Интересно бывает проследить как отдельные топонимы в памяти людей начинают терять связь с тем местом, которое они изначально обозначали, и со временем «переезжают» совсем в другое место. Такая история произошла в Мытищах с «Поповой горой».
Было в дореволюционных Мытищах такое место, которое называли «Попова гора». Если сейчас попытаться поискать в интернете что это и где, то результат получится однозначный. Такой как на этой картине художника Владимира Уточкина.
В.Уточкин. Город Мытищи. Попова гора. 2021г.
Из фондов Мытищинской картинной галереи.
Те, кто знает Старые Мытищи, сразу определит, что это улица Карла Маркса в районе ее выхода к Ярославскому шоссе. Частично этот участок улицы сохранился в таком виде и сегодня. Налево вдоль оврага уходит грунтовая дорожка, параллельно ей, чуть выше за домами, идет 2-ой проезд К. Маркса. По четной стороне улицы, за домом с припаркованным белым авто, направо уходит 1-ый проезд К. Маркса. Дальше улица Карла Маркса круто идет вверх и там на горе высится колокольня Владимирского храма.
Храм. На горе. Вроде бы само собой очевидно, что это и есть Попова гора.
Красиво. Вроде убедительно. Но не верно!
Давайте разберемся. Сначала с церковной землей в Мытищах, затем с собственно названием «Попова гора»
Про церковную землю в Мытищах.
В царской России наряду с государственными, удельными, частными, крестьянскими, были и земли церковные. В общей массе их было немного. В 1917 году в европейской части России церковные земли составляли 1,9 миллионов десятин, тогда как земли помещиков - 79 мил. дес., а земли крестьян - 124 мил. дес.. Земля причту церкви выделялась из земель поселения. Образец отводной записи селения включал такой пункт:
Была земля и у причта Владимирской церкви в Мытищах. Всего «земли при церкви села Мытищ» имелось более 40 десятин.
Что делали мытищинские церковно-священно служители с находящейся во владении причта землей? То же, что и сейчас, когда территория есть, а ресурсов для ее освоения нет - то есть сдавали в аренду. В основном на покос, за 15-30 руб за десятину в год, совсем уж неудобья - по 3-5 руб. Участок церковных земель размером в 11 десятин, непосредственно прилегающий к территории Владимирского храма с севера, находился в аренде у крестьян с. Большие Мытищи по 11 рублей за десятину.
Где была эта церковная земля в Мытищах - можно видеть на старых межевых и геодезических картах и планах.
Геодезический план земельных владений крестьян с. Большие Мытищи. 1870 год.
Границы: C-D Крестьянский надел деревни Шераповой. D-G Земля священно и церковно служителей церкви, что в селе Больших Мытищах. G-H Крестьянский надел деревни Шераповой. H-I Крестьянский надел деревни Рупосовой.
На этом плане показаны границы церковной земли с севера, востока и юга, но нет границ на западе.
Из другого архивного документа известно, что с правой стороны от железной дороги эта граница проходила по реке Работне.
План землевладений вблизи станции Мытищи.
Без даты, предположительно 1897-1900 гг. Вариант с ориентацией по сторонам света -
здесь.
На плане по левому берегу р. Работни отмечена «церковная земля, сдаваемая Северному [домостроительному] обществу и Арцыбушевой». К этим арендаторам мы еще вернемся далее.
Обратим внимание на зигзагообразную границу в верхней части плана. Это - обрытая канавой граница участка церковной земли в 11 десятин, арендованного у причта крестьянами с. Б. Мытищи.
Остается пока невыясненным, где была граница церковной земли на участке за ж/д линией. Эта граница должна быть на плане земельных владений общества крестьян деревни Шарапово, когда появится у меня этот план - добавлю.
Чтобы понять, какая часть Старых Мытищ была до 1917 года церковной землей, воспользуемся наложением геодезической карты 1870 г на немецкую аэрофотосъемку 1941 года, когда Мытищи еще почти полностью сохраняли дореволюционную планировку.
