Мытищинская машинно-тракторная станция.

Aug 03, 2020 21:14



Любой подросток 2020-го года знает что такое МТС. И любой подросток 1950-го года тоже знал что такое МТС. Но тогда это было совсем другое и называлось "машинно-тракторная станция".
Все тогда знали что такое МТС. Это сейчас машинно-тракторные станции - далекое прошлое, а в том самом далеком прошлом сельские жители составляли не 25 процентов населения страны как сейчас, а целых 60, и жизнь их колхозная очень сильно была завязана на МТС и зависела от них.

МТС начали создаваться в годы коллективизации. Это были государственные предприятия, в которых была сосредоточена практически вся сельскохозяйственная техника. Колхозы арендовали технику (как бы сейчас сказали «трактор с водителем»)  по договорам с МТС, оплачивая труд механизаторов деньгами и натуроплатой (зерном, картофелем и т.п). Каждая МТС обслуживала в среднем 10 колхозов. Колхозы выделяли своих людей для обслуживания тракторных бригад (прицепщиков, возчиков воды и горючего, кухарок, сторожей), организовывали снабжение водой и горючим, создавали полевые станы на отдаленных полях, обеспечивали охрану имущества тракторных бригад.



Мне лично тема МТС особенно близка, потому что я - сын главного инженера МТС, и  именно из-за МТС отца исключили из партии, но об этом потом.
В Мытищинском районе колхозы были, само собой была и Мытищинская машинно-тракторная станция - Мытищинская МТС.
Первая по хронологии фотография Мытищинской МТС, которая мне известна, относится к 1941 году.

Фото 1. Старший механик Мытищинской МТС М.Я. Тужик обучает колхозниц работе на тракторе. Июль 1941 г.


Настоящий расцвет МТС пришелся на период 1953-1957 года,  после выхода исторического Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1953 года «О мерах по дальнейшему улучшению работы машинно-тракторных станций», за которым последовало еще несколько  решений, поддерживающих это постановление.
Много МТС реконструировалось и расширялось, некоторые переносились или строились полностью заново на новом месте. В соответствии с постановлением за несколько лет были построены тысячи ремонтных мастерских, гаражей, хранилищ для сельскохозяйственной техники.
Все строительство велось только по типовым проектам и схемам планировки, разработанным Гипросельхозом, Росгипросовхозстроем, Мособлпроектом. В типовом проекте ремонтной мастерской МТС впервые  в сельском строительстве применили промышленную модульную сетку расстановки опор 6х6 и 6х12 м, что потом стало стандартом в строительстве сельских производственных зданий.
К этому периоду относится и серия фотографий Мытищинской МТС 1957 года, оригиналы хранятся в Государственном центральном музее современной истории России (бывший музей Революции).

Фото 2. Общий вид Мытищинской МТС


Фото 3. Контора и общий вид Мытищинской МТС


Фото 4. Контора Мытищинской МТС


Фото 5. Проходная будка Мытищинской МТС


Фото 6. Авто-гараж Мытищинской МТС.


Фото 7. Столовая Мытищинской МТС


Благодаря этой фотографии и наблюдательности одного из участников сообщества pastvu.com по имени Слава мы теперь точно знаем где располагалась Мытищинская МТС - у старой трассы Ярославского шоссе,  между Челюскинской и Тарасовской.
Вот современная гугл-фотография. Можно сравнить. Безусловно то самое здание, когда-то бывшее столовой МТС.


То же здание с другой стороны.


Место расположения бывшей Мытищинской МТС на современной карте.


О бывшей МТС напоминают и названия улиц: 1-ая Тракторная улица, 2-ая Тракторная улица, Тракторный проезд.


Многие дома в бывшем поселке Мытищинской МТС стоят и поныне.
2019 год. Челюскинская, Тракторный проезд, 9


Еще несколько фотографий Мытищинской МТС и ее работников.
Фото 8. Механизаторы МТС готовят тракторы для полевых работ в колхозах Мытищинского р-на. 1958 год.


