Анализ стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области (часть 3)

Dec 18, 2012 10:16

Основные проблемы в сфере детства.

После перечисления статистических данных, описания общего положения в сфере детства в Иркутской области и перечисления принимаемых государственными органами действий, авторы документа подходят к ключевому моменту - выделению «Основных проблем в сфере детства». Ключевому потому, что на основании этих наиглавнейших проблем авторы далее предложат саму Стратегию действий на 2012-2017 годы. Итак, к ключевым проблемам авторы относят:

1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

3. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

4. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав.

5. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

6. Не отвечающая современным потребностям социальная инфраструктура для оказания помощи и содействия семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, необходимой для решения проблем, устранения причин и условий их возникновения.

7. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

8. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

На наш взгляд, основные проблемы детей определены неверно. А приведённый выше анализ текста стратегии позволяет предполагать, что при определении основных проблем авторы Стратегии не отталкивались от реальной ситуации, от реальной статистики, а формулировали проблемы, опираясь на своё мнение и свои пожелания. Теперь остановимся на этих пунктах подробнее.


1. Российская Федерация является суверенным независимым государством. Основным законом страны является Конституция Российской Федерации, которая четко регламентирует основные права и обязанности детей и родителей, гарантирует неприкосновенность и защиту семьи, материнства и детства. Предметно же эти вопросы регламентирует Семейный Кодекс Российской Федерации и ряд других нормативных правовых актов. На эти документ и следует обращать внимание при составлении Стратегии, а вовсе не на международные стандарты, которые не ясно как выполнять на нашей территории. Подробнее этот вопрос разобран в разделе «Общие замечания к Стратегии».

2. Безусловно, бедность и низкий уровень жизни - одни из главных проблем современной российской семьи. Полностью поддерживаем выделение этой проблемы в ряду первоочередных.

3. Не совсем ясно, что авторы стратегии понимают под «семейным неблагополучием». Считаем, что этот момент требует дополнительной расшифровки. Скорее всего, речь идет о негативных моментах семейной жизни - конфликтах, скандалах, разводах. Если так, то это, действительно, одна из главных опасностей для российской семьи и требует профилактической помощи со стороны государства. Жестокое же обращение и насилие в отношении детей именно в семье не являются первоочередными проблемами. Как было нами показано выше, единичные случаи жестокости и небрежения не должны давать поводов для дискредитации всего института семьи.

4. Данные статистики если и не опровергают полностью, то, по крайней мере, не подтверждают низкую эффективность работы ответственных органов в отношении неблагополучных семей. Как было неоднократно сказано, как федеральными, так и местными чиновниками, существующая система позволяет эффективно решать проблемы воздействия на неблагополучные семьи.

5. Не совсем понятно, что авторы Стратегии имеют в виду под «социальной инфраструктурой». Данный пункт является крайне размытым и требует конкретизации.

6. Наряду с «новыми рисками», под которыми авторы, очевидно, понимают распространение и бесконтрольный доступ несовершеннолетними к негативной информации в сети Интернет, существует также большое количество рисков старых и давно известных: масса развращающей и растляющей информации в СМИ; доступность алкоголя, табака и наркотиков; отсутствие должного контроля за посещением детьми и подростками «взрослых» заведений и др. Считаем, что данный пункт необходимо предельно конкретизировать.

7. Данный вопрос, на наш взгляд, к разряду «основных проблем» совершенно точно не относится. Есть более важные направления, на которые государство должно тратить время своих сотрудников и бюджетные деньги.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К СТРАТЕГИИ.
Презумпция виновности семьи.

Из текста Проекта региональной стратегии фактически следует презумпция виновности семьи. В подтверждение этого утверждения можно привести следующие цитаты из текста стратегии.

Недопустимо широко распространены жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. (стр. 4). Эта фраза обрамлена данными о количестве изъятых из семей детей и количестве родителей, привлечённых к ответственности. Поэтому логично относить её к семье, хотя масштабы семейного насилия в среднем по стране оцениваются в 5% от общего насилия в отношении детей, т.е. 95% насилия осуществляется вне семьи. Общее количество детей, пострадавших в семье, оценивается в 0,02% от всех детей в стране.[14]

…в банке данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, состояло… (стр. 5).

Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним. (стр. 12).

Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. (стр. 36).

Это только незначительная часть цитат, но и их достаточно для того, чтобы сформировалось представление, что в семье таится настоящая угроза для детей. Ни на улицах и перекрестках, ни в подворотнях и переходах, ни в клубах и дискотеках, ни в каких-то других местах, а именно в семье. В семье нет безопасного и комфортного окружения, и государству приходится заниматься его обеспечением. Таким образом, формируется презумпция виновности семьи. Причём о неблагополучных семьях здесь не говорится, следовательно, это относится к любой семье.

Отдельное от семьи рассмотрение ребёнка.

В отличие от Конституции РФ [21] и Семейного кодекса РФ [12], в которых сказано, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства», «забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей» (пп.1и 2, ст. 38 Конституции РФ), «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи…» (п. 1, ст. 1 СК РФ). «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей» (п. 1, ст. 63 СК РФ). В Проекте региональной стратегии дети преимущественно рассматриваются отдельно от семьи, как субъекты права. Для примера можно привести несколько цитат из Проекта стратегии.

…защита прав каждого ребенка, обеспечивающая своевременное (на ранних стадиях) реагирование и принятие необходимого комплекса мер … (стр. 12)

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия. (стр. 33)

Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека. (стр. 41)

Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний. (стр. 41)

Примечательно, что законодатель ставит воспитание гражданственности в один рад с «правами человека», а не в один ряд с воспитанием патриотизма, любви к Родине, воспитанием ответственности гражданина перед государством и обществом. Таким образом, в Проекте стратегии не говорится о воспитании ребёнка, в результате которого он должен стать полноценным взрослым членом общества, а лишь о защите его прав и обязательном ознакомлении его с правами и способами их реализации. Однобокий подход защиты прав без разъяснения обязательств, воспитания ответственности приводит к росту излишне индивидуализированной, асоциальной личности.

Поскольку про семью в стратегии говорится в основном, как об угрозе, то подразумевается, что защита прав должна осуществляться государством без участия родителей. Ребенку предоставляется возможность самому быть полноправным субъектом «взрослых» отношений, а, по существу, субъектом разложения семейных устоев изнутри. Это нисколько не способствует прописанному в Семейном кодексе укреплению семьи, построению семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Наоборот, это уничтожает авторитет родителей и педагогов, необходимый при воспитании полноценной личности, разрушает семейные отношения.

Приоритет международного права над семейным российским законодательством.

Одной из приоритетных задач Стратегии заявляется приведение действующего законодательства Иркутской области в соответствие с международными нормами. На протяжении всего текста документа постоянно встречаются отсылки к различным международным конвенциям и правилам, призывы следовать им и установки менять в соответствии с ними региональное законодательство.

При прочтении некоторых разделов Стратегии может сложиться впечатление, что Иркутская область является независимым субъектом международного права или подчиняется напрямую иностранным и международным организациям. В частности, на странице 40 упоминается Стратегия Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы - документ, регламентирующий деятельность иностранных государственных органов, никоим образом ни к Иркутской области, как субъекту РФ, ни к самой Российской Федерации отношения не имеющий. Конвенции и иные международные документы упоминаются в разных разделах Стратегии в общей сложности 7 раз, в то время как основной закон страны - Конституция Российской Федерации - лишь 2 раза.

Конституционный Суд РФ в своем определении (N 875-О-О от 26.05.2011) [23] указывает, что Семейный Кодекс Российской Федерации является конкретизацией положения Конституции Российской Федерации о защите государством семьи, материнства, отцовства и детства. Следовательно, именно этими документами - Конституцией и Семейным Кодексом РФ - и должны руководствоваться составители Стратегии, как основополагающими документами, регулирующими вопросы детства.

