Пожалуй, самое широкое исследование, посвященное характерным куклам принадлежит Мари Кромбхольц. В 2008 году вышла книга, посвященная немецким характерным куклам
Identifying German Character Dolls. Mary Gorham Krombholz. - Maryland: Reverie Pablishing Company, 2008. - 344с.
Саму книгу я показывала
тут.
Это первая часть статьи.
Открывает книгу глава, посвященная флагману эпохи характерных кукол - фирме Munich Art Doll. Открою грубый перевод статьи, сделанный для личного пользования. Голубым я выделила собственные ремарки и пояснения.
Посетители, восхищавшиеся демонстрацией кукол на выставке 1908 года в мюнхенском филиале магазина Hermann Tietz Group, не знали, что куклы, которыми они любовались, послужат основным катализатором всего движения немецких харАктерных кукол. Ответственным за первый показ кукол Munich Art Doll (дословно название можно перевести с немецкого, как Мюнхенская художественная кукла) был Макс Шрайбер (Max Schreiber), менеджер отдела кукол и игрушек в главном универмаге Hermann Tietz в Берлине, а также в филиалах Мюнхена и Гамбурга. Стремясь увеличить продажи кукол, Шрайбер по совету друга, организовал конкурс кукольного дизайна. Хотя он работал в области кукол до того, как связался с магазинами Tietz, Шрайбер полагал, что самые креативные проекты придут от художников и скульпторов, которые никогда не создавали кукол, поэтому он пригласил к участию в конкурсе только тех, кто не занимался кукольным бизнесом. Его единственная просьба к участникам состояла в том, чтобы куклы выглядели как дети, которые играли на улицах Мюнхена. Конкурс прошел с большим успехом и куклы получили много положительных отзывов от посетителей, особенно тех, которые принадлежали графине Марион Магдалене Каулитц. К счастью, описание события Максом Шрайбером записано в Цисликах.
↓ Текст под фото 1: "Марион Каулитц (Marion Kaulitz), Кукольная комната (1, 56). Куклы, смоделированные Мари Марк-Шнюр (Marie Marc-Schnür), Джозефом Вакерле (Joseph Wackerle) и Паулем Фогельсангером (Paul Vogelsanger), одетые Марион Каулитц (Marion Kaulitz), Алисой Хегеманн (Alice Hegemann) и Лилиан Фробениус (Lilian Frobenius) стали участниками выставки в торговом доме Германа Титца (Hermann Tietz)".
Мюнхенские художественные куклы, выставленные в комнате 58 выставочного зала I, изображены на этой важной архивной фотографии из оригинального каталога Ярмарочной площади 1908 года. Профессор Ричард Римершмид (Richard Riemerschmid), организатор празднования 750-летия Мюнхена, попросил Марион Каулитц украсить кукольную комнату в Ярмарочной экспозиции в соответствии с темой «Художественная кукольная реформа». Мари Марк-Шнюр, Джозеф Вакерле и Пол Фогельсангер указаны в качестве скульпторов в подписи; Марион Каулитц указана как модельер костюмов, а универмаг Германа Титца занесен в список экспонентов. (Фото: Архив любезно предоставлен Музеем Мюнхена).
Выставленные куклы и дизайны произвели фурор, поскольку они представляли совершенно новый тип кукол и из-за их простого способа изготовления были для ребенка уже не стереотипными фабричными товарами, а маленькими личностями и друзьями. Особенно интересными для публики были куклы Марион Каулитц из Гмунда на Тегемзее (Marion Kaulitz of Gmund on Tegemsee), среди которых была дерзкая девчушка, нежная Роза, очаровательная Элен в сине-белом полосатом платье и белом фартуке. Другими были дети, созданные Джозефом Вакери - голландский мальчик в сабо, зеленой жилетке, черно-белой клетчатой шапке и головой Донателли, и школьник в тирольской шляпе, украшенной перьями.
(Упоминание о голове Донателли обусловлено выбором ренессансных картин и скульптур для детей в качестве образцов-моделей для кукольных голов. Говорят, что на Мариона Каулитца повлияла работа художника эпохи Возрождения Донателли.)
