От "восстания машин" к "антропологическим ножницам"

Oct 16, 2014 00:18

Популярная, в своё время, тема "восстания машин" гораздо более глубокая, чем кажется на первый взгляд.

Предлагаю рассмотреть вопрос в сюжетах двух популярных фильмов: "Терминатор" и "Матрица".



В "Терминаторе" машины поднимают восстание и уничтожают или порабощают человечество. Возникает вопрос, почему уничтожают? Человек становится не нужным. Система "машины", сконструированная человеком, перерастает общество создателей по сложности. И создатели становятся лишними.



В "Матрице" человек уже нужен, поскольку нужна энергия. С солнечной энергетикой "ядерной зимой" проблемы. Здесь люди - батарейки, сознание которых погруженно в искусственную неисторичную реальность. Человек нужен, но в качестве простейшей функции и не более того.

Из сюжетов хорошо видно две проблемы:
- Бесполезность человека, когда созданный им мир вещей станет сложнее его.
- Бегство от реальности, как способ отложенного суицида.

В середине XX века тему бога-машины хорошо описал философ и психолог Эрих Фромм:

Этой общей структуре характера соответствует "кибернетическая религия" рыночного характера. За фасадом агностицизма или христианства скрывается откровенно языческая религия, хотя люди и не осознают ее как таковую. Эта языческая религия с трудом поддается описанию, ибо такое описание возможно лишь на основе того, что люди делают (и не делают), а не на основе их сознательных размышлений о религии или догмах той или иной религиозной организации. Самым поразительным на первый взгляд является то, что человек превратил себя в бога, потому что он обрел техническую возможность создать второй мир вместо того мира, который, как утверждает традиционная религия, был впервые создан богом. Можно сформулировать эту мысль иначе: мы превратили машину в бога и, служа машине, стали подобны богу. Не важно, какую формулировку мы выберем: важно то, что люди, находясь в состоянии наивысшего реального бессилия, воображают, будто стали благодаря науке и технике поистине всемогущими.
И чем в большей изоляции мы оказываемся, чем менее эмоционально реагируем на окружающий мир и чем более неизбежным и катастрофическим кажется нам в то же самое время конец цивилизации, тем более пагубным становится влияние этой новой религии. Мы перестаем быть хозяевами техники и, напротив, становимся ее рабами, а техника - некогда жизненно важный элемент созидания - поворачивается к нам своим другим ликом - ликом богини разрушения (вроде индийской богини Кали), которой и мужчины и женщины жаждут принести в жертву и самих себя, и своих детей. Продолжая сознательно цепляться за надежду на лучшее будущее, кибернетическое человечество закрывает глаза на тот факт, что оно уже превратилось в поклонников богини разрушения.
Э. Фромм "Иметь или Быть", глава "Рыночный характер" и "кибернетическая религия"

Создавая техно- и инфо- сферы, как орудия собственного могущества, и превознося их, но не развивая себя, человеческое общество рано или поздно станет проще созидаемого.
Стрелки отсчитывают оставшееся время.
Тик-так. Переложили ручной труд на плечи машин. Отлично, автоматизация.
Тик-так. Вычисляет машина. Разгружаем память, перестаём тренировать мозг вычислениями.
Тик-так. На машинах запущены красивые и простые имитации жизни на любой вкус. Бежим от серой, жестокой реальности в искусственный мир.
Тик-так. Функциональность машин становится большей, нежели человечества. Машина развивается, человек деградирует.
Тик-так. Человек становится бесполезным.
Тик...

Бесполезным человек становится не только для создаваемого мира и но и для самого себя. Для работодателя, часто, сотрудник - функция и не более. Смотрим шире, для многих людей всё: вещи, отношения, чувства - элемент потребления. Получил удовольствие и выброси на помойку. Нет связей, нет общества, нет человека.

В отличии от фильмов, где требуется показать образ ярко и потому машины уничтожают или порабощают силовым путём, в реальности человечество может вымереть добровольно. Мы сами себя уничтожим, не восходя, но развивая искусственный мир вещей.
Эта проблема называется антропологическими ножницами и суть её в неравномерности скорости развития человека и мира создаваемых им вещей. Человек не развивается и даже деградирует ныне, наука и техника совершенствуются стремительно.


