СОДЕРЖАНИЕ По энгельсскому Музею Дальней авиации мы уже гуляем достаточно, набралась
первая,
вторая и
третья часть обзора, но до финала пока ещё не добрались. Что же, продолжим.
Энгельс, Музей Дальней авиации. Обзор. Часть 4
За учебно-тренировочной спаркой МиГ-15УТИ, о нелёгкой судьбе которой было рассказано в
предыдущей части, стоит довольно примечательный самолёт - Ту-134УБЛ.
Учебно-боевой самолёт для обучения лётного состава Ту-134УБЛ. Бортовой номер «45 красный, изготовлен в Харькове в 1982 г., заводской номер 64700, серийный номер 69-10. Эксплуатировался до 2000 г., в качестве экспоната музея - с 2003 г.
Как и рассмотренный в
предыдущей части Ту-134Ш, этот самолёт создан на базе гражданского авиалайнера Ту-134. Только не более раннего Ту-134А, как учебный штурманский, а более позднего Ту-134Б. (Хорошо различимое внешние отличие Ту-134Б от Ту-134А - отсутствие остеклённого «штурманского носа», вместо которого стоит обтекатель радара. Но у учебного Ту-134УБЛ нос - это отдельная песня).
Ту-134УБЛ, вид с кормы. Двигателей в гондолах нет, в самом хвосте фюзеляжа торчит «выхлопная труба» вспомогательной силовой установки.
Самолёт Ту-134УБЛ предназначен для подготовки лётного состава Дальней авиации. В салоне устанавливались кресла для двенадцати курсантов и проверяющих. Пилотировали обучаемые по очереди, с «правого кресла» пилотской кабины.
Выпускали этот учебный самолёт недолго, с 1981 по 1983 год, сделали девяносто единиц. И те, что ещё не списали, продолжают эксплуатироваться по прямому назначению до сих пор.
Ту-134УБЛ, выдающийся нос, всем носам нос.
Приборы и специальное оборудование внутри, с земли его не видно, зато главное отличие от гражданских машин просто-таки бросается в глаза. Нос на самолёте Ту-134УБЛ выполнен сходным с носом бомбардировщика Ту-22М3. Собственно, для обучения лётчиков Ту-22МЗ эту учебную модификацию и разрабатывали. Понятно, что такой нос сделали не для красоты или похожести на бомбардировщик, там под обтекателем размещена РЛС.
Не берусь однозначно утверждать, но пишут, что кроме пилотов Ту-22М3, на таких самолётах готовят и пилотов гораздо более тяжёлого Ту-160.
Ту-134УБЛ, вид издали.
Кстати, в Саратове, в Парке Победы на Соколовой горе, стоит ещё один Ту-134УБЛ в такой же окраске, с бортовым номером «34 красный» (регистрационный 64182, изготовлен в 1981 г., заводской номер 03564182, первоначально имел бортовой номер «25 синий», установлен в Парке в 2003 г.). Правда саратовский экспонат рассматривать ещё сложнее - вокруг него кусты и деревья.
За Ту-134УБЛ расположены ещё два учебных самолёта, производства «братской Чехословакии».
Двухместный учебно-боевой самолёт L-39C Albatros, производства чехословацкого предприятия Aero Vodochody. (Как бы ни забавно звучало название, но это не «воздушные ходоки по воде», Водоходы - населённый пункт, где расположен авиазавод). Бортовой номер «39 красный». До этого номер был обозначен простым контуром, а тут военным, видимо, выдали красную краску, и все номера выкрашены красным. До 2003 года бортовой номер был «114 белый». Заводской номер 131927.
Кстати, об обозначениях. «С» в индексе L-39C не номер модификации, а обозначение назначения самолёта - «учебный». Ну а «L», очевидно, чешское letadlo, самолёт то есть. Все это кучей даёт «Cvičné letadlo 39 Albatros».
«Альбатрос» стал основным реактивным учебным самолётом не только в Чехословакии, но и почти во всех армиях ОВД. В том числе и СССР.
Производство «Альбатросов» началось в 1971 году и продолжалось аж до 1999 года. Из трёх тысяч выпущенных машин две тысячи поступили в нашу страну. Самолёты до сих пор эксплуатируются, как у нас, так и за рубежом. Правда, в невеликих количествах.
На самолёте можно было отрабатывать не только пилотаж и навигацию, но и боевое применение - прикручивали ракету-имитатор И-318 и тренировались в поражении воздушных целей. Собственно, имитатор с самолёта никуда не улетал, он только ловил своей головкой теплового наведения учебную цель и выдавал на приборы в кабине соответствующие сигналы, а пилот тренировался в последовательности действий наведения-захвата-пуска. Но можно было подвесить и парочку ФАБ-100. Или, как здесь, на музейном экземпляре, парочку пусковых блоков УБ-16-57У, снарядить каждый из них шестнадцатью 57-мм НАР С-5 и шарахнуть по наземной цели.
В общем, из учебного L-39 вполне можно организовать «лёгкий штурмовик для бедных». Пишут, что его в таком виде кое-где и использовали.
Рядом с «Альбатросом» стоит его соотечественник, старший товарищ и предшественник L-29 Delfin.
Двухместный учебно-тренировочный самолёт L-29 Delfin. Всё то же предприятие Aero Vodochody. Бортовой номер «91 красный». Серийный номер 294752.
Правильнее, конечно, было бы начать с «Дельфина», а не с «Альбатроса», но мы идём не по хронологии, а по расположению экземпляров. («Альбатрос» и разрабатывали для замены «Дельфина», а «Дельфин» - для замены МиГ-15УТИ).
