Вчера посмотрел "28 панфиловцев", а вечером после просмотра перечитал массу рецензий, как положительных, так и не очень.
Перед тем, как излагать свои мысли по фильму, хочу сказать вот что:
Да, фильм не идеален. Но свой Идеальный Фильм каждому, видимо, придётся снимать самому. Равно как и писать свою Идеальную Книгу.
Фильм смотреть однозначно стоит. Причём, пока идёт прокат, непременно в кинотеатре. И потому, что впечатления от визуального ряда так ярче, и потому, что нужно "поддержать рублём" авторов фильма.
Что приятно удивило в фильме - полностью отсутствует пафос и при этом передано величие времени. Командиры и комиссар Клочков находят простые и ясные слова, обращаясь к бойцам. И слова эти отзываются в солдатских душах.
В фильме ни разу не упомянут СССР, Верховный Главнокомандующий, ни разу не звучит слово "советский". Это, на мой взгляд, одна из немногих реальных претензий к авторам. Пусть бойцы и командиры Красной Армии совершенно не нуждаются в напоминании, в каком времени они живут, и кто является Главковерхом, но зрителям это нужно.
В ряде комментариев рецензенты фильма указывали так же на то, что неоднократно слово "советский" как бы заменено словом "русский". Можно и это претензию предъявить. Но, например, в пронзительном советском фильме "А зори здесь тихие" старшина, обращаясь к последним своим бойцам, говорит о России.
Click to view
И последний защитник Брестской крепости в повести "В списках не значился" называет себя "русским солдатом":
"У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек. Он был без шапки, длинные седые волосы касались плеч. Кирпичная пыль въелась в перетянутый ремнем ватник, сквозь дыры на брюках виднелись голые, распухшие, покрытые давно засохшей кровью колени. Из разбитых, с отвалившимися головками сапог торчали чудовищно раздутые черные отмороженные пальцы. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы. И все молчали. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал. Молчали бросившие работу женщины вдалеке, и охрана их тоже молчала, и все смотрели сейчас на эту фигуру, строгую и неподвижную, как памятник.
Потом генерал что-то негромко сказал. - Назовите ваше звание и фамилию, - перевел Свицкий.
- Я - русский солдат. "
https://www.livelib.ru/book/1000335239/quotes-v-spiskah-ne-znachilsya-boris-vasilev Немцы - показаны безликой машиной. Вероятно - так они и виделись бойцам из советского окопа. У них - практически никакой индивидуальности, никаких "душевных страданий" и "высокоморальных переживаний".
РККА - так же показана машиной. Именно машиной, а не скопищем людей (a la Бондарчук или Михалков). Показана ОРГАНИЗАЦИЯ. Бойцы учатся противостоять заведомо более сильному противнику. Учатся не боятся его. Сюда же относится и многократное повторение по ходу фильма - "За Родину не умереть, а жить надо. Если вы умрёте, то кто немцев остановит?" И жизни свои бойцы и командиры РККА ради победы не щадят. Такая вот диалектика жизни - бережно относится к своей жизни - потому что можешь остановить врага, только покуда жив. И - не колеблясь пожертвовать собой ради победы в бою.
И последнее, что хотел бы сказать (не то заметка перейдёт в спойлер, а портить удовольствие первого просмотра никому не хотелось бы): Минкульт выдал только часть средств на фильм (да и за них создателям проекта пришлось побороться на конкурсной основе). Большая же часть - негосударственная финансирование, в том числе - пожертвование физ.лиц (т.е. - простых граждан, как мы с вами). так м.б. появление "28 панфиловцев" это "первый звоночек" отмены монополии Министерства Культуры на качественное художественное кино? А значит - отмены монополии деятелей типа Михалкова и Бондарчука.
PS. В титрах перечислены в том числе и жители нашего города, помогавшие при создании фильма. Родным городом для них указан Ленинград.