Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 3. Авто. 1945-1960 гг.

Feb 24, 2023 08:35



Если в первые послевоенные годы и в 1950-х немецких трофейных автомобилей было много,  то уже в 1960-е на дорогах были уже почти  одни отечественные.
Эволюция отечественного автопрома оставила свой след и в мытищинских документах тех лет.

Прежде чем перейти к родному автопрому,  ещё немного про трофейные иномарки к предыдущей заметке. Вот раскладка по легковым автомобилям различных марок в СССР в 1945 году.


На иномарки приходилось почти 60% всех легковых автомобилей.
Не случайно издательство «Машгиз» в 1948 году выпустило книгу инженера Юрия Хальфана «Описание конструкций автомобилей иностранных марок» с подробными описаниями, таблицами, схемами, которая стала настольным для нескольких поколений владельцев раритетов.  При этом помимо замеченных и в Мытищах машин Штайр и Ганомаг, в списке есть и другие немецкие марки, которые сейчас почти уже забыты - Вандерер (Wanderer), ДКВ (DKW),  Адлер (Adler).




Wanderer вместе с DKW, Audi и производителем роскошных автомобилей Horch,  в 1930 е годы входил в состав объединенной компании Auto Union AG. Все эти торговые марки сохраняли свои фирменные наименования, только логотипы были дополнены четырьмя кольцами Auto Union.
На Вандерере, как говорят, разъезжал легендарный советский разведчик Николай Кузнецов.

Автомобили DKW производились с 1928 по 1966 год. Все они до войны использовали двухтактные двигатели и почти все - экзотический тогда передний привод, в связи с чем остряки после войны расшифровывали ДКВ: «Дурак, Кто Выдумал». У самых массовых моделей F1-F8 был клееный цельнодеревянный кузов, что послужило поводом ещё одной расшифровки ДКВ в СССР - «Дерево-Клей-Вода». Именно отсутствие листового металла в конструкции кузова обеспечило крупносерийный выпуск ДКВ в связи с дефицитом этого материала в послевоенной Германии.

DKW и Wanderer из нас мало кто видел, зато все видели Adler, по крайней мере на экране в кино. На этой машине в «Кавказской пленнице» передвигалась по всесоюзной житнице-кузнице-здравнице  знаменитая троица  Никулин-Вицин-Моргунов.  Любители старых авто пишут, что это  был не студийный реквизитный автомобиль, а личная машина Юрия Никулина.   Автомобиль назывался Adler Trumpf, именно через «pf», а не через «ph», как его часто ошибочно пишут. Машина эта - немецкая, а не английская, и потому название ее пишется по немецким правилам. И его не следует переводить как «триумф», поскольку Trumpf это не «триумф», а «козырь». Снимался этот автомобиль под своим регистрационным номером 91-63 ЮАР.




Свидетельств пребывания автомобилей DKW, Wanderer и Adler в Мытищах- мне не встретилось.

Авто Мытищи. 1940е-1950е. Отечественные авто.

В 1945 году из  отечественных авто у нас были три «массовые» модели - «Эмка» (ГАЗ-М1) в легковом сегменте и «полуторка» (ГАЗ-АА) и «трехтонка»(ЗИС-5) - в грузовом, серийное производство новых «Москвичей» и «Побед»  началось в 1946 году.  Из легковых до войны также производился «правительственный» лимузин ЗИС-110, но в Мытищах таких не водилось.







Легковые Газ-М1 («Эмка»), ЗИС-101. Грузовики ГАЗ-АА («полуторка») и ЗиС-5.

===================================
Как обстояли дела с транспортным хозяйством в Мытищах в послевоенные годы, рассказывают протоколы мытищинского исполкома:

Протокол мытищинского горисполома от 19 декабря 1946 года
Слушали: О работе Транспортного отдела Горкомхоза
Постановили: Признать, что план работы Транспортного отдела и саночистки не выполнен. Работа гужтранспорта проводится без соответствующего оформления нарядов и имеет место задолженность разных лиц. Автотранспорт находится в бездействии, машины не укомплектованы, запасных деталей нет. Трудовая дисциплина среди рабочих и служащих расшатана. Кормами лошади не обеспечены и качество имеющегося сена очень плохое.

Протокол мытищинского горисполома от 20 июня 1946 года
Для усиления транспорта Ремонтно-строительной конторы, в связи с большим объёмом работ капитального и текущего ремонта, выделить для Рем.Стройконторы из Транспортного отдела Горкомхоза двух лошадей с полным оснащением, и одну трёхтонную автомашину, на что составить акт приёма и передачи.

