В первые послевоенные годы лошади и автомашины в Мытищах были равнозначным транспортом . В городских структурах, таких как Ремстройконтора и Горкомхоз ( транспортный отдел и отдел саночистки), имелся «парк» и того, и другого вида «транспортных средств».
При этом по мере более-менее заметного повышения уровня жизни, в городе быстро распространялся еще один вид транспортного средства - велосипеды.
АвтоМытищи послевоенные. Велосипеды.
Из протокола заседания Мытищинского горисполкома от 29 декабря 1950 года.
"Обязать граждан, проживающих в городе Мытищи, имеющих велосипеды, а также лошадей и других животных, используемых в извозном промысле не позднее 1 мая 1951 года выбрать на них установленные номерные знаки с предварительной уплатой сбора с владельцев транспортных средств в размере:
- за велосипеды - 7 руб,
- за лошадь - 150 руб,
- за животных (кроме лошадей, используемых в извозном промысле) - 50 руб.
Предложить госавтоинспекции представлять сведения в Горфинотдел о гражданах, имеющих автомобили и мотоциклы для представления им платежных извещений на уплату сбора с транспортных средств.
Обязать органы коммунального хозяйства выдачу номерных знаков на транспортные средства производить только по предъявлению их владельцами квитанций об уплате сбора с владельцев транспортных средств."==========================
Тем же решением были установлены ставки сбора с владельцев автомобилей и мотоциклов:
- за автомобиль - по 15 руб с каждой силы,
- за мотоцикл - по 7 руб с каждой силы/
То, что сейчас подростки называют «байк», в нашем олдскульном детстве мы называли «велик», а взрослые полностью и уважительно - «велосипед».
Вообще велосипед в 1940-х - 1960-х годах в Мытищах - это было не про спорт и не про отдых. Велосипед был фактически личным средством передвижения, можно сказать «народным автомобилем» того времени. Вещь в хозяйстве полезная - куда-то при необходимости съездить, что-то привезти-отвезти.
Кто-то может помнит, что те, кто с руками, приделывали к велосипеду мотор, что еще больше поднимало его бытовую ценность. Назывались такие трескучие средства передвижения по-моему «велосипед с мотором», поправьте если ошибаюсь. Потом они куда-то пропали, наверное когда в продаже появились мопеды.
За неимением компьютеров-смартфонов-интернета мы все свои «компетенции» нарабатывали на улице и во дворе. В основном это были hard skills, то есть что-то уметь делать руками/ ногами /телом. Коньки, футбол, хоккей, ловля майских жуков, строительство снежных крепостей, классики и скакалка с волны и проч.
Что касается Soft skills, то в дворовой среде они развивались автоматически.
Углубляться не буду, ибо дворовая тема неисчерпаема как атом. Замечу только, что умение ездить на велосипеде входило в состав базовых "компетенций".
На трехколесном малышовом велосипеде в детстве удавалось покататься почти всем. Велосипеды эти тогда были предельно простыми по конструкции, дешевыми, но дело свое делали добре, азы руления-поворотов-разворотов все осваивали на них быстро, и гоняли на них, пока коленки на становились выше руля . А вот потом, к 5-6 годам оказывалось, что развивать эти навыки не на чем, детские велосипеды для старших дошкольников и школьников не входили в приоритеты советской экономики. Правда моему поколению повезло, к 1960-м годам стали производить легендарные «Школьник» и «Орленок». Я научился ездить на двухколесном на «Школьнике», а у моего друга детства Володи Баландина был «Орленок», катались на нем по очереди во дворе и вокруг дома. Школьник и Орленок в плане статусности соотносились примерно как тогдашние Москвич и Волга.
Мытищи. 1968 год. 1-ая Спортивная улица, дом 3. Во дворе.
Я на Володином «Орлёнке», сам владелец рядом, справа Витёк Шатилов.
Еще помнится был большой трехколесный велосипед, уже не для малышей, а скорее для дошкольников. Колеса у него были уже не маленькие, шины узкие, цепь - в общем все как у взрослых велосипедов. Самое главное - этот трехколесный велосипед переделывался в двухколесный. Освоив такой трехколёсный можно было, с помощью отца и нескольких гаечных ключей, перейти на взрослый, двухколесный уровень. Как назывался этот велосипед я не помню, может кто-то его узнает, подскажет. Выглядел он вот так:
У большинства моих сверстников особого достатка в семьях не было, поэтому собственных детских велосипедов типа Школьника и Орленка не было. Но у многих в семье, особенно у тех, кто жил в своих домах или в деревянных двухэтажках с непременными сараями, был большой взрослый велосипед - отца или старшего брата. Поэтому с дошкольного трехколесного приходилось сразу переходить на взрослый. Да, через раму, пока не дорос, но ведь получалось!
Каждый из моего поколения наверняка помнит какую-нибудь свою велосипедную историю из детства. Вот одна из сотен таких
в интернете:
«На нем, на новом, я совершил своё первое ДТП, протаранив в дверь новенький "Москвич-412" . Папа с дядей Колей очень азартно рассуждали, что за металл на Москвиче и что за обода на Школьнике, совсем забыв о виновнике. Потом пили чай во дворе и подкрашивали Москвича. И по-доброму шутили в адрес моего велика и меня.»
К концу 1950-х велосипедов в городе развелось столько, что «велосипедный вопрос» пришлось рассматривать и решать на уровне горисполкома.
Из протокола заседания Мытищинского горисполкома от 3 сентября 1957 года.
В общем, поднавели порядок. По тротуарам нельзя, цепляться за движущееся авто нельзя, ездить по двое нельзя, вдвоем нельзя, вперегонки нельзя, ездить без рук нельзя, учиться ездить на улице нельзя. (А что же тогда можно?) Прямо тотальное наступление на права велосипедистов.
И главное - будьте любезны, номерной знак установленного образца на заднюю поперечину бОгажника.
Да, товарищи, велосипед, как и лошадь - это «транспортное средство повышенной опасности», без номеров - никак нельзя. Пожалуйста - в ГАИ за номерами. Следуя давней традиции еще царских времен, когда номера выдавались извозчикам в подтверждение права на занятие извозом, по сути тогдашние «водительские права».
«Номера» легкового извозчика и ломового извозчика.
Велосипедные номера: Москва 1940 года и г. Кунцево 1960 года.
Велосипедные номера: Мытищинский район 1941 года и г. Калининград (нынешний Королёв) 1958 год. Найдены в Ядреево мытищинским краеведом Владимиром Фроловым.
Продавались велосипеды в послевоенных Мытищах в легендарном спортивном магазине «Динамо» на привокзальной площади.
А номера выдавались в дорожно-мостовой конторе на Староводопроводной улице.
Велосипеды попадаются и на старых фотографиях Мытищ.
Мытищи. 1950-е-1960е гг. Улица Абрамова.
Фото Виктора Кудрявцева.
Парень на отцовском велосипеде догоняет едущих впереди друзей.
Мытищи. 1970 год. Улица Профессиональная. У Андрея Елизарова велосипед вышеприведенным требованиям полностью соответствует - звонок и тормоз имеются. До 13 лет ездить по улице как бы нельзя. Но по родной Профессиональной - можно.
Фото из семейного архива А. Елизарова. Вдали видно 5-этажное здание ГИПРОИВа.
Мытищи. Привокзальная площадь. Кадр из фильма «Сыщик» 1979 г.
Даже в 1979 году еще спокойно ездили на велосипеде по городу.
Еще по теме:
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 1. АвтоМытищи дореволюционные и довоенные. Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 3. Авто. 1945-1960 гг. Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 4. Авто. 1960-е-1970-е годы.