Также в документе есть ряд предложений, осуществление которых входит в прямое противоречие с действующим российским законодательством. В частности, на странице 33 Стратегии указывается:

…В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации надлежит обеспечить доступ детей к правосудию вне зависимости от их процессуальной правоспособности и статуса, что будет способствовать созданию дружественного к ребенку правосудия.

Поскольку упомянутые международные обязательства в этом отрывке прямо не называются, можно предположить, что речь идет о Европейской Конвенции об осуществлении прав детей[24], в которой в частности указывается:

Статья 5. Иные возможные процессуальные права

Стороны рассматривают возможность предоставления детям в процессе судопроизводства, затрагивающего их интересы, дополнительных процессуальных прав, в частности:

a) права обратиться с ходатайством об оказании им соответствующим лицом, которого дети выбирают самостоятельно, помощи с тем, чтобы помочь им выразить свое мнение;

b) права обратиться лично, либо через других лиц, либо через другие органы с ходатайством о назначении независимого представителя, в соответствующих случаях - адвоката;

c) права обратиться с ходатайством о назначении своего собственного представителя;

d) права осуществлять полностью или частично правомочия стороны в таком судопроизводстве.

Косвенное подтверждение этому находим на странице 41 Стратегии:

…приведение нормативных правовых актов Иркутской области в соответствие с Европейской конвенцией об осуществлении прав детей.

Данная конвенция Российской Федерацией не ратифицирована, что делает невозможным ее использование в качестве источника права на территории Иркутской области. Более того, приведенный отрывок Конвенции противоречит Семейному Кодексу РФ и другим нормативными правовым актам Российской Федерации.

Контроль за бюджетным финансированием социальных программ.

Учитывая то, документом какой социальной и общественной важности является Стратегия, нельзя не отметить беспокойства общественности по поводу правильности приоритетов в распределении бюджетных средств между предполагаемыми исполнителями конкретных положений Стратегии. В документе неоднократно указывается на необходимость привлечения к проектам Стратегии различных профильных некоммерческих организаций. В разных разделах документа предполагается, в частности:

стр. 13:

…повышения доступности услуг для семей с детьми за счет активного развития и поддержки сектора профильных некоммерческих организаций;

стр. 30:

продолжение реформирования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем разукрупнения, создания в них условий, приближенных к семейным, с учетом международных норм и современных методов развития, воспитания, реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при активном участии волонтеров и некоммерческих организаций;

стр. 31-32:

…разработка и внедрение при участии некоммерческого сектора программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в них;

…обеспечение социального партнерства с некоммерческими организациями в вопросах постинтернатного сопровождения и адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Указанные опасения имеют под собой основания. Дело в том, что ряд соавторов обсуждаемого проекта Стратегии, являются одновременно и лицами, стоящими во главе НКО - получателей денежных средств из бюджета Иркутской области, то есть, на наш взгляд, имеют прямую заинтересованность в продвижении к исполнению определенных программ.

Так, член комиссии по правам человека при Губернаторе Иркутской области, член Общественной палаты Иркутской области и одновременно председатель экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области Садовникова М.Н., является одним из соавторов проекта стратегии. Между тем, контролируемые г-жой Садовниковой структуры Молодежный фонд правозащитников «Ювента» и АНО «Иркутский центр медиации» только в рамках программы «Точка Опоры» за 2011-12 года получили из бюджета Иркутской области в общей сложности 2,252,000 и 2,162,000 рублей соответственно.[25] Аукционы, проведенные с участием этих организаций, во всех случаях признаны несостоявшимися, в связи с тем, что каждая из указанных организаций всегда была единственным участником. Тем не менее, государственное финансирование указанным организациям предоставлено в полном объеме.