Фото 9. Крутов А.Н. - помощник бригадира тракторной бригады Мытищинской МТС


Постоянной проблемой МТС в предыдущие годы было наличие в наших краях зимы. В большинстве МТС трактора и другая техника хранилась под открытым небом или под самодельными навесами, со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому в Постановлении 1953 года предписывалось «чтобы каждая машинно-тракторная и специализированная станция имела, как правило, типовую ремонтную мастерскую, не менее двух-трех гаражей для хранения тракторов, двух-трех сараев для хранения комбайнов, необходимое количество навесов и открытых бетонных площадок для хранения сельскохозяйственных машин, нефтебазу, автогараж, склад запасных частей, контору, баню, общежитие для рабочих, необходимое количество жилых домов, водоснабжение и простейшую канализацию.».
А для дополнительной мотивации устанавливалось, что «начиная с 1955 года, оснащение тракторами, машинами и оборудованием организуемых МТС и ввод их в эксплуатацию производится только после окончания строительства производственных и других построек МТС в соответствии с типовым проектом».
Мытищинская МТС по-видимому хорошо соответствовала установленным высоким стандартам. Поэтому сюда нередко возили всякие-разные делегации, благо от Москвы совсем недалеко и по хорошему асфальтированному шоссе (см видео 1952-1954гг из киноархива Манхоффа). Например, программа визита корейской делегации во главе с товарищем Ким Ир Сеном в сентябре 1953 года, помимо официальных приемов, включала возложение венков к Мавзолею Ленина-Сталина, посещение Большого театра, строительной выставки, Мытищинской МТС, колхоза «Память Ильича».

Традиция возить в подмосковные хозяйства зарубежных гостей для демонстрации «преимуществ социалистического строя» была заложена еще в 1945 году, когда во время визита американской делегации маршал Жуков сопровождал Эйзенхауэра в таком выезде в окрестности Москвы. Где-то я встречал заметку, где говорилось, что герои Победы ездили именно в мытищинский район, то ли в совхоз «Лесные поляны», то ли в колхоз «Память Ильича», но заметки этой не нашел, подтвердить не могу.

Из журнала «Социалистическое сельское хозяйство» и брошюры «В помощь директору МТС» за 1954 год: «Мытищинская МТС обслуживает 5 колхозов: «Память Ильича», имени Сталина, имени Хрущёва, «Большевик» и «Соревнование». Мытищинские колхозы производят овощи, картофель, молоко, свинины, раннюю парниковую зелень.
О степени механизации основных работ по производству картофеля в колхозах зоны Мытищинской МТС свидетельствуют следующие данные. В 1951 году пахота была механизирована на 100%, посадка - на 51%.

Фото 10.  Жилые дома для рабочих Мытищинской МТС. Журнал «Советский Союз» №12, 1953 г.


Всегда ли была ли Мытищинская МТС в Челюскинской-Тарасовской или ее построили в 1950-е годы?

Трудно сказать, точной информации на сегодня у меня нет. Возможно довоенная МТС находилась где-то в другом месте.
Про довоенную МТС известно в общем немного. В поисковиках что-то находится только на какой-нибудь -надцатой странице и то перекопированное на разных сайтах в одном и том же виде: «На заболоченной территории около станции Мытищи первоначально располагалась Мытищинская машинно-тракторная станция. Вскоре на этом месте была организована скульптурная фабрика №3.»
Первоначально... вскоре... - типичная краеведческая беллетристика, когда достоверной информации нет, а что-то написать надо или очень хочется. Подобная информации доверия не вызывает.

Могла ли МТС располагаться в самих Мытищах, да чуть ли не в центре города? Где ей там было развернуться, среди нарытых кирпичных карьеров?  Кроме того  МТС была районной, а Мытищинский район тогда был довольно большой, значит до колхозных полей надо было и доехать. Впрочем может быть так оно и было.

Факт, что в 1934 Мытищинская МТС уже точно существовала -  в архиве ГАРФ есть «Отчеты Мытищинской, Нарофоминской, Ново-Деревенской, Ногинской МТС Московской обл. и объяснительная записка к ним. 1934 год» (фонд А310, опись 4 дело 386). Из довоенных времен осталось также дело «Об отклонении жалоб: Мытищинской МТС по иску Центрального института механизации и энергетики» 1938 г (ф.2157, оп.1, д.1773).

В неком описании Мытищинского района, которое также можно встретить в интернете, сказано, что в 1939 году в Мытищинской МТС было 34 трактора.

