Первый день путешествия в Канаду: прогулки по Ванкуверу (и совсем немного про вечер до этого, когда мы прилетели)
27 июля, сб (25000 шагов, три поездки на метро и примерно 15 км на велосипедах) дом Тони - супермаркет Canadian Superstore - дом Тони - станция метро Marine Drive - станция Waterfront - центр города - прокат велосипедов и покатушки по парку Стэнли - район Gastown и китайский район с садом - обратно на метро с пересадкой - дом Тони
Заглавное фото: скайлайн Ванкувера, вид из парка Стэнли.
Карта наших перемещений:
Наш вылет из Берлина в Торонто сильно задержали, и в Торонто, где у нас была запланирована пересадка, мы попали сильно позже, чем планировали. Поэтому нас перенесли на самый последний в этот день рейс в Ванкувер в 10 вечера, хотя изначально мы должны были быть на месте уже в восемь часов. Аэропорт в Торонто оказался гигантским. Поскольку нам некуда было торопиться, то мы забрали багаж и пошли потихоньку дальше. Нашли стойку, где нужно было регистрироваться на внутренние рейсы, сдали багаж. Девушка сказала, что, если система пропустит, то она попробует перерегистрировать нас на рейс пораньше, который вот-вот уже должен был улетать. Мы пошли дальше по этому огромному аэропорту, и ооооочень долго проходили контроль безопасности, но не потому что была огромная очередь, а потому что к вечеру сотрудники уже совсем не торопились, а у каких-то китайских женщин были проблемы с чеком на алкоголь, который они брали с собой. И вот они всем скопом решали, что им делать, а мы ждали. К тому времени как мы дошли до выхода на посадку, посадка уже закончилась. Девушка на стойке недоуменно и с большим раздражением спросила нас, где мы были все это время - они нас несколько раз вызывали! "Где были, где были??! Контроль безопасности ваш проходили и по аэропорту шагали из пункта А в пункт Б!" В итоге нас все-таки посадили и мы прилетели на два часа раньше, чем могли бы, но все равно на два часа позже, чем планировали изначально. Багаж наш все контроли пройти не успел и застрял в Торонто, поэтому мы сначала безуспешно дожидались его у ленты выдачи, а потом оформляли утерянный багаж: описывали приметы нашего чемодана с приличными вещами на летнюю школу и красной сумки, которую я назвала "Земляничкой" и в которой были наши походные вещи для поездки по национальным паркам Британской Колумбии и Альберты и оставляли адрес дома Тони в Ванкувере, где планировали провести ближайшие 3 ночи.
При оформлении утерянного багажа нам выдали по косметичке, чтобы мы могли почистить зубы и умыться. И обещали доставить багаж на следующий день. Хорошо, что застрял он всего лишь в Торонто, в пределах одной страны. Одна девушка, у которой багаж уехал куда-то не туда, жаловалась, что ей не в чем идти на деловую встречу и вообще одеться не во что. Сотрудник сказал, что компания возместит ей все расходы, в т.ч. на новую одежду. У нас тоже была "деловая встреча", но только через два дня, поэтому сильно мы пока не нервничали. И поехали на такси в дом Тони, ванкуверца-пенсионера, у которого мы снимали комнату.
На выходе из аэропорта на встречали местные национальные додики тотемные столбы. Как не сфотографировать таких красавчиков на память? Тем более, что именно в аэропорт Ванкувера этим летом мы уже не собирались возвращаться.
Тони встретил нас, показал нам комнату, и на этом наше долгое путешествие закончилось. Когда мы прибыли шел сильный дождь. Мы спросили у таксиста: "и часто здесь так?" Он сказал: "летом нет, завтра будет отличная погода!" Мы не стали уточнять, а зимой что. Потом нам добрые люди рассказали, что зимой в Ванкувере, так что нам с нашей Балтикой и не снилось. Тони в момент нашего прибытия играл со своей подругой тоже пенсионного возраста в карты, а потом они стали смотреть "Игру престолов" и нас приглашали. На вопрос С. "так она же закончилась?!" - Тони пожал плечами. По канадскому телевидению страсти только разгорались.
