История старейшего корпуса на территории бывшей фабрики «Вискоза» в Мытищах. Продолжение. Начало - см
часть 1.
После смерти К.Д. Арцыбушева в 1901 году, М.И. Арцыбушева продала участок с построенными в 1896-1900 гг жилыми домами и производственным корпусом деревообделочных мастерских костромскому предпринимателю Г.И.Михину. В 1906 году Михин умер, и в 1907 году этот участок при станции Мытищи у вдовы Михина арендовал крупный российский предприниматель Константин Вахтер для устройства фабрики «Вискоза» - первого в России производства искусственного шелка по вискозному способу.
За время владения Михина никаких значимых изменений на территории не произошло. Изменения, и существенные, начались в 1907 году, когда за дело взялись люди К.Л.Вахтера. Всеми организационными вопросами занимался директор-распорядитель Я.А.Янкелевич. Проекты постройки новых и приспособления уже имеющихся корпусов для нужд вискозного производства составлял архитектор А.А.Нетыкса.
Краткая хроника создания фабрики Вискоза в 1907-1909 гг -
здесь.
К середине 1909 года все было готово к пуску предприятия, однако летом на фабрике произошли трагические события, которые резко изменили ситуацию. 29 июля 1909 года в ходе осмотра фабрики уездным санитарным врачем произошел
взрыв сероуглерода, в результате которого погибли 4 человека: санитарный врач Лебедев, директор фабрики Янкелевич, механик Зафт и рабочий Суконкин.
Начались разбирательства, комиссии, проверки. Помимо всего прочего выяснилось, что фабричные постройки произведены не согласно с утверждёнными чертежами и с грубыми нарушениями Строительного Устава (деревянные перекрытия вместо каменных и много чего еще). Оказалось, что «все означенные отступления от утверждённого проекта и действующих правил настолько серьёзны и опасны в пожарном отношении, что открытие действия завода не может быть допущено впредь до капитальной его перестройки».
Губернское Правление поставило фабрику на жесткий «стоп», а специально созданная комиссия выставила перечень из 27 (!) требований к администрации фабрики, которые должны были быть выполнены перед тем как можно было бы повторно рассматривать вопрос о приемке фабричных корпусов и запуске производства. Как все это происходило - достойно отдельной истории, здесь мы ограничимся только вопросами, касающимися корпуса-самолета «В».
Что же наш корпус В?
Он в процессе «приспособления к нуждам вискозного производства» существенно преобразился.
В первоначальном проекте, который был приложен к самому первому прошению о разрешении новых построек для устройства фабрики «Вискоза», поданному в Губернское Правление в марте 1908 года, речь шла только о новой каменной одноэтажной пристройке для хранения сероуглерода, пристроенной к двухэтажному кирпичному «восьмиугольнику» в задней части здания.
1. Каменная одноэтажная пристройка для хранения сероуглерода,
Такой эта пристройка была в проекте.
Такой она дожила и до наших дней.
2.Зима 2022 г.
3. Осень 2023 г.
Именно в этой пристройке произошел взрыв сероуглерода 29 июля 1909 года.
В июле 1909 года было подано еще одно прошение, где был представлен и проект очередного этапа перестройки корпуса-самолета, в том числе детальные чертежи перестройки правого крыла казармы на каменную, с назначением «для сушки материалов»
4. Новое правое крыло корпуса «В». Фасад. Проект 1908 г.
5. Новое правое крыло корпуса «В». Разрез. Проект 1908 г.
Как видим, по сравнению с
первоначальным проектом В.А.Коссова 1896 года центральная часть, где был вход в здание и лестницы, практически не изменилась. А в подвальном и обоих наземных этажах убраны все перегородки и спроектированы большие открытые пространства.Вероятно уже в ходе строительства форма окон и их декоративное обрамление были изменены в сторону упрощения (см. далее, чертеж 11).
Крыло корпуса «В» к лету 1909 года было выстроено, и возможно было бы даже официально принято в эксплуатацию, если бы не трагический случай 29 июля.
В ходе проверки, которую провел в Мытищах 8 августа 1909 года уполномоченный Губернского Правления гражданский инженер Литвинов с целью «сравнения утвержденных чертежей с натурой», выяснилось, что, среди прочего:
- два надстроенных каменных этажа над лит. В выстроены с деревянными перекрытиями вместо каменных;
- внутри зданий большое количество деревянных перегородок, переходов, временных и переносных лестниц, представляющих обилие горючего материала, масса выходов имеют двери отворяющиеся внутрь.
Затем была специальная комиссия, вышеупомянутые 27 обязательных требований Губернского Правления к администрации фабрики, приход новой управленческой команды во главе с директором, инженер-технологом Л.П. Лабуцем.
В сентябре 1909 года, после месяца авральной напряженной работы и дипломатических маневров во взаимоотношениях с начальствующими губернскими верхами, был разработан скорректированный с учетом всех предъявленных требований новый проект устройства фабрики «Вискоза».
Опытному Леонарду Петровичу Лабуцу, многолетнему директору разных предприятий Вахтера, удалось избежать серьезных капитальных работ по замене деревянных перекрытий в корпусе В на каменные, обосновав это тем, что
«в двух надстроенных каменных этажах междуэтажное перекрытие вместо бетонных сделано деревянным, т.к. предполагавшееся станочное устройство переведено в другое помещение и в данное время помещение это служит для отбелки шелка светом, для чего устроен световой фонарь на крыше почти во всю длину здания.»
