Первый день в Ирис-классе

Dec 15, 2012 15:56


В Ирис-классе сегодня событие:

… Он начал своё существование!

Пока в качестве семейного клуба «Островок» в океане кружков и студий досугового центра Северного Чертаново «Энергия.ру»


Мы:

1.      1. Знакомились.

Каждый зашифровал своё имя в рисунках с подачи Ирины Станиславовны, мы отгадывали и запоминали. Не все хотели пользоваться помощью друг друга, Полина, к примеру, до последнего сама размышляла над тем, что можно придумать на букву «и», не хотела «списывать», хотя все с готовностью помогали ей. Насте стало скучно, и она решила продублировать свой шифр на доске, пока мы отгадывали имена остальных детей.

Про расположение парт: нет, не нравится детям индивидуальная работа! Они готовы тесниться чуть ли не на одном стуле, только бы сидеть вместе. Как я вчера весь вечер раздвигала парты и пробовала разные варианты, так и составили их вместе в первые же минуты.

2.     2.  Играли.

Полина  предложила ребятам разные командные упражнения по В. Букатову (и, конечно, свои интерпретации). Все то садились в круг голова к голове, то «разлетались» по комнате, то назначали и выставляли за дверь ведущих и о чём-то шушукались, всё было очень таинственно и увлекательно. А мы со Стеллой тем временем вешали карты, поэтому всё шоу пропустили, с нетерпением будем ждать следующего четверга!

3.     3.  «Ходили в кино»

Кому-то не нравится средняя комната без окон, а для нас она пришлась как нельзя кстати: мы выключили свет и на большом экране моноблока посмотрели кусочек фильма про возникновение вселенной. В ходе последующего обсуждения в перерыве на еду выяснилось, что Настя (и Вика? - не могу вспомнить!) этот фильм смотрела, и вообще ей больше интересно «про акул». Гоша был очень впечатлён самым важным, как оказалось, явлением космоса: гравитацией. Когда у него спустя некоторое время что-то упало, воскликнул, что это сила притяжения сработала. Мелаша - единственная, кто проникся фильмом «на все сто» («он такой научный!» - с придыханием) и хотела посмотреть его до конца. Тема вселенной была затронута ещё раз в ходе игры в «абракадабру», когда Гоша предположил, что гичка - это название «другого солнца», то есть звезды в другой галактике.

4.      Грызли баранки и почему-то не съели бананы и не доели мандарины.

5.     4.  Ходили по маршрутам.

Перед этим «вагончики» присоединялись к «паровозу» Ирине Станиславовне с информацией о любимых или нелюбимых блюдах, занятиях.

Затем, чтобы проникнуться понятием маршрута и прожить это, как говориться, телом, мы построили кельтский сад из кеглей и шариков и под кельтскую музыку ходили сначала по заданным маршрутам, потом «запутывали» друзей с помощью нарисованного собственноручно.

Змейка никогда не рвалась, каждая «голова» аккуратно вела хвост к цели. Полина уступила Гоше право быть первым - ну, просто ради тишины J. Настя попросила разрешения посидеть в сторонке, когда выполнила свой маршрут, я шепнула, что, конечно, можно, но добавила, что по её маршруту все ходили, и она могла бы помочь им тоже. Всё-таки Настя предпочла сидеть, но в этот раз уже о скуке не говорила, с интересом смотрела на происходящее. Полина-Полянка уже начинала расклеиваться, выглядела усталой.

6.     5.  Пробовали осваивать «свободную работу».

Обсуждали новый для всех вариант учебного процесса и погружались в него.

После прохождения маршрутов понять, что такое маршрутный лист, было просто. Всем сразу захотелось закрасить некоторое количество клеточек, и это явилось основным стимулом для любых действий на сегодняшний день. Чем же занимались ребята в это «свободное рабочее время»?

Вика упоённо рисовала. Причём заканчивала один рисунок и сразу (как мне казалось) начинала другой. Мы договорились описывать свой рисунок и его настроение (это помогает понять, какие перед нами стоят задачи в плане грамоты, пунктуации и проч., а также стимулировать к освоению языка, так как в «свободном письме» на интересующую тему мы преуспеваем всегда, в отличие от списывания упражнений из параграфа). После того, как я увидела, что Вика начала работу над новым шедевром, подвинула ей карточки по окружающему миру, предложив по окончании своей работы заняться ими. Но Вика принялась за третий рисунок! И вдруг в конце работы обнаружилось, что она успела ещё и задачу придумать и записать. Вика нарисовала грибы, так как никогда их не собирала. Вот это причина! Интересно…

