Ремонт часов

Aug 14, 2016 18:29


Старые-старые английские часы отлёживаются, ждут, когда я налажу им спуск, это дело трудное и требует теоретической подготовки, а тут попали в руки советские настольные часы. Практически каминные, если бы в хрущобах были камины.


Завёл - идут и бьют. Стрелка минутная не держится - ни гайки на оси нет, ни шайбы. «Дзынь» бьёт глухо, «бомм» - несколько лучше, но тоже так себе.


Механизм - аналог настенных, что в лаборатории висят, такой же трёхтоновый бой «дзынь-боммм», а отличие в том, что у стенных звук праздничнее, маятник с периодом в секунду и обычный Гуков спуск, а у настольных так называемый «приставной ход» - отдельный, тремя винтами закреплённый на задней платине механизм с балансом на часовых камнях. Соответственно, передаточные отношения в механизме несколько другие, и одна из шестерён отличается. А вот вексельный механизм, бой с улиточкой и многоплечими рычагами - всё знакомое. Механизм возрастом 55 лет, приставной ход на 15 лет моложе. Внутри корпуса бумажка, говорит о том, что у мастера часы побывали по крайней мере в 2003 году.


Разобрал я звучащую часть с тремя латунными стержнями в чугунной головке, вынул механизм, спустил пружины и, даже не осматривая, разобрал и вымыл бензином, ибо с первого взгляда было понятно, что смазывали их чёрт знает когда и чем.


В частности, на одном из кончиков оказалась вот такая масса. Я так и не понял, это смазка такая зелёная, или в масле оказались кислоты, которые привели к коррозии латунной платины, и получился основной карбонат меди, в просторечии малахит.


Барабаны пружин я тоже вскрыл и обнаружил не без удивления, что боевая весьма щедро смазана правильной смазкой - графитовой, а ходовая суха, и лишь немного солидола запеклось на крышке барабана.


Смазал я её также графитом, не без труда заправил обратно в барабан и, закончив подготовительный этап, собрал механизм начерно и стал проверять зацепление колёс с трибками, или, как в одной древней книжке написано, эйнгрифъ. И обнаружил то, что подозревал уже при беглом осмотре платин, заметив приличный износ отверстий под пружинные валы:


Механизм действительно отходил все свои 55 лет, может быть, без самого малого. Поскольку приставной ход потребляет меньше энергии, чем маятниковый, ходовая пружина у часов слабее, а вот боевая, наоборот, гораздо длиннее, шире и чуть ли не вдвое туже. К такой пружине надо бы платинки потолще 1,5 мм, но советская экономика должна была быть экономной... В результате от чрезмерного бокового давления на кончики осей двух первых от барабана шестрён в механизме боя отверстия под них разбились на овалы. По чудесному выражению того же Юлиуса Гене, механизм «хлябает». Первая ходовая шестерня тоже немного разбила свои отверстия, но этот люфт только ощущается пальцами, а в бое всё весомо, грубо, зримо.
Вот в таком положении находится кончик первой шестерни под нагрузкой пружины:


А в таком он должен быть для правильного эйнгрифа.


Если бы не сравнительно крупные зубья, зацепление давно бы нарушилось совсем, и колесо бы сбегало. Но такой эйнгриф нельзя оставлять, даже если механизм ещё работает, потому что со временем об стальную трибку износятся и зубья латунного колеса, и восстановить его будет невозможно, придётся заменять. Ну или, как обычно, дарить мёртвые часы какому-нибудь мастеру, авось, кому пригодятся на запчасти.
А вот другое отверстие. Кончик в нём тоже хлябает, но видны и следы грубого ремонта: кернером отверстие было несколько затянуто.


Так делают, если работают дёшево и сердито, но это не мой метод. Я назначил эти часы учебным пособием самому себе, чтобы научиться ставить футеры. Футер - это латунная втулочка, которая ставится в разработанное гнездо для того, чтобы вернуть тому круглую форму и восстановить эйнгриф.
Сначала я сделал оснастку для токарного станка - дрекштифт и пунзен, при помощи которых футеры точат.


Слева в патроне зажат дрекштифт - валик с тонким, в диаметр кончика оси, концом. Справа же вращающийся центр станка подпирает пунзен - втулку с обраным конусом под центр и отверстием под кончик дрекштифта. А золотистая фиговинка между дрекштифтом и пунзеном и есть заготовка для футера. В ней уже просверлено отверстие под кончик, а на дрекштифте она будет обточена снаружи. Получится вот такой готовый футер:


Деления линейки миллиметровые, а футер ещё довольно крупный, под кончик оси диаметром 2 мм. В общем, работа по моим близоруким глазам.
Отверстие в платине рассверливаю, да так, чтобы центр его был, где надо, а не где получилось в ходе износа, иначе не будет правильного эйнгрифа.


Потом футер забиваю в гнездо, а отверстие в нём заново рассверливаю (потому что при забивке его несколько затягивает), изнутри снимаю буртик, а снаружи зенкую вороночку для масла.




Зенковка получилась кривоватая, и кажется, что отверстие не в центре футера, но это не так, всё соосно и эйнгриф хороший. Аналогично футерую отверстия для соседней шестерни с 1 мм кончиками, сделав оснастку и под них. В макро работа выглядит немного неряшливо, но главное, что отверстие круглое и на месте.


Зафутеровав эти два колеса, собираю механизм, смазываю силиконовой смазкой кончики осей, графитовой - храповые механизмы пружинных барабанов, ставлю на место вексель, улиточку, спуск, вставляю механизм в корпус, гаечку для стрелок подбираю. Резьба стандартная, М2.
Глухой бой был результатом ослабшей посадки латунных стержней в головке. Забив их потуже, настраиваю бой в какое-то минорное трезвучие, и, побившись над регулировкой молотков, убеждаюсь в том, что, как и до ремонта, механизм действует. А сегодня, сутки спустя, убедился и в том, что ход отрегулирован хорошо, и часы не врут. Осталось сделать для них заводной ключ, чтобы из стенных не таскать.

макро, reparare, фото, часовой, summa tecnologiae, потехе - часы, ретроградствую

Previous post Next post
Up