После полученного признания Munich Art Dolls в конкурсе дизайна Tietz, Марион Каулитц присоединилась к Герману Титцу на другой выставке. Она показала свои куклы в выставочном зале № 1, комната № 58 на Мюнхенской ярмарочной площадке как часть показа в рамках празднования 750-летия Мюнхена. Куклы Каулитц были описаны в статье под названием «Прогулка по выставке». 18 мая 1908 года Munchner Zeitung (Мюнхенская газета). «В комнате 58 также есть коллекция игрушек. Это продолжение богатой истории мюнхенской индустрии игрушек. Большое количество детей со сверкающими глазами восхищалось этими прекрасными вещами. Деревянный крокодил открывает свое красное горло и приподнимает свой хвост, такой простой и оригинальный, но при этом такой беспрецедентный. А по соседству куклы и какие это куклы! Художники успешно поработали над своим творениями».
↓ Фото 2. На этой фотографии изображен выставочный зал I на Мюнхенской ярмарочной площадке, где 17 мая 188 года проходила выставка кукол Munich Art Doll. Куклы были выставлены в рамках празднования 750-летия Мюнхена. Текст на немецком в нижней части фотографии переводятся как: «Мюнхенская выставка 1908 года // Среднее здание выставочного зала I // Построен Вильгельмом Бертшем». 18 мая 1908 года , выпуск мюнхенской газеты «Munchner Zeitung» описал это событие в статье под названием «Прогулка по экспонату»: "В комнате 58 выставлена коллекция кукол. Здесь предствлена большая группа кукол; таких простых и в то же время таких оригинальных кукол еще никто не видел". (Фото: Архив любезно предоставлен Музеем Мюнхена)
В 1992 году автор Ульрике Цейт (Ulrike Zeit) написал книгу, в которой подробно исследовал «Künstler Machen Puppen für Kinder» («Художники, создающие куклы для детей»). Исследования Zeit проливают столь необходимый свет на Munich Art Dolls. Она описывает Марион Каулитц и кукол Munich Art Doll, выставленных на Мюнхенской ярмарке, следующим образом:
"Марион Каулитц родилась в Брауншвеге в 1865 году. В 1908 году она впервые получила известность в качестве художника-портретиста и автора детских книг. Поводом для появления ее кукол стало то, что Мюнхен праздновал свой 750-летний юбилей и была организована выставка о современном Мюнхене, Мюнхене 1908 года. Директором (распорядителем) празднования годовщины был профессор Ричард Римершмид, который являлся архитектором и дизайнером".
Поклонник модерна и соучредитель United Werstaetten (Объединенные мастерские), Римершмид попросил Марион Каулитц, члена Deutscher Werkbund (Немецкой федерации труда), оформить кукольную комнату выставки темой «Реформа художественной куклы».
Так, в 1908 году в мюнхенском универмаге Tietz появилась собственная экспозиция. Директор отдела кукол и игрушек Макс Скрейбер поручил мюнхенским художникам создавать «художественные куклы» и создавать их как можно ближе к образу настоящего ребенка.
Официальный каталог выставки "Munich Fairgrounds" 1908 года содержит много информации о Munich Art Dolls. Кукольная комната, оформленная Марион Каулитц, описана в каталоге, а также изображена на иллюстрации 1 на стр. 20. Участники создания комнаты и ее содержание описаны так:
«Проект, художественное руководство (дизайн) и главный художник: Марион Каулитц. Экспонент: Герман Титц. Дизайн интерьера: Герман Титц. Внутренний декор: бордюр, разработка и исполнение - Марион Каулитц». Бордюр был нарисованной вручную границей стилизованных деревьев, игрушек и сельскохозяйственных животных, которые окружали кукольную комнату. Первая строка в подписи к фотографии, напечатанной под фотографией на дисплее куклы в каталоге выставки Fairgrounds, гласит: «Марион Каулитц». Ее именем подписаны следующие работы: «Куклы смоделированные Мари Марк-Шнюр, Джозефом Вакерле и Паулем Фогельсангером; Одетые Марион Каулитц, Алисой Хегеманн и Лилиан Фробениус. Экспонент: магазин Германа Титца».
