Последнее время всё чаще стал слышать и читать некий непонятный и, как мне казалось, очень смешной термин Web 3.0. Смешным он для меня казался своей абсурдностью:"Еле как разобрались с Web 2.0, а тут на тебе, Web 3.0!"- как говорится "что бы жизнь малиной не казалась"! Вот и по своему обыкновению решил разобраться "что к чему".
В своё время переход от Web 1.0, с его невероятно деревянной структурой сайта, статическим контентом, трудоёмким процессом обновления и создания новых ресурсов, к Web 2.0, явившемся полной противоположностью: блоги,rss ленты,Ajax технологии,различные web интерфейсы- был сродни настоящей революции. Одни пользователи высказывались ЗА, другие категоричеки ПРОТИВ, третьи вообще не понимали что происходит, но в итоге интернет можно сказать перевернулся приняв новую философию под громким названием Web 2.0.
Если в двух словах, как говорил мой преподаватель по корпоративным информационным системам: Web 2.0- это философия муравейника, где каждую страничку создаёт и имеет возможность формировать и обновлять её содержание, не один пользователь, а всё интернет сообщество- коллективный разум становится во главу угла.(цитата не точная, да и не два слова тут вовсе))))
Яркими примерами Web 2.0 является наше с вами ЖЖ, или же YouTube, для многих не известный сервис ucoz.ru- web интерфейс для создания сайтов, или самая известная интернет энциклопедия- Wikipedia.
Даже не вдаваясь в тонкости философии Web 2.0, можно увидеть её самый большой недостаток- зачастую "коллективный разум" вырождается в неуправляемое "групповое сумасшествие". Я думаю вы и сами сталкивались с тем бредом,который часто можно найти в интернете- это абсолютно безталковые и безцельные форумы и блоги, псевдонаучные статьи,сайты пустышки и многое другое. Всё это очень мешает осуществлять основную цель подавляющего большинства пользователей интернета- поиск информации.
Сейчас для того что бы найти нужную, а главное достоверную информацию в интернете, необходимо перелопатить не один десяток страниц, после чего желательно ещё заглянуть в проверенную бумажную книгу или учебник, что бы свериться. Знаю об этом не
понаслышке, в прошлом семестре в виде курсового задания по предмету "Системное моделирование", нам задали найти определённую научную информацию в интернете, это оказалось очень сложной задачей, большая часть найденного материала оказалась, мягко говоря, недостоверным, и только мелкие его крупицы могли претендовать на научность .
Вы скажете: а как же вездесущие МОДЕРАТОРЫ, которые бдительно следят за порядком. Ну во первых не все модераторы специалисты, во вторых не все ресурсы модерируются. Недавно общался с одним из модераторов wikipedia по направлению "история, архитектура, природа Выборга", по вопросу размещения свой статьи "
Библиотека Алвара Аалто", он оказался десятиклассником. Извините конечно меня за резкость, но десятиклассник не может быть экспертом, а тем более не может оценивать достоверность статей претендующих на место в энциклопедии.
Надеюсь у вас не сложись впечатление что я непримиримый враг Википедии, это не так, просто зная её минусы, я предпочитаю проверять найденную там информацию.
Так вот, наконец-то перейду не посредственно к теме. Web 3.0 это не очередная интернет революция, это лишь,так сказать, окультуривание Web 2.0.
Главная идея Web 3.0 состоит в том, что пользователь, который до этого единолично был вовлечён в процесс формирования контента, отныне творит коллективно с его партнерами, помимо других пользователей, присутствуют эксперты направлений, причём статус пользователя может быть изменён на экспертный, равно, как и форма сотрудничества создателя контента и портала. Эксперт должен выступить своеобразным модератором публикуемого контента. По сути, не исключается и возможность платной основы для сотрудничества, но гораздо более важным моментом является появление в порталах формата Web 3.0 «коллективного разума».
Web 3.0 предполагает появление узкоспециализированных ресурсов, где будет произведена агрегация всех необходимых пользователю сервисов и инструм
ентов профессиональной социальной составляющей и будет осуществляться публикация экспертно-модерируемого контента.
Ещё одним нововведением будет создание семантической паутины. В нынешней модели всемирной паутины связь, осуществляемая гиперссылкой, не имеет семантики, т. е. не описывает смысла этой связи. Назначение семантической сети состоит в том, чтобы описать взаимосвязи объектов, а не дополнительную информацию по предметной области. Человек может разобраться, зачем нужна та или иная гиперссылка, но компьютеру эта связь не понятна.
На данном этапе страницы, связываемые гиперссылками, являются документами, описывающими, как правило, проблемную ситуацию в целом. В семантической сети вершины (то, что связывают отношения) представляют собой понятия или объекты реального мира.
Создания семантической сети на основе Всемирной паутины получила название семантической паутины. Эта концепция подразумевает использование языка RDF (языка разметки на основе XML) и призвана придать ссылкам некий смысл, понятный компьютерным системам. Это позволит превратить Интернет в распределённую базу знаний глобального масштаба.
Первый шаг к новой технологии сделала всё та же wikipedia, после введения практики «замораживания» страниц с практически идеальным содержанием и приглашения авторитетных экспертов для редактирования текстов (подобная практика была зафиксирована в немецкой Википедии).
Конечно множество вопросов ещё остаётся открытым: как будет происходить внедрение Web 3.0, куда собираются девать всю уже накопившеюся недостоверную информацию(чистка интернета это ведь просто неимоверно трудоёмкая задача), каких экспертов будут привлекать к этому, и многие другие.
Философия Web 3.0 это шаг к качественному изменению всемирной сети, к превращению её из свалки информации, в хорошо отлаженный институт знаний.