Небоскрёбие. Небоскрёбы Нью-Йорка, на которые стоит посмотреть

Apr 06, 2024 22:45


Бетонная стройка в десяток лет совершенно меняет облик больших городов.

Тридцать лет назад В. Г. Короленко, увидев Нью-Йорк, записывал:

«Сквозь дымку на берегу виднелись огромные дома в шесть и семь этажей…»

Лет пятнадцать назад Максим Горький, побывавши в Нью-Йорке, доводит до сведения:

«Сквозь косой дождь на берегу были видны дома в пятнадцать и двадцать этажей».

Я бы должен был, чтобы не выходить из рамок, очевидно, принятых писателями приличий, повествовать так:

«Сквозь косой дым можно видеть ничего себе дома в сорок и пятьдесят этажей…»

А будущий поэт после такого путешествия запишет:

«Сквозь прямые дома в неисследованное количество этажей, вставшие на нью-йоркском берегу, не были видны ни дымы, ни косые дожди, ни тем более, какие-то дымки».

В. Маяковский Моё открытие Америки



Гонка небоскрёбов Нью-Йорка. Зависимость высоты от времени.



Церковь Троицы в начале Бродвея более 100 лет была самым высоким строением Нью-Йорка

Хотя, как известно, небоскрёбы начали строить в Чикаго, но Нью-Йорк превратил возведение высоченных домов

Можно сказать, что Нью-Йорк стал городом небоскрёбов в 1890 году, когда здание World Building, которое построили неподалёку от Муниципального здания Манхэттена обогнало по высоте церковь Троицы, которая на протяжении более ста лет была самым высоким строением в городе. в произведения не только инженерной науки, но и в артефакты настоящего искусства.



Первые нью-йоркские небоскрёбы. Три правых уже снесены, вместо них построены другие.

С тех пор небоскребы росли из гранитной скалы Манхэттена, создавая совершенно необычный вид Нью-Йорка, вздыбливая горизонт и олицетворяя энергию, амбиции и мощь этого города. Нью-Йорк - это небоскрёбы.

Огромные здания, рвущиеся в небо,  стали возможными с середины 19-го века, когда на строительные площадки  пришли сначала чугунные, а после стальные конструкции. Стальной скелет принял на себя главную тяжесть много-много-многоэтажного дома. И оказалось, что стены при этом могут быть изящно украшенными, с широкими окнами. А могут быть даже полностью стеклянными. Экое раздолье для архитекторов!

Но кроме архитекторов на строительную площадку подоспели и менее художественные люди, инженеры и техники. Они толково и без спешки решили множество технических вопросов, возникавших при строительстве высотных зданий, без решения которых эти здания не были бы столь высотными. Благодаря Элише Отису появились безопасные лифты. Не забираться же на 12-й этаж пешком! Томас Эдисон вдруг обнаружил, что генераторы постоянного тока, размещённые в подвале высокого дома не могут снабжать электроэнергией верхние этажи. Прав оказался вечный оппонент Эдисона, Никола Тесла: только переменный ток, только централизованное электроснабжение! И да, серьёзнейшей задачей оказались  водоснабжение, канализация и пожарная безопасность в высотных домах. Но и эти задачи инженеры решили. Так что каждое здание, рвущееся в небо, это не только изящное архитектурное сооружение, но и серьёзнейшие технические и инженерные решения.

Нью-Йорк пережил три волны строительства небоскребов: 1890-1930, 1960-1972 годы и, наконец, нынешний бум, который начался с возведения Всемирного торгового центра. За всё время с момента начала строительства в Нью-Йорке построили более чем 200 небоскребов.

Всякий, кто приезжает в Нью-Йорк обязательно встретит на своём пути несколько, можно сказать, «легендарных» небоскребов. Все эти небоскрёбы - разные. У каждого своя особенность и своя история.

Эмпайр Стейт Билдинг



Эмпайр Стейт Билдинг виден отовсюду. Прекрасный ориентир!



Вид от Таймс-сквер



Встреча с небоскрёбом в первый вечер



Верхние этажи подсвечиваются каждую ночь по-разному



Фойе небоскрёба напоминает роскошные прихожие московских высток-сталинок. Ясно, откуда сдирали идеи оформления



Модель небоскрёба. Ну, красив же!

Нью-Йорк называют имперским штатом (Empire state), а этот небоскрёб - главное здание (building)  имперского штата. Понятно? Теперь название этого небоскрёба можно произносить без ошибки!