Мюнхенская ярмарочная площадка стала идеальным местом для показа Munich Art Dolls. Благоустроенная территория насчитывала более пятидесяти зданий, в том числе театр марионеток, почтовое отделение, пожарный дом, много ресторанов, в том числе чайную и пивную, танцевальный зал и семь больших выставочных залов. Сама территория включала в себя лиственную парковую аллею, парк фигур и скамеек, теннисные корты, большие трибуны и базар. Оригинальные черно-белые эскизы архитектора Мюнхенского выставочного комплекса 1908 года находятся в архиве Мюнхенского городского музея. Они очень похожи по размеру и постановке на эскизы ряда всемирных выставок, в том числе в Брюсселе в 1910 году.
После двух первых выставок Munich Art Dolls в 1908 году в мюнхенском филиале универмага Hermann Tietz и на мюнхенской ярмарочной площади в книгах и журналах стали появляться статьи о художниках и скульпторах, создающих кукол. Автор Макс фон Бон (Max von Boehn) дает очень точное описание роли, которую Munich Art Dolls сыграли в движении за реформу немецких кукол, в своей книге «Puppen und Puppenspiele» 1929 года. Бон пишет:
"Первый настоящий успех был достигнут мюнхенскими художниками, которые в 1908 году организовали выставку игровых кукол на складе Германа Титца; здесь они стремились и достигли простоты, естественности и подлинного ребячества. Выставленные куклы были в равной степени далеки от мелочности и грубости; золотая середина между грубым натуралистическим стилем и сладким фантазийным стилем в создании кукол была, наконец, получена.
Впервые имя Марион Каулитц прозвучало как кукольного художника. Ее куклы полны индивидуальности и характера и все же остаются детьми, такими искренними и яркими, такими очаровательными и дерзкими. Головы из папье-маше были смоделированы Полом Фогельсангером и нарисованы художником, который также сделал платья. Одни и те же головы, когда им надевали разные парики и платья, давали серию совершенно разных впечатлений.
Вместе с ней Лилиан Фробениус, Алиса Хегеманн и Мари Маре-Шнюр добились признания своих кукол, сделанных с любовью и проницательностью. Если при взгляде на кукол Каулитц можно было подумать, что перед вами настоящие мальчики и девочки, то куклы Йозефа Вакерле находятся в умном, пикантном царстве, которое, правда, придает им очарование для взрослых, но лишает их роли игрушки... Куклы Вакерле скользнули в область какой-то хитроумной деликатности, которая делает их привлекательными для взрослых, но они вовсе не игрушки".
↓ Фото 3. На фотографии 1908 года, раскрашенной вручную, изображена Марион Каулитц в возрасте сорока трех лет. Она окружена двенадцатью куклами Munich Art Dolls, одетыми в оригинальную одежду. Шляпа с ручной вышивкой и пуговицы на одежде стоящего рядом с ней мальчика демонстрируют внимание к деталям, характерным для оригинальной одежды, которую носят куклы Munich Art Dolls. (Фото: Courtesy City of Munich Museum, Museum of Photography).
Ссылка на «Головы из папье-маше» во втором абзаце Бона поднимает вопрос о разнице между папье-маше и композитом. Материал голов Munich Art Dolls обычно называют «жесткими композитом». Слова «папье-маше» и «композит» описывают один и тот же тип материала, массу (Masse). Но существует много составов как папье-маше, так и композита, и рецепты различаются по твердости. Бумажная масса (пропитанная и распаренная бумага) является наиболее важной частью головок из папье-маше. Основной рецепт также включает три добавки: жидкий клей, парижский гипс и молотый мел (отбеливание). Многие другие ингредиенты добавлялись в смесь разными кукольниками, а рецепты не были общедоступны. По словам кукольных историков, в рецепте папье-маше Зоннеберга была бумажная масса, клей, каолин (глинистая почва) и мел. Смесь была очень прочной.
