В свое время я предложил себе и всем решить задачку с одной фотографией из наследия С.В.Челнокова. Бились-бились - не решили. И вот, наконец, прояснилось. Всего-то нужно было отойти от шаблона, в психологии, кажется, это называется «ограничивающее убеждение».
Вот эта загадочная фотография.
Чтобы не повторяться сошлюсь на
первую заметку, там все исходные, аргументы, варианты, комментарии. Всё перепробовали, всё перебрали - безрезультатно. Пришлось отложить в долгий ящик, чтобы полежало и созрело. Теперь можно извлекать.
Главный вопрос стоял так: «Это Мытищи или не Мытищи?».
За Мытищи говорило то, что Сергей Васильевич здесь регулярно бывал, все-таки завод кирпичный отцовский наследственный и дача, где семьи Челноковых-Шапошниковых проводили летние месяцы. В Мытищах С.В.Челноков и как фотограф отметился, известны его серии фотографии кирпичного завода и установки колокола Владимирской церкви.
За Мытищи говорила также высокая платформа, такую же мы видим на
дореволюционных фото мытищинского вокзала. Нигде по Ярославской ж/д подобной платформы не было, в Пушкино - совсем другая, на столбах.
Но вот все остальное… Не поддавалось убедительным объяснениям. Что за ж/д путь за платформой? Бред какой-то. Не было такого никогда. Что за мощное производственное здание вдали? Такие корпуса могли бы быть на вагоностроительном заводе, но он совсем в другом месте, где-то справа за кадром, и не должен быть виден. И наконец - где же вокзал знаменитый мытищинский?
В общем зацепиться тогда было не за что. Теперь есть.
Делай - раз!
Первую пробоину в догматической броне проделали документы и планы станционного хозяйства станции Мытищи, которые я нашел и отсканировал в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге. Среди них был
план развития путей станции Мытищи 1901 года. Вот фрагмент этого плана, важные элементы я выделил цветом.
Желтым отмечено пассажирское здание (новый вокзал). Зеленым - крытый деревянный павильон для пассажиров. Павильон типовой, такие, с разным количеством секций, видим на дореволюционных фотографиях платформ Ярославской ж/д - Тарасовки, Клязьмы, Мамонтовки и т.д. В архивных документах есть чертеж павильона для Мытищ - в нем 4 секции. Как на фото Челнокова.
Самое главное. За платформой есть железнодорожные пути! Это - тупиковые пути щелковской ветки (выделены красным). С самого начала работы щелковской ветки в 1894 году и по крайней мере до 1930-х, отсюда отправлялись поезда на Щелково. Были потом и «сквозные» поезда из Москвы в Щелково, но первоначально ветка работала в «пересадочном» режиме - доехал от Москвы до Мытищ, перешел на другую сторону платформы, сел в местный «Мытищи - Щелково». Расписание щелковских поездов специально подстраивалось под пересадочных пассажиров.
Я понял, что как мытищинский абориген и фанат нашей станции и вообще железной дороги, попал в плен собственных предубеждений . «Я таких путей с другой стороны первой платформы не видел, не помню - значит их там не было и не могло быть.» Оказалось - могло и было. Станцию я помню с 1960-х годов, и действительно тогда на месте этих тупиковых путей была заросшая густыми кустами площадка. Подсознательно удивлялся, зачем она там сделана, но тогда для меня это было совершенно «не актуально» и со временем подзабылось.
На приведенном выше плане станции я также отметил путь пассажиров, попавших в кадр на фото Челнокова, и точку и направление съемки. Понятно, почему на фото нет здания вокзала. - Просто не попал в кадр. Вокзал должен быть где-то справа, за границами снимка.
Делай - два!
Второй пробоине в моих догматах я обязан недавней
фотоэкскурсии по старым корпусам бывшей фабрики «Вискоза». Опять пришлось признать, что собственный опыт часто притупляет соображение. Во ВНИИВе - бывшей Вискозе - работало много моих знакомых, родителей друзей детства, мама там всю жизнь работала, сам я тоже работал там год после школы. В моем представлении Вискоза-ВНИИВ прочно проассоциировались с непрезентабельным длинным низким цехом, который идет по территории прямо от проходной. Большими запомнились только корпуса, которые построили в 1970-е вдоль железной дороги, они строились при мне. Отсюда закрепилось убеждение, что никаких больших корпусов, таких как на фото Челнокова - на Вискозе не было и не могло быть.
Оказался не прав. Как выяснилось по итогам фотоэкскурсии и ее осмысления - были. На фото Челнокова мы видим производственный корпус расположенный именно на территории фабрики «Вискоза». В
документах по запуску фабрики он назывался «корпус Д». Этот корпус простоял в заброшенном состоянии до 2000-х и сохранился на фотографии краеведа В.И.Маслова, приведенной в его книге «Кирпичики».
Вглядимся в формы двойной башни на фото Маслова. И запомним их.
Обратим внимание на полукруглое окошко под крышей. И тоже запомним.
Теперь вернемся к фотографии Челнокова, увеличим, насколько возможно, фрагмент с большим заводским корпусом и сравним с фото Маслова.
Похоже? - По-моему очень даже.
То, что на фото Челнокова под крышей башни видны четыре окошка, а на фото Маслова - только левое из них, объясняется просто. На фото Маслова остальные окошки закрыты пристройкой, и пристройка эта более поздняя, что видно по форме и конструкции проемов.
Размеры корпуса на фото Челнокова вполне сопоставимы с размерами корпуса Д бывш. фабрики «Вискоза» на снимке Маслова и на плане архитектора Вагнера 1927 года. Большой корпус. Для тогдашних Мытищ - просто огромный.
При данном направления съемки этот корпус как раз и должен был попасть в кадр.
Так оно и есть. Вот космоснимок 2003 года, когда "корпус Д" еще не был снесен.
В общем, как говорил известный киногерой, «вот мужик в пиджаке, а вот оно, дерево». Можно считать загадку челноковской фотографии разгаданной.
Из документов об открытии «Вискозы» в 1909 году известно, что фабрика начала свою работу в двух уже существовавших корпусах, приспособив их, насколько было возможно, к вискозному производству. Соответственно строились эти корпуса не в 1909 году и не для фабрики Вискоза, а раньше. Скорее всего в 1899-1900 гг, когда территория принадлежала М.И. Арцыбушевой, т.е. фактически вагоностроительному заводу.
Теперь, благодаря фотографии С.В.Челнокова, есть возможность увидеть каким был один из двух главных корпусов фабрики в начале своего существования, до всех революций, до разрухи и до достроек-перестроек советских лет.
Остается найти в архивных делах о разрешении построек на вагоностроительном заводе тех лет проекты и авторов корпуса Д и других построенных тогда зданий на этой территории. Тогда можно будет в этой истории с историческими дореволюционными корпусами на территории бывшей фабрики Вискоза окончательно поставить точку.
Upd от 11.2023
Нашлась фотография 1927 года, где "корпус Д" снят поближе, с территории фабрики. Заодно стала яснее и история этого корпуса. См
здесь. Upd от 09.2024
Прояснилось с "корпусом Д" на бывшей фабрике Вискоза вообще всё! Да, это именно он на фото Сергея Челнокова. См
здесь