Фарфоровая фабрика Армана Марселя. Часть 1

Feb 02, 2022 17:16


Открою дилетантский перевод главы "Armand Marseille Porcelain Factory" из самого широкого, на мой взгляд, исследования, посвященного характерным куклам, которое принадлежит Мари Кромбхольц.
В 2008 году вышла книга, посвященная немецким характерным куклам  Identifying German Character Dolls. Mary Gorham Krombholz. - Maryland: Reverie Pablishing Company, 2008. - 344с.
Саму книгу я показывала тут.
Я уже открыла главу, посвященную Munich Art Doll (Первая часть статьи здесь. Вторая часть здесь. Третья часть здесь. Четвертая часть здесь. Пятая часть здесь. Шестая здесь. Седьмая здесь. Восьмая здесь. Девятая здесь. Десятая здесь.)

Перед вами первая часть главы.
1. Вилла Армана Марселя все еще стоит в Коппельсдорфе (Koppelsdorf),  полностью скрытая разросшимися деревьями и другой растительностью. Фарфоровая фабрика когда-то стояла прямо через дорогу от виллы. (Фото: Mary Krombholz)



Архивы Музея кукол Зоннеберга (Sonneberg Doll Museum) являются отличным источником информации о жизни Армана Марселя, в том числе о тех годах, когда он изготавливал характерных кукол с бисквитными головами. В течение многих лет ходили слухи о его имени, звучащем по-французски. Несколько ранних исследователей кукол полагали, что он принял имя, звучащее по-французски, в качестве маркетинговой уловки. Ничто не может быть дальше от истины: предки Армана Марселя были французскими гугенотами.

Арман Марсель родился 15 мая 1856 года в Санкт-Петербурге (ныне Ленинград), Россия. Его отец работал архитектором при императорском дворе русского царя. Во время своего обучения при Королевском дворе Санкт-Петербурга Арман Марсель овладел несколькими иностранными языками.

После убийства царя Александра II 13 марта 1881 года Марсель вместе с отцом, матерью, братьями и сестрами покинул Россию, чтобы отправиться в путешествие по Европе в поисках нового дома. Проехав в каретах, запряженных лошадьми, по Франции, Германии и Швейцарии, семья решила поселиться в тюрингском городе Кобург. Несмотря на небольшие размеры, Кобург описывается в книгах по истории как культурный город, населенный выдающимися художниками и музыкантами.

В те годы, когда он жил в Кобурге, Марсель любил путешествовать по сельской местности верхом или в карете, запряженной лошадьми. Он часто посещал близлежащий Зоннеберг. В 1884 году, в возрасте двадцати восьми лет, Марсель был настолько впечатлен быстро растущим производством кукол в этом районе, что решил купить фабрику кукол и игрушек Ламберта в Зоннеберге.

Фабрика кукол Ламберта (Lambert doll factory) первоначально называлась фабрикой кукол Ламберта и Сэма Хаммера (Lambert & Samhammer doll factory). В 1881 году Маттиас Ламберт (Matthias Lambert) и Филипп Самхаммер (Philipp Samhammer) прекратили свое партнерство и основали новые фабрики кукол. 1884 год был важен для Армана Марселя еще по одной причине: в том году он женился на Хильде Седер (Hilda Siede), дочери кукольника из Зоннеберга, чей небольшой дом до сих пор стоит в Зоннеберге, недалеко от старой ратуши. Их сын Герман родился в 1885 году.

Через год после покупки фабрики кукол Ламберта, Марсель купил фарфоровую фабрику Либермана и Вегешера (Liebermann & Wegescher porcelain factory), которая производила головки труб, пивные кружки и кувшины. Хотя у него не было опыта в производстве фарфора, природный талант Марселя к бизнесу стал очевиден. В 1889 году он дал объявление о приеме на работу в газету “Зоннеберг" следующими словами: "Срочно требуются 15 женщин, специализирующихся на изготовлении кукольных голов и одна опытная формовщица. Занятость рассчитана на неопределенное время.”

