Ура! Мои две лекции по разложению воды в рамках спецкурса для магистров-химиков "Вода в естественных науках" прошли, и прошли успешно! Я долго готовилась, я немало волновалась, я прочитала дикую кучу научных обзоров и статей, а также разных познавательных страниц про, например, солнечные дороги или про использование энергии разными странами, а также я выучила кучу новых слов по-немецки, поскольку, несмотря на то, что читала я 95% материалов по-английски и лекции нужно было читать для магистров (на физфаке у нас это точно было бы по-немецки), на химфаке очень и очень приветствуется, если можешь рассказывать по-немецки. Теперь я и сама уверена, что могу :) Справилась!
Лектор химфака собрался на работу:
Это спецкурс по выбору, и студентов там всегда бывает довольно мало. Ральф (основной лектор этого курса) говорил, что у него как-то раз был год, когда записалось всего двое. У нас после того, как все утряслось, осталось что-то около 7-8 человек, но постоянно ходили не все, тем более, что требования для получения зачета весьма лояльные. Нужно всего лишь сделать два доклада по научным статьям, которые на выбор предлагает лектор.
Теоретически, если бы на курсе было больше студентов, то мне нужно было бы тоже подготовить несколько научных статей, которые добровольцы должны были прочитать, а потом выступить с докладом. Но студенты уже набрали свои баллы, так что моей задачей было просто развлечь публику чем-то околохимическим на тему разложения воды, раз уж я сама довольно долго работала в совместном проекте, где занималась квантово-химическим моделированием гомогенного катализа с целью получения водорода.
Презентацию я делала как обычно в Prezi, ну а иначе какой смысл иметь платный аккаунт там и не пользоваться?
Я решила, что раз уж я все читаю по-английски, то и презентация будет на английском, а уже устно буду выступать по-немецки. Переводить-то я могу быстро на лету, это не проблема, но мне не хотелось тратить время на письменный перевод.
В рамках повышения собственной квалификации, расширения кругозора, а также для ответа на философский вопрос "да как вообще можно весь курс заполнить водой?" я посетила почти все лекции и семинары, что вёл до меня Ральф. Удивительно, но факт: эти студенты-магистры - именно те, у которых я вела физпрак, когда они были еще на первом курсе, так многих на этом курсе я и так уже неплохо знала, а даже если кого-то не знала, то за семестр они ко мне привыкли тоже.
И раз уж мне предстояло "лить воду" две лекции, то я решила, что надо рассказывать не только все мельчайшие детали двух полуреакций разложения, возможные катализаторы, способы их улучшения и тендеции в современом гетерогенном и гомогенном катализе, но также включить в свое повествование всякого-разного, чтобы моя публика не скисла. Ральф именно так и делает, и я многое для себя уяснила :)
Вот, например, викторина "угадай альтернативные источники энергии по мини-картинке" пользовалась большим успехом. Разумеется, никакого списка слева на слайде сначала не было, нужно было именно угадать. А заодно я рассказывала про эти разные источники, что сама успела узнать.
Еще мы, например, обсуждали вопрос, как правильно рисовать графические резюме к своим статьям: насколько креативные идеи иногда неправдоподобны итд...
А еще, например, я решила рассказать студентам про коэффициент популярности статей altmetric. Смысл этого коэффициента - это не просто число цитат определенной статьи в других статьях, а упоминания в новостях, блогах, твитах итп с разными коэффициентами значимости. Это целая система, как алгоритмы подсчитывают коэффициент и рисуют такие разноцветные "бублики". Мне в свое время было очень интересно об этом узнать, надеюсь, что и ребятам тоже было интересно.
А вот что касается организации проведения мероприятия, тут у меня были проблемы... Ладно, что наш старенький ноут сильно тормозит. Я это знала, поэтому все заранее синхронизировала, заранее открыла, так что никаких накладок из-за его скорости не было. У меня не было лазерной указки, потому что наша указка уехала в Мюнхен вместе с С., обе указки у нашего секретаря группы кто-то умыкнул. Но я раздобыла допотопную указку на батарейках у Оливера, и в принципе это ОК, просто листать слайды нужно было с ноута.