Композитные головки также содержат различные ингредиенты, очень похожие на ингредиенты в смесях из папье-маше. Но часто бумажная масса не добавляется, используется тонкоизмельченная древесина, парижская штукатурка, мел, каолин и клей. Композит, как правило, в целом намного сложнее и долговечнее, чем папье-маше.
Третий показ Munich Art Dolls состоялся в берлинском универмаге Hermann Tietz в 1908 году на рождественской выставке под названием “Die Puppe einst und jetzf" ("Кукла в прошлые времена и сейчас)". Альфред Голдшинер (Alfred Goldschiner), менеджер отдела закупок игрушек в магазинах Tietz, руководил этой выставкой кукол и игрушек. Описание этой рождественской экспозиции находится в архиве Музея кукол Зоннеберга (Sonneberg Doll Museum). Курт Нейман (Curt Neumann) был хранителем кукол и игрушек, принадлежащих промышленной школе Зоннеберга, основанной в 1883 году - коллекция кукол и игрушек состояла из ранних работ студентов, а также образцов зарубежных конкурентов, которые использовались в обучении студентов, желающих стать кукольниками. В августе 1909 года Курт Нейман выступил с докладом о берлинской рождественской выставке 1908 года перед Генеральной Ассамблеей Зоннебергского общества Музея торговли. Нойманн заявил:
"В сентябре 1908 года г-н Голдшинер, представитель универмагов Tietz в Берлине, Гамбурге и Мюнхене, попросил нас предоставить ему и его компании по поручению и под его ответственность некоторые экспонаты из Музея Зоннеберга, чтобы продемонстрировать историческое развитие кукол Зоннеберга. Президент Тица прямо потребовал краткого отчета о развитии кукол Зоннеберга и для этого джентльмен приехал в Берлин и выставил куклы в исторической последовательности. Я переехал в универмаг Тица с более чем 100 куклами и некоторыми старыми кукольными домиками. Мое пребывание там было особенно интересным из-за напряженного времени, которое мы потратили на подготовку этой выставки перед Рождеством".
В оригинальной накладной, хранящейся в архиве Музея кукол Зоннеберга, указано количество кукол и игрушек Зоннеберга на берлинской рождественской выставке 1908 года-182. Куклы были отправлены поездом в пяти деревянных ящиках.
Эта выставка оказалась удачной для Музея кукол Зоннеберга, потому что после выставки кукол 1908 года с помощью универмагов Hermann Tietz музей смог включить некоторые куклы Munich Art Dolls в свою собственную экспозицию 1910 года, которая была приурочена к открытию здания Музея промышленности и торговли Зоннеберга. Важные свидетельства, относящиеся к выставке Зоннеберга и последовавшему приобретению многих кукол Munich Art Dolls, хорошо документированы в письмах, хранящихся в архиве Музея кукол Зоннеберга. Письмо от 13 апреля 1910 года из Мюнхенского универмага "Tietz" адресовано музею промышленности и торговли Зоннеберга на имя Курта Ноймана гласит:
"Мы взяли на себя смелость отправить вам сегодня в срочном порядке 13 оригинальных кукол мюнхенских художников в качестве дополнения к вашей выставке. Мы бы пожертвовали куклы из тех, которых у вас еще нет в коллекции, надеясь внести ценный вклад. Эти куклы не могут быть исключены из вашей выставки, потому что они являются оригиналами с Мюнхенской выставки 1908 года и являются основой художественной реформы искусства. Куклы, которые вы не хотите оставить, мы убедительно просим вас вернуться к нам. (Подпись) С наилучшими пожеланиями, Герман Тиц".