В 1890 году Марсель выпустил свои первые бисквитные кукольные головы. Одна из его первых зарегистрированных кукольных голов была изготовлена для кукольной фабрики Cuno & Otto Dressel. Головки (изготовленные в размерах от 0 до 10) были помечены: “C.O.D. 93 Dep.” Номер формы 93 является сокращением даты регистрации 1893 года. К 1893 году на фарфоровой фабрике Марселя работало двести пятьдесят рабочих, которые занимались изготовлением кукольных голов и кукол для купания. Его преданность тяжелому труду в сочетании с политикой справедливого отношения ко всем своим клиентам привела к постоянному увеличению заказов на куклы. С 1890 по 1929 год работники Марселя работали в две смены в день. Смены включали работу на фарфоровой фабрике в Нойхаусе (Neuhaus) (пригород Коппельсдорфа), которую Арман Марсель построил в 1905 году. Эта фабрика производила только электротехнические фарфоровые изделия.

2. Фарфоровая фабрика Армана Марселя в Коппельсдорфе была закрыта в 2004 году. (Фото: Carol Nagel)



В 1900 году Марсель построил большую виллу на участке площадью десять акров через дорогу от своей фарфоровой фабрики. Он превратил территорию виллы в прекрасный садовый рай, засаженный образцами редких растений, собранных со многих уголков мира. Его главный садовник и три помощника круглый год содержали территорию в первозданном состоянии. Он часто принимал гостей и с удовольствием показывал своим гостям русские иконы, помеченные инициалами семьи его отца. В особых случаях он поднимал российский флаг на своей крыше.

В отличие от других владельцев фарфоровых фабрик Тюрингии, Марсель отказался рекламировать или участвовать в городских ярмарках. Вместо этого он использовал свое знание иностранных языков для установления деловых контактов, что, в свою очередь, увеличило продажи. В 1904 году  фарфоровый завод Марселя получил Главный приз на Всемирной выставке в Сент-Луисе. К 1910 году на фабрике работало восемьсот рабочих. В буклете, посвященном двадцать пятой годовщине Армана Марселя, говорится: "Фабрика Армана Марселя является крупнейшим объединением в среде немецкой индустрии кукол и игрушек".

В 1918 году, в возрасте шестидесяти двух лет, у Марселя случился сердечный приступ. Слабое здоровье вынудило его уйти в отставку и передать руководство фарфоровым заводом своему сыну Герману в 1919 году. Марсель умер от сердечного приступа 23 апреля 1925 года, после прогулки по общественным садам близ Лихтенфельса (Lichtenfels), Германия. Ему было шестьдесят девять лет. Он единственный член своей семьи, похороненный на кладбище Коппельсдорфа. Остальные члены его ближайшей семьи похоронены на кладбище Кобурга.

Фарфоровые фабрики Армана Марселя и Эрнста Хойбаха имели много общего. Они располагались недалеко друг от друга в небольшой деревушке Коппельсдорф. В 1915 году дочь Армана Марселя Беатрикс вышла замуж за сына Эрнста Хойбаха, Эрнста-младшего (Ernst, Jr). Две фарфоровые фабрики объединились в 1919 году. Объединенные фабрики назывались так: “Объединенные фарфоровые фабрики Коппельсдорфа” (“The United Koppelsdorf Porcelain Factories”). У Герман Марсель и Эрнст Хойбах-мл. было много споров в годы, последовавшие за слиянием, потому что их личности были такими разными. Герман Марсель был очень похож на своего отца, приятный и спокойный по характеру и относился к своим работникам так же, как и его отец, с уважением и восхищением за их преданность и трудолюбие. Всего после тринадцати лет совместного владения фарфоровые мануфактуры Армана Марселя и Эрнста Хойбаха разделились в 1932 году.

Под руководством Германа Марсельский фарфоровый завод был очень успешным. Герман совершил много поездок в Соединенные Штаты, чтобы найти новых клиентов. В 1921 году он женился на Марианне Хойманн (Marianne Heumann), отец которой был директором Deutsche Bank в Кобурге. У них родился сын по имени Герман, погибший в Сталинградской битве во время Второй мировой войны.