Возможно в 1950-е МТС в Тарасовке действительно построили «с нуля».На фотографиях 1957 года чувствуется, что все здания, кирпичные изгороди, деревья - всё новое. На конторе висят какие-то праздничные гирлянды, возможно как раз в честь открытия МТС. В пользу МТС-новостройки косвенно говорит и название одного из архивных дел: «Материалы оперативных проверок по перевозке убойной живности на М-Кур. Донбасской, Ю.-Восточной, Свердловской, Ташкентской, Ашхабадской, ж. д. и о ходе строительства Дмитровской, Деденовской, Пурловской и Мытищинской МТС. 1953 г (ГАРФ, ф.Р8300, оп. 12, д. 2168)

С МТС 1950-х получилось как это часто бывало в нашей истории. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Шараханья туда-сюда Никиты Сергеевича в сельскохозяйственной политике привели к тому, что в 1958 году развитие МТС посчитали ошибочным, постановили МТС расформировать, превратить их в ремонтно-технические станции, а технику продать(!) колхозам.

Что из этого получилось, для тех кому интересно - специальная вкладка:
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
К концу 1958 года свыше 80 % всех колхозов отказались от услуг МТС, купив их технику, - это касалось и богатых, и бедных колхозов. Около 20 % очень бедных колхозов, имевших финансовые долги, не могли купить никакой техники вообще, но на декабрьском пленуме ЦК КПСС было принято решение решение продать технику и этим колхозам «в кредит», чтобы не развивать у них «иждивенческие настроения».

Таким образом, в январе 1959 года практически все МТС были ликвидированы. На 1 января 1959 года из 8 000 МТС осталось только 345, а к концу 1959 года - только 34.
1. Колхозы потеряли большие суммы накопленных ранее средств, и поэтому были замедлены в 1958-1961 годах многие плановые работы, особенно по строительству новых ферм и модернизации.
      2. Многие рабочие МТС, особенно квалифицированные механизаторы, не перешли, как ожидалось, на работу в колхоз, а предпочли переехать в города и рабочие поселки. Из-за этого сельское хозяйство в целом по стране лишилось почти половины механизаторов. Между положением рабочего МТС (то есть государственного служащего) и положением колхозника существовала большая разница, связанная не только с получаемой зарплатой. Колхозы могли бы сохранять механизаторам зарплату, которую они получали, но были не в состоянии обеспечить им те правовые привилегии, которыми они пользовались в МТС. Рабочий имел паспорт, трудовой стаж, право на пенсию и оплачиваемый отпуск и много других прав, которых в 1958 году еще не было у колхозников. Колхозник без паспорта не мог без разрешения местных властей покинуть свою деревню и перейти на работу в другое место. Он не мог переехать в город, устроиться на работу по найму. Колхозник был фактически полукрепостной. Рабочий и государственный служащий были более свободны и независимы и ценили это, особенно если жили в деревне и когда-то уже были членами колхоза. Поэтому очень немногие рабочие МТС действительно хотели переходить на работу в колхозы. Вернее, никто не хотел, но может быть, не каждый мог быстро устроиться в городе. Наиболее квалифицированные, конечно, переходили на работу в город, часто продолжая жить в деревне или в поселках бывших МТС. Потребовались несколько лет различных полумер (установление пенсий и отпусков колхозникам, возможность найма колхозами механизаторов без их вступления в члены колхоза и другие), чтобы привлечь в колхозы действительно квалифицированный технический персонал.
      3. Не имея возможности быстро построить помещения для хранения техники и лишившись большого числа механизаторов, ранее работавших в МТС, колхозы не могли в 1959-1961 годах наладить правильное хранение, ремонт и использование техники и потеряли значительную ее часть.
      4. Но самым существенным отрицательным последствием реформы стал быстрый кризис огромной отрасли  производства сельскохозяйственной техники. До 1958 года все заводы (тракторные, комбайновые, общесельскохозяйственные, заводы химических удобрений и другие) производили машины и детали в соответствии с планом, и те по разнарядкам направлялись в МТС. Начиная с 1959 года МТС прекратили существование, и всю эту технику должны были покупать колхозы. Но у колхозов уже не было средств на покупку машин, не было людей для ее использования, как и опыта покупки техники прямо у заводов. Поэтому общие поставки техники сельскому хозяйству, особенно колхозам, резко сократились. Чтобы не останавливать заводы, продукцию приходилось направлять в основном в совхозы, на целину, на экспорт, но несмотря на это производство сельскохозяйственных машин начало катастрофически уменьшаться, а на заводах стали в огромном количестве скапливаться непроданные машины. В 1957 году в сельское хозяйство было отправлено 258 000 тракторов. В 1959 году - только 236 000. В 1957 году государство поставило сельскому хозяйству 134 000 комбайнов, в 1958 году - только 65 000, а в 1959 году - лишь 53 000. Даже к 1971 году поставки комбайнов сельскому хозяйству были в два раза меньше уровня 1957 года. Производство силосоуборочных комбайнов уменьшилось в 1957-1960 годах в четыре раза. В 1957 году в сельскохозяйственное производство было продано 125 000 грузовых автомобилей, в 1960 году - только 66 000. Резко уменьшились производство и поставки тракторных плугов и сеялок, культиваторов, косилок, жаток и другой сельскохозяйственной техники. Некоторые ее виды почти перестали поступать в сельское хозяйство.
      5. При принятии закона о ликвидации МТС было предусмотрено, что на базе 8 000 МТС будут созданы 4 000 РТС (ремонтно-технических станций). Однако создать такие РТС практически не удалось, и с 1961 года решили проводить ремонт техники непосредственно в колхозах - было создано около 10 000 ремонтных мастерских, но это могли позволить себе только большие колхозы. В 34 000 колхозов вовсе не было мастерских, и ремонт производился примитивными методами.
      Для того чтобы предотвратить быстрый выход из строя техники, в 1961 году было создано Всесоюзное объединение «Сельхозтехника», которое осуществляло ее ремонт на станциях технического обслуживания в сельских районах. Но и к 1964 году такие станции могли выполнять меньше половины необходимых ремонтных работ.
     В отделения «Сельхозтехники» переходили на работу многие механизаторы из городов, ранее покинувшие МТС, что было положительным явлением. Однако и в 1965 году общая численность механизаторов в колхозах и в отделениях «Сельхозтехники» была ниже, чем в колхозах и в МТС в 1957 году.
Таким образом, и эта кардинальная реформа Хрущева в области сельского хозяйства привела к отрицательным последствиям, во всяком случае, в период 1958-1964 годов.
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
P.S. Как выглядит сейчас бывшая Мытищинская МТС - в фоторепортаже Дмитрия Сасина.

