврелию. Тут сошлось сразу много факторов. Империя всё ещё была богата, сильна, технологически развита. И опять воевала с каким-то отродьем. Вот он и увековечил свои подвиги в колонне, подобной траяновой. (О том, как Империя НЕ воевала с даками при Траяне можно посмотреть в румынских фильмах социалистических времён. О том, как Империя НЕ воевала с германцами, можно посмотреть в голливудском «Гладиаторе». Но, несмотря на выдумки, фильмы хорошие).
Колонна императора Марка Аврелия. Темно, но видно. Императора Марка Анния Элия Аврелия Вера («Марк Аврелий» - это чтоб чернила и пергамент экономить) часто называют «философом на троне». Но настоящий философ он, по определению, умный человек. А умный человек поступил бы так же, как четверо его умных предшественников - передал бы власть другому, молодому и умному человеку. А не отдавал бы её родной кровиночке, беспутному и бесталанному любимому сынулечке. Потому «хороших императоров» в истории только пять, а не больше. Потому сам Марк Аврелий из них, «хороших» - последний. Его сын, Коммод, просрал все полимеры, вверг Римское государство в очередной кризис.
Колонна Марка Аврелия. Вроде тут преград нет, но рассмотреть подробности барельефа всё так же сложно. Потому, что пьедестал колонны весьма высок и забор вокруг него, таки, есть. (Тут ещё и вина фотографа велика, признаю - дело было вечером, делать было нечего). Формально Колонна Марка Аврелия самая высокая. Но это благодаря высокому постаменту.
Пока колонну откапывали в новые времена, все древние посвятительные надписи с неё ободрали. Потому сейчас на ней только «современные» надписи пап с XVI века.
Колонна Марка Аврелия. Император Траян зафиксировал на своей колонне войны с балканцами-даками, император Марк Аврелий - войны с германцами-маркоманами. После, все войны Империи сведутся к оборонительным, на удержание территорий, защиту от сминающих Империю варваров.
Как и положено императорской колонне, на вершине Колонны Марка Аврелия располагалась его статуя. Но, учитывая наличие в колонне винтовой лестницы и мировой спрос на сплавы цветных металлов… В общем, не долго музыка играла. Статую прихватизировали.
Колонна Марка Аврелия на фоне вечернего неба. Колонна римско-императорская, но на вершине явный христианский дядя.
Папа Римский Сикст V, в конце XVI века, озаботился (как и многие другие Папы, до него и после него) состоянием Рима. И повелел сделать маленький апгрейд императорским колоннам. Про Апостола Петра на Колонне Траяна вы уже прочитали минуту назад. Вторым был Апостол Павел на Колонне Марка Аврелия. Логично.
Колонна Марка Аврелия. Расположены колонны Марка Аврелия и Траяна недалеко друг от друга, святые Пётр и Павел, традиционно, упоминаются рядом… Вот и папские статуи Петра и Павла удачно оседлали античные колонны.
При всём моём антиклерикализме вынужден сказать спасибо служителям культа за скульптуры XVI века на вершинах памятников II века. Без них, боюсь, до века XXI не дожило бы ничего.
На этом с наследием «Хороших императоров» мы завязываем и переходим к другим насущным вопросам.
Переходим к Колизею в роли Черкизона, египетским обелискам в роли дорожных указателей, любым прочным строениям в роли военных укреплений, и любым вообще строениям в роли любых других строений, главное - чтоб не тех, что были изначально.
Добро пожаловать в античный секонд-хенд - средневековую переработку наследия римских построек!