Сходил позавчера на художественный фильм «28 панфиловцев». Этот фильм заставил задуматься о многом, и многое потребовал сказать.
Часть мыслей уже высказана товарищами, поэтому повторяться не буду.
Во-первых, кино снято, во многом, на народные деньги, чему до сих пор, по-моему, прецедентов не было. Это очень важный факт, стоящий в одном строю с искренним народным сопротивлением десоветизации, с Бессмертным полком, с многократно возросшим интересом к родной истории, наконец - с песнями на вокзалах. Все эти движения сильно связаны с внутренним пониманием единства, должного, справедливости. Люди, которые помогали снимать фильм, ехали потом в Крым, Донецк и Луганск, отбивать их от бандеровцев. Эти же люди продолжают помогать бороться русско-украинскому Донбассу против хунты. Эти же люди выходят на вокзалы крупных и малых городов, и поют песни, которые трогают струны в душе у большинства населения бывшего Союза.
Во-вторых, кино снято качественно, создатели фильма очень серьезно подошли к воссозданию атмосферы ноября 1941 года. И эта атмосфера не лакированный лубок, она искренняя, и очень напоминает атмосферу 2014 года в Донецке, конечно, с учетом ополченческой вольницы. И эта атмосфера, атмосфера одного, но смертельного боя, очень перекликается с фильмом «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, вплоть до повторения отдельных моментов (молитва Звягинцева, например). Видно, откуда авторы фильма черпали свое вдохновение. Видно, что авторы воспитывались в советской культурной традиции, из которой никак нельзя выкинуть слово «русский», как бы кому не хотелось.
В-третьих, Россия держится, и Донбасс держится, прежде всего, на русском духе и понятии русского мира, этот момент нельзя забывать ни на секунду. И о России говорит Сталин в своих тостах «за русский народ», о России говорят во множестве советских фильмов, как, например, в фильме
«А зори здесь тихие». Подробный анализ по советским и русским символам хорошо проведен вот
здесь, добавить, в целом, нечего.
В-четвертых, что отмечали до меня, в фильме показана боевая работа подразделения, именно подразделения а не отдельных «рэмбов», показана война как она есть и какой она была: тут и ложные позиции, и боевая подготовка, и артобстрелы, и эвакуация раненых, и отсутствие подкреплений в самые горячие моменты боя. 4-ю роту не бросили, не забыли. Их поддерживали, чем могли, артиллеристы, но сил было мало, очень мало. Враг, отлично показанный в фильме, был страшно силен. И жизнями наших русских героев, советских героев, страна платила за время на подготовку контрнаступления. И эти бойцы - герои самые настоящие. Они не сбежали, они не сдали своей последней позиции, они стояли намертво, они бились до последнего момента. Они заставили врага отступить. Они - это кровь земли русской.
В-пятых, у нас в кино не так уж много примеров настоящих командиров и бойцов. В фильме, с моей точки зрения, есть настоящий сержант, настоящий политрук-герой, настоящие командиры, которые являются авторитетами для бойцов. Бойцы же не теряют самообладания, не рассказывают о своих «хотелках», а выполняют трудную и опасную военную работу: строят укрепления, ложные цели, занимают огневые точки, меняют павших товарищей. Они действуют в составе коллектива. Они заряжены лидерами (командирами) на бой, на выживание в этом бою, на победу и на Победу.
Отдельно хочу отметить два тезиса.
Фильм антисоветским не является. Советские символы, мало, но появляются в кадре. Но главное не это. Советских символов в фильме «Враг у ворот» хоть отгребай, тем не менее, он не перестает быть творческим и антисоветским шлаком. Таким же шлаком остаются «Сталинграды» и прочие «Служу Советскому Союзу». «28 панфиловцев» кино о русских советских героях, и абсолютно неважно какой они национальности. Именно после Великой Отечественной все народы Союза сплелись общей бедой в один - в советский народ.
Если ты солдат или боец, то о смерти ты должен думать в последнюю очередь, прежде всего ты должен думать как добиться победы. Если твоя смерть приблизит победу - умри, как Александр Матросов, как Николай Гастелло, но если ты не он - живи, бей врага, беспощадно бей, поддерживай товарищей, расти детей. Потому что мы стремимся не к смерти, мы стремимся к жизни. К смерти стремятся фашисты, любят смерть фашисты, жаждут смерти фашисты. Мы их противоположность, мы с ними ведем непримиримую схватку. И нам неважно кто они, как их зовут, кто их родители, есть ли у них дети. Они смертельные враги. Пока они угрожают нам и нашей Родине их можно и нужно уничтожать. Ради чего? Ради жизни на Земле!
Click to view
В послесловии хочу сказать следующее: фильм, без сомнения, получился. Получился он, несмотря на малый бюджет и неизвестных актеров. А может, и благодаря этому. Против фильма высказалась либеральная шайка-лейка (ожидаемо) и, почему-то, некоторые коммунисты. Товарищам коммунистам хочу пожелать снять самим много и прекрасных фильмов о войне, фильмов о русских-советских героях, фильмов о мужестве, фильмов, на которых воспитывались бы новые поколения. Сейчас у нас таких современных фильмов - наперечет. И зачем воевать с отличным фильмом «28 панфиловцев» для меня - загадка.
Группа отряда «Суть времени»