Гоша слонялся, откровенно «манкируя своими обязанностями», разложил было раскладушку «народы России» - но так, ради того, чтобы скрутить обратно, пытался отказаться от маршрутного листа, мечтал поиграть то в боулинг, то в «абракадабру». Решили, что работаем во время работы, играем во время отдыха, и сейчас - рабочее время. Листал книжки, ничего про их содержимое  не написал и не рассказал, так как «просто картинки смотрел». Тогда я «подсунула» ему «Рассказы в картинках» Радлова, чтобы он выбрал и написал свой рассказ, а мы отгадали, какой сюжет он выбрал. Гоша педантично просмотрел все сюжеты и выбрал самый последний (или один из последних). Маша читала и отгадывала. Позже Гоша смирился с невозможностью играть в боулинг с помощью записи в ящичек желаний (все без исключения поместили туда записки, кто-то мечтает побольше узнать об акулах, кто-то - об Америке, Париже, а кто-то готов довольствоваться малым: сыграть бы в боулинг, наконец!... Бедный ребёнок)) и засел с книжкой «Олимпиада в стране сказок». Быстро пролистывал, прочитывал по диагонали и радовался, что «сделал математику». С трудом остановились на одной задаче, в которой я сама с трудом, что скрывать, «методом научного тырканья», разобралась (такие они, олимпиадные-то задачки!) Было нелегко, тем более с торопыжностью и всяческим нетерпением. «Ну, вы же сказали цифру написать!» - и любую - бряк! Весело, чуть-чуть нервно со стороны Гоши. До конца довели - никакого удовольствия, быстрей листать дальше, выбирать попонятнее… Я, кажется, больше радовалась, чем Гоша, что задачку про карасей «щёлкнули»!

Настя ушла раньше, но успела многое. Сначала они с Полиной изучали карты и глобус. Возник справедливый вопрос, почему Северная Америка на карте «и там, и тут». Широко открытые в понимании глаза: «так она же… свёрнутая должна быть!» Про корабль, который плывёт в Тихом океане с левого края  карты, Настя всё поняла: «Полкорабля находится справа». В письменном отчёте Насти фигурирует «часть света Москва», это забавно! Настя - «агент Красотка». Так она решила подписываться. После работы с картой и глобусом разбирали карточки «старинные названия месяцев» (читала целые, складывала разрезанные, подбирая одну к другой). Вика заметила, что «это было в учебнике». Настя так увлеклась этой, по сути, рутинной работой, что не хотела уходить. Были проблемы с «наследником февраля»: то это оказывался почему-то декабрь, то сам февраль. Вот и про понятие «наследник» немножко попробовали поговорить… Выбрала единственную красную папку, никто не роптал, Маша даже порадовалась за неё: «Ура, у тебя будут собачки…» - после наших детсадовцев, бросающихся в плач из-за любой разницы («несправедливости») и требующих равенства, это было неожиданно.

Мелаша семимильными шагами гнала себя по этапам, то есть по маршруту (помогла нам дать объяснение маршруту, говорила, что это дорога, потом Гоша рассказывал про клады и то, что надо куда-то людей вести, а Мелаша резюмировала, что это, в общем-то, путь, и не важно, с людьми или нет, хотя, конечно, интереснее с людьми - и т.д.).

Часто дети спрашивают «как пишется…?» и я ловлю себя за язык, чтобы не дать готового решения, пытаюсь подсовывать  словари. Чаще друзья подсказывают. К примеру - Гоша: не глядя, вскользь. Как настоящий рассеянный учёный… Будем учить пользоваться словарями в любом случае.

Так вот, Мелаша засела за фразеологический словарь (принесла из дома), потом пролистала пару рассказов из «Весёлого двоечника», составила несколько уравнений, дала их решить Маше, «влепила» ей «четвёрку» (мы её потом беспощадно отрезали), показала девочкам на карте России Киев и Днепр, еле донесла огромное издание «Наука» до стола и обратно к полке шкафа и выбрала несколько книг для домашнего чтения. Ей не требовалось участие взрослых, она сама закрашивала прямоугольнички в маршрутном листе и переходила от занятия к занятию.

Маша, то есть Мария (так она подписывается), тоже рисовала. Пустая ваза и лежащая рядом роза, вопрос о цвете шипов, поиск розы в «справочнике растений» (без фанатизма, и не нашли в итоге… Принесу завтра на флешке изображения и информацию), «отчёт о проделанной работе» (Маша пишет ручкой, как и Полина, остальные сегодня предпочли писать фломастерами)… Потом Маша решала уравнения Мелаши, сначала перепугалась и замотала головой, а потом  облегчённо улыбнулась и успокоилась: «это-то легко!» - непонятно, что её так поначалу напугало, слово «уравнение» или авторитет «умной Мелаши», которая ничего простого априори не «задаст»… Дальше - угадывала картинки Гоши. Готовила записку для «ящичка желаний». Смаковала каждый миг! Вдохновляюще. «Я рада, что здесь буду целых две недели! Выспаться можно! Играть! Интересно! А завтра будем играть?»