Куклы с бисквитными головками Армана Марселя часто являются первой покупкой для коллекционеров антикварных кукол и поэтому их можно найти в большинстве коллекций антикварных кукол. Плодовитый - это слово, которое мы обычно слышим, когда упоминается эта фабрика. Фарфоровая фабрика Армана Марселя более сорока лет производила миллионы кукол с кукольными лицами в диапазоне от низкой до средней цены. Поскольку большинство кукол было продано американским импортерам, коллекционер кукол обычно может найти примеры марселевских кукол с долли-фейс на выставках кукол или аукционах по всей Америке. Наиболее распространенной куклой с плечевой головкой, изготовленной на этой фабрике, является форма № 370, а та же форма в головке с гнездом - номер 390. Куклы, помеченные этими номерами пресс-форм, могут быть привлекательными, но качество также может значительно различаться.

Большинство кукол с долли-фейс фабрики Armand Marseille продавались в простых марлевых сорочках, что снижало производственные затраты. Надомные работники Тюрингии смогли украсить самое простое кукольное личико шляпками и красиво отделанными платьями любого цвета и стиля. Хлопчатобумажная ткань, из которой были сшиты сорочки, стоила недорого, но когда ее уплотнили, отделали тесьмой или кружевом и отгладили, в результате получилось очень привлекательное платье. В упакованном виде эти куклы, несмотря на дешевизну, были чрезвычайно привлекательны.

Было много причин низкой стоимости изготовления кукол в Коппельсдорфе. Он находится в нескольких минутах ходьбы от центра Зоннеберга и фарфорового завода Марселя. Когда была основана фабрика в Марселе, в этом районе Германии было больше надомных работников, чем в любом другом районе страны. Учитывая количество заказов на куклы, которые фабрика выполняла каждый год, было крайне важно иметь большое количество надомных и фабричных рабочих, которые могли бы выполнить заказы за короткий промежуток времени. Фарфоровый завод Армана Марселя сосредоточился на рынке кукол по более низким ценам. Многие женщины, которые маленькими девочками жили на фермах на Среднем Западе, до сих пор помнят, как открывали коробку на Рождество, в которой была красивая кукла Армана Марселя, заказанная у "Sears, Roebuck & Co". Недорогие куклы были так же привлекательны для среднестатистического ребенка, как и более дорогие куклы.

3. Головка с бисквитной розеткой Армана Марселя; парик; четко очерченные глазницы; брови с несколькими штрихами; нарисованные глаза; закрытый рот; ямочки на щеках; 24-дюймовая кукла; около 1910 года; маркировка: A7M. Предоставлено Музеем кукольного искусства Розали Вайель (Rosalie Whyel Museum of Doll Art). (Фото: Christiane Graefnitz).



У большинства кукол Армана Марселя с долли-фейс и характерных кукол были неподвижные или спящие глаза, а не нарисованные глаза.
Старый железнодорожный вокзал Коппельсдорфа находится прямо через дорогу от фабрики кукол Эрнста Хойбаха. Знак станции иллюстрирует важность Коппельсдорфа как получателя миллионов стеклянных кукольных глаз. В течение многих лет вывеска на станции гласила “Железнодорожная станция Лаушского филиала” (“Laucha Branch Railroad Station”) . Стеклодувы в Лауше изготовили большинство стеклянных глаз для фабрики Марселя. Лауша и Коппельсдорф находятся всего в 9,2 милях друг от друга. В течение многих лет создания характерных кукол,  женщины-курьеры Лауша ежедневно или, по крайней мере, два раза в неделю доставляли глаза на кукольные фабрики в этом пригороде Зоннеберга.

