Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 1.

Feb 19, 2023 11:20



Была в моем детстве, наряду с сотней других образцов дворового фольклора, такая  шутливая присказка:  «авто-мото-вело-фото-теле-радио монтёр». Произносилась  по делу и не по делу, когда кто-то с чем-то техническим справлялся или наоборот  не справлялся.
Эта серия заметок будет с акцентом на первые три пункта -  авто/мото/вело.
В общем, про колесный транспорт в Мытищах в разные годы.

Взглянем в романтическое автопрошлое непредвзято и попробуем составить свое мнение - в этом нам помогут исторические мытищинские документы и фото, тоже по возможности мытищинские.

Автомобильная тема многогранна и необъятна, все мы сегодня пассажиры или/и водители, у каждого есть что от души высказать по этому поводу. Поэтому чтобы не растечься по древу, совершив сначала небольшой экскурс в дореволюционные и довоенные годы, ограничимся затем 1940-ми - 1970-ми годами, когда автомобиль воспринимался еще больше как роскошь, чем средство передвижения, когда водители еще были шофёрами (а ещё раньше -  шоФФёрами, см. документ),   руль - баранкой, и про них слагались хорошие и любимые народом песни (одна и другая). Ограничимся в этой серии также легковыми машинами и массовыми грузовиками в Мытищах, не касаясь пассажирского транспорта и колесной спецтехники  - это свой отдельный мир.

АвтоМытищи дореволюционные и довоенные.

Автомобильная история Мытищ дореволюционных, да и 1920-х - 1930-х годов,  тает в густом тумане, но и из того давнего и небогатого медийными материалами времени можно  выловить отдельные любопытные «артефакты».

Транспортные условия Мытищ 1930-х на мой взгляд хорошо отражает фотография улицы Колонцова.
Мытищи. Улица Колонцова. 1930-е годы.



По неасфальтированному «автобану» улицы Колонцовой, прямо посередине  лихо несётся нечто,  с такой скоростью, что не фиксируется выдержкой фотоаппарата. Грузовик или пожарная машина, представитель второй,  прогрессивной составляющей тогдашнего транспортного парка. А во встречном направлении,  по левой (!) стороне,  неспешно движется первая, традиционная,  составляющая - гужевая.

К тому времени мытищинцев автомобилем  уже было не удивить,  тем более через Мытищи проходила Ярославка, по шоссе много разных авто проезжало.  Тем не менее автомобильное «движение» по городу уже в 1920-е годы создавало определенные трудности и для шоферов ( это надо было уметь -  через такую грязищу проехать и не застрять), и для жителей (потому что выбравшись из грязи, обрадованный водитель давил на газ и «рассекал» так, что можно было вовремя и не увернуться).
Власти новообразованного города проблемы видели, без внимания не оставляли.

Протокол №5 от 13 апреля 1926 г  Мытищинского Горисполкома
Слушали: О воспрещении быстрой езды по городу Мытищи на машинах.
Постановили: Во избежание несчастных случаев, поручить т. Плотникову разработать три соответствующих плаката и вывесить на видном месте,  близ дороги езда тихом. Потребуемую сумму израсходовать из непредвиденных расходов.

Первый зафиксированный историей автомобиль в Мытищах появился еще до революции. Это был автомобиль Мытищинской добровольной пожарной дружины марки «Роше-Шнейдер» (Rochet-Schneider), вот он на известной фотографии.
Мытищинская добровольная пожарная дружина перед Народным домом.



Машина хорошая, иномарка. Можно и по пожарному делу использовать, и если что -  и начальству на такой не стыдно к серьезным людям съездить.

Вот она на рекламе, приглашающей всех посетить Crystal Palace Motor Show  1903 года - первый крупный британский автосалон в Кристал Пэлас в Лондоне. Можно на тест-драйв записаться.



А вот президент Франции Пуанкаре на «Роше-Шнейдер» по стране разъезжает.


