КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Ювенальная юстиция в России категорически неприемлема».
Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации Павел Астахов в интервью агентству Интерфакс 13 декабря 2012 года.[1]
«Я поддерживаю и буду поддерживать систему ювенальной юстиции и социального патроната».
Уполномоченный по правам ребенка при Губернаторе Иркутской области С. Семенова в интервью газете «Восточно-Сибирская правда» 20 ноября 2012 года.[2]
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ЮВЕНАЛЬНАЯЮСТИЦИЯ, ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ.
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТРАТЕГИИ ТЕРМИНОВ.
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА СТРАТЕГИИ В ПРИМЕРАХ.
Основные проблемы в сфере детства.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ К СТРАТЕГИИ.
Презумпция виновности семьи.
Отдельное от семьи рассмотрение ребёнка.
Приоритет международного права над семейным российским законодательством.
Контроль за бюджетным финансированием социальных программ.
ВЫВОДЫ.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ.
ВВЕДЕНИЕ.
Проблемы семьи, детства и воспитания обязаны привлекать пристальное внимание граждан РФ, так как в той или иной степени касаются каждого. Разработка, обсуждение и принятие документов, затрагивающих перечисленные проблемы, должны происходить в максимально возможной открытой обстановке, а любые изменения производиться деликатно и без потрясений. Каждое нововведение следует всесторонне обосновать, учитывая с одной стороны существующий мировой опыт, а с другой - специфику России и ее регионов. Подготовка «сырых» документов к какой-либо дате в сжатые сроки недопустима.
К сожалению, в случае с проектом «Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Иркутской области»[3] (далее Стратегия) можно обнаружить признаки «сырого» документа.
1. Недостаточный уровень информирования о Стратегии. По разным данным, первоначально на общественные обсуждения отводилось от 3 до 10 дней, что недостаточно для составления замечаний для такого серьезного документа. Такая постановка вопроса вынудила представителей общественности провести акцию протеста и сбор подписей под обращением к Губернатору Иркутской области С.В. Ерощенко с требованием приостановить принятие Стратегии для его широкого общественного обсуждения.[4]
2. Отсутствие обсуждения в популярных и авторитетных СМИ региона. Фактически данный анализ является единственной известной авторам попыткой систематизировать и обосновать претензии к Стратегии.
3. Несоответствие приоритетов, расставленных в разделе «основные проблемы в сфере детства», реальной проблемной ситуации в Иркутской области. Данные проблемы описаны в разделе «Общие замечания к стратегии».
4. В тексте Стратегии используемые термины не определены. Это создает опасность их двоякого толкования. Более подробно это рассматривается в разделе «Противоречивость используемых в стратегии терминов».
5. В стратегии можно обнаружить ошибки и неверную трактовку статистических данных. Конкретные примеры приведены в разделе «Критический анализ текста стратегии в примерах».
Составители данного анализа считают своим долгом отстаивание традиционных семейных ценностей, активно реализуя свои гражданские права для максимально широкого обсуждения проблем семьи и детства. Активисты «Иркутского городского родительского комитета» и Иркутского отделения Всероссийской общественной организации «Суть времени» имеют опыт противостояния разнообразным ювенальным инициативам, которые на наш взгляд могут нанести или уже наносят вред нашему обществу и государству.
К большому сожалению, в связи с требованиями со стороны разработчиков Стратегии срочно предоставить критические замечания, в данном документе представлена лишь малая часть из имеющихся замечаний.
ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ, ЮВЕНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ.
Прежде чем приступить к конкретному описанию замечаний по Стратегии считаем необходимым рассмотреть вопрос внедрения в России ювенальных технологий и полностью системы ювенальной юстиции и охарактеризовать общественно-политическую ситуацию, связанную с законодательными инициативами в данной области.
Под ювенальной юстицией часто понимают лишь специализированные судебные органы и правосудие для несовершеннолетних. О такой ювенальной юстиции можно было говорить 100 лет назад. В настоящее время ювенальная юстиция, как она сложилась в западных странах, - это правовая система, включающая в себя нормативную базу, специализированные органы, включая негосударственные, осуществляющие на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка. Существующая система ювенальной юстиции включает целый комплекс несудебных органов и технологий, а ювенальные суды - лишь часть этой системы.
В Российской Федерации с момента создания, опираясь на западный опыт, постепенно вводятся отдельные ювенальные технологии. В последнее время, особенно в 2012 году, наметилась тенденция к окончательному оформлению в России системы ювенальной юстиции. Каков же опыт действия этой системы в западных странах, с которых мы берём пример? Основные черты ювенальной юстиции следующие:
· Ребёнок выделяется из семьи, он рассматривается, как отдельный субъект права. Государство, а не родители, становится защитником прав и интересов ребёнка. Фактически оформляется приоритет прав ребёнка над правами всех остальных категорий граждан, включая родителей.