Немецкая аэрофотосъемка Мытищ 1941 года.
Границы церковной земли причта Владимирской церкви села Больших Мытищ выделены серым.
Как видим, восточная граница церковных владений превратилась во 2-ой Первомайский проезд, а по линии канавы, которая обозначала границу участка церковной земли, арендованного крестьянами с. Б. Мытищи, образовалась Первомайская улица. Ту старую Первомайскую улицу я помню,
остались даже кинокадры с ней. Меня всегда удивляло, почему она была такая широкая и почему улицы за Первомайской (Профессиональная, 2-я Спортивная и 1-я Полевая) шли в том же направлении, что и улицы перед Первомайской, но как бы со сдвигом? Теперь, пожалуй, ясно.
Бывшая церковная земля причта Владимирской церкви с. Больших Мытищ на современной гугл-карте. Синим отмечена р. Работня, пунктиром - там где она сейчас протекает в подземных трубах.
Подробности о церковных владениях причта с. Больших Мытищ находим в одном архивном деле (ЦГАМ ф.203, оп. 686, д.209).
В марте 1897 года г-жа Мария Ивановна Арцыбушева ( читай - Савва Иванович Мамонтов и Ко) взяла у причта Владимирской церкви в аренду церковную землю 15 десятин, из них 5 дес. луговой и сенокосной по болоту, а 10 десятин пахотной, с давних лет находящейся в залежи, сроком на 12 лет, по 30 руб за десятину ежегодно. Означенное количество земли взято г-жей Арцыбушевой подряд, без промежутков.
Границы участка:
- к северо-западу - линия Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги,
- к северу и северо-востоку - земля крестьян села Большие Мытищи,
- к югу - церковная земля,
- к западу - речка Работня в том месте, где она при течении своём на юг разделяется на три русла.
В договоре было указано, что «проезд к арендуемой земле по существующей дороге должен быть предоставлен для свободного пользования арендаторши.
На означенной земле г-жа Арцыбушева имеет право сеять, разводить огороды, сады, строить деревянные дома с хозяйственными принадлежностями. Не должна иметь ни трактиров, ни других каких-либо заведений, которые воспрещены законами иметь на церковной земле. Госпожа Арцыбушева имеет право передать в аренду другому лицу с согласия причта на условиях в договоре означенных.
По окончании срока аренды, г-жа Арцыбушева обязана не далее как в течение 3 месяцев возведённые на земле постройки снести в свою пользу, землю очистить и ямы заровнять, весь арендуемый участок вспахать и взборонить И вообще сдать оный в исправном виде, годным для покоса и пашни.»
Договор подписали:
От причта:
Священник Московского уезда Владимирской в селе Мытищах церкви Иоанн Иоаннов Воскресенский,
Диакон означенный церкви Сергей Иванов Смирнов,
Псаломщик означенной церкви Иван Иванов Войнов,
Псаломщик той же церкви Симеон Михайлов Алексеевский.
От Арендатора: жена дворянина Мария Ивановна Арцыбушева.
Через полгода, в сентябре 1897 года г-жа М.И. Арцыбушева на тех же условиях взяла у причта Владимирской церкви в аренду еще один земельный участок в 10 десятин, « из них около 1 дес. покосной по болоту, а остальные с давних лет находящейся в залежи, в следующих границах:
- к востоку -земля крестьян села Больших Мытищ,
- к югу и северу - церковная земля,
- к западу - речка Работня, в следующем месте: начало - место разделения речке при течении на юг на три русла, конец - 10 сажен вперёд от соединения означенных трех русел в одно.
Из этих сведений понятно, что первый арендованный участок в 15 дес. примыкал к железной дороге, а второй участок в 10 дес. примыкал к первому с юга. Признаюсь, никогда не слышал (и сам такого не помню) про разделение речки Работни на три русла, вероятно потому, что этот «артефакт» находился, как указано, «при течении на юг», следовательно к 1960-м - 1970-м годам - уже где-то на закрытой территории фабрики «Вискоза».