В общем, солидная машина.  Колеса задние под мытищинские зимние условия  адаптированы, с «цепями».  И шины запасные имеются, целых две.
В первые советские годы эта машина пожарной команды еще появлялась в протоколах заседаний мытищинского горсовета. Потом видимо окончательно сломалась и  в инвентарных отчетах пожарной команды, наряду с «бранзбоями», «бограми» и «лапатами» стал значиться откуда-то добытый «автомобиль системы «ФИЯТ» и при нем негодных две груз. шины»

Автомашины в городском хозяйстве -  это конечно хорошо. Когда они есть. А когда их нет ( что и было в действительности в 1920-е-1930е годы) - то основная нагрузка на всякие необходимые городу хозяйственные перевозки ложилась на старый добрый гужевой транспорт.  Поэтому в протоколах заседаний горсовета при обсуждении вопросов саночистки города  вместо машин-автоцистерн откачки - ассенизационный обоз, т.е. лошади с бочками, а вместо бензина - овес.

Протокол №6 от 31 марта 1932 г. рабочей части Президиума Мытищинского горсовета
Слушали: О состоянии с кормом обоза Коммунального треста
Постановили: принять к сведению заявление т. Старостина о том, что на 1 апреля имеется 400 пудов ржаной соломы, 10 пудов овса и 1 тонна комбикорма. Учитывая наступление конца санного пути и наступление бездорожья, что значительно затрудняет доставку кормов до транспорта, предложить т. Старостину принять все меры к обеспечению транспорта кормами на бездорожье на лошадей, принадлежащих райвоенкомату и РИКу,  которые кормятся за счёт Коммунального Треста, попросить райвоенкомат и РИК оплатить стоимость содержания лошадей по представленному счёту. В случае неоплаты счетов лошади будут сняты со снабжения.

===========
Протокол № 4 от 8 июня 1932 года Пленума Мытищинского горсовета.
Гужевой и ассенизационный транспорт по своему количеству имеет 23 лошади. Перевозка дров рабочим будет обеспечена по прошлогодней цене.===========

Лошади и автомобили в те годы упоминаются с одинаковой частотой.
Вот и про автомобили:
Протокол №10 от 4 мая 1932 года рабочей части Президиума Мытищинского горсовета
Слушали: Об использование грузо-авто-машины, находящейся в пожарной команде.
Постановили: использовать имеющуюся машину в пожарной команде,  приспособив таковую для подвоза канализационных материалов.

А вот и первые шаги мытищинского общественного транспорта, про автобусы:

«Обязать Президиум горсовета наряду с требованием новых автомашин искать таковые хотя бы амортизированные, приспособив их под автобусы.»
Как приспособить? Да просто -  поставил в кузов грузовика лавки по бортам, вот и автобус. А забираться в кузов? Ничего, народ привычный, кому надо - заберется.

Мирное сосуществование автомобильного и гужевого транспорта  продолжалось долго, вплоть до 1950-х годов. Вот такие картинки были частью обыденной жизни.

Стоянка в центре Москвы. 1935-1937 гг.


Ярославское шоссе в районе Тарасовки. 1952 г. Из архива Манхоффа.


АвтоМытищи послевоенные. Иномарки.

Как вы думаете, кто из жителей Мытищ сильнее удивился бы, встретив в городе иномарку, например на привокзальной площади: житель Мытищ 1946 года или житель Мытищ 1976 года?
Правильный ответ: житель 1976 года.  Про иномарки тогда, во времена моего детства- юности вообще речи не было. Нет,  мы конечно про них что-то такое слышали, могли назвать Мерседес, а кто-то  даже знал  целых 2-3 марки иностранных машин. Но мы их никогда не видели. Высшей формой автоматерии считалась «Волга» (привет от Юрия Деточкина).
А вот мытищинец 1946 года, попади он в 1970-е, мог бы кое-что своим собеседникам рассказать. Было что. После войны в рамках репарации-контрибуции или просто «трофеев», в стране появилось немало немецких автомобилей. Заехали такие и в Мытищи.  Если очень захотеть, звуки их гудков можно расслышать в архивных документах мытищинского исполкома того времени.