Протокол мытищинского горисполома от 25 сентября 1948 года
В связи с необходимостью перевозки топлива в осенне-зимний период для городской бани разрешить передачу из транспортного отдела ГКХ машины ЗИС-5, требующей ремонта, в городскую баню сроком на 1 год. Обязать Зав. баней т. Мешкова отремонтировать указанную машину в срок до 10 октября с/г
ЗиС-5 - это та самая «трёхтонка», периодически мелькающая на страницах произведений о Великой Отечественной Войне. На ней советские солдаты дошли до Берлина, о ней ходит огромное количество шоферских баек. На ее модификации ЗиС-6 стояли первые «Катюши». Для военного времени ЗиС-5 был очень неплохой машиной. Ему очень далеко до Студебекера, но иногда ЗиС выигрывал по проходимости, а главное - по крайне «наплевательскому» отношению к качеству ГСМ. И какой бы сейчас иногда смешной не казалась конструкция этого грузовика, не стоит забывать, что для многих он навсегда остался «Захаром Ивановичем» и «машиной-солдатом». И это очень почётно.

Иногда  приходилось собирать машину как конструктор из разных имеющихся узлов и деталей.
Получалось!

Протокол мытищинского горисполома от 28 февраля 1946 года.


В каких мытищинских предприятиях и организациях были свои машины, рассказывает следующий документ 1946 года.
Протокол мытищинского горисполома от 16 мая 1946 года.


Дрова в 1946 году - вещь не просто важная, а очень важная. Очередная зима и отопительный сезон не за горами. Поэтому надо  - значит надо. На заготовку и вывоз дров была строгая разнарядка -  и на машины, и людей. Исключений не было. Школы, детсады, больницы - все посылали своих сотрудников на заготовку дров ( см документ).

Наблюдая за массовой «автомобилизацией» других стран Европы, в Советском Союзе также задумались о создании недорогого и компактного «сити-кара». В начале декабря 1946 года был собран первый экземпляр автомобиля под названием «Москвич»-400 с 1.1-литровым двигателем и мощностью в 23 лошадиных сил.







Фото из мытищинской газеты «Путь к Победе».
Москвич-400 на улице Колонцова на фоне новонадстроенного двумя этажами дореволюционного здания типографии (работы начаты в 1946 г., приняты комиссией в апреле 1950 г). Возможно, правда, это не Москвич-400, а трофейный Опель-Кадет К38, говорят отличить их внешне можно было только по эмблеме на капоте.



Старые Мытищи. Улица Колонцова. Стоянка автомобилей перед Горсоветом.

В 1950-е годы автомобильный парк Мытищ постепенно увеличивался, хотя машин, по нынешним меркам, было совсем немного. Вопросы транспорта регулярно рассматривались на заседаниях Горсиполкома. Приобретение или передача даже одной машины из одной городской структуры в другую все еще утверждалось отдельным решением исполкома.

Из протокола мытищинского горисполкома от 15 ноября 1955 года.
«Полученную горсоветом автомашину М-20 «ПОБЕДА» от Министерства Внешней Торговли передать на баланс Мытищинской Ремстройконторы»



Автомобиль "Победа" М-20.

Из протокола мытищинского горисполкома от 13 мая 1958 года.
«Выделить средства в сумме 22,1 тыс руб(двадцать две тысячи сто  рублей из остатка нераспределённых ассигнований внелимитных капвложений Горкомхоза для приобретения автомашин в количестве 2-х штук марки ГАЗ-63»


ГАЗ-63 - грузовик повышенной проходимости с колёсной формулой 4×4, грузоподъёмностью две тонны. Наиболее массовый полноприводный грузовик Советской Армии и в народном хозяйстве СССР в 1950-60-х. В 1968 году уступил место модели ГАЗ-66. Степень унификации с народнохозяйственной моделью ГАЗ-51 до 80 %.  Выпускался с  1948 года. Всего было выпущено 474 тыс экземпляров всех модификаций.=======================

На территории Мытищ появились большие гаражи разных организаций, содержание  автомашин давалось непросто.

В 1953 году, обсуждая работу автотранспорта СМУ  треста Мосмашприборстрой, мытищинский исполком горсовета отмечал:
«имеющийся автотранспорт в количестве 37 машин находится в неудовлетворительном состоянии. На день проверки парка имеется исправных 4  автомашины, 21 автомашина находится в среднем и капитальном ремонте и 9 автомашин разукомплектованы. Утверждённый график планово-профилактического ремонта не выполняется, качество ремонта низкое. … С января месяца 1953 года четыре раза менялись начальники гаражей и механики. Политико-воспитательная работа среди коллектива гаража проводится слабо.»