В утерянном багаже у меня были с собой продукты на первые пару завтраков, но этим продуктам не суждено было быть съеденными, и мне пришлось топать до ближайшего супермаркета Real Canadian Superstore примерно в километре от дома. Те, кто знает меня достаточно давно, могут представить: какое это для меня мучение - идти куда-то, не позавтракав. Но других вариантов особенно и не было. В районе Тони, застроенным небольшими коттеджами, не было даже никаких кафе или мелких магазинчиков, так мне прямо в первый день представился шанс ознакомиться с реальной жизнью в Реальном Канадском Супермаркете! В магазине было нормально: я успешно закупила разной еды, включая солидную пачку бекона и 12 яиц, которые я ела все оставшиеся дни на завтрак, обед и ужин, поскольку пачек поменьше там не было.На обратном пути из магазина я нашла кусты ежевики, усыпанные спелыми ягодами, и остановилась подкрепиться. Китаец, с которым мы вместе шли из магазина и перебегали шоссе, увидев, что я ем ягоды, удивленно спросил меня:
- This can eat?!
Эта фраза, совершенно пренебрегающая грамматикой английского и вместе с тем совершенно понятная, легко и непринужденно вошла в наш семейный сленг. Так что можно сказать, что в самое же первое утро в Канаде у меня был плодотворный культурный обмен.
После моего возвращения мы позавтракали и собрались в центр. С утерянным багажом очень просто выбирать себе наряд. В чем приехали - в том и поехали гулять!
В 20 минутах ходьбы от нашего дома была станция метро Marine Drive, которой мы и пользовались. По пути к ней стоял вот такой вот образчик концептуального искусства - останки дерева, выкрашенные золотой краской.
SkyTrain - легкое метро в Ванкувере, состоящее из трех линий и 53 станций; принадлежит компании TrankLink. Линия Canada Line была открыта в ноябре 2009 перед Олимпийскими играми в феврале 2010 года. Для проезда мы купили карточки
CompassCard, которые можно заряжать деньгами в автоматах. Карточка действует не только в метро, но и в автобусах, хотя до автобусов у нас дошло дело только в день отъезда из Ванкувера, и на карточках уже не было денег, так что платить все равно пришлось по-другому. За карточки берется депозит в 6 канадских долларов (чуть больше 4 евро). Но если купить такую карточку можно в любом автомате, то вернуть депозит - только в центральном офисе TrankLink. И поэтому карточки до сих пор у нас есть, потому что выяснила я этот момент слишком поздно. Но это не беда - мы снова собираемся в Ванкувер следующим летом. Метро Ванкувера долгое время было без турникетов, лишь с выборочными проверками билетов контролерами. Компания несла огромные убытки от безбилетников, но полагала, что установка и обслуживание турникетов обойдется еще дороже. Штраф за безбилетный проезд один из самых высоких в мире - 173 доллара. В мае 2013 года компания все-таки завершила строение турникетов, но из-за многочисленных проблем самого разного рода, лишь в июле 2016 турникеты заработали как надо и на всех станциях метро. Система устроена просто: нужно приложить карточку на входе и выходе и деньги за проезд по зонам списываются автоматически. За выезд или въезд в аэропорт на острове Морской взимаются дополнительные 5 долларов.
Из примечательного, метро беспилотное и это самое длинная беспилотная транспортная сеть в мире. Можно сидеть в вагоне спереди и пялиться на пути. Пока ветка идет по поверхности - в этом даже есть какой-то толк, но она достаточно быстро ныряет в туннель. А в туннеле еще можно поспорить, что интереснее - набегающие на тебя шпалы в лучах прожекторов или изгибы кабелей, лапшой идущих по стенам, видимых через боковые окна. Но тем не менее в поездах была конкуренция за эти передние места, хотя в переполненном вагоне мы не ездили ни разу. Да и ездили мы все два дня в-основном по одному маршруту до станции Water Front и обратно. А дальше мы гуляли пешком.
На станции Уотер Фронт мы купили мне значков с канадским флагом, кленовым листом и Ванкувером (три первые значка на
коллаже). А когда вышли на улицу, то пошли сначала не в ту сторону. Вернее так, не в ту, которую хотели. В неправильной стороне тоже были какие-то достопримечательности. Но на не той стороне мы успели приобщиться только к очень индустриального вида смотровой площадке, если ее вообще так можно назвать. Ведь это была просто парковка с забором, через прутья которого можно было снять кусок железной дороги и контейнерный терминал.