Легковой автомобиль Steyr




Steyr-Daimler-Puch - австро-венгерская, затем австрийская компания, существовавшая в 1864-2001 гг., занимавшаяся производством огнестрельного оружия, военной техники, автомобилей, велосипедов, мотоциклов и самолетов. Штаб-квартира находилась в городе Штайр.
В 1864 году сыновья оружейника, братья Йозеф и Франц Верндли, создали оружейную компанию. Фирма прославилась своими качественными винтовками, в 1894 году стала производить и велосипеды под маркой Waffenrad. В 1915 году, когда уже шла Первая мировая война, руководство фирмы поняло, что, когда война закончится, спрос на вооружение упадёт, а одни велосипеды не смогут обеспечить рентабельность, поэтому решило заняться производством автомобилей. Дело пошло хорошо, автомобили завоевывали призовые места в престижных гонках. В 1924 году завод переименовали в Steyr Werke AG,

В 1920-е годы главными конструкторами Steyr успели побывать два выдающихся конструктора, впоследствии признанных корифеев автомобильного мира  - Ганс Ледвинка (будущая «Татра) и Фердинанд Порше.

Компания выпускала как и «народные» малышки серии Steyer  50/55, или как их еще называли Stear Baby (1 л. / 22 л.с., 4-ступ. коробка передач, независимая подвеска всех колёс, некоторые называли автомобиль «уродом», но он пользовался спросом на рынке), так и  престижные кабриолеты, например Steyer 200 (двигатель 1,5 л / 35 л.с.,

Наши военные и Steyr Baby.


Реклама автомобиля модели Steyr 200.




Современники вспоминали, что плавность хода у «Штайра» была отменная. По шоссе на скорости 80 км/ч машина на независимых подвесках (сзади популярные у немецких и австрийских инженеров качающиеся полуоси и пружины) плыла, «как яхта по спокойному морю».

Автомобиль Steyr 220 1939 года выпуска



Производство всех автомобилей прекратилось в 1940 году, фирма возобновила производство того, с чего и начинала 80 лет назад, то есть оружия, но кроме оружия завод стал выпускать и военную транспортную технику. В годы Второй мировой Steyer  получила недобрую известность тем, что директор фирмы, Георг Мейндл, был первым немецким промышленником, кто начал использовать подневольный труд заключённых концлагерей.

В мае 1945 года в Штайре встретились советские и американские части. До этого город сильно бомбили, ведь он был одним из промышленных центров рейха.
Потом у завода началась новая история. Он делал автомобили по лицензии «Фиата», армейские машины, а позднее (и по сей день) знаменитые «гелендевагены».

Советским автоспециалистам это австрийское имя знакомо еще и по оригинальным дизельным моторам, не прижившимся на моделях ГАЗа.

В популярном советском 5-серийном телесериале 1970-х «Вариант «Омега», действие которого происходило в Таллине, на кабриолете Steyr разъезжал «офицер абвера» барон Георг фон Шлоссер.

Автомобиль Steyr 100 в телесериале «Вариант «Омега»




Уже в наши youtub-овские времена особо дотошные зрители заметили,  что если присмотреться к одному из фрагментов фильма, где машина снята сверху, то мы увидим совсем другой автомобиль. Это тоже Steyr и тоже кабриолет, но это уже модель 220, у него иная радиаторная решетка и на крыльях не две, а четыре фары.
Автомобиль Steyr 220 в телесериале «Вариант «Омега»



В 1945-46 гг среди тысяч других трофейных автомобилей довоенные «штайры» поехали в СССР.
Какая модель легкового «Штеера»/«Штаира» прописалась в Мытищах - теперь уже не узнать.

Легковой автомобиль Hanomag.

Решение исполкома Мытищинского горсовета от 9 августа 1950 года
Слушали: Утверждение сметы на капитальный ремонт автомашины легковой марки «Ганомаг»
Решили: Смету на капитальный ремонт автомашины легковой марки «Ганомаг» утвердить на сумму 3469 руб 56 коп по транспорту к-ры Мытищинского ГКХ.
[документ]


В 1835 году Георг Эгесторф открыл в Линдене недалеко от Ганновера  производство небольших паровых двигателей, позднее начали  производить сельскохозяйственную технику, с 1846 году выпустили и первый паровоз.
К 1870 году было произведено 500 паровозов, в 1871 году учреждено Hannoversche Maschinenbau AG, «Ганноверское машиностроительное акционерное общество», краткое наименование Hanomag.  Компания получила международную известность, поставив множество паровозов в Финляндию, Румынию и Болгарию перед Первой мировой войной и сделав первый трактор Hanomag R26 в 1924 году в Германии.