Учебно-тренировочный «Дельфин» производился с 1963 по 1973 год, выпустили их три с лишним тысячи, и был этот маленький самолётик основным учебным реактивным самолётом стран-участниц ОВД.
На «Дельфин» можно было подвесить пару бомбочек стокиллограмового калибра или пару пусковых блоков НАР на четыре ракеты С-5 каждый. На безрыбье, этот учебный самолётик использовали как лёгкий штурмовик.
L-29 Delfin. Феноменальная очередь из посетителей, которым разрешили «залезть внутрь и посмотреть/потрогать/понажимать».
На фотографиях видно, что фонарь передней части кабины откидывался в сторону, а его задняя часть сдвигалась. Жёлтый цвет остекления - безжалостное влияние времени, оргстекло самолётных кабин нещадно желтеет на открытом солнце вплоть до полной потери прозрачности. (По этой «желтизне» вполне можно судить о том, на сколько бережно самолёт хранили и укрывали чехлами).
За чехословацкими учебными малютками расположен наш солидный боевой самолёт - бомбардировщик Ту-22М3.
Ту-22М3 - дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Бортовой номер «20 красный», имя собственное «Пётр Бочин». В Музее с 2014 года.
На «обычные» Ту-22, не «М», мы уже смотрели во
второй части. И если сравнить их с данным экземпляром, то быстро выяснится, что внешнего сходства вообще нет. То есть, изначально, самолёт планировался как глубокая модернизация ракетоносца Ту-22К, но, в итоге, разработка продвинулась так далеко, что получился практически новый самолёт. Который, тем не менее, назвали старым индексом. Нет, у первых модификаций носовая часть, до остекления кабины, похожа на обычный Ту-22 (дальше всё другое, не считая бомбоотсека). А у нынешнего Ту-22М3 и этого сходства уже нет.
Ту-22М3. Специфический нос - для размещения РЛС. Вот именно на него похож нос у учебного Ту-134УБЛ, можно сравнить.
Модификацию «М3» разрабатывали да испытывали чуть не десять лет, и официально приняли на вооружение только в 1989 году (хотя ещё до принятия вполне серийно строили). Не очень вовремя всё это случилось, время для страны было, сами понимаете, не самое удачное. В 1993 году эти самолёты выпускать перестали, сделав, в общей сложности, менее трёхсот штук. (И ещё столько же - предыдущих модификаций. Обычных Ту-22, кстати, тоже сделали триста штук). Как пишут, сейчас на вооружении стоят всего шестьдесят таких самолётов.
Ту-22М3 и ракета Х-22.
Под обеими плоскостями музейного экземпляра подвешены ракеты Х-22. Самолёт мог нести ещё и третью ракету - полуутопленную в фюзеляж. На ракету Х-22 мы смотрели в
первой части обзора. Там же была и твердотопливная ракета Х-15 - таких ракет Ту-22М3 мог нести десять штук - шесть внутри бомбоотсека, на револьверной установке, и ещё четыре - под крылом.
Ту-22М3.
С недавних пор появилась традиция давать самолётам личные имена. Не могу сказать, что считаю это правильным, скорее нет, но лётному начальству виднее. Зато «шпиёнить» («авиаспоттить», называйте, как хотите) за боевыми самолётами стало проще.
Пётр Бочин - лётчик, воевал в бомбардировочной авиации во время Великой Отечественной, Герой Советского Союза. Названный его именем Ту-22МЗ базировался в Оленегорске (это где-то в сторону Мурманска). Когда энгельсские Ту-160 летали в Венесуэлу, пугать Америку, в 2008 и 2014 году, по пути они заправлялись как раз там. А сейчас эта авиабаза вроде как входит в одну структурную единицу с энгельсской, вместе с Шайковкой и Сольцами. Вот оттуда, с Кольского полуострова, в Энгельс данный Ту-22М3 и перегнали. (Или перевезли - сейчас двигателей у него явно нет). Поначалу он стоял у кромки ВПП, и вот, наконец, его переместили в музей. На дату съёмки, 19 августа 2017 года, это было самое свежее музейное приобретение, на всяких более ранних обзорах, на фотографиях видно, что этого самолёта ещё нет.
Ту-22М3.
На сколько я знаю, первое боевое применение Ту-22М3 было в Афганистане, причём под самый финал - осенью 1989 года. Их сопровождали постановщики помех Ту-22ПД (самолёт Ту-22ПД2 мы рассматривали во
второй части).
Вообще, этот, казалось бы дальний и солидный самолёт для большой войны, регулярно участвует в «малых» войнах и, если так можно выразится, «контртеррористических операциях». Кроме Афганистана ещё и Чечня, и Грузия, вот теперь и Сирия.
И, наконец, ещё один экспонат Музея Дальней авиации. Не вертолёт, не самолёт, не крылатая ракета и даже не авиабомба. Комплексный тренажёр КТС-22.
Тренажёр КТС-22.
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - тренажёр предназначен для подготовки экипажей бомбардировщиков Ту-22.
Появился он на энгельсском аэродроме вместе с предназначенными на утилизацию Ту-22, да задержался в Музее.
Тренажёр КТС-22.
Конечно, сейчас пилотов на нём не готовят, но вон, провода протянуты, амбарный замок на дверях висит - может он и работает.
На этом с открытой экспозицией энгельсского Музея Дальней авиации мы заканчиваем. Но - с авиабазой пока не прощаемся.
Там есть на что посмотреть, и мы это сделаем
в следующей части.