За сто лет, прошедших с тех пор, как Марион Каулитц представила Munich Art Dolls, исследователи кукол подготовили множество описаний кукол, но мало информации о самой Каулитц и ее жизни в качестве художника и мастера по изготовлению кукол. Родина Каулитц - Брауншвег (Braunschweg), расположен в северной части Германии между Ганновером и Берлином. Позже она переехала из Мюнхена в город Гмунд на озере Тегернзее в Баварии, где жила до 1924 года. С 1924 года Каулитц жила в небольшом городке Байриш-Гмайн (Bayrisch Gmain) со своей подругой Алин Штикль (Aline Stickl), которая в городском архиве указана в списке «художников искусства». Архивы также содержат следующую информацию: «Марион Каулитц, родившаяся в Браунсвейге 9 марта 1865 года, скончалась в Байриш-Гмайне 6 июня 1948 года в возрасте 83 лет».
Одно из самых интересных описаний Марион Каулитц было сделано Хардом Митиусом (Hard Mitius) для июльского номера журнала "Leipziger Illustrierten Zeitung" за июль 1909 года. Митиус пишет:
"Швабинг, который настоящее эльдорадо для художников, является домом для современной "кукольной матери". Она-изобретательница "кукольной самобытности". Ее адрес: Унтерштрассе, 16, четыре лестничных пролета. Поднявшись по этим ступенькам, вы попадаете в уютную студию с большим окном, на подоконнике которого распускаются цветы. Они отражают сердечный нрав их владелицы Марион Каулитц. Студия - это восторг всех детей и радость для художников. Прелесть этой обновленной куклы заключается в том, что у нее нет привычного лица с румяными щечками и моргающими глазками. Нормальным детям нужны маленькие друзья, а не дамы, которые ходят на бал".
↓ Фото 4. Мюнхенские художественные куклы были представлены во многих выставочных залах после их появления в 1908 году. Некоторых из них можно увидеть на задрапированном демонстрационном столе на левом переднем плане этой оригинальной фотографии. У всех кукол, выставленных на всеобщее обозрение, есть головы, вылепленные Паулем Вогельзангером. Запись на немецком на обороте фотографии гласила: "Berliner Illustrations-Gesellschaft, m.b.H., Berlin Koeniggraetzerstr. 67, 27. Ноя. 1913." (Авторский архивный сборник статей)
Вместе с Марион Каулитц в разработке и лепке головок жестких композиций и пошиве костюмов для мюнхенских выставок 1908 года участвовали следующие художники и скульпторы: Алиса Хегеманн, Мари Марк-Шнюр, Лилиан Фробениус, Джозеф Вакерле и Пауль Фогельсангер. Скульптору Джозефу Вакерле приписывают создание более выразительных голов. Он родился 15 мая 1880 года в Партенкирхене (Partenkirchen), Бавария. Он стал профессором в Мюнхене в 1923 году, а позже создавал модели для фарфоровых статуэток и других глазурованных фарфоровых изделий для фарфорового завода в Нимфенбурге. Он также стал автором майоликовых (глиняных) фигурок и групп фигурок. Каталог Мюнхенской ярмарки 1908 года включает в себя фотографию двух терракотовых фигур, созданных Джозефом Вакерле. Фигуры девочки с корзиной в руках и мальчика с клеткой в руках очень реалистичны, а головы очень похожи на выразительные куклы Вакерле в Музее кукол Зоннеберга. Джозеф Вакерле также разработал войлочные марионетки, часть из которых до сих пор можно увидеть в Музее Мюнхена.
Скульптор Пауль Фогельсангер родился в Мюнхене 24 ноября 1882 года. Его скульптура кукольных голов и его связь с Каулитц описаны в июльской иллюстрированной газете Лейпцига 1909 года: “спокойные, гармоничные, дружелюбные детские лица и, главным образом, головы с моделированными волосами". Даже в 1909-1910 годах, после того, как другие Мюнхенские художники больше не упоминаются как партнеры в создании кукол Марион Каулитц, Фогельсангер все еще называется как работающий с ней.
Большинство кукол Munich Art Dolls имели нарисованные глаза и закрытые или открытые/закрытые рты. Они часто были одеты в немецкие провинциальные костюмы или в яркие детские игровые костюмы. Одежда была прекрасно детализирована, с использованием различных тканей, включая шелк, хлопок, бархат и вязаную шерсть. Хотя многие из голов, созданных Фогельсангером похожи, они никогда не кажутся одинаковыми из-за различий в живописи, прическах и одежде.