В 1920 году концерн начал производство малогабаритных автомобилей. Основная модель  «Hanomag-2/10 PS» -  что-то типа современного  SMART -  массой всего в 370 кг, с примитивным механизмом, 1-цилиндровым двигателем в 10 л.с., без карданного вала, без подножки и крыльев, но зато дешёвый, стал хорошо покупаться в Германии, разоренной войной.
Автомобиль Hanomag-2/10 PS




В 1934 году с конвейера сошел  первый автомобиль Hanomag Sturm c 6-цилиндровым двигателем 2,2 л, а в 1937 году выпустили новый дизельный автомобиль Rekord (4-цилиндра, 1.9 л, 35 л.с).

Автомобиль Hanomag Sturm


Автомобиль Hanomag Rekord


Во время Второй мировой войны Hanomag переключился на выпуск военной техники - бронетранспортеров, бронеавтомобилей и тягачей.  Полугусеничные бронемашины Sd.Kfz. 251 и  колесные Sd.Kfz. 260 и 261 широко использовались в немецкой армии.
После войны  Hanomag начал производить грузовики, однако это не принесло успеха, компания до 1980-х гг продолжала выпуск тракторов и строительной техники, в 1989 года вошла в состав компании Komatsu.

Какая именно модель автомобиля Ганомаг оказалась в 1950 году в Мытищах - тоже неизвестно.

Грузовик Opel Blitz

Из протокола мытищинского горисполкома. 1950 год


Грузовой автомобиль Opel Blitz (нем. Blitz -  молния) считался лучшим трехтонным грузовиком вермахта. Единственный грузовик, который производился на протяжении всей войны, вплоть до поражения Германии. Грузовик выпускался на специально построенном для этих целей автомобильном заводе фирмы Opel в Бранденбурге  - «образцовом национал-социалистическом предприятии». С 1944 года к производству Blitz подключили Daimler-Benz.

Opel Blitz широко применялся вермахтом, так как немецкая армия делала ставку именно на колёсную технику. На обеспечение только пехотной дивизии требовалось около 500 таких машин, а для моторизованных и лёгких дивизии - 1600 -1800 автомобилей.
Из выпущенных 129 795 трехтонных грузовиков Opel Blitz приблизительно 100 тысяч были поставлены непосредственно вермахту и войскам СС,  остальные применялись в оборонных отраслях народного хозяйства нацистской Германии.  На базе этого автомобиля были созданы специальные автомобили: машина медицинской службы, машина службы связи и другие.

Трехтонный грузовик "Opel Blitz".


Во время Великой Отечественной войны грузовики Opel Blitz в большом количестве стали трофеями Советской Армии. Их задействовали на фронтах в Европе и Маньчжурии, служили они в войсках и в послевоенные годы. По мере поступления новой техники их постепенно передавали из армии на работу в народное хозяйство СССР. Не секрет, что конструкция «Блица» оказала заметное влияние на удачный советский грузовик послевоенного периода ГАЗ-51.



По конструкции Blitz был близок к американским аналогам. Двигатель верхнеклапанный (OHV) 6-цилиндровый двигатель с рабочим объёмом 3.6 литра и мощностью 68 л.с в начале войны (73.5 л.с. с 1944 года) и крутящим моментом 196 Нм. Этого вполне хватало, чтобы разогнать машину с полной массой 6100 кг до 80-85 км/ч, что для «трёхтонки» по европейским меркам было очень даже неплохо. Кстати, практически такие же моторы стояли и на грузовых Chevrolet и GMC. Коробка передач у всех модификаций - пятиступенчатая. Раздаточная коробка полноприводного варианта - на две ступени, расположена в середине машины. Подвеска зависимая, на рессорах,  тормоза гидравлические.

