Тантал. За что он страдал?

Jul 30, 2013 00:01



Историю делает наукой всего-навсего размещение прошедших событий в хронологическом порядке. Такая простая и очевидная, казалось бы, вещь, позволяет выявить  самое главное: история - это объективный  процесс. Объективный в том смысле, что хотя историю делают люди, но само течение событий в жизни человеческого общества зависит от людей достаточно мало. Тут возникает много философских вопросов, включая вопрос о существовании Бога, предопределенности и свободе воли, а также о роли личности в истории. Но  не исторической науке на эти вопросы отвечать. Ее дело - описывать все, что происходило, по возможности объективно, «добру и злу внимая равнодушно», и по возможности точно вставлять все происшедшее в  единый поток событий.

Есть ли иной объективный способ представления исторических событий, чем хронологическая последовательность, неизвестно. Известно только, что «перелицовка» событий прошлого в угоду злобе дня ни к чему хорошему не приводит. О том что происходит в этом случае, рассказывает не только утопический роман Дж.Оруэлла «1984». Об этом свидетельствует и история СССР,  где подобная вивисекция производилась на государственном уровне, за что шутники называли Советский Союз уникальной страной с непредсказуемым прошлым. Результат этих экспериментов оказался, однако, невеселым. Относительно недавняя история стала легендой в худшем смысле этого слова. И ладно, если бы непонятки были только в вопросе о том, стрелял ли крейсер «Аврора» по Зимнему дворцу. Но ведь даже такой немаловажный и хорошо документированный факт, как количество жертв Советского Союза во Второй мировой войне до сих пор - предмет горячих споров.

А ведь мифологизация прошлого происходит очень быстро. И не по чьей-то злой воле она происходит, а в силу особого устройства человеческого сознания. При передаче информации о том, что произошло, мы - вольно или невольно - корректируем происшедшее в более выгодную для нас или в более красивую сторону. В результате люди довольно скоро начинают пересказывать друг другу не достоверные факты, а легенды. Особенно быстро это происходит в бесписьменных обществах, где информация распространяется только из уст в уста. Развитая древнегреческая мифология, например, свидетельствует не только о живой фантазии древних греков. Мифы впитали в себя огромную часть дописьменной истории греческих племен. О взаимодействии этих племен с погибшей в результате стихийного бедствия Критской цивилизации свидетельствуют только легенды о лабиринте во дворце царя Миноса и об ужасном Минотавре.  А о Троянской войне нам достоверно известно только то, что она имела место быть. Все остальное сохранилось в виде красивых легенд, зафиксированных благодаря песнопевцу Гомеру, который тоже во многом является личностью легендарной.

Среди греческих мифов есть, к примеру,  миф о царе Тантале. Он хранит память об очень давнем событии, о колонизации греками Малой Азии, которая произошла в 13-м веке до н.э. Греки доплыли сюда перебираясь от острова к острову. Это плавание было героическим, хотя относительно несложным. Островов в восточной части Средиземного моря много, они зачастую находятся на расстоянии прямой видимости один от другого. Поэтому греческие колонисты прибывали в Малую Азию крупными отрядами.

Высаживались они не «на диком бреге», а попадали в места гораздо более цивилизованные, чем их родина. В западной части Малой Азии находилось богатое царство Лидия. Лидия возникла на развалинах могучей и загадочной хеттской империи, взаимодействовавшей и с Древним Египтом, и с Вавилоном и Ассирией, и с еврейским царством библейского царя Давида. А позже Лидия стала одной из богатых провинций Персидской империи.

Богатство Лидии было обусловлено в первую очередь находившимися во владении ее царей рудниками, где добывали золото и медь. Оба металла в древнем мире очень ценились. Лидия, кстати, была первой страной, где начали чеканить монеты. Следовательно, было из чего чеканить. И было для чего чеканить, для обслуживания торговых операций. На территории царства скрещивались несколько торговых путей, торговля процветала и приносила немалые доходы. Богатство местного царя Крёза (562-547 гг. до н. э.) вошло в поговорку. Однако Крёз - это  уже письменная эпоха и, следовательно, летописи, и, следовательно, какая-никакая, но история. А вот более ранние богатые лидийские цари, Мидас и Тантал - уже герои мифов, хотя и тот и другой существовали в реальности. Например, в  1835 году в городе Измире на горе Яманлар археологи раскопали гробницу царя Тантала. Но вот  имя ли это, Тантал, или же титул, историки уже сомневаются. А может быть, это - имя и титул, слившиеся воедино. Тем более, что известны два царя Тантала, и оба мифологические.

Самому  известному из  Танталов, как и всякому герою мифов, приписывают полубожественное происхождение. Он - то ли сын Зевса, то ли сын Гименея. Благодаря такой протекции Тантал снискал любовь богов и даже присутствовал на их пирах. Однако, любовь богов легко потерять. То ли Тантал разболтал людям, о чем боги говорили на пиру за столом, то ли попросту своровал с общего стола божественный паек, нектар и амброзию. В любом случае, он потерял божественное доверие и после смерти был наказан самым жестоким образом.