Одежда Munich Art Dolls была описана в парижском номере журнала "Art & Decoration" за июль 1910 года так:
"Марион Каулитц очаровательно варьирует одежду, одевая некоторых в шелк, в то время как другие носят хлопок или вязаную шерсть. Некоторые одеты для школы, некоторые - в сабо [деревянные туфли]. Эти реалистичные куклы представляют детей всех классов и цветов. Многие куклы носят аккуратные провинциальные костюмы. Для Бретани есть целая серия кукол с головными уборами Нанта, Плувинье, Орея, острова Мойн, Роспордена, Ванна или Кемперла, с фартуками и косынками [треугольными платками] ярких цветов, которые отделены от мрачных платьев. И есть бигудены Pont-I Abbe с их странными прическами и платьями, расшитыми яркими цветами.
Также куклы, одетые, как шикарные молодые парни, с их короткими круглыми жакетами, красиво вышитыми жилетками и круглыми шляпами с бархатными лентами. Есть похожие провинциально одетые куклы для Нормандии, Страны Басков, Прованса, Савойи и Вандеи. Эти костюмы просты, но точны и значительно превосходят кукол, обычно встречающихся во Франции".
В ответ на всеобщее восхищение куклами Munich Art Dolls Марион Каулитц, в 1909 году Франц Райнхардт, директор фабрики по производству кукол Kämmer&Reinhardt, презентовал первых характерных кукол своей компании на небольшой выставке только для приглашенных гостей в берлинском универмаге Tietz. Согласно описанию в своей юбилейной брошюре Kämmer&Reinhardt, посвященной двадцать пятой годовщине, опубликованной компанией в 1911 году: "Компания показала всю свою продукцию, в том числе и серию «художественных кукол», как в то время назывались характерные куклы". Цизлики описывают реакцию на первых характерных кукол Kämmer&Reinhardt, показанных в 1909 году, в своей German Doll Encyclopedias: «Специалисты приняли с большим энтузиазмом. Здесь объединился реализм и грациозность. Новые куклы были частично из фарфора, частично из небьющегося материала, искусно расписаны маслом. У этих новых «характерных кукол», созданных Kämmer&Reinhardt, не было спящих глаз, а только нарисованные глаза».
После первых вялых продаж 1909 года серия характерных кукол Kämmer&Reinhardt стала очень успешной. Первая публичная демонстрация характерных кукол Kämmer&Reinhardt, а также презентация кукол из ткани Кэте Крузе (Käthe Kruse) состоялась в 1910 году в берлинском отделении магазина Германа Титца. Экспозиция была названа «Spielzeug aus eigener Hand» (игрушки ручной работы) и целый этаж был отведен для декабрьской рождественской выставки кукол и игрушек Weihnachts Ausstellung.
В статье, опубликованной в 1910 году в газете Торгово - промышленной палаты Зоннеберга описан рост продаж характерных кукол: “Плюшевый мишка, как самая привлекательная игрушка, был заменен характерной куклой, которая, оттеснив все другие типы кукол, имела неожиданный успех, особенно в Англии и Германии, и даже все заказы не были выполнены". Также в 1910 году было завершено строительство здания, в котором сейчас находится Музей кукол Зоннеберга. Цеслики описывают основание музея кукол и игрушек в своей "German Doll Encyclopedia" следующим образом:
"После того, как в 1883 году усилиями членов Торгово-промышленной палаты была создана промышленная школа, никому и в голову не пришло создать музей игрушек, в котором можно было бы собирать ранние работы учеников по скульптуре, моделированию, а также иностранные изделия. Причиной основания музея стало отсутствие нового поколения, обученного этому искусству. Промышленность Зоннеберга, однако, сосредоточилась на экспорте, что потребовало хорошо подготовленных специальных работников, главным образом скульпторов и художников, способных делать модели и рисовать новые игрушки. Изучение продукции зарубежных конкурентов также было частью тренинга. В результате с момента основания школы в 1883 году было собрано много интересных моделей, которые хранились и служили иллюстративным материалом для школьных уроков. Здесь хранились игрушки со всего мира.
