Новый проект зон охраны Петербурга - это саботаж охраны культурного наследия

Dec 05, 2013 08:23

В настоящее время рабочая группа петербургского ЗАКСа по вопросам реконструкции исторического центра Петербурга обсуждает новый проект зон охраны объектов культурного наследия, разработанный осенью этого года Архитектурной мастерской Никитина, и до 5 декабря от членов этой группы КГИОП принимает предложения по изменению проекта. Однако данный проект совершенно не отвечает требованиям охраны культурного наследия, а его разработка в настоящее время просто бессмысленна.

В 2010 году Санкт-Петербургский городской суд признал незаконными градостроительные регламенты для территорий зон охраны по причине того, что внесённый в ЗАКС проект закона был сфальсифицирован и существенно отличался от проекта зон охраны, согласованного Росохранкультурой. В 2011 году Прокуратура города внесла в ЗАКС требование об устранении из действующего Закона о зонах охраны коррупциогенных факторов, например, положения режима, позволяющего осуществить снос исторического здания при условии «невозможности ликвидации аварийности».

В связи с решением суда и требованием прокуратуры необходимо внести в действующий Закон о зонах охраны изменения по приведению его в соответствие с проектом, согласованным Росохранкультурой, а также по исключению коррупциогенных факторов. Однако вместо этого КГИОП решил разработать новый проект зон охраны и истратить на эту работу 5 млн. бюджетных рублей, возможно, с большим откатом из этой суммы в пользу руководства Комитета, для чего летом этого года был объявлен конкурс. Условия конкурса являлись дискриминационными и были «заточены» специально под Архитектурную мастерскую Никитина, которая и выиграла конкурс. О незаконности этого конкурса Группа ЭРА направляла обращения в Прокуратуру, ФАС, Министерство культуры и губернатору, однако никто из них решил не вмешиваться. Подробнее см. по ссылке: http://era-group.livejournal.com/308954.html и http://era-group.livejournal.com/325359.html

Тем не менее, разработанный мастерской Никитина проект зон охраны - это совершенно новый проект, который кардинально отличается от действующего закона и согласованного Росохранкультурой проекта 2008 года. В новом проекте существенно отредактированы режимы зон охраны, особенно режим охранной зоны, где сейчас запрещено новое строительство (в новой редакции такое строительство становится возможным), также разработаны градостроительные регламенты и составлен список диссонирующих объектов.

Полное недоумение вызывает список так называемых «диссонирующих объектов», куда каким-то образом, кроме огромного количества исторических зданий и недиссонирующих объектов, попали памятники архитектуры и истории федерального значения «Главное Адмиралтейство» (Адмиралтейский проезд, д. 1), «Дворец Великого князя Николая Николаевича (Ксенинский институт)» (пл. Труда, д. 4), «Дворец Шереметевых» (наб. р. Фонтанки, д. 34), «Сенат и Синод» (Сенатская пл., д. 1), памятник регионального значения «Дом жилой И. Форша. Здесь в музыкальном салоне Ю. Ф. Абаза состоялось первое исполнение оперы П. И. Чайковского "Евгений Онегин", 1878 г.» (так называемый Дом Абазы по наб. р. Фонтанки, д. 23) и др.

Но самое главное - это то, что разработка нового проекта зон охраны - не имеет смысла и является бесполезно проделанной работой. Связано это с тем, что С.-Петербург является историческим поселением, а согласно федеральному законодательству (ст. 59-60 ФЗ «Об объектах культурного наследия») для исторического поселения разрабатываются особые градостроительные регламенты с учётом и на основе утверждённых предметов охраны и границ поселения. Однако, для С.-Петербурга границы и предмет охраны исторического поселения до сих пор не разработаны и не утверждены. Таким образом, для исторического поселения в настоящее время не могут быть разработаны градостроительные регламенты с проектом зон охраны - в связи с тем, что нет утверждённых предметов охраны исторического поселения Санкт-Петербурга.

Одновременно с проектом зон охраны мастерская разработала также предметы охраны и границы исторических поселений Кронштадта и С.-Петербурга. Однако они не только не охватывают территории зон охраны, но даже не соответствуют границам зон охраны исторически сложившихся центральных районов города, включая в себя лишь самую центральную часть города, что, очевидно, связано с необходимостью уменьшения охраняемых территорий в интересах застройщиков.

В настоящий момент сокрытие КГИОП информации о разрабатываемом проекте зон охраны, а также отказ Комитета в ознакомлении с Проектом зон охраны 2008 года оспариваются градозащитникми из РОО «Охтинская Дуга» и Группы ЭРА в Куйбышевском районном суде, очередное заседание по этому делу назначено на 16 декабря в 11.00.

Скорее всего, причиной столь спешной разработки проекта зон охраны с градостроительными регламентами, а также тщательное сокрытие информации по этой работе от журналистов и общественности и недопустимо короткий период, отведённый для подготовки замечаний (до 5 декабря), является незаконность строительства на территориях зон охраны в связи с решением С.-Петербургского городского суда от 20.12.2010. В мае этого года Куйбышевский суд признал незаконной, по этим основаниям, стройку по программе реновации у парка Александрино (апелляция по этому делу будет слушаться в Городском суде 16 декабря в 14.30, зал. 65). По аналогичным доводам Куйбышевский суд признал незаконной застройку Дёминского сада.

Митрофаниевским союзом направлено предварительное заключение по проекту зон охраны о несоответствии его федеральному законодательству и принципам охраны объектов культурного наследия на имя председателя рабочей группы и депутата ЗАКСа Сергея Никешина. Ранее Группой ЭРА было направлено обращение в Прокуратуру города о необходимости проведения проверки исполнения КГИОП требования прокуратуры 2011 года об устранении коррупциогенных факторов. В ближайшее время будут подготовлены письма в Министерство культуры, губернатору С.-Петербурга и депутатам ЗАКС.

Зоны охраны, События, Аналитика

Previous post Next post
Up