Второе крыло корпуса-самолета было полностью снесено и «оставлен лишь каменный подвал, перекрытый кирпичными сводами, которые покрыты толем по деревянным стропилам».
Больше половины всех 27 обязательных пунктов, предъявленных администрации фабрики, относились к требованиям по работе с сероуглеродом, т.к. было установлено, что именно совокупность этих нарушений привела к взрыву в сероуглеродном отделении 29 июля 1909 года.
Неудивительно, что и в чертежах проекта Лабуца, и в подробной пояснительной записки к ним, строениям и оборудованию сероуглеродного отделения, которое находилось как раз в «восьмиугольнике» и пристройке корпуса В, отведено центральное место. Что видно и по степени подробности представленных чертежей.
Неспециалист в них поймет немного, но тщательность прорисовки и пояснительных надписей свидетельствуют, что к сероуглеродному вопросу Лабуц и его помощники подошли со всей серьезностью.
Три чертежа корпуса В из проекта перестройки фабрики «Вискоза» от сентября 1909 года: «восьмиугольник» (сероуглеродное отделение) и пристройка к нему (передаточная станция для сероуглерода):
6. Сероуглеродное отделение. Проект. Сентябрь 1909 г
7. Передаточная станция для сероуглерода. План. Сентябрь 1909 г
8. Передаточная станция для сероуглерода. Разрез. Сентябрь 1909 г
Правое крыло корпуса В было также серьезно перепроектировано.
По новому проекту подвальный этаж отводился под содовое отделение, 1-ый этаж - под сортировочное отделение, 2-ой этаж со световым фонарем в крыше - под отбельное отделение.
9. Корпус В. Правое крыло. Планы этажей. Проект. Сентябрь 1909 г
10. Корпус В. Правое крыло. Разрез. Проект. Сентябрь 1909 г
11. Корпус В. Правое крыло. Фасад. Проект. Сентябрь 1909 г
(справа от главного входа на чертеже показана галерея - «теплый переход» в соседний корпус Д).
По сравнению с проектом архитектора Нетыкса 1908 года форма окон первого и второго этажа на фасаде стала не закругленной, а прямоугольной.
По линии окон второго этажа сделан декоративный кирпичный пояс.
Именно этот фасад, постройки 1909 года, мы сейчас и видим в первых двух этажах правого крыла современного корпуса на территории бывшей фабрики Вискоза.
11а. Корпус В. Правое крыло. Задняя часть здания. Ноябрь 2023 г.
11б. Декоративное обрамление окон правого крыла корпуса В.
12. Корпус В. Правое крыло. Ноябрь 2023 г.
В декабре 1909 года Губернское Правление, после выезда в Мытищи губернского инженера для освидетельствования фабрики, сочла что «рекомендованные усовершенствования в производстве и организации приняты проектом во внимание, оказавшиеся отступления от проекта не составляют нарушения Строительного Устава, а потому могут остаться в том виде как они теперь есть. Посему не имеется препятствий к производству работ по выработке искусственного шелка по способу «Вискоза».
В декабре 1909 года производство на фабрике «Вискоза» в Мытищах было официально открыто.
Таким образом за 1907-1909 гг. в корпусе «В»:
- оба деревянных крыла были снесены.
- от исходного «самолета» Коссова осталась лишь кирпичная центральная часть и полуподвал под каменными сводами.
- к лету 1909 года на месте двухэтажного деревянного правого крыла было выстроено тоже двухэтажное крыло, но уже кирпичное,
- во второй половине 1909 года это правое крыло было частично перестроено.
В заключение две задачки, одна - сразу с вариантом ответа, другая - без, для самостоятельного решения.
1)
в первой части про корпус В я обещал рассказать о странных отверстиях в стенах кирпичного «восьмиугольника» с задней стороны корпуса, как например, на этом фото:
Такие же отверстия есть и около окна с другой стороны «восьмиугольника» (фото 2,3).
Что это за отверстия?
На мой взгляд, ответ содержится в пункте №17 отчета о выполнении 27 пунктов обязательных требований, который в сентябре 1909 года инженер-технолог Л.П. Лабуц представил в Губернское Правление в пояснительной записке к проекту перестройки фабрики.
Думаю, что отверстия в стене - это следы от крепления тех самых наружных ламп с рефлекторами.
Тогда в этом году им - 115 лет, юбилей, надо отметить.
2) Задачка из 1909 года. Практикум по менеджменту.
Дано: Известно, что сероуглерод в емкостях доставлялся на «Вискозу» по железной дороге. Ж/д ветка заходила на фабрику и подходила прямо к пристройке к «восьмиугольнику» с задней стороны корпуса В (рельсы видны и сейчас). В списке 27 обязательных требований был пункт, который требовал, во избежание возможного попадания искр, исключить подъезд паровоза к сероуглеродному отделению.
Вопрос: Как этот пункт был Л.П.Лабуцем выполнен?
Upd от 10.2024 Ответ: Паровоз отцепляли, а вагоны катили к складу сероуглерода вручную.
=============================
Источники:
ЦГАМ ф.54, оп.162, д. 36
ЦГАМ ф.54, оп.163, д. 137
Фото И.Гришина, Н.Машурова
Еще по теме:
Предыдущие статьи об истории фабрики Вискоза в Мытищах