Небоскрёб начали строить не на пустом месте. Здесь, на пересечении 34 улицы и 5 авеню до 1931 года стоял 15-этажный отель, который назывался «Waldorf-Astoria». В нём было 1300 номеров, и по тем временам это была самая большая гостиница Нью-Йорка. Технический же уровень «Астории» и уровень обслуживания в гостинице сделал название гостиницы символом отеля высшего качества.

Небольшой участок для «Астории» общей площадью 2 акра купил в 1827 году Джон Джейкоб Астор. Эмигрант из Германии, он стал первым американским миллионером. Начало богатству Астора положила торговля мехом, которую он организовал на восточных территориях, в основном в Орегоне. В специально организованных там факториях, которые называли «асториями» у охотников принимали меха, давая взамен необходимые товары: оружие, боеприпасы, продовольствие и выпивку.

Заработав свой первый миллион долларов, Астор занялся покупкой недвижимости и земельных участков на Манхэттене. Город только выходил из пределов Нижнего Манхэттена. Купленные « в чистом поле» участки вскоре повысились в цене. Богатство семейства Асторов соответственно повысилось. Как говорится, деньги к деньгам идут.

Через тридцать лет сыновья Джона Джейкоба, Джон и Уильям, построили на этом участке два особняка.

Уильям женился на Каролине Уэбстер Скермехорн, представительнице старинного голландского рода. В конце 1880 годов племянник Каролины, Уильям Уолдорф Астор, унаследовавший один из особняков, решил построить на этом месте современный, по стандартам конца 19-го века отель. По имени немецкой деревни, из которой происходил основатель семейства  отель был назван «Уолдорф».

Зачин совсем, как в «Вишнёвом саде» А. Чехова. Земля должна приносить максимальную прибыль. А значит, долой старомодный особняк! Да здравствует гостиница до неба! Это тогда здание в 15 этажей казалось ужасно высоким.

Дом тётушки Каролины теперь стоял в тени роскошной гостиницы, что было утомительно. Шум, швейцары в ливреях, экипажи, крики по ночам… Тетя, обиделась на племянника и съехала в другой район Нью-Йорка, оставив дом сыну Джону. В 1893 году Джон Астор построил на месте дома гостиницу, которую он назвала «Астория».

Две гостиницы не очень-то конкурировали между собой.  Произошло семейное слияние. В результате обе гостиницы превратились в большой многоэтажный комплекс, занимавший целый квартал. Гостиницу назвали «Уолдорф-Астория». Она тут же стала не только роскошной и технически передовой гостиницей, но и местом, в холлах которой по вечерам собирались лучшие люди Нью-Йорка и где давались лучшие балы и концерты.

В 1929 году «Уолдорф-Астория» переехала в новое здание на Парк авеню, между 49 и 50 улицами. Гостиница эта находится там и сегодня. А на прежнем месте всего за два года построили новое 102-х этажное здание в стиле арт-деко высотой 443.2 метра. 40 лет, до возведения башен-близнецов Всемирного торгового центра, Эмпайр-стейт-билдинг был самым высоким зданием Нью-Йорка и долгое время - самым высоким зданием в мире. Небоскрёб стал символом Нью-Йорка,  символом Соединенных Штатов и ​символом американской культуры (да и техники, пожалуй, тоже).

Свое стихотворение «Небоскрёб в разрезе» В. Маяковский начинает так:

Возьми
        разбольшущий
                      дом в Нью-Йорке,
взгляни
         насквозь
                      на зданье на то.
Увидишь -
          старейшие
                     норки да каморки -
совсем
          дооктябрьский
                     Елец аль Конотоп.

Здесь провинциальные Елец и Конотоп выставлены городами, в которых не может появиться ничего передового.

За Елец, который «всем ворам отец», обидно. До советской власти был себе вполне приличный город, казацкий край. В советское же время, действительно, процветавший, хотя и несколько деревенский, город превратился в провинциальную дыру, откуда, конечно, только «в Москву, в Москву».



Эмпайр Стейт Билдинг на фоне исторической застройки. 1941 год, неужели Нью-Йорк был тогда такой невысокий?