Лауша уже более четырехсот лет является мировым центром кукольных глаз. Первый стекольный завод открылся там в 1597 году. Газета "Lauscha newpaper" от 25 апреля 1936 года описала доставку стеклянных кукольных глаз следующими словами:

"Женщина-посыльный Луиза Петцольд может оглянуться назад на 25 лет своей повседневной деятельности. Г-жа Петцольд находится на 68-м году своей жизни и, несмотря на этот преклонный возраст, продолжает работать в быстром темпе. В непрерывной деятельности она изо дня в день занимается своим бизнесом в условиях ветра и дождя. Уже за несколько часов до ежедневного отправления поезда в Зоннеберг - эту маленькую энергичную женщину можно увидеть на станции в Лауше, готовую получить кукольные глаза для доставки на фабрики кукол Зоннеберга. В Зоннеберге она столь же хорошо известна. Когда она возвращается дневным или вечерним поездом из-за новых заказов, она проявляет очень энергичное рвение по отношению к различным стеклодувам, ожидающим возвращения денег".

Во время моих многочисленных поездок в Туриндгию у меня была возможность посетить дома нескольких разных стеклодувов Лауши. Я поражаюсь мастерству, которое, должно быть, потребовалось, чтобы создать стеклянные кукольные глаза из простой стеклянной трубки. В течение многих лет стеклянные кукольные глаза изготавливались тысячами, требовалось очень мало оборудования и многие стеклодувы Лауша работали дома, сидя на скамейке в столовой или кухне. Стол, используемый для выдувания стекла, имел газовую горелку для обеспечения тепла, необходимого для размягчения и выдувания стекла. Ножная педаль регулировала подачу воздуха, необходимого для получения более горячего пламени.
Наблюдая, как один стеклодув нагревает стеклянную трубку и выдувает стеклянный пузырь, я задался вопросом, научил ли его этому мастерству его отец или дед. Такие навыки, как выдувание стекла, часто передавались из поколения в поколение. Удивительно наблюдать, как радужная оболочка и зрачок прикрепляются к взорванному глазному яблоку. Прозрачный кристаллический внешний слой часто наносится на готовое глазное яблоко для создания глаз папервейт.

Стеклодувы не зарабатывали много денег в те годы, когда создавались характерные куклы. На рубеже прошлого века стеклодув зарабатывал всего один доллар за выдувание ста стеклянных глаз. Промышленная школа Лауша преподавала стеклодувное дело и студенты много лет работали, чтобы стать “Мастером искусства стекла” или “Мастером кукольного глаза”. В годы, последовавшие за Второй мировой войной, несколько стеклодувов объединили свои таланты, чтобы создать компанию под названием Lauscha Glass Art. Но после воссоединения Восточной и Западной Германии компания закрылась и многим художникам по стеклу было трудно найти работу. Сегодня, в связи с популярностью стеклянных рождественских украшений, у стеклодувов стало больше работы.

Из книги Соннеберга "Sonneberg Stories of Dolls, Slate Pencils and Cuckoo Whistles" мы узнаем о процессе выдувания стеклянных глаз. Устная история, рассказанная внуком стеклодува Лауша, гласит следующее:

"Раньше, в моем детстве, в Лауше едва ли была семья, которая не имела бы никакого отношения к производству и обработке стекла.
Существовало множество стекольных заводов, производивших материал для стеклодувов и стеклоформовщиков. Мало-помалу производители стеклянных предметов стали специализироваться. Там были создатели кукольных глаз, создатели глаз животных, создатели глаз статуэток и создатели глаз людей, которые специализировались на глазах для фигурок в витринах, и создатели глаз людей, которые специализировались на протезах. У всех них были разные инструменты и ресурсы, которые они изготовили или изготовили в соответствии со своими спецификациями. В каждой семье таланты и стратегии передавались от старших к молодым.

Мои родители были создателями кукольных глаз, мои бабушка и дедушка были создателями фигурных глаз, а мой дядя делал людям глаза. Я уже в десятилетнем возрасте начал заниматься изготовлением стеклянных глаз под руководством своих дедушки и отца. В то же время я начал помогать зарабатывать семье на жизнь.