Внимательно ознакомившись с текстом Стратегии, находим также постоянные упоминания о необходимости создания так называемых служб примирения (стр. 38, 42), в том числе в общеобразовательных школах. Данные службы предположительно должны создаваться с применением медиативных технологий. АНО «Иркутский центр медиации» является, на наш взгляд, основным кандидатом на освоение денежных средств будущих программ. Есть все основания так считать: на данный момент, возглавляемый М.Н. Садовниковой АНО «Иркутский центр медиации» при поддержке Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области С.Н. Семеновой уже осуществляет ряд пилотных проектов в нескольких учебных заведениях. Между тем, привлечение именно этой структуры к работе с детьми, по нашим данным, никак не обосновано ни с методической, ни с юридической точек зрения. Не ясен критерий, на основании которого к работе с детьми допускается именно эта организация, соответствующих конкурсов, по нашим данным, проведено не было.

Необходимо не допустить конфликта интересов, клановости и непрозрачности в распределении государственных средств.

Признавая правильность включения НКО в деятельность по защите семьи, материнства и детства, необходимо указать, во-первых, на приоритет государственных учреждений перед частными в получении соответствующего финансирования. Во-вторых, обозначить обеспечение должного уровня конкуренции между некоммерческими организациями - получателями бюджетных средств, с тем, чтобы государственное финансирование получали те из них, которые смогут обеспечить наилучшее исполнение соответствующих услуг населению. В-третьих, предусмотреть должный уровень контроля со стороны государства за расходованием денежных средств этими некоммерческими организациями. В-четвертых, обеспечить привлечение НКО в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

ВЫВОДЫ.

Из представленного анализа текста Проекта региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области можно сделать следующие неутешительные выводы.

1. На основании используемых в проекте статистических данных в основном делаются необоснованные выводы, в соответствии с которыми в свою очередь формулируются задачи. Т.е. предлагаемые в Проекте региональной стратегии действия не соответствуют ситуации, которая складывается в сфере семьи и детства.

2. В Проекте стратегии есть прямые ссылки на конкретные европейские правовые документы и на акты и нормы международного права вообще, во многом противоречащие Конституции РФ и Семейному кодексу РФ. Не смотря на это, в Проекте стратегии присутствует требование о приведении нормативных правовых актов Иркутской области в соответствии с этими нормами.

3. В Проекте стратегии предлагается использовать западный опыт ювенальной юстиции без соответствующего анализа этого опыта, который в основном негативный, и опыта использования отдельных ювенальных технологий в нашей стране.

4. Проект стратегии фактически устанавливает презумпцию виновности семьи и приоритет прав детей над остальными категориями граждан.

5. Дети фактически рассматриваются отдельно от семьи. Защиту их прав берёт на себя государство.

6. Стратегия строится на принципе защиты прав ребёнка, хотя наши вековые традиции подразумевают приоритет воспитания.

7. Результатом реализации перечисленных моментов будет уничтожение авторитета родителей и педагогов, разрушение основ семьи, рост недовольства в обществе.

8. Проект региональной стратегии требует не просто корректировок, а серьёзной переработки, изменения основной концепции с защиты прав детей, на защиту и поддержку семьи, материнства и детства.

Исходя из вышеописанного, и принимая во внимание, что разработка столь важного документа, затрагивающего практически каждого гражданина и жителя Иркутской области, должна осуществляться самым внимательным и аккуратным образом, с наиболее полным учётом мнения граждан, с учётом русских традиций в воспитании полноценного человека и с обоснованным использованием какого-либо опыта, а также понимая, что участия авторов данного критического анализа в решении этой задачи явно недостаточно, считаем целесообразным следующие действия в отношении Проекта региональной стратегии:

1. Отложить принятие Региональной стратегии.

2. Организовать широкое общественное обсуждение Региональной стратегии, включая квалифицированную экспертную оценку специалистов и общества, включающую конкретные рекомендации к формированию Региональной стратегии.

3. Переработать Региональную стратегию с учётом результатов общественного обсуждения.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.