При желании можно на приведенных выше картах самостоятельно попробовать смоделировать расположение этих двух арендуемых участков церковной земли.
Из документа также понятно, что церковная земля в пределах этих двух участках не возделывалась, находилась «с давних лет в залежи».
Относительно «залинейной» части церковных владений кое-что все же известно.
В 1887 году Михаил Васильевич Челноков приобрел у общества крестьян села Большие Мытищи 14 десятин земли по 500руб за десятину, и у крестьян деревни Рупасово 20 десятин по 350 руб за десятину. Тем самым было положено начало освоению примыкающей с запада к железной дороге территории, которая позднее стала называться «Челноковским парком». Отметим заодно, что М.В.Челноков был церковным старостой Владимирского храма.
В 1898 году другой брат Челноков - Сергей Васильевич - приобрел еще один земельный участок у причта Владимирской церкви села Больших Мытищ. История этой покупки описана в книге В.П.Блохиной
«Кирпичная империя в окрестностях Больших Мытищ».По соседству с владением Челнокова в Мытищах в полутора верстах от храма находился участок, отрезанный от основной церковной земли полотном железной дороги. Общество Московско-Ярославской железной дороги, прокладывая путь от Москвы до Ярославля, в 1866 году выплатило церкви 120 руб за отчуждение земли размером 1,25 десятины под железную дорогу. Небольшой земельный лоскут не имел прямого сообщения с селом Большие Мытищи. Попасть к нему можно было «через… проезд по линии Ярославской железной дороги и через объезд, проведённый от оной дороги по земле удельного ведомства к кирпичному заводу Герасимова». Протяжённость «изрытого и канавистого» пути составляла 3,5 версты.
Участок относился к разряду полевых земель и включал 1 дес. 1421 кв. саж. покосной земли, 1559 кв. саж. болота, 109 кв. саж. приходилось на речку Работню. Травы чаще всего большого укоса не давали из-за расположения на суходоле. Болото не принадлежало к числу торфяных, поэтому промышленного значения не имело. Верхний слой его на пол-аршина, а местами и менее, состоял из торфа, перемешанного с илом и песком, ниже шёл твёрдый ил. Причт землей не пользовался, а сдавал ее сначала в аренду, за 15 или 30 руб в год в зависимости от урожая травы. Позже арендную плату снизили до 3-5 руб. Сдавать участок под дачи было невозможно из-за болотистой местности и близости кирпичных заводов. В последние пять лет единственным арендатором был С.В.Челноков.
В 1894 году Сергей Васильевич обратился к причту Владимирской церкви в селе Большие Мытищи с просьбой о продаже ему неудобий размером 2 десятины 988 кв. саженей за весомые 2500 руб серебром.
Получение разрешения заняло почти 4 года, но в итоге сделка состоялась, при этом согласно указу Императора от 27.07.1898 года полученные церковью деньги от сделки были обращены в Государственные процентные билеты, чтобы доходы с них поступали на содержание причта Владимирского храма. (ЦГАМ ф. 203, оп. 682, д. 161).
На самом деле есть и еще один документ, проливающий свет на этот оставшийся недоисследованным залинейный участок церковной земли. Это план архитектора Вагнера 1927 года.
План Мытищ архитектора Вагнера. 1927 год
Если приглядеться, то можно рассмотреть показанные тонкими линиями прямые отрезки межевых границ земельных владений. С точками в углах поворота. В частности около Челноковского пруда хорошо видна такая довольно изломанная граница.
Про название «Попова гора»
Теперь, уяснив, где была в Мытищах церковная земля, возвращаемся к «Поповой горе».
