Что тебе снится, крейсер "Аврора"?

Nov 10, 2011 00:33


В 1987 году, едва только была объявлена гласность, один мой знакомый,  журналист ленинградской газеты, осуществил давнее свое желание. Он  взял интервью у   широко известного в узком кругу  питерской интеллигенции профессора Ленинградского университета и старинного сотрудника Эрмитажа. Человеку этому  на момент интервью было уже около девяноста лет. Однако,  никакой сенильности в нем не наблюдалось. Наоборот, умом он обладал ясным и даже чувство юмора сохранил.

До столь долгих лет профессор этот дожил не только благодаря крепкому здоровью. Еще в бОльшей степени долголетие его объяснялось умением держать язык за зубами. Поэтому его биография изобиловала белыми пятнами, которые доброхоты заполняли причудливыми легендами. Например, все были уверены, что профессор, будучи юношей, штурмовал Зимний в октябре 1917 года. Когда журналист спросил его об этом, профессор удивленно поднял брови:

- А что, разве был штурм?

- А что, разве не было? - Вопросом на вопрос ответил журналист.

- Такого, как показывают в кино, точно не было. Красногвардейцы на машине подъехали к главному подъезду, вошли внутрь и арестовали министров Временного правительства.

- Так, может быть, и залпа "Авроры" не было? - Решил спровоцировать своего собеседника журналист.

- Залпа не было. Залп - это одновременный выстрел из нескольких орудий. "Аврора" же выстрелила один раз, да и то холостым зарядом. Но очень громко. - Оказалось, что профессора не так легко вышибить из седла неожиданным вопросом.

Одним словом, разговорились. В результате получился большой очерк, которым журналист очень гордился. Героя своего очерка он сравнивал с тем самым крейсером "Аврора", с которого так удачно началась их беседа. И построен-то крейсер был для других целей, и прославился в результате случайного стечения обстоятельств, и на скрижали официальной истории его занесли с большим опозданием.

Крейсер "Аврора", ставший символом Октябрьской революции, был, конечно построен для битвы. Сперва противником виделась Великобритания, а после -  Германия. 4 июня 1897 года  крейсер был заложен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, спущен на воду 24 мая 1900 года, а в состав боевых кораблей его включили в июле 1903 года. Параллельно строились еще два крейсера подобного типа, названные по именам древнегреческих богинь: "Диана" и "Паллада". По флотской традиции крейсера унаследовали славные имена парусных фрегатов. Фрегаты "Паллада" и "Диана" ходили 1852-1855 годах с дипломатической миссией к берегам Японии для заключения первого русско-японского договора. На борту "Паллады" в этом походе находился писатель И.А.Гончаров, путевой очерк которого и прославил имя фрегата в русской литературе.  Фрегат "Аврора" в 1854 - 1855 годах принимал участие в обороне Петропавловска-Камчатского от англо-французской эскадры.

Первое боевое крещение крейсер "Аврора" принял тоже на Дальнем Востоке. В составе российской Второй Тихоокеанской эскадры он  участвововал в Цусимском сражении. В бою "Аврора" была сильно повреждена и, сопровождаемая американскими боевыми кораблями, ушла на ремонт в Манилу, на Филиппины. В феврале 1906 года корабль возвратился на Балтику, где продолжал службу. В 1911 - 1912 годах крейсер совершил еще одно дальнее плавание,  в Сиам (который мы нынче называем Таиландом). Но повод для похода был сугубо мирным - коронация тамошнего короля.

Два года Первой мировой войны "Аврора" участвовала в различных военно-морских операциях на Балтике, а в конце 1916 года прибыла в Петроград для капитального ремонта, который должен был завершиться в апреле 1917 года.

Момент славы крейсера приближался. Хотя с точки зрения корабельных офицеров после февральской революции 1917 года все пошло враздрай.  Капитан корабля был убит матросней. Основа военной дисциплины, единоначалие,  пошатнулось. На корабле появились разнообразные агитаторы, а команду принял на себя избранный демократическим голосованием судовой комитет. Жизнь стала сплошным праздником. Правда, вследствие этого  завершение ремонта откладывалось на конец октября.


Почти готовый к боевым действиям крейсер с революционным экипажем показался для большевиков весомым аргументом в вооруженном восстании. Поэтому приказ о выходе в море отменили. Вместо этого в ночь на 25 октября крейсер покинул причал у Балтийского завода и продвинулся к разведенному Николаевскому мосту. Юнкера, охранявшие мост, увидев ощетинившийся пушками корабль, сбежали. Высадившиеся с "Авроры" электрики опустили мост, соединив центр Петрограда, уже захваченный большевиками, с Васильевским островом. Крейсер же стал на якорь едва ли не под окнами Зимнего дворца.