1. «Ювенальная юстиция в России категорически неприемлема - Астахов».

http://www.interfax-russia.ru/main.asp?id=367812
2. Ювенальная петиция «Стратегия действий в интересах детей» вызвала общественный резонанс.
http://www.vsp.ru/social/2012/11/20/527233

3. Проект «Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области».

http://society.irkobl.ru/sites/society/news/detail.php?ID=254422

4. «Пикет против ювенальной юстиции прошел в Иркутске».

http://www.irk.ru/news/20121119/juvenile/

5. РЕЗОЛЮЦИЯ №1/12 Пикета против принятия Региональной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы в Иркутской области.

http://igrk.pravorg.ru/nasha_dejatelnost/view/id/1146307

6. Медведева И. Шишова Т. Законное вторжение: о чем умалчивают сторонники ювенальной юстиции. Однако. № 20, 2010.

http://www.odnako.org/blogs/show_3072

7. Журнал "Коммерсантъ Деньги", №42 (899), 22.10.2012. Дело о малолетних преступниках.

http://www.kommersant.ru/doc/2035479

8. Ирина Медведева, Татьяна Шишова и др. Родителей - в отставку? Москва, 2009.

http://lib.rus.ec/b/286553

9. Отчёт о митингах против Ювенальной юстиции в Германии.

http://eot.su/node/13127

10. Федеральное Статистическое Управление Германии: «Количество предварительных защитных мер в отношении детей и подростков», по состоянию на 2012 год.

www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/GesellschaftStaat/Soziales/Sozialleistungen/KinderJugendhilfe/Tabellen/Schutzmassnahmen.html
11. Федеральное Статистическое Управление Германии: «Рождаемость в Германии», 2012.
www.destatis.de/DE/Publikationen/Thematisch/Bevoelkerung/Bevoelkerungsbewegung/BroschuereGeburtenDeutschland0120007129004.pdf?__blob=publicationFile

12. Йохан Бекман. Доклад на пресс конференции, Интерфакс, Москва, 01 июня 2010 г.

http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=57&idArt=1697

13. 147 деятелей науки и культуры подписали письмо по поводу угрозы введения ювенальной юстиции в России.

http://eot.su/sites/default/files/pismo_uu_0.doc

14. Сулакшин С.С., Деева М.В., Бачурина Д.В., Бобров Е.В., Куропаткина О.В., Нетесова М.С., Репин И.В. Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России. М.: Научный эксперт, 2012. - 144 с.

15. СВ передали Путину 141 тысячу подписей против норм ЮЮ.

http://www.youtube.com/watch?v=8p-pU3UpceQ

16. Что такое жестокое обращение с детьми?

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/09/chto_takoe_zhestokoe_obrawenie_s_detmi/

17. Данные Единой межведомственной информационно-статистической системы.

http://www.fedstat.ru/indicators/start.do

18. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области по вопросам соблюдения прав ребенка в 2011 году.

http://irdeti.ru/index.php/deyatelnost/ezhegodnye-i-spetsialnye-doklady-i-publikatsii/23-doklad-po-voprosam-soblyudeniya-prav-rebenka-v-irkutskoj-oblasti-v-2011-godu
19. Уровень жизни населения Иркутской области. Экономико-статистический сборник. Иркутск, 2010.

20. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70083566/

21. Конституция Российской Федерации.

http://www.constitution.ru

22. Семейный кодекс Российской Федерации.

http://www.consultant.ru/popular/family/

23. Конституционный суд Российской Федерации. Определение от 26 мая 2011 г. N 875-О-О

http://abexlege.ru/doc/opredelenie-ks.doc

24. Европейская Конвенция об осуществлении прав детей.

http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/160.htm

25. Реестр опубликованных заказов. Открытые аукционы в электронной форме № 0134200000112001510, № 0134200000111002380, № 0134200000112001509, № 0134200000111002295
http://zakupki.gov.ru

Подготовлено:

Иркутским отделением Всероссийского

общественного движения «Суть времени» и

Иркутским городским родительским комитетом.

декабрь 2012 г.

г. Иркутск

Иркутское отделение Всероссийского общественного движения «Суть Времени», irkutsk@eot.su

Иркутский городской родительский комитет, http://arks-org.ru/irkutsk

часть 1
часть 2

Полностью с текстом КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ вы можете ознакомиться здесь.

Иркутск, Ювенальная юстиция

Previous post Next post
Up