В 1910-е годы «подрядчик Бахилин» - это был известный местный мытищинский бренд, такой же, как «трактир Абрамова» или «магазин Гордеева».
Надо выпить-закусить, отметить важное дело - к Абрамову.
Надо что-то построить или отремонтировать - к Бахилину.
Вспоминает мытищинский старожил Елычев 1910 г.р. (записано в 1995 г):
«Вот где улица Колонцова, где зеркальная мастерская была и парикмахерская была, дом-то один сейчас стоит, где была парикмахерская. Склад был. Подрядчики, плотники, они артелями что-ли вот были, ходили. Они, значит, сами покупали материал. Вот хозяину нужно выстроиться, они назначают, цена такая-то. Они и строят, они и лес привозят, и всё, и кроют там, это всё в их бригаду входило. Хозяин плотит деньги. Вот за нашу постройку, нашу, вот, где мы живём, заплатили 150руб. И ты входи только, вноси свои вещи и живи. Вот так строили. Раньше как-то вот забот об этом не было.»
Интересно, лет через 50 так же будут вспоминать будущие мытищинские старожилы сегодняшних мытищинских девелоперов?
Когда и почему перебрались в Мытищи крестьянин Владимирской губернии Покровского уезда Фуниково-Горской волости деревни Хмелёва Иван Евдокимович Бахилин и жена его Домна Лукинична из той же деревни Хмелево - неизвестно.
Известно только, что уже в первые годы ХХ века Бахилин арендовал землю и брал подряды на строительство домов - был, можно сказать, первым мытищинским девелопером. К этому времени относятся и первые сведения о нем.
После событий 1900-1901 гг (ареста и отстранения от дел Саввы Ивановича Мамонтова и кончины его «правой руки» в большинстве предприятий К.Д, Арцыбушева), новое руководство вагоностроительного завода в Мытищах решило переоформить на себя аренду церковной земли, которая до этого находилась в аренде у жены К.Д. Арцыбушева - Марии Ивановны Арцыбушевой.
В марте 1902 года причт Владимирской церкви села Больших Мытищ заключил с заводом договор, по которому передал Мытищинскому вагоностроительному заводу в аренду 25 десятин земли на
Поповой горе сроком на 12 лет, по 30 руб за десятину в год..
«В отдаваемых в аренду 25 десятинах - находится 6 дес. луговой и покосной по болоту, 13 дес. 945 сажен пахотной, с давних лет находящейся в залежи, а остальное количество 5 дес.1455 саж. под домами, принадлежавшими бывшей арендаторше означенной земли жене дворянина Марии Ивановне Арцыбушевой, а ныне принадлежащими Северному домостроительному обществу, а также и домами крестьянки Покровского уезда деревни Хмелева Домны Лукиной Бахилиной.»
Как видим, к 1902 году Бахилины уже не только приехали в Мытищи, но и уже начали «бизнес», взяв у церковников в аренду землю на Поповой горе и построив несколько домов. (а заодно отметим, что записывать активы на родственников было в ходу уже тогда).
Более того, к тому времени у Бахилина появились уже и некоторые финансовые проблемы.
6 ноября 1903 года Конкурсное управление учрежденного по делам несостоятельного должника Ивана Евдокимова Бахилина обратилось в Московскую духовную консерваторию.
«Конкурсное управление честь имеет просить уведомить, не была ли сдана, ныне объявленному несостоятельным должником крестьянину Ивану Евдокимову Бахилину в аренду земля церкви при станции Мытищи. Если была сдана, то когда и на какой срок и за сим, если впоследствии земля эта была Бахилиным передана другому лицу, то когда и по какому договору.»
Духовная консистория запрос переслала причту Владимирской церкви. Священно-церковнослужители Владимирской церкви с ответом не торопились, лишь после дополнительного напоминания 21 января 1904 г. в Конкурсное Правление был отправлен ответ:
«Во исполнение указа из Московской Духовной Консистории от 28 ноября 1903 года за №14009 имею честь покорнейше донести Консистории, что из церковной земли Владимирской села Мытищ церкви означенного села крестьянину Ивану Евдокимову Бахилину не давалось в аренду никакого участка. Бывшей арендаторшей церковной земли г-жой Арцыбушевой передан, с разрешения Епархиального начальства из арендуемой ею земли крестьянке Покровского уезда, деревни Хмелёва Домне Лукиной Бахилиной участок в аренду до 31 марта 1909 года. Означенная Бахилина, вероятно, жена упомянутого Бахилина.
Благочинный Московского уезда, села Останкино священник
Сергей Леонардов»
В общем, ответ такой, что мы как бы не в курсе, сдали землю какой-то Бахилиной, а кто она должнику Бахилину - жена или однофамилица - знать не знаем, ведать не ведаем.
Как разрешилась эта долговая история - неизвестно, архивное дело, где судя по названию, должны были быть подробности - оказалось утраченным. Но видимо как-то все же разрешилась, потому что Бахилин в Мытищах остался и в последующие годы продолжил развивать свой «девелоперский» бизнес.