Рокфеллер плаза, 30. На 70-м этаже - лучшая обзорная п

В США провинция тоже существует. Взять хотя бы штат Монтана, где мне посчастливилось побывать в этой поездке. Но в США «провинция» - это не приговор.  Вот, например, в Северной Каролине есть небольшой городок Уинстон-Салем. Центр табачной промышленности. Помните названия сигарет «Winston» и «Salem»? Это как раз в честь города, где базировалась табачная компания Рейнольдса и где этот сам Рейнольдс жил. Город был провинциальным, вроде Ельца или Конотопа, но табачная компания - крупной и богатой. Так вот в 1929 году в небольшом Уинстоне-Салеме построили для табачной компании 21-этажное здание Рейнольдс билдинг. И буквально тут же этот проект был взят в работу Нью-йоркскими проектировщиками, чтобы построить на его основе Эмпайр Стейт Билдинг.

Здание было построено не только красиво, но и в высшей мере качественно и прочно. В 1945 году военный самолет врезался в 80-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг и почти не причинил ущерба постройке.

В 1964 году на башне были установлены прожекторы. С тех пор каждый вечер вершина небоскрёба подсвечивается различными цветами в зависимости от дня недели, праздника или памятных дат. Знатоки советуют, гуляя по вечерам, обращать внимание на расцветку Эмпайр Стейт Билдинг. Классное зрелище!



Рокфеллер центр и атлант перед входом

На 86-м этаже Эмпайр Стейт Билдинг есть смотровая площадка, и это - одна из главных приманок публики в небоскрёб. Но всё те же знатоки рекомендуют для посещения обзорные площадки в других небоскрёбах.

Здание 30 Rockefeller Plaza



Крайслер билдинг на винтажной открытке



Крайслер билдинг ночью



Крайслер билдинг. Такое украшение называется горгулья

На 6-й авеню, весь квартал между 49-й и 50-й улицей занимает Рокфеллер-центр. Этот квартал застроен несколькими высотными зданиями, предназначенными для размещения различных офисов. Рокфеллер-центр строился в 1930-е годы на деньги семьи Рокфеллеров. Главным арендатором должна была стать Радиокорпорация Америки (RCA), поэтому здесь же был построен театрально-концертный зал, который назвали «Радио сити». Радио в те годы было очень важной составляющей жизни, в том числе и культурной. По этому поводу в голову приходит фраза Ильи Ильфа:

«В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.»

В Рокфеллер-центре счастья тоже нет. Зато есть 70-этажная башня, которая называется Рокфеллер-плаза, 30 (или Комкаст-билдинг; Comcast Building). Это здание в стиле арт-деко достойно посещения, как вполне себе самостоятельный музей: фрески, рельефы, мозаика. Но главное - это смотровая площадка Top of the Rock, откуда открывается лучший вид сверху на Нью-Йорк. Именно это место более всего рекомендуется посетителям для фотографирования города сверху. Подъём на 70-й этаж не бесплатный, но он того стоит.

Крайслер Билдинг



Небоскрёб «Утюг»



Считалось, что на углу небоскрёба "Утюг" особенно сильные ветры. Нью-йоркские плэйбои начала 20-го века разгуливали здесь, подстерегая момент, когда порыв ветра поднимет юбку и приоткроет дамскую ножку. До открытия Порнхаба оставалось 100 лет.



The Flatiron, Edward J. Steichen, 1904. Фотография

В конце 1920-х - начале 1930-х годов самой лучшей автомобильной компанией в США была компания «Крайслер», а самыми лучшими автомобилями, соответственно, автомобили «Крайслер».

Уолтер Перси Крайсле сделал комфортный, сильный и быстрый автомобиль с необычным тогда дизайном, обтекаемой формы. Этот автомобиль пользовался в США бешеным успехом. В первый же год их было продано более 32 тысяч штук.

В 1930 году Уолтер Крайслер купил под штаб-квартиру своей компании 70-этажную башню высотой 319 метров на пересечении 42-й улицы и Лексингтон-авеню. Это здание было построено в стиле арт-деко. В течение 11 месяцев в 1930-1931 годах, пока не был построен Эмпайр Стейт билдинг, оно являлось высочайшим в мире.

Крайслер билдинг невозможно спутать ни с одним другим небоскрёбом. Его венчает блестящий хромированный шпиль с характерными узорами, скопированными с колёс автомобилей «Крайслер». Наверху углы башни украшают горгульи в виде голов орлов. В отличие от других небоскрёбов обзорной площадки в Крайслер билдинг нет и дальше вестибюля посторонних посетителей не пускают. Но мраморный вестибюль в стиле ар-деко, с потолочными фресками, стенами, покрытыми красным мрамором и инкрустированными дверями лифта, достоин посещения.