Семьи стеклодувов не могли жить роскошно. В 1900 году за 100 глаз мы получали, в зависимости от размера, около 3,60 марок (86 центов в долларах США за этот период времени). Вместе с нашими родителями мы заработали 45 марок за неделю. Из этого мы вычли затраты на материалы, упаковку и газ для выдувания стеклянного предмета. Так что нам оставалось жить всего на 30 марок.

Я учился у стеклодувов в ремесленном училище Лауша и у своих родителей, как делать кукольные глаза. Мои родители делали в основном простые, недорогие кукольные глаза, овальные глаза и рефлекторные глаза, на которые мой отец получил патент. Цветовая палитра была невелика; мы создавали только глаза с голубой или коричневой радужкой разного размера.

Мы с родителями сделали стеклянные кукольные глаза следующим образом:

1. Из белой трубки, рисунок поперечного среза которой соответствовал желаемому размеру глаз куклы, была выдута и сформирована маленькая трубка.
2. С помощью стержня из цветного стекла был расплавлен основной цвет радужной оболочки.
3. Затем нити радужной оболочки были прикреплены к глазам куклы. Я сам сделал эти стеклянные стержни для фигурных глаз, на которых нарисовал очень тонкие цветные нити на бесцветном стеклянном стержне. Конечно, благодаря этому возникло множество нюансов, благодаря которым глаза выглядят еще более естественно.
4. Затем включился черный зрачок.
5. Для особенно яркого глаза был нанесен прозрачный бесцветный слой. Во время подготовки к производству радужную оболочку еще раз нагрели и заново раздули, так что она стала очень плоской и однородной.
6. Затем глазное яблоко было увеличено до необходимого размера.
7. Готовый глаз был нагрет еще раз для снятия внутреннего напряжения.
8. Стальным молотком я удалил оставшуюся часть стеклянной трубки.
9. Поскольку каждый глаз имел очень индивидуальный внешний вид, сочетание глаз было очень важно. Пара глаз с опытным глазом взялась за эту рутинную работу.

Из 100 готовых глаз можно было соединить только от 60 до 7O. Непарные глаза были возвращены стеклодуву, чтобы он мог сдать их для соединения со следующим заказом. Создателям глаз платили за пары глаз".

Другая группа домашних работников отвечала за спящие стеклянные глаза, которые позволяли кукле с долли-фейс или характерной кукле открывать и закрывать глаза. Устная история установщика глаз Sonneberg дает представление о шагах, необходимых для создания этих глаз. Дочь этого установщика кукольных глаз в районе Зоннеберга объясняет этот процесс:

"У моей семьи была небольшая семейная фабрика, на которой мы независимо работали монтажниками глаз. Мы, дети, получали готовые расписные фарфоровые или литые головки с кукольной фабрики. Они были упакованы по отдельности в папиросную бумагу и древесную стружку. Распаковка вещей была типичной детской работой, которую мы всегда выполняли.

Кукольные глаза были сделаны из стекла и доставлены нам стеклодувами Лауши. Также мы, дети, участвовали в сортировке глаз в соответствии с размером головы куклы и цветом радужной оболочки (голубой, серый или коричневый), а также в размещении глаз в отверстиях для глаз.

Квалифицированную работу, которая требовала большого мастерства и практики, выполнили наши родители. Обычно один глаз проходил через их руки 25 раз, прежде чем его вставляли в голову, как предписано, и функционировал как спящий глаз.

Шаги, которые мои родители предприняли, чтобы сделать спящие глаза, были:

1. С помощью небольшой доски, на которой были нанесены отметки для разных размеров кукольных голов, мой отец перерезал проволоку. Затем провода были соответствующим образом согнуты в соответствии с интервалом между глазами и размером глаз. На обоих концах он установил стеклянный глаз. Посередине между глазами он закрепил вторую проволоку, на конце которой был закреплен свинцовый шарик и сжат вместе плоскогубцами. Этот свинцовый шарик служил грузом для функции сна. Когда кукла ложилась, она закрывала глаза; когда ее поднимали, они открывались.