25 же октября в  21 час 40 минут был произведен выстрел, названный впоследствии историческим. Был он, к счастью для Зимнего дворца, холостым, поскольку боевых зарядов на борту крейсера, находящегося на ремонте,  быть не могло. Впрочем, главное свое, пугающее,  действие выстрел оказал. Немногочисленные защитники Зимнего дворца (если таковые были) разбежались. Поэтому запланированный большевиками штурм Зимнего дворца не состоялся. Впрочем, несколько раз этот несбывшийся план  инсценировали во время праздничных гуляний по случаю годовщины Октября. А в 1927 году сняли на пленку в игровом кинофильме "Октябрь". Эти кадры впоследствии демонстрировали повсюду, как документальные. Именно по мотивам этих кадров советские живописцы изображали "исторические" события 25 октября 1917 года.

Кстати, приблизительно с 1927 года эти события стали называть Великой Октябрьской социалистической революцией. И никак иначе.

А что же крейсер "Аврора", возвестивший миру начало новой эры? Да ничего. Завершив ремонт, ушел в Кронштадт, где постепенно лишился экипажа, а после и вооружения. "Аврору" планировали затопить, чтобы преградить кораблям интервентов путь в революционный Петроград. А утопленнику зачем пушки?

Но интервенция не состоялась. Крейсер "Аврора" вновь вооружили и сделали учебной базой. Этим, обычно, завершается жизнь военных кораблей, после чего следует списание и утилизация. Жизнь "Авроре", как это ни странно, продлила Великая Отечественная война.

С началом войны с корабля списали курсантов и сняли большую часть орудий. Пушки калибра 130 мм установили на юго-западных подступах к Ленинграду (Дудергофские высоты), где существовала опасность прорыва немецких танков. Крейсер же остался  на якоре в Ораниенбауме. Здесь он оказался фактически беззащитным перед ударами немецкой авиации и в скором времени затонул. Вернее, сел на дно. Море в том месте было мелким.

Жизнь военного корабля закончилась. Жизнь памятника только начиналась. В "верхах" было принято решение сделать "Аврору" музейным кораблем. Близилась 30-я годовщина Октябрьской революции. Великий Октябрь к тому времени был уже надежно канонизирован. Живых участников восстания остались единицы. Трудно сказать кто больше постарался их извести: то ли Гитлер, то ли Сталин. Воспоминания оставшихся в живых были приведены в соответствие с "Кратким курсом истории ВКП(б)". Крейсеру "Аврора" предстояло стать еще одним аргументом правоты большевиков. Аргументом, в прямом смысле, железным.

В 1945 году крейсер подняли со дна и отбуксировали в Ленинград, где начали реставрацию. В процессе реставрации было два перерыва. Один большой, когда в течение года на "Авроре" снимали художественный фильм "Крейсер Варяг". Второй - поменьше. Несколько дней в ноябре 1947 года крейсер, как 30 лет назад, стоял напротив Зимнего дворца у Николаевского моста. И, кстати, как 30 лет назад, был он еще недоремонтирован. Ремонт закончился только через год, и в ноябре 1948 года "Аврора" стала на вечную стоянку в истоке Большой Невки, напротив Нахимовского училища. Базой Нахимовского училища крейсер был в течение многих лет.

Становление мифа завершилось. Крейсер "Аврора" в советском сознании стал синонимом Октябрьской революции. Именно как символ этой революции он изображен на втором по значимости советском знаке отличия, ордене Октябрьской революции. Каковым орденом крейсер "Аврора" был награжден в 1968 году. Смешной казус, пожалуй единственный в истории: "Орден имени меня".

Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:
  1. Статья о крейсере "Аврора" в Википедии
  2. Комиссаром "Авроры" в то время был А.В.Белышев
  3. Что тебе снится, крейсер "Аврора"?
  4. 90 лет октябрьскому перевороту: гениальный популист Ленин и Керенский без платья
  5. Расправа над крейсером "Аврора"
  6. Предшественник крейсера, фрегат "Аврора" участвовал в обороне Петропавловска Камчатского в 1854 году
  7. Как на самом деле проходил штурм Зимнего дворца?
  8. Крейсер "Аврора" отправился на ремонт (21 сентября 2014 года)

Эльдорадо, Аврора, Октябрьская революция, школа жизни

Previous post Next post
Up