Небоскрёб «Утюг»

Как известно, планировка центральной части Манхэттена очень проста: с юга на север проходят нумерованные (за редким исключением) проспекты-авеню, а с запада на восток  тоже нумерованные улицы-стрит. Единственная своевольная улица, нарушающая строгость планировки - Бродвей. Он идёт наискось, пересекая все авеню и стриты под углом.

Знаменитую Пятую авеню Бродвей пересекает под углом в 22 градуса. Здесь находится площадь Мэдисон-сквер, названная по имени четвёртого президента США. Против ожидания большой крытый стадион «Мэдисон-сквер Гарден» находится не здесь, а гораздо западнее, на 8-й Авевню, у Пенсильванского вокзала.

Но главной достопримечательностью этого перекрёстка является  знаменитый треугольный клиновидный небоскреб, который до сих пор вызывает интерес, возможно больше своей нетрадиционной формой чем своей высотой (всего-то 22 этажа).

Этот небоскрёб называется Флэтайрон билдинг или попросту «Утюг».



Память о 23-й стрит, Keith Godard украшение стен на станции «23 Street».

Возведение небоскрёба было начато в середине 1901 года. Стальные балки для его каркаса собирались  непосредственно на заводе-изготовителе. Поэтому здание вырастало очень быстро: один этаж в неделю. Каркас «Утюга» был готов уже к февралю 1902 года. К середине мая он уже был наполовину облицован, а в июне 1902 года строительство было полностью завершено. 18 этажей за год! Это был важный строительный технологический рекорд. Ко времени постройки Флэтайрон билдинг оказался одним из самых высоких зданий в Нью-Йорке. Позже его надстроили ещё на три этажа.



Вид на Всемирный торговый центр с Гудзона, южный причал

Форма небоскрёба была столь необычной, что долгое время после введения здания в эксплуатацию в 1902 году жители Нью-Йорка заключали пари на то, что необычный дом всё-таки рухнет. Ширина здания в «носовой» его части составляла всего 198 сантиметров. Его внешние стены обильно украшены архитектурными деталями из терракоты: масками, головами львов и геометрическими узорами. Художники и фотографы полюбили небоскрёб. Его часто рисовали и фотографировали. До сих пор он - одна из первых целей фотографов.



Вулворт билдинг

На 23-й улице напротив Мэдисон-сквер сталкиваются потоки воздуха, несущиеся по двум улицам, пересекающимся под острым углом. Поэтому здесь всегда было ветрено. По этой причине в начале 20-го века это место было любимым для многих нью-йоркских гуляк, заглядывавшихся на то, как на ветру развеваются женские юбки и что можно при этом увидеть. Полицейские разгоняли безобразников фразой «23-скиду» («23 skidoo», что означало «23 - делай ноги»), ставшей легендарной.

Нью-Йоркское метро, конечно, не может равняться по художественной ценности с Московским. В первую очередь, это не музей и не средство агитации и пропаганды, а транспортное средство. Но художники по мере возможности украшают и его. И уж здесь, в районе знаменитого небоскрёба, где всегда ветер, они постарались. Стены платформ на остановках метро на Бродвее и 23-й улице для поездов линий N и R украшены изображениями различных шляп и шляпок начала 20-го века, летящими по ветру. Автор - художница Кейт Годард.



Башня Банка Америки

Новое здание Всемирного торгового центра

Здание, построенное на месте разрушенного в катастрофе 11 сентября 2001 года Всемирного торгового центра называется One World Trade Center - Новый Всемирный торговый центр. Его высота 417 м до крыши и 541 м со шпилем делает его самым высоким зданием в Западном полушарии и новейшей достопримечательностью Нью-Йорка. В 104-этажном здании из отражающего стекла размещаются офисы, но также рестораны, магазины розничной торговли. На вершине предусмотрена смотровая площадка.



Радиатор билдинг одинаково красив, и пасмурным вечером...



... и ясным утром.



Тёмные кирпичи, словно уголь...



и золотое убранство, как пламя.



Джорджия О’Кифф "Radiator Building-Night, New York", 1927.