О наказании Тантала в подземном царстве мертвых миру поведал Гомер. В Аиде «разжалованный» участник божественных пиров испытывает нестерпимые и нескончаемые муки. Его мучит жажда. Тантал стоит по горло в воде, но напиться не может. Едва он пытается зачерпнуть воды, вода уходит от него.

Мучит Тантала и голод. Над головой у него - спелые фрукты. Он поднимает руку, чтобы сорвать плоды, но не может дотянуться до ветки. К тому же над ним высится огромная скала, которая угрожает упасть на Тантала и раздавить его. Ужасные и нескончаемые мучения! Именно благодаря этим жестоким и вечным страданиям,  «танталовым мукам», имя Тантала широко известно в наше время. И даже обрело новое значение.

В начале 19-го века шведский химик Андерс Густав Экерберг (Anders Gustaf Ekeberg; 1767 - 1813) пытался выделить новый химический элемент из минерала колумбита. Это было время, когда новые элементы сыпались на химиков, как из рога изобилия. Вот и Экерберг выделил новый элемент, и даже имя ему придумал, «колумбий». А дальше начались непонятки. Выделенный «колумбий» как бы менял свои свойства от эксперимента к эксперименту. Изрядно намучившись, Экерберг переименовал колумбий в тантал. Однако муки химиков продолжались до середины 19-го века. Только в 1844 году было четко доказано, что танталу в природных соединениях сопутствует еще один элемент, очень на тантал похожий, но все же другой. Этот элемент стали называть ниобием по имени дочери мифического Тантала, Ниобеи, по совместительству ставшей богиней слез.

Металлический тантал был получен только в 1903 году. Он обладает замечательным сочетанием свойств: легок, тугоплавок, устойчив к коррозии. Поэтому едва ли не сразу из тантала стали изготавливать нити для ламп накаливания. Несколько позже тантал стали применять для производства очень качественных электролитических конденсаторов. Затем жаропрочные и стойкие к коррозии сплавы тантала были внедрены в химической промышленности и в металлургии редкоземельных элементов. А когда появились ядерные реакторы тантал оказался наилучшим материалов для теплообменников. Трубы из тантала были устойчивы к высокой радиации и к гамма-излучению.





Тантал - неактивный элемент, поэтому он идеально подходит для изготовления протезов костей и для скрепления тканей. Нейрохирурги соединяют нервы с помощью нитей из тантала.

Карбид тантала - очень твердый материал, который применяют для создания крепчайших фрез, сверел и буровых инструментов.. В качестве наконечника для бронебойных снарядов его тоже применяют.

Соединение тантала с бериллием - легкий и жаропрочный материал. Он нашел себе применение в авиации. А из пятиокиси тантала варят стекло, непрозрачное для гамма-излучения.

Оксид тантала обычно серого цвета, но в зависимости от толщины оксидной пленки металлическое изделие может засиять всеми цветами радуги. Поэтому из тантала изготавливают сейчас и ювелирные украшения.

Как видим, сейчас слово «тантал» ассоциируется для нас не столько с древнегреческой мифологией сколько с современной передовой технологией. Хотя иногда это приводит к довольно смешным результатам, рассказом о которых и хочется закончить эту историю.

Есть в городе Саратове предприятие, которое называется «Тантал». В советское время ни для кого не было секретом, что даже городской мелькомбинат в случае войны за несколько дней можно перевести на военные рельсы и приспособить для изготовления пороха. Ну, а если предприятие называется каким-то непонятно-красивым словом (типа, «Позитрон», «Домен» или «Сириус») - оно без всякого сомнения работает «на военку». А значит, платят там больше и социальные условия там лучше. В общем, в Саратове знали: если попадешь на «Тантал» - будет тебе счастье.

Одним из атрибутов такого счастья был профилакторий,  который находился километрах в 40 от города в райском местечке на берегу Волги. Назывался профилакторий так же, как и предприятие,  «Тантал». Юмористичность сопряжения названия базы отдыха с именем легендарного мученика от голода и жажды понимали только те, кто знали древнегреческую мифологию и про танталовые муки.  А кто не знал, тот простодушно наслаждался своим «танталовым счастьем». И правильно делал!

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:
  1. Про Тантала в Википедии
  2. И про тантал там же
  3. А в английском, немецком и датском языке есть другое значение слова "тантал". "Тантал" (tantalus) - специальная деревянная подставка для графинов с алкогольными напитками, например виски. Она запиралась на ключ, чтобы, не открыв замок, невозможно было вынуть графин.

история, химия, тантал, школа жизни

Previous post Next post
Up