Помимо строительных подрядов И.Е.Бахилин вел большую общественную работу. Будучи активным членом Мытищинской Добровольной Пожарной дружины радел за обеспечение пожарной безопасности. Иногда думается не без собственного интереса, как в
истории с первыми мытищинскими кинотеатрами.
Кроме того, И.Е.Бахилин состоял в Комитете Общества благоустройства местности Большие Мытищи. Были тогда такие общественные организации местного самоуправления - что-то вроде нынешних общественных палат при администрациях городов. Председателем Комитета был уважаемый мытищинец Иван Александрович Шилов, членами Комитета Исаев, Бахилин, Прозин.
В книге С.Ветлина «Мытищинский летописец» описана история о том, как Общество благоустройства местности Большие Мытищи «в интересах народного здравия» боролось с открывшейся в Мытищах фабрикой «Вискоза», пытаясь заставить фабрику устроить нормальные очистные сооружения.
= = = = = = = = = = = = =
В Мытищах у Бахилиных было несколько домов, по-крайней мере - три, о которых мы знаем из списков муниципализированных строений в Мытищах от 1923 года. Из этих трех - два дома были переданы под жилье рабочих вагонного завода, еще один - под школу, там разместилась 2-ая Пролетарская школа 1 ступени. Среди современников-старомытищинцев эта школа так и называлась - «бахилинской».
Протокол №10 от 30 декабря 1926 года расширенного Пленума Мытищинского горисполкомаПленум постановил:
В связи с ежегодной тратой средств на 6-ую школу I ступени и 2-ую школы I ступени (бывш. Бахилина) поставить вопрос перед Президиумом УИКа о постройке новой школы в гор. Мытищах, а это строение в связи с жилищным кризисом пустить под жильё.
Сами Бахилины продолжали жить в своем деревянном двухэтажном доме, построенном в Мытищах на
землях Императорского Русского Технического Общества. Дом был большой, населенный, в записях ЗАГСа 1920-х годов встречается часто (см.
список). В первые годы после революции он упоминается еще по-старому, с адресом «Базарная площадь, дом Бахилина», «Базарная улица, дом №91». Ближе к концу 1920-х уже чаще - как улица Никитина, 11, иногда добавляется «бывший Бахилина». Базарная улица потом стала улицей Бояринова. Где-то поблизости от дома Бахилиных в 1910-е годы находилась базарная площадь и рядом баня (часто упоминаются в документах мытищинского совета 1920-х годов) - скорее всего на берегу Работни, на месте нынешнего молокозавода (ул. Бояринова, 26).
Улица Никитина, 1969 год. Фото из книги Дмитрия Гурьянова «Улицы моего детства. Старые Мытищи». Справа дом №11, бывш. Бахилиных.
По переписи населения 1959 года в доме проживала 21 семья, 55 человек - 40 взрослых и 15 детей. Дом уже в 1935 году считался «обвальным», но латался-ремонтировался и в результате простоял до начала 1970-х.
*********************************************************
О самом Бахилине Иване Евдокимовиче мало что известно. В книгах по истории Мытищ о нем ничего найти не удалось, зато помог интернет. На одном из «самиздатовских» сайтов нашлось написанное в 2002 году
эссе Михаила Ивановича Бахилина, как оказалось - внучатого племянника нашего И.Е. Бахилина. Вот что он пишет о малой родине Бахилина, деревне Хмелево и его родственниках:
В XIX веке в деревне Хмелево жили всего две фамилии - Колесниковы и Емельяновы. Колесниковы, помимо хлебопашества, строили телеги и штучные колёса для московских карет, а Емельяновы занимались плотницким и столярным делом. Поскольку дело это требовало заготовки древесины в больших количествах, которая происходила, в основном, зимой, Емельяновы шили (сначала только для себя, а затем и на продажу), бахилы - высокие холщёвые сапоги, которые одевались поверх лаптей, обычных сапог или валенок. Голенища бахил крепились ремешками на поясе. Отсюда пошла и фамилия - Бахилины.
В деревне Хмелево никогда не было бедных. Это было богатое русское село, населённое людьми, которые уже во многих поколениях не были рабами, потому что, будучи вначале "государевыми крестьянами", давно выкупили себя и свои семьи из крепостной зависимости, - ещё до освобождения крестьян в 1862 году!
Продукты своего труда крестьяне продавали на ярмарках Киржача и Владимира. Хмелевские рыжики поставлялись в московский ресторан "Славянский базар". Их собирали, в основном, дети. . За литровую молочную бутылку рыжиков грибник получал от скупщика 5 копеек. В то время это были большие деньги. Особенно, если учесть, что собирать рыжики можно было пудами.