Проблемы возникли с неожиданной стороны: у меня не было ключа от аудитории в старом здании химфака, где должна была состояться лекция. Ральф уехал на заседания ДФГ во Фрайбург и оставил свой ключ своему сотруднику Давиду, который в среду утром вел какой-то семинар. Во вторник в 13 часов после моего напоминания Ральф написал Давиду и попросил его передать мне ключ, чтобы я могла открыть комнату (номер указал), потому что у меня там лекция. А Давид... так и не проявился! Он ничего мне не ответил, я даже попробовала выяснить, нельзя ли провести лекцию у нас в институте в нашей семинарской комнате, но она была занята. Спросила нашего секретаря, что делать, та добыла мне через знакомых контакты секретаря химфака.
В 10:35, когда я вышла из дома, чтобы прийти на лекцию заранее, Давид так и не появился. Мы с моими пятью студентами сначала просто стояли ждали у аудитории, с интересом с фонариком рассматривали глубокую трещину на стене и размышляли, откуда она взялась. К 11 так никто и не появился. Я пошла в секретариат (студенты подсказали, куда идти), но там мне сказали, что ключ у Давида и что мне его принесет и откроет дверь. Но он не пришел. Мы пробовали смотреть, не свободны ли соседние аудитории или хотя бы компьютерный класс. И в в итоге в 11:15 приняли решение... проводить лекцию прямо в фойе за столом! Там как раз были столы с шестью стульями, прямо ровно на нашу группу, и даже была доска и кусок мела. Так что моя первая в жизни лекция прошла в очень домашнем формате. Нам не хватало только пирогов или хотя бы черешни для еще более непринужденной обстановки. Студенты сказали, что видно все было хорошо несмотря на небольшой экран. Мы сидели реально очень плотно.
Шутки мои тоже заходили хорошо, в том числе о том, когда я честно сказала, что несмотря на то, что по-немецки я конечно же говорю, я знаю не все термины, потому что немецкий для меня - это язык общения, танцев/спорта и... налоговых деклараций :)
Поскольку с экрана мне самой было не очень удобно читать все, то первую часть я рассказала несколько быстрее, чем планировала: за 1:15. Уже дома я обнаружила, что милый Давид в 10:35 прислал мне письмо, где сообщал, что если мне нужен ключ (!!!!), то я должна идти к нему на ЛЛМ или вот его номер телефона на всякий случай. Ну не дятел ли? Я уже ушла на лекцию и никакие письма не читала, мне было не до этого. Неужели не логично, если его попросили сделать так, что в среду в 11 определенная комната была открыта, потому что там лекция, то надо идти и открывать, если не осилил договориться заранее? Я была очень сердита и ответ ему написала с копией его начальнику. Это хорошо, что было 5 студентов. А если бы 10? Как бы я им всем что-то показывала с маленького экрана??
В четверг Штефан и Лене не смогли, студентов осталось всего трое. Но у нас был настоящий люкс: комната в новом здании была открыта, проектор работал, вентиляция тоже. На радостях я так ускорилась, что за час рассказала все, что хотела.
И на этом моя официальная педагогическая нагрузка на химфаке закончена. По задумке я должна была бы в этом семестре руководить физхим практикумом, но из-за переезда химиков в новое здание это не вышло. Вероятно, на практикум я потратила бы намного больше времени, но меньше бы волновалась. С другой стороны, строчка в резюме, что я читала лекции по-немецки гораздо более ценная, чем то, что я вела пятидесятый практикум еще у каких-то студентов.
Креативное фото "театр теней" перед началом второй лекции. Справа на экране - представление моей работы для защиты на химфаке.