Благодаря навигатору мы быстро поняли, что пошли не туда и повернули обратно.
Вид от станции на центр города. В Ванкувере не так уж много исторических зданий, но кое-что имеется. И это кое-что окружено небоскребами. Говорят, Ванкувер очень похож на типичный американский мегаполис. Не знаем - не были. А нам он в основной своей части, т.е. на полуострове, где он в основном и расположен, больше всего напомнил Сидней . Такое впечатление складывалось и если ходить по улицам, и если смотреть на набережную с другого берега. В свою очередь вид на Северный Ванкувер на другом берегу залива очень напомнил нам Хобарт - столицу Тасмании, т.е. опять же Австралию.
Исторические здания справа - это бывший почтовый офис (1905 и 1910 годы) и здание Уинча (Winch Building 1905 года) с башенными часами. Сейчас оба этих здания входят в состав
Sinclair Center - огромного торгового центра, в который аркадами в 1986 году объединили 4 уже имеющихся здания.
Недалеко от станции расположен пассажирский терминал, к которому с разных сторон были пришвартованы огромные плавучие круизные отели. В возвышающемся здании находится более привычный наземный отель.
Вот этот вид напоминает нам в том числе Сидней в районе Circular Quay. Только вот в районе плавучей вертолетной площадки должна быть сиднейская опера.
Приметный небоскреб с башней-тарелкой - это
Harbour Centrе. На башне есть смотровая площадка, и я думаю, что стоит туда сходить следующим летом.
Мы прогулялись по узкому полуострову терминала, который носит название "Canada Place". Канадцы, по-видимому, очень патриотичны. Везде развеваются флаги. А один мужик в предпоследний день нашего канадского путешествия вообще поприветствовал нас в кемпинге словами "Добро пожаловать в лучшую страну в мире!!!" Хотя сам он был при этом иммигрантом из Британии.
Этот флаг аж расправился и застыл от патриотическом порыве, как при исполнении канадского гимна "O Canada." Интересно, а возвышенно-высокопарное "О" - самое популярное начало гимна в мире?!
В Европе, если верить карте, приведенной ниже, гимны начинаются подписанными словами. (Спойлер: да, на карте есть ошибки.) Один из комментаторов к карте остроумно заметил, что если читать подряд начала североевропейских гимнов, то получится что-то вроде "Oh ... yes! Oh ... my God!!! Not yet!.." Понятно, солнечных дней в году мало, надо же как-то повышать настроение и получать окситоцин и эндорфины! А другой отметил, что если читать первые слова гимнов восточно-европейских стран с севера на юг, то получится что-то вроде "Oh my God, we Russia yet."
Вид на другую сторону залива Indian Arm. Он, несмотря на свою индустриальность, напоминает тасманский Хобарт. Хотя Тасмания - это тоже ресурсодобывающая область Австралии и там много шахт и карьеров, ведь остров имеет в прошлом вулканическое происхождение и богат рудными ископаемыми. На другой стороне ванкуверского залива тоже было много, скажем так, ресурсных гаваней.
Canada Place, вид от залива на город. "Здания" слева и чуть поодаль справа на самом деле круизные лайнеры. Тот, что справа, был из Голландии.
Над Ванкувером летает очень много туристических гидросамолетов. Гнездо у них находится на набережной. Мы провели минут 10 или 15, наблюдая руление, посадку и взлет прямо из вод залива. Когда гуляешь по набережной, то можно безошибочно определить, когда самолет взлетает, даже если ты его не видишь. Рев стоял весьма громкий. Мы даже думали, а не слетать ли нам. Но у нас было немного времени и мы решили отложить до следующего года.
Олимпийский огонь на площади
Джека Пула (Olympic Cauldron @ Jack Poole Plaza) был возведен в честь зимних Олимпийских игр. Сказать по правде, о том, что это не просто занимательная модерновая скульптура, а символ игр мы узнали только в процессе написания записи. Площадь раньше называлась по-другому, но была переименована в честь бизнесмена, главы комитета, отвечающего за проведение Олимпийских игр в Ванкувере. К сожалению, до открытия олимпиады мистер Пул не дожил.