Из личного. Как моего отца в МТС исключали из партии.

В 1952 году отец закончил МВТУ им. Баумана и по распределению отправился в город Новосибирск на знаменитый завод «Сибсельмаш». Год он проработал мастером какого-то цеха, и об этом периоде передал нам, сыновьям,  два запомнившихся момента.
Один - про регулярные авралы в последних числах месяца, когда ради выполнения плана оставались ночевать прямо в цеху на ящиках, а начальник цеха в качестве меры доверия и поддержки в конце рабочего дня приглашал к себе в конторку и лично наливал 150 грамм.
Второй был связан с трофейной техникой и как оказалось позднее -  определил будущую трудовую биографию отца. С 1957 года, более 40 лет, папа проработал в КБ на авиазаводе Сухого, автоматика легендарного  СУ-7 и следующих модификаций создана им или при его непосредственном участии. Но это было потом, а тогда в 1952-м руководство завода, узнав что отец владеет «пятемью» языками, вручило ему документацию от трофейного оборудования, вывезенного еще в 1946 году  с какого-то завода в Германии и который год без дела ржавеющего на территории завода. С напутствием:  молодой, образованный, давай, разбирайся, потом доложишь.
Отец взял документацию домой, открыл и .. не понял НИ-ЧЕ-ГО. Какие-то формулы, матрицы, схемы с квадратиками, ромбиками и стрелками. Для него, окончившего МВТУ с отличием, это потрясение, фиаско, крепко запало в душу.

Уже в 1956 году, возвратившись с Дальнего Востока, папа сначала устроился в какой-то «почтовый ящик», но через несколько месяцев его переманил к себе один из тогдашних руководителей КБ Сухого с необычной  фамилией Буяновер. Как потом рассказывал папа, «когда мне показали, с чем предстоит работать и какие решать задачи, я понял что это - про то». И проработал с «этим» всю трудовую жизнь.

В 1953 году грянуло то самое постановление об МТС, в котором был и такой пункт: «Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы и обкомы КПCC отобрать и направить в 1953 году из промышленности и других отраслей народного хозяйства инженеров-механиков для работы в машинно-тракторных и специализированных станциях в качестве директоров, главных инженеров и заведующих ремонтными мастерскими.»
В общем партия сказала «Надо», попробуй не ответить «Есть!».
Никаких сроков не называлось, ходили лишь слухи, что на три года. Отец для надежности в заявлении в Новосибирский обком партии написал: «Прошу направить меня на работу в МТС сроком на три года. Прошу этот срок мне гарантировать».
На что получил ответ с резолюцией «Товарищ Козиоров! Через три года основные вопросы по подъему с/х и МТС будут решены и Вы сможете вернуться к работе по специальности».