· Запрет на любые формы насилия в отношении детей. Причём понятие насилия сильно извращено. Под насилием понимается всё, что угодно, включая обычные воспитательные меры и даже излишнюю любовь.
· Практически полное отсутствие наказания несовершеннолетних за совершение противоправных действий.
· Размытые формулировки в нормативных документах, что оформляет чрезвычайно широкие полномочия для изъятия детей из семьи. Поводом для изъятия детей может служить и обращение самого ребёнка, и жалоба любого человека.
Опыт использования системы ювенальной юстиции в западных странах в большей своей части весьма негативный. Примеры действия этой системы у всех на слуху. Это изъятие 4-х детей, включая новорожденного, в Финляндии у Анастасии Завгородней за шлепок по попе. Это изъятие во Франции по причине «удушающей материнской любви» дочери у Натальи Захаровой. Приведены примеры действий в отношении российских граждан, но это касается не только наших соотечественников за рубежом. По оценкам французских специалистов из 2 млн. социальных сирот во Франции, около 1 млн. отнято незаконно.[6] Фактически действует презумпция виновности семьи. Детей сначала изымают, а потом родители должны доказывать свою невиновность. В среднем в западных странах органами опеки изымается из семей около 5% всех детей.[6] [10] [11] Изъятия детей органами опеки приводит к увеличению количества самоубийств, как среди родителей, так и среди детей. Чрезвычайно мягкое отношение к несовершеннолетним правонарушителям приводит к росту детской преступности под руководством взрослых. Париж и другие европейские столицы фактически захлестнула волна детской преступности.[7] Ни в одной стране мира ювенальная юстиция не привела к уменьшению детской преступности, наоборот, по статистике в спокойных скандинавских странах с развитой ювенальной системой детская преступность за последние годы выросла в 20 раз.[8] Результатом действия системы ювенальной юстиции является разрушение семьи, нежелание иметь детей. В Германии в сентябре 2012 года в нескольких крупных городах прошли акции протеста родителей [9], пострадавших от немецких органов опеки, применяющих ювенальные технологии. В Финляндии антифашистский комитет борется с ювенальной юстицией, называя её современной скрытой формой фашизма.[12]
Неудивительно, что внедрение в России системы ювенальной юстиции вызывает масштабный общественный протест. При внедрении этой системы абсолютно не озвучивается опыт её функционирования в западных странах. Внедрение осуществляется копированием западных подходов и под западным патронатом. В рассмотрении нормативных документов нашими законодателями участвуют представители ЮНИСЕФ и Совета Европы. В последних документах, включая Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017 годы и законопроекты, кратко называемые «О социальном патронате» и «Об общественном контроле», напрямую ссылаются на европейское и международное законодательство и прописывают необходимость доработки российского законодательства в соответствии с международным. Такой «политический» подход, без необходимого анализа существующего опыта, и вызывает общественное возмущение. Национальная стратегия была подписана всего за 3 дня, и общество не успело вовремя среагировать. Но в отношении указанных законопроектов развернулась серьёзная борьба. По стране прокатилась волна акций протеста, в газете «Известия» было опубликовано открытое письмо Президенту Российской Федерации, подписанное 42-мя видными деятелями науки и культуры, впоследствии количество подписавшихся увеличилось до 147.[13] В Государственную Думу и Президенту было передано более 141 тысячи подписей против принятия этих законопроектов.[14] Это всё привело к тому, что рассмотрение проблемных законопроектов отложено на неопределённый срок.
Сейчас в Иркутской области, несмотря на масштабы протеста в стране, принимается Региональная стратегия действий в интересах детей, которая основана на Национальной стратегии, а кроме этого напрямую ссылается на Стратегию Совета Европы по защите прав ребёнка на 2012-2015 годы, и вообще в целом на европейские акты и нормы международного права. То есть планируется не только на федеральном уровне, но и на уровне Иркутской области полномасштабное введение западных ювенальных технологий. При этом текст Проекта региональной стратегии весьма сырой, вызывает массу вопросов. Т.е. налицо «политический» подход к процессу принятия данного документа. Это уже вызвало возмущение населения Иркутской области. 17 ноября в Иркутске состоялся пикет с требованием отложить принятие Региональной стратегии и обеспечить её широкое общественное обсуждение. 20 ноября Губернатору Иркутской области было передано обращение с теми же требованиями, под которыми поставили свою подпись 1805 граждан Иркутской области. В дальнейшем протест будет только нарастать.[5]
Существует ли в описанной общественно-политической ситуации реальная необходимость принятия Региональной стратегии? Если да, то целесообразно ли принимать в спешке «сырой» документ, вызывая этим законный протест граждан?
часть 2 часть 3 Полностью с текстом КРИТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРОЕКТА СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ можно ознакомиться
здесь.