Старые Мытищи. История и фото. Разгадка фотографии С.В.Челнокова.

Apr 10, 2022 06:25



В свое время я предложил себе и всем решить задачку с одной фотографией  из наследия С.В.Челнокова. Бились-бились - не решили. И вот, наконец,  прояснилось. Всего-то нужно было отойти от шаблона, в психологии, кажется, это называется «ограничивающее убеждение».

Вот эта загадочная фотография.




Чтобы не повторяться сошлюсь на первую заметку, там все исходные, аргументы, варианты, комментарии.  Всё перепробовали, всё перебрали  - безрезультатно. Пришлось отложить в долгий ящик, чтобы полежало и созрело. Теперь  можно извлекать.

Главный вопрос стоял так: «Это Мытищи или не Мытищи?».

За Мытищи говорило то, что Сергей Васильевич здесь регулярно бывал, все-таки завод кирпичный отцовский наследственный и дача, где семьи Челноковых-Шапошниковых проводили летние месяцы. В Мытищах С.В.Челноков и как фотограф отметился, известны его серии фотографии кирпичного завода и установки колокола Владимирской церкви.
За Мытищи говорила также высокая платформа, такую же мы видим на дореволюционных фото мытищинского вокзала. Нигде по Ярославской ж/д подобной платформы не было, в Пушкино - совсем другая,  на столбах.

Но вот все остальное… Не поддавалось убедительным объяснениям. Что за ж/д путь за платформой? Бред какой-то. Не было такого никогда. Что за мощное производственное  здание вдали? Такие корпуса могли бы быть на вагоностроительном заводе, но он совсем в другом месте, где-то справа за кадром, и не должен быть виден. И наконец - где же вокзал знаменитый мытищинский?

В общем зацепиться тогда было не за что. Теперь есть.

Делай - раз!

Первую пробоину в догматической броне проделали документы и планы станционного хозяйства станции Мытищи, которые я нашел и отсканировал  в Российском Государственном Историческом Архиве в Санкт-Петербурге. Среди них был план развития путей станции Мытищи 1901 года. Вот фрагмент этого плана, важные элементы я выделил цветом.



Желтым отмечено пассажирское здание (новый вокзал). Зеленым - крытый деревянный павильон для пассажиров. Павильон типовой, такие, с разным количеством секций, видим на дореволюционных фотографиях платформ Ярославской ж/д - Тарасовки, Клязьмы, Мамонтовки и т.д.  В архивных документах есть чертеж павильона для Мытищ - в нем 4 секции. Как на фото Челнокова.

Самое главное. За платформой есть железнодорожные пути! Это - тупиковые пути щелковской ветки (выделены красным). С самого начала работы щелковской ветки в 1894 году и по крайней мере  до 1930-х,  отсюда отправлялись поезда на Щелково. Были потом и «сквозные» поезда  из Москвы в Щелково, но первоначально ветка работала в «пересадочном» режиме - доехал от Москвы до Мытищ, перешел на другую сторону платформы, сел в местный «Мытищи -  Щелково». Расписание щелковских поездов  специально подстраивалось под пересадочных пассажиров.

Я понял, что как мытищинский абориген и фанат нашей станции и вообще железной дороги, попал в плен собственных предубеждений . «Я таких путей с другой стороны первой платформы не видел, не помню -  значит их там не было и не могло быть.» Оказалось - могло и было. Станцию я помню с 1960-х годов, и действительно тогда на месте этих тупиковых путей была заросшая густыми кустами площадка. Подсознательно удивлялся,  зачем она там сделана, но тогда для меня это было совершенно «не актуально» и со временем подзабылось.

На приведенном выше плане станции я также отметил путь пассажиров, попавших в  кадр на фото Челнокова, и точку и направление съемки.   Понятно, почему на фото нет здания вокзала. - Просто не попал в кадр.  Вокзал должен быть где-то справа, за границами снимка.

Делай - два!

Второй пробоине в моих догматах я обязан недавней фотоэкскурсии по старым корпусам бывшей фабрики «Вискоза». Опять пришлось признать, что собственный опыт часто притупляет соображение.  Во ВНИИВе - бывшей Вискозе - работало много моих знакомых, родителей друзей детства, мама там всю жизнь работала,  сам я тоже работал там год после школы. В моем представлении Вискоза-ВНИИВ прочно проассоциировались с непрезентабельным длинным низким  цехом, который идет по территории прямо от проходной. Большими запомнились только корпуса, которые построили в 1970-е вдоль железной дороги, они строились при мне. Отсюда закрепилось убеждение, что никаких больших корпусов, таких как на  фото Челнокова - на Вискозе не было и не могло быть.

Оказался не прав. Как выяснилось по итогам фотоэкскурсии и ее осмысления  - были. На фото Челнокова мы видим  производственный корпус  расположенный именно на территории фабрики «Вискоза». В документах по запуску фабрики он назывался «корпус Д». Этот корпус простоял в заброшенном состоянии до 2000-х и сохранился на фотографии краеведа В.И.Маслова, приведенной в  его книге «Кирпичики».


Вглядимся в формы двойной башни на фото Маслова. И запомним их.
Обратим внимание на полукруглое окошко под крышей. И тоже запомним.

Теперь вернемся к фотографии Челнокова, увеличим, насколько возможно, фрагмент с большим заводским корпусом и сравним с фото Маслова.


Похоже? - По-моему очень даже.

То, что на фото Челнокова под крышей башни видны четыре окошка, а  на фото Маслова - только левое из них, объясняется просто. На фото Маслова остальные окошки  закрыты  пристройкой, и пристройка эта более поздняя, что видно по форме и конструкции проемов.
Размеры корпуса  на фото Челнокова вполне сопоставимы с  размерами корпуса Д бывш. фабрики «Вискоза» на снимке Маслова  и на плане архитектора Вагнера 1927 года. Большой корпус. Для тогдашних Мытищ - просто огромный.

При данном направления съемки этот корпус как раз и должен был попасть в кадр.
Так оно и есть. Вот космоснимок 2003 года, когда "корпус Д" еще не был снесен.




В общем, как говорил известный киногерой,  «вот мужик в пиджаке, а вот оно, дерево». Можно считать загадку челноковской фотографии разгаданной.

Из документов об открытии «Вискозы» в 1909 году известно, что фабрика начала свою работу в двух уже существовавших корпусах, приспособив их, насколько было возможно,  к вискозному производству. Соответственно строились эти корпуса не в 1909 году и не для фабрики Вискоза,  а раньше. Скорее всего в 1899-1900 гг,  когда территория принадлежала М.И. Арцыбушевой, т.е. фактически вагоностроительному заводу.

Теперь, благодаря фотографии С.В.Челнокова,  есть возможность увидеть каким был один из двух главных корпусов фабрики в начале своего существования,  до всех  революций, до разрухи и до достроек-перестроек советских лет.

Остается найти в архивных делах  о разрешении построек на вагоностроительном заводе тех лет проекты и авторов  корпуса Д  и других построенных тогда зданий на этой территории. Тогда можно будет в  этой истории с историческими дореволюционными  корпусами на территории бывшей фабрики Вискоза окончательно поставить точку.

Upd от 11.2023
Нашлась фотография 1927 года, где "корпус Д" снят поближе, с территории фабрики. Заодно стала яснее и история этого корпуса. См здесь.
Upd от 09.2024
Прояснилось с "корпусом Д" на бывшей фабрике Вискоза вообще всё! Да, это именно он на фото Сергея Челнокова. См здесь

Челноков, станция, вискоза, фото, мытищи

Previous post Next post
Up