Название это сплошь и рядом встречается в документах земельного отдела мытищинского волсовета 1918-1919 годов. Оно и понятно. Новая власть. «Власть-Советам! Мир-народам! Фабрики-рабочим! Земля-крестьянам!». В течение двух лет бывшую церковную землю делят. Желающих хватает, заявлений от мытищинских рабочих, служащих и трудового крестьянства - много, и Земельному Отделу приходится много и виртуозно работать, чтобы все учесть, все правильно поделить и никого не обидеть.
Протокол №72 от 28 марта 1919 года
Рассмотрение поступивших до сего времени заявлений, разных трудовых групп и отдельных лиц об отводе во временное пользование для обработки личным трудом участков земли в районе села Большие Мытищи под посадку овощей и посев картофеля и яровых хлебов для прокормления своих семейств на время переживаемой голодовки.
...
15) Заявление граждан, проживающих на Поповой горе до 200 чел. о предоставлении им под огород пустующую землю близ их жилищ. представитель поддержал ходатайство, а представитель сельского общества села Больших Мытищ не возражал, но при условии не мешать прогону скота к водопою.
Протокол № 80 от 30 апреля 1919 года
Результат осмотра земли на «Поповой горе» и распределении ея в натуре между различными группами. Во изменение прежнего постановления от 28 марта 1919 года земля распределена следующим образом:
Литера А - у магометанского кладбища 3 дес. 360 саж. - для Советской школы при условии допустить Дзиконского к снятию урожая засеянной им ржи.
Литера Б и В - рабочим и служащим вагонного завода.
Литера Г - заводоуправлению вагонного завода под постройку 20 домов (включая футбольную площадку).
Литера Д - жителям Поповой горы.
Литера Е - гражданам села Большие Мытищи.
Протокол №7 от 1 июня 1926 г Мытищинского Горисполкома
Слушали: о сдаче в арендное пользование Клубу Вагонного завода по договору дома бывш. Гордеева, для культурно просвет. целей, и находящ. по Колонцовой улице, для целей избы-читальни, помещения б. Борисова по Кооперативной улице под КИНО, спорт-площадку на Поповой горе и летний сад, находящ. в Челноковском парке.
Протокол № 5 от 20 мая 1926 года коммунальной секции Мытищинского Горсовета.
Из доклада дорожной комиссии выяснено, что дороги и мосты в Мытищах находятся в плохом состоянии, а некоторые не терпят отлагательства и требуют срочного ремонта, как то: 1 мост через реку Работню, ведущий на Попову гору и 2 моста в Челноковском парке, а также по улице от вагонного завода на баню через канавы и у бань переходной мост, а также и дальше к новой стройке.
Это только небольшая часть документов, где упоминается «Попова гора».
Из всех этих документов ясно, что Поповой горой в то время называли отнюдь не тот небольшой участок церковной земли на холме, где находится сама Владимирская церковь, а большой участок, почти в 30 десятин, простирающийся от оврага до железной дороги. Именно на этом участке развернулось основное жилищное строительство в 1920-е -1930-е годы, здесь появились улицы Карла Маркса, Диспансера, Коминтерна, 1-я, 2-я и 3-я Спортивные, 1-я и 2-я Полевые, Первомайская, Профессиональная. Прямо по центру бывшей церковной земли сейчас проходит трасса Олимпийского проспекта.
Как же получилось, что изначальное местоположение Поповой горы было забыто и название Попова гора стало связываться с горой, на которой расположена Владимирская церковь?
Думаю, все объясняется довольно просто.
С давних времен основное население Мытищ жило в селе, т.е. вдоль Ярославского шоссе. Когда люди смотрели от своих домов, или от церкви в северо-западном направлении, за овраг, в сторону железной дороги, куда простиралась церковная земля, они видели поднимающуюся от оврага вверх ГОРУ.
Отсюда и название. «Попова» - потому что церковная земля. «Гора» - потому что на горе.
Выглядело это примерно так, как на одном фото из моего семейного архива, из
зимнего путешествия по исчезнувшим улицам Старых Мытищ.