Как может сработать этот разрыв?
  • Развивая технику, мы развиваем и средства уничтожения. Они становятся способными уничтожать города и страны целиком. Собственно, мы перешагнули порог, когда поражающих средств достаточно для уничтожения цивилизации. Деградируя и дегуманизируясь сами, теряем понимание последствий применения этих средств и контроль над собой. В итоге получаем "обезьяну с атомной бомбой". Пример наших дней - бандеровцы на Украине, стреляющие по мирным городам кассетными и фосфорными боеприпасами, применяющие химическое оружие. От применение ядерной бомбы спасает лишь её отсутствие в их руках.
  • Происходит отчуждение от всего: результатов труда, вещей, общества в целом, близких людей. В индивидуализме становимся более жестокими, что выливается в реальность. От жесткой реальности же мы бежим. Благо, сейчас много выходов есть, начиная от простейших: сетевого общения, виртуальных реальностей, в частности, ММО (массовые сетевые игры). Но есть и другие норки, например, иллюзии, художественные произведения. Более подробно писал в заметке " Игра и реальность на чаше весов".
    Что это? Добровольная матрица.

Где же выход?

Большая часть людей бежит от жесткой реальности. Меньшая начинает создавать средства побега от реальности. Есть спрос - есть предложение, ничего личного. Зачастую, средства создаются руками первых. Скажем, кто лучше всех создаст игру, в которой утонут миллионы? Специалисты, увлеченные играми.
Так формируется фундаментальное неравенство рода человеческого.
Но вставшие на путь формирования неравенства рода человеческого и сами не вылечиваются от обсуждаемой проблемы. Юлиус Эвола писал о звере, осёдланном духом ("оседлать тигра"). Такое фашистское общество, а коль речь идёт о фундаментальном неравенстве, давайте называть вещи своими именами, на первый взгляд, может позволить себе наращивать техносферу.
Управляемые недолюди не будут допущены к опасным игрушкам, они - контролируемы и опекаемы. Скот не подпускают к бактериологическому оружию. И даже, если отношение, как к детям - их также не пускают в слишком опасные места.
Управляющие, оседлавшие зверя человеческих страстей, контролируют себя и осознают чем грозит применение того или иного средства. Но, человек имеет свойство проявлять слабость. Пусть первое поколение фашистов идеально контролирует себя. Всё это происходит ровно до появления детей. Выбросит ли такой представитель "правильных людей" своего ребёнка, что имеет некоторую слабость духа, в стадо недолюдей? Вероятно, нет. Что происходит со зверем, чей дух слаб? Он вырывается. И далее история повторяется, теперь уже почти сугубо в варианте "обезьяна с атомной бомбой".
Весь этот путь усугублен тем фактом, что неравенство формируется не только естественно, но и искусственно. А формирующий такое по определению зол. Это " Великий инквизитор" из "Братьев Карамазовых" Достоевского.
А если всё же отказать от технологического развития? Купировать проблему можно, но выход ли это? И что будет с "полноценными людьми" через несколько поколений - вырожденная цивилизация?
На мой взгляд, хорошо такой вырожденный мир неравенства обрисовал Пелевин в произведении "S.N.U.F.F.".

Другой путь - радикальный гуманизм. Его воплощение наших дней - это коммунизм. Речь, конечно, не идёт о "гуляш-коммунизме" Хрущева. Коммунизм говорит о потребности в Новом Человеке, который породит Новое Общество.
С.Е. Кургинян формулирует определение коммунизма следующим образом: "Пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей в каждом человеке". Пробуждение и раскрепощение высших творческих способностей - преодоление отчуждения. Такой человек трудится свободно. Где свобода есть осознанная необходимость. Такой человек не бежит от жесткой реальности, а выстраивает новую - прекрасную. Такой человек взаимодействует с другим, а не использует или конкурирует. И важное, "в каждом человеке", - речь, в отличии от фашизма, не идёт об загоне для неполноценных. Право и возможность на спасение и восхождение имеет каждый.
Такой путь сложнее неравенства рода человеческого. Он начинается авангардом, постоянно кующим в себе образ Нового Человека и помогающим подняться остальным. И потом через цепочки от более активных к менее постепенно оживляет всё общество.
Он сложнее еще и из-за того, что обществу, вставшему на этот путь, придётся взять в руки факел и освещать дорогу человечеству, идя впереди.
Впрочем, Русскому народу это по плечу.

На личном уровне выход очевиднее. Он обрастёт сложностями в пути, но первые шаги понятны всем. Перестать бежать от жестокой реальности. Осознать, что достижения в иллюзиях столь же иллюзорны, как и просты. Что мир жесток потому, что мы его таким делаем. Что созданное в жизни имеет шанс раствориться в будущем, оформляя его контуры. Что настоящий мир - это место, где только можно осуществлять Мечту.

фашизм

Previous post Next post
Up