Фильм «Территория» или вызов советскому мещанству

Apr 26, 2015 21:38



Премьера фильма Александра Мельника состоялась 16 апреля. Фильм снят по одноименному роману советского писателя Олега Куваева.

В целом, фильм неплохой, патриотичный. Правда, патриотизм больше похож на современную версию патриотизма, где личное самовыражение ставится на первое место. В основном, зритель не видит в этом ничего странного, считая, что так и должно быть, как же иначе…


В романе же чувствуется всеобщая подчиненность Делу. «Стране нужно золото, значит, будет золото» - всем своим поведением говорит герой романа Чинков. И отдает приказ по поиску золота, несмотря на то, что проект «Северстроя» утвержден на олово. Но в олове уже не нуждаются, поскольку война окончена, и это является основной предпосылкой к закрытию Территории. Единственное спасение - найти золото. И за Чинковым идут. Идут, потому что в нем нет: «Я начальник, ты - дурак». Каждое слово, каждый поступок пронизан страстью к общей цели.



Вообще, роман Куваева философский. На Территории нет «начальников» и «исполнителей» - каждый рассматривается как личность, которая проявляет себя в Деле. Проявляет по-разному и, совершенно, неоднозначно. Обратите внимание на Гурина, единичного философа, всячески демонстрирующего свою независимость. Какова его судьба? А, молодой золотоискатель, который своровал ради девушки золото, и, впоследствии, говорит, что он искупит вину работой. То есть Территория - место, где человек раскрывает свое подлинное нутро, проявляет себя во всей красе. Это место-испытание, своего рода, эксперимент жизни над человеком.



Что не отражает фильм Мельника? На мой взгляд, то, что геологи-разведчики того времени бросают вызов тому мещанскому типу существования, начинающему развиваться в СССР. Они бегут от него. Чего только стоят слова Чинкова: «Когда меня хватит третий инфаркт, я хочу, в этот миг, перед смертью, знать, что выполнил почти все, к чему был предназначен. На этом точка». Вот он смысл жизни.

Советский фильм «Территория» меньше приближен к тексту романа, но отражает содержание лучше. Больше передает ту аскетично-мобилизационную атмосферу, которая царит на Территории.

Современный же фильм рисует картину, того, что геологи приехали в туристическую командировку и «отрабатывают номер». Не ощущается той значимости профессии инженера-геолога, которая воспринимается, в то время как героическая профессия. Работа для Баклакова является жизненным путем, про такую говорят «работа, которую не меняют». Вдумаемся во фрагмент диалога учителя математики с Баклаковым, который приводится в романе и не приводится в фильме: «Я школьникам объясняю: вот за этой партой сидел Баклаков Сережа, ныне полярный геолог. Покоритель льдов, так сказать…Родители твои были не заметные люди. Как все. Таким как они и я, памятники не ставят. Вот ты и будешь нам живым памятником».

Вот, именно, о таких людях, живущих «работой, которую не меняют» роман Олега Куваева. На сколько раскрыто это в фильме? Судить тебе зритель.

Я считаю, что в фильме Александра Мельника нет ничего кощунственного, глумящегося, искажающего историю и прочее. Но не добирается он до той сути, которую отражает Куваев. Фильм больше похож на приключенческий роман, но не роман с натуры.

В заключении, привожу последнюю фразу из романа: «Может быть, суть в том, чтобы при встрече не демонстрировать сильное оживление, не утверждать, что «надо бы как-нибудь созвониться и…» Чтобы можно было просто сказать «помнишь?» и углубиться в сладкую тяжесть воспоминаний, где смешаны реки, холмы, пот, холод, кровь, усталость, мечты и святое чувство нужной работы. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить мужчине и человеку. Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы - тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: «А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!». День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»

Previous post Next post
Up