Вид в сторону бывшей Поповой горы через овраг, разделяющий Попову гору и холм, на котором Владимирская церковь. Правда это уже поздний СССР, 1974 год. Уже нет домов по улице Красная Горка, нет и самой улицы, вместо нее идет забор расширившейся заводской территории.
Название было естественным и для жителей рабочего поселка при станции Мытищи, который вырос в 1900-1910-х гг на территории между нынешней ул. Колонцова и р. Работней. За Работней рельеф уходил вверх (длинно и полого по нынешней улице акад. Каргина, круто - в районе ГИПРОИВа, улицы Коминтерна и стадиона). Так что заречная территория тоже выглядела как «гора».
В 1900-е годы вагонный завод на этой арендованной у причта Поповой горе начал строить дома для рабочих и служащих завода, а сам район за Работней называли «Новая стройка». В записях ЗАГСа 1920-х часто можно встретить такие адреса: «Новая стройка, заводской дом №4 . Попова Гора, дом Ершова. Попова гора, дом Белова. Попова гора, Профессиональная слоб., дом Шебаева»
В конце 1920-х у местной советской власти дошли руки сменить старорежимное непролетарское название на правильное, соответствующее духу времени. Была Попова гора - будет Красная гора.
И адрес «красивый». Например «Мытищи, Красная гора, дом Терпугова» (1927 год). Но поскольку адреса тогда в ЗАГСе записывали со слов заявителя, то и привычное старое название было по-прежнему в ходу, например: «Попова гора, ул. Диспансера, д. 79, кв. 5» (1926г) или «Профессионал. слоб, д. 3 (б. Попова гора)» (1927г,)
Название «Красная гора» не закрепилось, но зато сохранилось в названии улицы Красная горка, которая в советское время шла вдоль оврага, разделяющего церковный холм и бывшую Попову гору, здесь жила наша учительница по английскому языку в школе №3 Любовь Антоновна Варенова.
По мере того как старая система адресации («дом такого-то») стала заменяться современной ( «улица, номер дома»), название Попова гора из документов тоже стало постепенно исчезать. Город рос, на мытищинские заводы и фабрики массово приезжали и устраивались на работу люди из других краев, население Мытищ увеличивалось, и через какое-то время число мытищинцев «в первом поколении» стало намного превышать число «коренных» мытищинцев, тех кто застал здесь дореволюционное время и 1920е годы. Большинство жителей Мытищ жило теперь не на селе, а «в городе». Из города они смотрели на возвышающуюся за оврагом на горе колокольню Владимирской церкви и как-то само собой эту гору стали звать «Поповой горой», благо название это люди слышали от старожилов-бабушек-дедушек.
Вот один характерный пример:
Улица Профессиональная. Нечетная сторона. Конец 1960-х.
Фото из семейного архива Андрея Елизарова.
В комментарии к этому фото Андрей пишет, что это «единственный снимок в сторону оврага и Поповой горы». То есть во времена его детства понятие «Попова гора» уже окончательно перекочевало к холму Владимирской церкви.
В мытищинском краеведении название «Попова гора» устойчиво связалось с холмом Владимирской церкви, пожалуй, с легкой руки известного краеведа, амбассадора Старых Мытищ Д.Н. Гурьянова, много и интересно рассказавшего об окрестностях Владимирской церкви и в своей книге о Старых Мытищах, и в комментариях в соцсетях.
Не будем судить строго.
Дмитрий Николаевич основывался на устных рассказах мытищинцев старшего поколения - родственников, соседей по дому и по району. А как это проверишь? - архивы еще 5 лет назад были, конечно, при желании доступны, но найти в них тогда нужную информацию - это как иголку в стоге сена, требовалось неимоверно много времени и труда. Сейчас, когда оцифрованы по крайней мере описи архивных дел, поиск нужных материалов стал на порядок проще. Благодаря в том числе и этой «цифровой трансформации» теперь мы знаем истинную историю названия «Попова гора» и местности в Мытищах, которую оно обозначало.