Так рядовой инженер-механик  в свои 23 года стал главным инженером Селемджинской МТС Мазановского района  Амурской области.

Три года, проведенные на Дальнем Востоке, отец вспоминал потом всю жизнь как лучшие годы. Там он сформировался как специалист и как человек, получил необходимый жизненный опыт и закалку.

С одной стороны отцу повезло - в районе куда он попал,  жило много староверов, это были люди внутренне сильные, трудолюбивые, сдержанные,  уважительные. Отца называли по имени-отчеству. Как-то один из трактористов из староверов пришел к отцу с просьбой дать отпуск. - Михалыч, отпусти, хочу  съездить в город. - Зачем? - С войны не видал паровоза.  И это не было хитростью, это была правда. Душа запросила.

С другой стороны,  дури и глупости тоже хватало. Соцсоревнование. Отчетность. План. Как и везде,  сверху колхозам диктовали когда сеять, когда убирать, куда тракторам МТС ехать сначала, куда потом. Местная пресса в лице районной газеты крепко держала руку на пульсе, "мешала работать", чуть что - клеймила-прорабатывала. Отец вырезал газетные статьи и заметки, на полях писал свои пояснения и посылал домой в Мытищи родителям. В газете каждый день печатали сводку соцсоревнования, кто на первом месте  с переходящим красным знаменем, кто на последних местах - отстающие. Какой колхоз сколько га накосил, сколько центнеров собрал, сколько какая МТС тракторов отремонтировала, у кого какой процент работающей техники. И т.п..

Вот из-за этих сводок отца чуть было не исключили из партии.

Дело было летом. Покос. Травы много, а народу в колхозе мало. А в МТС механизаторы сидят без дела, простаивают, как раз пришлось, что работы мало было. Председатель колхоза попросил  у отца трактористов на несколько дней, на покос. Отец людей дал. И за пять дней колхоз из подвала турнирной таблицы вышел в лидеры.
Через неделю - отца в райком. Персональное дело.
Приехал. Вызывают. Вошел. Накурено. Сидит бюро. Смотрят грозно.
- Товарищ Козиоров. Вы совершили крупную  политическую ошибку. Недопустимую для коммуниста. Вы смешали государственную и колхозную собственность. Мы ставим вопрос об исключении вас из партии.
- А я не член партии.
…. Долгая пауза.
- Подождите в коридоре.

В общем отправили отца восвояси, строго наказав так больше не делать, а история об исключении из партии была потом у нас хитом семейных и прочих застолий в советское время.
Вот такая история.

Так вероятно и пробыл бы отец всю оставшуюся жизнь главным инженером МТС, и меня бы тогда тоже не было, но повезло, после исторического ХХ съезда КПСС в стране пошли перемены, начиналась оттепель. Постепенно направленные  в МТС специалисты из промышленности стали возвращаться домой. Не сразу, не без сложностей.

Заявления об увольнении возвращались с резолюциями типа такой «… разъясняем, что согласно постановлению Совета Министров СССР и ЦК КПСС от 21 сентября 1953 года №2458 «О мерах по дальнейшему улучшению работы машинно-тракторных станций»  инженеры-механики из промышленности и  других отраслей народного хозяйства направлялись в МТС на постоянную работу и без указания каких-либо сроков с учетом их личного желания, а поэтому данные вам какие-либо письменные гарантии о  возвращении из МТС в промышленность, не имеют значения как противоречащие решениям партии и правительства.»



Пришлось проявлять настойчивость. С какой-то очередной попытки - сработало.
В октябре отец вернулся домой в Мытищи, в наш дом на 1-ой Спортивной. Из соседнего подъезда, где в 22-ой квартире было тогда общежитие ВНИИВа, перенесли с мамой кровать. Еще через две недели сыграли свадьбу. Еще через две недели сходили в ЗАГС в двухэтажку в начале Новомытищинского проспекта  и расписались.



машинно-тракторная станция, история, мытищинская МТС, мытищи

Previous post Next post
Up