2. Затем мой отец окунул глаза в воск. После того, как они высохли, он окунул их в цвет век, а затем снова в воск. Новый воск должен был высохнуть. Заостренным ножом мой отец отметил край века, аккуратно срезал его и очень осторожно снимал кончиком ножа.

3. Ресницы были приклеены к очень тонкому листу бумаги. Либо он, либо моя мама приклеивали полоску ресниц костным клеем прямо в верхней части глазницы. Когда этот клей высох, моя мама снова приклеивала вощеное и накрашенное веко к стеклянному глазу.
Затем ресницы были подстрижены до нужной длины специальными ножницами для ресниц.

4. Затем мой отец прикрепил каждый держатель с двумя проушинами на концах к голове куском пластыря.
Теперь у него был последний шанс отрегулировать расстояние между глазами так, чтобы они точно вписывались в глазные отверстия.

5. Готовые головки теперь были помещены на доску с колышками. Теперь к нам снова обратились за помощью. В детстве мне приходилось вибрировать досками, чтобы глаза оставались подвижными, пока штукатурка высыхала. Когда штукатурка высохла, мы, дети, заворачивали готовые головки в папиросную бумагу и упаковали их вместе с древесной стружкой в отдельные отделения в большой коробке. Два раза в неделю мы доставляли головы на фабрику кукол, а затем забирали головы без глаз".

Фарфоровый завод Марселя продавал широкий ассортимент кукол с бисквитными головами с неподвижными и стеклянными спящими глазами, включая кукол коренных американцев, гугли и характерных кукол. Кукла Армана Марселя гугли с очень выразительными чертами лица имеет надпись “Nobbi Kid” на затылке бисквитной головы. Импортер из  Нью-Йорка компания "Geo. Borgfeldt & Co" представила Nobbi Kid в 1914 году. Компания Borgfeldt была одним из крупнейших импортеров немецких кукол и игрушек. Одной из главных целей импортно-экспортной компании было найти товары, связанные с куклами, по наиболее разумным ценам и перезаказывать аналогичные товары год за годом.

Возможность покупать и продавать по конкурентной цене ежегодно приводила к повторным заказам, но часто, к сожалению, к куклам более низкого качества.

4. Фабрика Армана Марселя изготовила группу исключительных головок для композитных тел, помеченных инициалами "AM", разделенными номером размера. Они являются отличными примерами высококачественных головок для установки на композитные тела на фабрике. Эта 22-дюймовая кукла, около 1910 года, сидит на карусели в подвале Музея кукол Зоннеберга (Sonneberg Doll Museum). Карусель была частью экспозиции, созданной тридцатью семью кукольными фабриками Зоннеберга для Всемирной выставки 1910 года в Брюсселе. На голове парик; брови с несколькими штрихами; нарисованные глаза с белыми бликами; закрытый рот и глубокие ямочки на щеках. Белые блики глаз расположены между очерченным верхним веком и верхним краем зрачков. Помечено: A7M. Любезно предоставлено Немецким музеем Шпильцеуг, Зоннеберг (Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg). (Фото: Christiane Grafnitz)



5. Головка производства фабрики Армана Марселя; парик, четко очерченные глазницы; брови с несколькими штрихами; нарисованные глаза с белыми бликами; закрытый рот; 19-дюймовая кукла; около 1910 года; маркировка: A6M.Скульптура головы и рисунок лица на самой ранней группе характерных Армана Марселя немного различаются, но все куклы помечены одинаково, с инициалами AM, разделенными номером размера. Голова из бисквита на этой кукле имеет гораздо более тонкий нос, чем носы кукол, изображенных на иллюстрациях 3 и 4. Любезно предоставлено Музеем кукольного искусства Розали Вайел (Rosalie Whyel Museum of Doll Art). (Фото: Christiane Grafnitz)



Молды антикварных кукол, Библиотека, ernst heubach, armand marseille

Previous post Next post
Up