Отремонтировали мытищинский «Опель-Блиц» в 1950 году или нет - неизвестно. Известно, что спустя три года он еще раз ставился на ремонт.

Из протокола мытищинского горисполкома. 1953 год


А может это был просто еще один Блиц.

ТАТРА в Мытищах.


У меня есть и личное воспоминание про послевоенные трофейные иномарки.
Дядя Серёжа Кузнецов - мамин дядя, полковник, после войны жил  и работал в  г. Железнодорожном (по народному -  «Железка»), и у него было совершенно умопомрачительное авто - ТАТРА Т87.
Это была огромная машина, и у нее было целых ТРИ фары.

Доживший до наших дней экземпляр Татра-87. Некоторые элементы (например, подфарники) - не "родные".




Когда дядя Сережа приезжал на ней к нам в Мытищи и останавливался во дворе, то машина, казалось, занимала собой весь передний двор, такая она была большая.

Через 10 минут, без всяких социальных сетей,  об этом событии узнавала вся мальчишеская округа, а еще через 10 минут машина уже была облеплена с головы до ног «интересантами». Дядя Сережа видимо в своей машине был настолько уверен, что позволял этой братии исследовать уникальное авто со всей имеющейся любознательностью. Как человек технический и с руками, любящий и уважающий всякую технику и механизмы, -  даже в какой-то степени поощрял. Только иногда выглядывал в окно и спокойно, но твердо остужал особо пылких «исследователей».

Фотографии с этой "Татрой" в семейном архиве я не нашел, но выглядело это примерно так же, как на следующей фотографии, только детей было много больше.

"Победа" и дети.  Из книги "Улицы и дворы нашего детства".

Центральная фара в Т87 выполняла роль прожектора и включалась отдельной кнопкой на приборной панели; по специальному заказу она могла быть оборудована  гидросистемой поворота, отслеживающей вращение рулевого колеса. Также кнопками на панели включались электрический стартер и звуковой сигнал.

Характерный задний плавник-стабилизатор был призван повышать устойчивость автомобиля на высоких скоростях. Благодаря обтекаемым формам машина могла развивать максимальную скорость в 160 км/ч и на трассе могла запросто составить конкуренцию куда более мощным и прожорливым моделям немецкого и американского производства.

Трехлитровый двигатель V8 в 75 л.с. у Татра Т87 был расположен сзади.  Багажный отсек и две противопожарные перегородки отделяли двигатель от салона.


Автознатоки пишут, что эта Tatra  особо ценилась среди высших чинов фашистской Германии, которые считали ее идеальным автомобилем для европейских автобанов.

После войны модель прославилась грандиозным пробегом Иржи Ганзелки и Мирослава Зикмунда по Африке, Южной и Центральной Америке в 1947-1950 гг . Их путевые записки были переведены на многие языки мира, издавались и в СССР миллионными тиражами.

Когда еще до войны Фердинанд Порше в Германии представил свой обтекаемый Volkswagen с задним расположением двигателя и воздушным охлаждением, Tatra обвинила его в копировании дизайна конструктора T87 Ганса Ледвинки и подала на Porsche  в суд. Затем началась Вторая мировая война. Во время оккупации Чехословакии Ледвинка был вынужден работать на нацистский режим.  Когда Чехословакию освободили советские войска, Ледвинку сразу же арестовали как пособника нацистов. Пять лет Ганс просидел в тюрьме, а затем отказался сотрудничать с новой коммунистической властью и уехал на родину в Австрию. Там он прожил до 1967 года, вплоть до самой смерти  и все это время ездил на своем творении - Tatra Т87. К слову, чешские власти полностью реабилитировали его в 1992 году и сняли все необоснованные обвинения, а концерн Volkswagen в 1961 году в качестве компенсации все же выплатил чешской компании 3 млн. марок.

Продолжение следует....

Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 2. Вело.
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 3. Авто. 1945-1960 гг.
Мытищинские хроники. Авто-мото-вело-фото. Часть 4. Авто. 1960-е-1970-е годы.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

автомобиль, история, иномарка, мытищи

Previous post Next post
Up