В деревне была школа, прекрасная церковь, земская больница, маслобойня и кузница. Это было село настоящих мастеров, независимых и свободных людей, привыкших и умевших работать как артелью, так и вполне самостоятельно. Людей, знавших себе цену и уверенных в себе.
Один брат мытищинского И.Е.Бахилина - Николай Евдокимович Бахилин - имел собственные мельницу и маслобойню. (В 1930 году был раскулачен, дальнейшая судьба его неизвестна).
Весной 1918 года почти все мужики, кроме глубоких стариков, ушли из села на заработки. Это был мудрый и глубоко продуманный шаг. Мужики решили не проводить сев, а средства к существованию добыть себе пролетарским трудом. Они уже догадались, что хлеб всё равно отберут, в любом случае. Уход же на заработки давал им не только возможность заработать, но и уйти, на некоторое время, от неизбежной мобилизации, которая означала в то время почти верную смерть.
Другой брат Михаил Евдокимович Бахилин во главе артели из пяти человек, включая его самого, трех сыновей -Алексея, Павла и Ивана - тоже плотников и столяров и ещё одного печника, ушли в Шатурский уезд Московской губернии. Там они вначале ставили избы, а затем, когда заказчики обнищали, устроились на работу на Государственную Шатурскую опытную станцию бондарями.
О качестве работы этой артели и о темпах этой работы современные плотники могут только мечтать. В первый день артель ставила сруб, второй день печник работал печь, третий день изба подводилась под крышу, четвёртый и пятый - настил пола и внутренняя отделка. И всё. Дом готов. Быстрее, чем Господь Бог сотворил мир!
Судьба их такова:
Бахилин Михаил Евдокимович, умер в 1930-е годы.
Бахилин Алексей Михайлович- умер в 1930-е годы.
Бахилин Павел Михайлович - погиб в 1942 г
Бахилин Иван Михайлович прошёл всю войну, не был даже ранен и вернулся с Победой. Это единственный из Бахилиных, о ком сохранились сведения благодаря
военным документам.
Бахилин Иван Михайлович
Родился 22.06.1901 г. Место рождения: Ивановская обл., Киржачский р-н, д. Хмелево. Дата поступления на службу: 20.03.1920г. В годы войны - полковник, зам начальника войск связи Ленинградского фронта, нач связи Приморской оперативной группы (1943 г), начальник связи 2 Ударной армии 2 Белорусского фронта (1944 -1945 гг.). Награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны II степени, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Ленина.
Закончил службу в 1955 г в звании генерал-майора войск связи.
Вот такая малая родина и такие земляки-родственники были у мытищинского подрядчика Ивана Евдокимовича Бахилина.
И вот как автор пишет брату о том, как в наши дни попасть в Хмелево.
«Деревня Хмелево, Владимирская область, Киржачский район.
От Рижского вокзала автобус на Киржач. От Киржача до деревни Семково. От Семкова - 5 вёрст пешком. Скажи, что ты Бахилин, - тебе будут рады в любом доме.»
А еще интересно, что
Фуникова гора с деревней Хмелево - родовое имение семьи Сергей Михайловича Прокудина-Горского - известного фотографа, члена Русского географического и Русского технического обществ, автора уникальных цветных фотографий России дореволюционного периода истории. Здесь он провел свое детство.
*********************************************************
После революции, как говорилось выше, Бахилины продолжали жить в своем доме. В 1919 году здесь же поселились и молодые супруги Медведевы, когда дочь Бахилина Анна (17,5 лет) вышла замуж за конторщика Николая Медведева (20 лет). 1 апреля 1920 года у них родился
сын Юрий, ставший известным советским актером, памятным по многим советским фильмам.
В архиве ЗАГСа есть запись о смерти жены Бахилина Домны Лукиничны.
02.08.1920г. Бахилина Домна Лукинична, 57 лет, вдова, в больнице Мытищ, заявитель Михаил Иванович Бахилин, Базарная площадь, дом свой.
Из этой записи следует, что сам Бахилин Иван Евдокимович умер раньше, В 1920 году жене Бахилина Домне Лукиничне было 57 лет, значит примерно такого же возраста или старше был и сам Бахилин. Заявитель Михаил Иванович Бахилин - по-видимому сын Бахилиных и брат Анны.
Еще один документ 1923 года, где упоминаются Бахилины и их дом:
=====================================
Протокол №1 вновь избранного состава Пролетарского ВИК от 6 декабря 1923 года
Слушали: Заявление гражданки Бахилиной-Медведевой о регистрации на её имя дома, находящегося в пос.Большие Мытищи, оставшегося после смерти её отца Ивана Евдокимовича Бахилина.
Постановили: Зарегистрировать одно строение на имя гражданки Бахилиной-Медведевой, в котором проживает гражданка Медведева.
=====================================
Сколько домов построил в Мытищах Иван Евдокимович Бахилин со своей «Bakhilin Development Group» и какие конкретно - неизвестно, возможно когда-нибудь узнаем и это.
Спасибо за внимание.