Производители и фабричные рабочие, вернувшись из командировки за границу, привезли в Зоннеберг образцы иностранных игрушечных изделий и передали их в распоряжение промышленной школы. Из этой коллекции, пополненной образцами, подаренными заводчиками Зоннеберга, возник музей промышленности и торговли для города игрушек.
Помимо кукол и игрушек, они систематически собирали и каталогизировали изделия из фарфора и стекла. Музей игрушек был впервые перенесен в 1910 году, и он стал доступен исключительно как музей и для выставок в 1938 году".
В марте 1910 года в "Sonneberg newpaper" появилась следующая статья, написанная промышленным и торговым музеем Зоннеберга:
"В нашем торговом музее выставлена большая группа старинных кукол, а также ценная коллекция современных кукол, которые демонстрируют кукольную реформу последних лет.
Эта коллекция подтверждает следующее: "Идея сделать головы характерных кукол, то есть головы с индивидуальным выражением лица, не нова. Попытка была сделана с так называемой "lady’s head" еще в 1840 году; резной головой мальчика в 1850-х годов; так называемыми "Fingers Taufling" (пальцы Тауфлинга), с головой из папье-маше и покрытыми воском лицом, похожими на современного ребенка, также были сделаны в 1850-х годах.
Последняя идея сделать головы характерными пришла из универмага Tietz в Мюнхене в 1908 году. Скульпторы Джозеф Вакерле, Пол Фогельсангер и целая линейка кукол персонажей для компании Tietz. Из этого реформаторского движения у нас много кукол".
↓ Фото 5.Согласно оригинальному инвентарному описанию Музея кукол Зоннеберга, эта 19-дюймовая кукла Munich Art Dolls с головой скульптора Пауля Фогельсангера является эмблемой Марион Каулитц. Она указана как кукла № 4 в накладной Марион Каулитц, изображенной на иллюстрации 6. На башмаке куклы указано имя портнихи Алин Штикль (Aline Stickl). Перчатки ручной вязки, которые висят на шее куклы, дополняют образ «детей улицы». Каулитц жила со Стикль в Байриш-Кмайн с 1924 года до своей собственной смерти в 1948 году. Предоставлено Deutches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Grafnitz).
↓ Фото 6. Этот оригинальный счет от 15 января 1912 года, написанный от руки Марион Каулитц, сопровождал четыре куклы, проданные Каулитц в Музей кукол Зоннеберга.
Фирменный бланк включает в себя рисунок ее эмблемы, изображенной на рисунке 4. Переведенные слова над куклой гласят: "Gmund on (Lake) Tegern #167; телефон #45; Марион Каулиц, член Немецкой Рабочей Федерации; Брюссель (Всемирная выставка) Золотая медаль 1910 года; Мюнхенский Художник Каулитц Куклы. "Немецкая Федерация труда была художественным движением, направленным на улучшение продаж традиционных ремесел, а также продукции массового производства, что поставило Германию на конкурентную основу с Англией и Соединенными Штатами. Ассоциация, основанная в 1907 году, состояла из архитекторов, дизайнеров и промышленников. Предоставлено Deutches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Grafnitz).
↓ Фото 7. Кукольная обувь ручной работы, помеченная именем Aline Stickl, является важной частью её очаровательного образа «уличного ребенка». Уникальные туфли с шахматным дизайном можно увидеть на чертеже Emblem Doll на фирменном бланке компании Kaulitz, видно по накладной, изображенной на фото 6. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Grafnitz).
↓ Фото 8. Крупный план головки куклы-эмблемы позволяет рассмотреть полные щеки, "надутое" выражение лица и типичную немецкую прическу с косами, уложенными в кольцо у каждого уха. Эта прическа упоминалась как "прическа с раковиной улитки" на инвентарном листе , который описывает прическу и одежду куклы. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Grafnitz).