Вулворт-билдинг

Вулворт-билдинг - 60-этажная башня, которую иногда называют «Торговым собором», украшена готическими терракотовыми деталями и увенчана огромной медной пирамидой с узором и горгульями. Открытое в 1913 году, оно было самым высоким зданием в мире до 1930 года.

Фрэнк Вулворт, основатель сети универсальных магазинов, обнаружил, что людям нравится, если на товаре находится ценник, где указанная точная цена товара. Не нужно о всякой мелочи спрашивать продавца, который стоит за прилавком. Потом оказалось, что и прилавок не нужен. Лучше допустить покупателя прямо к товару. А ещё оказалось, что покупателям нравятся распродажи по самым низким ценам, по пять и десять центов. Сметают всё!

Благодаря внедрению в практику всех этих мелких, но важных изменений Вулворт стал миллионером. И в 1913 году за псевдоготическую высоченную башню в начале Бродвея, построенную по его заказу, он заплатил 13,5 миллионов долларов. Что характерно, наличными. Эх, были же раньше времена!

С момента постройки до 1930 года (то есть, в течение 17 лет) Вулворт Билдинг оставался самым высоким небоскребом в мире.

После 11 сентября 2001 года вход в Вулворт-билдинг закрыли в целях безопасности. А ведь там было на что посмотреть! Мраморный вестибюль, украшенный потрясающей мозаикой и скульптурами теперь недоступен взору туриста.

Башня Банка Америки

В 2009 году в центре Манхэттена была построена 55-этажная стеклянная башня Bank of America Tower. Этот небоскрёб в первую очередь отличается своим новаторским эко-дизайном. Этот дизайн включает использование в конструкции материалов, полученных в результате вторичной переработки. Специальный стеклянный корпус сконструирован так, что  удерживает тепло и максимально увеличивает естественное освещение. Повторное использование дождевой воды, а также современные эффективные системы вентиляции и охлаждения в высщей степени экологичны, чисты и потребляют минимальную энергию. Атриум вестибюля башни - прекрасное место, где можно отдохнуть от непогоды и расслабиться.

Радиатор Билдинг

Это здание я увидел в первый же свой вечер в Нью-Йорке. Увидел и был поражён. Это здание было построено в 1924 году для компании American Radiator Company, которая изготавливала чугунные радиаторы для центрального отопления. Его проектировал архитектор Рэймонд Худ, который позже был главным архитектором на строительстве Рокфеллер-центра. Он уже снискал славу, выиграв международный конкурс на новое здание для влиятельной и «величайшей газеты мира» Chicago Tribune (так газета сама себя называла)

Конкурс, действительно, был всемирным и в нём участвовали выдающиеся архитекторы Европы и Америки. Худ же в 1920-х был на пике популярности и за 10 лет он прославил себя самыми различнымии экспериментами в области проектирования небоскрёбов, которые он считал не только зданиями, но и символами для выражения гордости и могущества больших корпораций.

Необычный вид Радиатор-билдинг  обусловлен контрастом черных кирпичей с золотой отделкой и декором.

Эффектно и местоположение здания. Его центральный фасад выходит на Брайант- парк, самый старый парк Нью-Йорка. Очень приятное соседство! И, кстати, сейчас в небоскрёбе находится шикарный отель, который называется Bryant Park.

Как уже было сказано, всю тяжесть постройки принимает на себя прочный стальной каркас. Благодаря этому скорость строительства резко возросла. Кроме того, архитекторы могли экспериметировать с материалом, из которого складывались стены, уже не несущие, и освобождённые от излишнего давления всей постройки.

Архитектор сложил стены небоскрёба из кирпича, который для придания ему тёмно-коричневого цвета долго  вымачивался в растворе, содержащем марганцовку. Благодаря этому кирпичи приобрели необычный колорит, который прекрасно контрастировал с золотыми украшениями фасада. Почти чёрные кирпичи и золотой цвета декор фасада напоминали уголь и огонь. А всё вместе напоминало, что владелец здания - радиаторная компания, дарящая человечеству обогрев в холодные зимы.

Раймон Худ придумал также подсветку здания, которая сделала небоскрёб достопримечательностью города не только в светлое, но и в тёмное время суток. Её магия очаровала американскую художницу Джоржию О’Кифф, и вдохновило её на создание в 1927 году картины «Radiator Building-Night, New York».



Самые высокие небоскрёбы Нью-Йорка

За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)

Previous post Next post
Up