В Ванкувере 60% жилплощади в даунтауне занято офисами. Об этом нам рассказал шофер автобуса, который вез нас на следующий день в парк Капилано.
Фитнес на открытом воздухе - всегда отличная идея!
Когда огонь зажжен, в темноте он выглядит очень демонично и подходяще для сцены казни в какой-нибудь антиутопии. Так сказать, чтобы, пролив кровь заговорщиков и мятежников, укрепить единство в рядах верных сынов империи. Но для ультралиберального Ванкувера это вряд ли можно считать комплиментом. Впрочем, даже без олимпийско-демонической составляющей, сооружение доставило нам эстетическое удовольствие и показалось очень уместным в окружении небоскрёбов.
Группа каких-то людей увлеченно фотографировала радиоуправляемые модели машин, поставленные на декоративные балки, торчащие из земли.
На этой набережной мы сняли велосипеды в случайно выбранном пункте проката Urban Waves и дальше уже отправились на колёсах. Мы планировали проехаться кругом по парку Стенли, который находится на полуострове, больше похожем на остров из-за очень узкого перешейка.
И раз уж речь сама зашла про велосипедистов, то расскажем забавную историю. Второй лектор с летней школы Майк Тарбут из Лондона, когда приехал в Ванкувер и вышел из метро на улицу, первое, что увидел - это парад голых велосипедистов. Оказалось, это у них ежегодное мероприятие. Вот же повезло человеку - такое сильное первое впечатление о Канаде! Нам показалось, что именно Ванкувер подобные парады характеризуют очень даже хорошо. Город произвел крайне ультралиберальное впечатление и сильно контрастировал с урапатриотично-реднековской Альбертой.
Въезжаем на остров. Домик слева до невозможности напоминает фахверковский!
Вид с перешейка.
Мы в шлемах! Очень редкий раз, когда можно увидеть меня в шлеме (в Германии я езжу без), и еще более редкий раз, когда можно видеть С. не только в шлеме, но и вообще на велосипедной прогулке, потому что он на своем велосипеде почти не ездит.
Знаю я этого мальчика, он до сих пор ходит в каске и улыбается :)
В Ванкувере все велосипедисты обязаны быть в шлемах. Мальчик в прокате спрашивал, нужны ли нам шлемы, мы пожали плечами. А он говорит: "Шлемы - это закон!" "Но зачем спрашивать тогда!?"
Скайлайн с полуострова выглядит замечательно! Мы нащелкали кучу фотографий и панорам на память.
Мы поехали вокруг полуострова против часовой стрелки и недалеко от въезда подивились на
тотемные столбы, популярные среди индейцев Северо-Западного побережья. Вырезали их чаще всего из кедра. Столбы могут символизировать значимых предков, культурные верования, семейные или племенные легенды, важные события. Стоблы могут быть функциональными архитектурными элементами, приветственными колоннами на входе в поселение, мемориальными вместилищами для духов предков, а также средством публичного высмеивания.
В туристическом центре мы купили еще два значка: со столбами и отдельно с орлом.
У столбов очень богатая и разнообразная символика, зависящая от местности и клана, где был вырезан столб. Как по многим прочим этническим вопросам, вокруг тотемных столбов тоже достаточно споров об эксклюзивности прав на их вырезание, о фейковых столбах, вырезанных на потеху туристам и так далее.
Рассматривать столбы было интересно!
В основании этого столба сидит гризли, который держит человека.
У этих и других виденных нами столбов достаточно развита тема "писюна". Впрочем, многие культуры могут похвастаться интересом к фаллическим символам.
Бременские музыканты какие-то! Собака на осле, кошка на собаке, а на кошке петух.
Бойся целовальников! Засосет насмерть.
Вот тут однокрылый попугай словно сверху громким хриплым голосом кричит: "Полллуууундррррра!!! ... Пиастррры, пиастрррры!" Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, умом и сообразительностью.
Этот похож одновременно на чебурашку и на баскетбольный щит.
