преподавание SS2011

May 30, 2011 21:28

В прошлом семестре С. вел семинары по "Молекулярной физике" у студентов-магистров. По сути, это было что-то вроде курса строймола на английском языке, лектор - наш Оливер. Перед началом семестра О. подошел к С. и предложил ему вести семинары, на добровольных началах. С. подумал и согласился. На занятиях было 9 человек, иногда больше. В общем и целом все прошло безболезненно.





В этом семестре О. подставил С., он записал его вести семинары, даже не спросив. С. болел тогда, и О. передал через меня:
- Я тут Сергея записал семинары снова вести, я решил, что в прошлом семестре ему очень понравилось!
- Э-э-э... м-м-м.. ну, хорошо. Я ему скажу. А какая тема у семинаров?
- Ну, там просто, это спектроскопия.
А, ладно, подумала я, это и правда не должно быть ужасно сложно: всякая там ИК, КР и прочие обычные вещи. А чуть после выяснилось самое чудесное в этой истории с семинарами. Их тема "Нелинейная оптика и спектроскопия"!!!! Это как раз те вещи, которые на химфаке мы не проходили вообще и не имеем четких представлений, что это такое. Итак, в этом семестре С. ведет семинары по предмету "продолжения которого не знает. На английском языке, у 30 студентов. Чудесно! Лекции читают три лектора: О., Штефан и Майвес. С. 2 раза в неделю посещает лекции, чтобы быть в курсе о чем там говорилось, причем теоретическая часть действительно посвящена нелинейной оптике, а на лекциях по эксперименту речь идет обо всем подряд под заголовком "Методы современной физики", например, ионные ловушки, лазерное охлаждение итд итп. На семинарах надо разбирать со студентами задачи, которые заранее рассылаются. При этом экспериментальные вопросы часто довольно несложные и "наглядные", а вот задания по теории чудовищны и мозгопоедающи. Естественно, решений никто не дает, а О. и сам не всегда представляет, что он хочет увидеть в качестве решения некоторых задач. Однажды С. и О. 40 минут искали в книжках "то, не знали что", чтобы решить какую-то задачу. Так и не решили. 2 дня в неделю в среднем С. рубится в решение задач и сопутствующую теорию, в пятницу переживает очередной стресс, а потом еще все выходные испытывает чувство опустошенности. Вот такой отличный преподавательский опыт.

Ну а как же я? Неужели мне совсем не везет, и никто не предлагает мне просветить студентов? Мне предложили тогда же, когда и Сереже. Предполагалось, что я буду вести практикум по физической химии у студентов-медиков. Но меня так и не призвали, видимо, хватило и без меня преподавателей. И в этом семестре не призвали. О. сказал: "Ну вот и радуйся!"
И вот в пятницу 20 мая я получаю неожиданное письмо от завуча по практикумам (Томас, муж Франциски):
"Уважаемая фрау Бокарева, я понимаю, что извещаю Вас очень поздно, и очень извиняюсь. Но мы уже все обговорили с Вашим профессором. Поскольку Вы записаны как резервный преподаватель, то нужно будет вести практикум по физике у студентов-бакалавров, т.к. фрау, которая ведет его сейчас, больше не может. Приходите в ближайший понедельник на инструктаж, а со следующего понедельника уже нужно будет приступать."

Почему именно сегодня я рассказываю о нашем преподавании? Сегодня, 30 мая, я пережила свой первый трехчасовой практикум у студентов-электротехников по оптике (!) на немецком языке (!). Ура!
Вот ведь, заработала себе репутацию хорошо говорящего по-немецки человека! Это ведь не значит, что я хорошо могу разговаривать про оптику!!! Заработала себе очередную порцию комплиментов: от Томаса и Оливера (конечно, им же надо было меня как-то утешить!), от профессора Фиттинга (руководитель практикума). Но разве от этого легче. Теперь в качестве хобби я читаю немецкую википедию про линзы, абберации, микроскопы... К счастью, я веду всего две задачи:
  1. "Bestimmung der Brennweite von Linsen" (Определение фокусного расстояния линзы)
  2. Messungen mit dem Mikroskop" (Измерения с помощью микроскопа)
Каждый раз приходят несколько студентов на конкретные задачи, все по списку, все задачи делаются по двое. Под моим руководством они работают, я подписываю в конце практикум, а в следующий раз они приносят на проверку "протоколы", т.е. все описания, вычисления, расчет погрешносей, выводы. Сегодня у меня было всего 2 пары студентов, они делали "линзу". И еще мне сдали на проверку 3 протокола с прошлых разов. В целом все прошло нормально. Физика там несложная, я себя чувствовала как на 3-часовом занятии по немецкому языку! Ведь надо же постоянно ходить и приставать помогать студентам. Мы сегодня, например, учились рассчитывать, как расставить точки на обратной зависимости равномерно.
Профессор Фиттинг крупный, пожилой дядечка, приятный. Защищал диссертацию в Ленинграде, говорит по-русски, пожалуй, лучше всех наших знакомых в Ростоке (даже лучше Петера!). Рассказывал мне, как делал диссертацию, кто у него дети, где он был в России, что он думает о французском языке и много чего еще. Рассказывал по-немецки, в-основном, но иногда и фразы по-русски вставлял. Запомнилось: "И когда уже нужно было готовить доклад для диссертации, я подготовился и рассказал доклад своему руководителю. А он был строгий такой. И сказал мне: "Ну это же детский лепет!" Еще никто из немцев не блистал в моем присутствии фразой "детский лепет"!!! Фиттинг молодец.
Я надеюсь, я переживу этот практикум. Я уже выучила много слов по теме "Оптика".

Но как же это забавно! Мы оба - русские химики, а ведем семинары по нелинейной оптике на английском и практикум по геометрической оптике на немецком. Кто бы мог подумать...

немецкий, английский, как дела, Росток, kuehn

Previous post Next post
Up