Приходилось принимать меры - «изживать недостатки», «усиливать воспитательную работу»,  «укреплять руководство» и т.п. Трудности преодолевались.
Социально-значимые структуры города  оснащались автотранспортом -  как новыми машинами, так и б/у, переданными из союзных и республиканских министерств.

Из протокола мытищинского горисполкома от 20 июня 1951 года.





Санитарный автобус ГАЗ-653 образца 1953 г., на базе грузовика ГАЗ-51

Из протокола мытищинского горисполкома от 12 апреля 1960 года.


Не просто «выделить 3 автомобиля», а указаны номера шасси, двигателя и паспорта. Косвенно говорит о высокой ценности и значимости вообще автомобиля в то время.





Автомобили Москвич-402, Москвич-407, Победа.

Москвич-402. Двигатель 1,22 л, 35 л.с. Выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год.
Москвич-407. Двигатель 1,36 л, 45 л.с.. Усовершенствованная версия модели 402 с модернизированным двигателем и улучшенной отделкой. Выпускался с 1958 по 1963 год. выпущено 360 тыс экз  У нашего номер 125!!
ГАЗ М-20 «Победа». Двигатель 1,36 л, 45 л.с. Легковой автомобиль среднего класса, производился на Горьковском автозаводе (ГАЗ) c 1946 по 1958 год. Выпущено 241 тыс экз .
NB Обратим внимание, что у «нашего» Москвича -402 номер шасси 125 (из 360 тысяч).  То есть экземпляр - из самых первых выпущенных. У Победы тоже номер - из начальных,  тоже достаточно походила, прежде чем была направлена в Мытищи на  медслужбу.

Из протокола мытищинского горисполкома от 12 апреля 1960 года.




ЗИМ-12 в качестве машины скорой помощи

Автомобили ЗИМ-12 в санитарном исполнении активно использовалась для перевозки медперсонала и для обслуживания больных на дому. От серийных такие машины практически не отличались внешне, но легко узнавались по белому цвету, надписи «скорая медицинская помощь» и  дополнительной фаре с красным крестом на крыше, остальные ЗИМы были черными.

ЗИМы  в 1960-м  - как Мерседесы в 1990-е. Я их застал, и мне они здорово запали в душу в детстве.
В 1960-х от станции в Новые Мытищи ходили маршрутные такси, многие ими пользовались. Была отдельная посадочная площадка - к северу от старого переходного моста.  Маршрутками в то время были «рафики»  и ЗИМы - комфортно, быстро, 15 копеек. В рафике было 10 мест, включая водителя, в ЗИМе - 7.



Микроавтобус РАФ-977 1959 года.



ЗИМ-такси.

Машины шли вперемешку, выстраивалась очередь, какая машина подходила - в ту и садились. Когда «везло» и подъезжал ЗИМ, я получал свой мальчишеский кайф, ехать на ЗИМе было настоящей роскошью.
Какому еще советскому поколению довелось в детстве поездить на авто представительского класса?

ЗИМ был заметно выше других легковых авто того времени. Высокий потолок и большая ширина делали салон ЗИМа очень вместительным, просторным и комфортабельным, практически как у лимузина высшего класса ЗИС-110. У ЗИМа-такси было три ряда сидений. Особенно удобным было заднее сидение, рассчитанное на удобную, свободную посадку троих пассажиров.
По плану ЗИМ должен был брать 6  пассажиров- трое на заднем диване, двое на откидных сидениях-«страпонтенах», убиравшихся в спинку переднего сидения, один - рядом с водителем. Не уверен, но по-моему реально впереди бывало  и двое пассажиров, а на заднем диване - четверо.

Задние двери открывались по ходу движения, что в сочетании с высокими дверными проёмами и задним диваном, практически полностью вынесенным назад за дверные проёмы, делало удобным вход и выход пассажиров.



ЗИМовская сказка закончилась с массовым появлением «Волги» ГАЗ-21.

А латвийские рафики претерпели модернизацию, и  модель  РАФ-2203, получившая название «Латвия», еще долго работала по всему СССР. На основе «Латвии» делали десятки модификаций - от грузовичков до электромобилей, многие наверное помнят их в качестве «скорой помощи».




А еще кто-то наверное помнит автопоезд, который был сделан на основе РАФ-980-979 «Рига» и который вплоть до 1980 года возил  гостей ВДНХ по выставке по кольцевому маршруту.
48059.htm

Продолжение следует...

==========================

Ещё по теме:
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото.  Часть 1. Авто.
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото.  Часть 2. Вело.
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 4. Авто. 1960-е-1970-е годы.

ЗИМ, история, авто, мытищи

Previous post Next post
Up