Гуси пристроились гуськом за китайским дядькой (тем, что слева). Когда дядька понял, что его преследуют, то резко изменил направление движения.
Заросли ежевики встречались и тут, но много спелой, такой как в районе нашего дома на окраине, я не видела.
Вид на терминал для насыпных грузов и один из двух мостов через залив.
Мост Lions Gate, по которому мы ехали на следующий день в Капилано. Водитель автобуса рассказывал, что его в начале двадцатого века построила одна состоятельная семья за 5 миллионов канадский денег. Сумма, которая правительству даже не снилась. По мнению водителя, это лишний раз демонстрирует преимущество частного капитала перед правительственной бюрократией. А потом через несколько лет эта семья продала мост правительству за 9 миллионов.
Мы пришли сегодня в порт,
мы стоим разинув рот.
Вот эта территория
зовется акватория, ребята!
Нам кажется, что всякие такие портово-индустриальные пейзажи очень фотогеничны. Хоть мы и не любим города и предпочитаем природные достопримечательности (желательно где поменьше людей, а лучше, где вообще нет), но нефтеперерабатывающие заводы и портовые терминалы нам нравятся. (Задумчиво) Надо, наверное, попробовать послушать дабстеп, хотя единичные попытки в прошлом стоит признать скорее неудачными. Говорят, этот стиль музыки создало подросшее поколение британской молодежи, которое выросло в гедонистическом постиндустриальном обществе. И теперь они восполняют недостачу благородного труда, слушая звуки токарного станка, гидравлического молота и прочих производственных процессов.
Видимо, грузят самородную серу. Горы вокруг - это потухшие или не очень вулканы. Т.е. сера там должна в принципе быть.
Красотища!!!
При подъезде к мысу Brockton Point мы пообедали на лужайке со столиками. Я ела бекон, яйца и с овощами, а С. - эмпаньяды из супермаркета. Пока обедали, немного поджарились на солнце.
Думаете, что это эдакая Ванкуверская русалка? Чем-то похожа на Копенгагенскую! Но это не русалка, это "Девушка в гидрокостюме" (Girl in a Wetsuit) - бронзовая скульптура 1972 года, в которой венгерский скульптор Элек Имреди (не знаю, как это пишется по-русски) увековечил свою подругу. Кстати, и в Википедии написано о подозрении многих людей, что "Девушка" является репликой "Русалочки". Но сам скульптор это отрицал.
Реплика носовой фигуры океанского лайнера
Empress of Japan. Выполнена в 1960 году из стекловолокна, потому что оригинальная деревянная носовая фигура начала разрушаться и ее переместили в музей на сохранение.
На том берегу слева от моста расположен район, который водитель автобуса назвал местным "Беверли Хиллс". Он даже назвал средний доход домохозяйства семей живущих тут. Нам он не показался очень впечатляющим. И это при всей дороговизне Ванкувера.
Корабли на рейде. На фото этого не видно, но прямо вот в этом районе расположена банка и вода очень странно меняет цвет. Поэтому немного странно видеть корабли так близко к берегу.
Подъезжаем к
Siwash Rock - известной отколовшейся скале. Похожа на огромный ананас высотой от 15 до 18 м. Для района Ванкувера это уникальное геологическое образование.
Доехали до одного из пляжей. Народ, как видно на фото, с удовольствием загорает на Third Beach, но купальщиков мало, если вообще есть. Мы были и без купальников (чемодан-то до дома Тони доехал, когда мы уже гуляли по центру), да и не было уж настолько изнуряюще жарко, чтобы непременно хотелось лежать на пляже в мегаполисе вместо того, чтобы осматривать город/парк итд. В Ванкувере
немало пляжей, но если мы на какой-то из них и соберемся специально, то разве что ради хороших видов скайлайна, заката итд.
Кроме поездки вокруг острова мы съездили еще вглубь к озеру Бивер, густо заросшему розовыми кувшинками.
После велопробега по парку Стенли едем обратно сдавать велосипеды.