Полина, как уже было отмечено, в середине утра захандрила. В маршрутах проявила некоторую «сомневательность», но всё равно хорошо справилась (ей главное решиться). Рассматривала с Настей карты-глобус, записала свои действия и заскучала, не захотев ничего сама рассматривать, полазить, как говориться, по шкафам, выбрала интересный вид рисования (графики): на листочке в клеточку - по клеточкам. Самыми милыми получились щеночки и цыплёнок («цИплёнок» - это, видимо, из разряда «горе от ума», видно, что дети замучены правилами и орфограммами как-то без души, вот насколько я уважаю русский язык, но как ещё объяснить, к примеру, викино «нОрисовала»?? Бедные дети, им достался третий по «замороченности» язык в мире! Везде видят подвох, уже не верят, что может быть так, что «как слышится, так и пишется»)). Учителю (ну, сегодня - и мне в его роли) приходится кусать себя за язык, чтобы не «указать» на ошибку. Кстати, про ошибки. Настя спросила, исправляя: «ничего, что я ошиблась?» - а ответ был в фильме, и я его процитировала: «если бы всё было идеально, вселенной бы не было». Похоже, Настя удовлетворилась этим до такой степени, что и не стала ничего исправлять… Что ж, на то она и школа-мастерская, чтобы искать разные маршруты - и детям, и взрослым…

Ошибки «исправляем» таким образом: или печатаем текст на компьютере, и редактор всё делает за нас, или идём от интонации и логики (если «правило ещё не проходили» - а что, если не проходили, нельзя употреблять те или иные слова и обороты? То есть мы должны до 13 лет, к примеру,  забыть о причастных оборотах…): где бы ты взяла дыхание, если бы это говорила? Удобно ли «о акулах», или было бы понятнее по-другому? И, конечно, сами коротенькие и яркие уроки-презентации на правило, орфограмму, которых мы ждём от учителей.

Домашние задания задаём «на сейчас» («вот дз, сделай - и пущу за комп» - прямо как дома, с тем отличием, что на компе у нас не просто игрушки, а игрушки по тому же русскому, математике или окр. миру), или на дом тому, кто очень хочет (вот Гоша хочет домашних заданий, а Маша - нет).

В ящичке желаний - пресловутый боулинг, акулы и Париж с Америкой. А на словах - «мастерить будем? А играть? А преподавать?»

7.     6.  Фитбек  - обратная связь  - кодекс

Общий сбор: «каковы ощущения? Как настроение? Что мы успели?» Решили задачу Вики. И Маши - оказывается, она устно придумала, только не записала (задачи однотипные: «у одного столько, у другого - на столько-то больше, сколько у обоих?»). Послушали подготовленный Мелашей фразеологизм «белая ворона». Просмотрели рисунки девочек. Отрезали «четвёрку» Маши за мелашины уравнения. Убрали всё со столов по шкафам - чётко, дружно, чисто! Исполнили давнюю мечту Гоши - поиграть в боулинг пять минуточек. Исполнили вторую давнюю мечту Гоши - поиграть в «абракадабру». Действительно весёлая игра! Хотелось играть ещё и ещё. Предположения значений слов («тырлик», «тюрлюрлю», «гичка») гораздо ярче и интереснее, чем истинное значение.

В конце была попытка составить свод правил. Несмотря на предложение записывать всё, даже самые абсурдные предложения, дальше вариантов типа «всегда поднимать руку, если хочешь что-то спросить» и «не разговаривать на уроках» дело пока не пошло. Когда я спросила, были ли сегодня уроки, никто не смог ответить утвердительно. То есть было нормально, что мы разговаривали весь день? - да. А на уроках - нельзя. О кей. Надо ли поднимать руку, чтобы спросить что-то у партнёра по работе? Смешно. Будем ли мы жевать сушки на ходу, крошить на книжки? - Вика не разрешила, отлично. Все девчонки  пытались провести закон «не кричать». Интересно, как мы с этим справимся. Заметила, что задирают руку все, даже если хотят спросить, уточнить, сделать поправку. Организованные дети! Завтра продолжим заседание.

Так закончился первый день в Ирис-классе, или на «Островке» - кому как больше нравится… Ребята говорят «Новая Школа».

школа, свободное образование, Ирис-класс, школьники

Previous post Next post
Up