От пункта проката пошли обратно в сторону метро и дальше в исторический район Gastown. Некогда именно там было поселение, вокруг которого разросся современный Ванкувер. Согласно путеводителям сейчас в районе множество историческо-архитектурных памятников, но мы, увы, рассмотрели в-основном кучи мусора и разного рода люмпенов, бомжей и неформалов. Фотографировать их большой камерой было как-то неудобно, поэтому я их потихоньку сняла на память телефоном. Впрочем, помимо люмпенов и стройки на фото также можно видеть очередной тотемный столб.
Пара очень типичных видов подворотен Гастауна. В проулке, что справа лежала группа бомжей, но на фото они не попали. Может и хорошо. В Гастауне много наркоманов и прочих опустившихся личностей, копающихся в мусорках.
Мы подошли к китайскому раойну. Для нас это был первый в жизни китайский район в большом городе (если не считать Пекин, Гуйлинь и иже с ними). И правда, очень похоже на Китай! Мы можем утверждать как люди, которые провели в Китае 3 недели летом 2015 года.
Впрочем, если уж совсем честно, то по-нашему впечатлению Ванкувер - это просто китайский город. На улицах около 75% людей были азиатской наружности, невероятно часто встречались и азиатские супермаркеты, и кафе, и надписи на китайском. Мы и сами с удовольствием отоваривались пару раз в азиатском сетевом супермаркете T&T прямо на выходе из нашей станции метро - там было оооочень занятно, и большую часть ассортимента я даже не могла идентифицировать, что это вообще такое. В обилии были разные очень странные овощи и фрукты. Если бы я жила рядом с таким магазином, то непременно бы планомерно перепробовала хотя бы все овощи. Мы там покупали помимо овощей и фруктов еще пельмени для С. на два ужина, а также два "бенто" с собой для прогулки во второй день по Ванкуверу и в автобус из Ванкувера в Келовну.
Мы гуляли по Ванкуверу и всё недоумевали: почему так много китайских жителей? Неужели во всей Канаде так? А если да, то почему мы об этом ничего не знаем? На школе в Келовне С. рассказали версию, откуда такой высокий процент китайцев в Ванкувере. Когда Гонконг в 1997 году вошел в состав Китая, то огромное количество гонконгских китайцев приняли решение иммигрировать, и целевым городом дружно выбрали Ванкувер. Также я видела версию, что поскольку в Ванкувере уже настолько развитое китайское коммьюнити, да еще и Ванкувер достаточно близко в Китаю, то многие богатые китайские родители отправляют туда своих отпрысков. В Ванкувере легко можно жить, вообще не ассимилируясь. Китайского языка вполне достаточно!
Немного подивившись на Ванкуверский филиал Китая, мы зашли в китайский сад Dr. Sun Yat-Sen Classical Chinese Garden. Отделений у сада оказалось два: один бесплатный публичный парк, а другой платный настоящий китайский сад. В платный очень настойчиво пытались заманить табличками в бесплатном и даже привели нам наглядное сравнение, почему же мы должны заплатить деньги и пойти посмотреть, но нас не проняли их аргументы, и мы ограничились прогулкой по бесплатному парку. Мы приехали в Ванкувер не настоящий Китай искать, в самом деле. Но аргументы были сильные вроде "В парке сплошная бутафория, а в саду даже все камни и галька привезены из самого Китая. В парке работы европейских и канадских мастеров ландшафтного дизайна, а в саду трудились настоящие китайские мастера!". В общем, аргументы были смехотворны. Грету Тунберг на них бы натравить, камни они возят, понимаешь.
Мы немного побродили по саду. Небоскребы, торчащие на фоне восточных домиков и плакучих ив, напомнили нам японский садик в Монако.
Прямо на бережку этого пруда устроил свою лежку очень ароматный бомж. Забавно было наблюдать, как меняются выражения лиц посетителей - сначала умиротворенные и внимательные к деталям ландшафта, потом явно проступал когнитивный диссонанс из-за сигналов от зрительных и обонятельных рецепторов, потом интерес к этому дитю природы, а потом отвращение и желание побыстрее покинуть зону поражения.
После садика мы поняли, что уже порядком устали, и с пересадкой на метро поехали домой. После ужина готовились к предстоящему воркшопу в Келовне, а Тони снова смотрел "Игру Престолов" со своей подругой.