Пожалуй, самое широкое исследование, посвященное характерным куклам принадлежит Мари Кромбхольц. В 2008 году вышла книга, посвященная немецким характерным куклам
Identifying German Character Dolls. Mary Gorham Krombholz. - Maryland: Reverie Pablishing Company, 2008. - 344с.
Саму книгу я показывала
тут.
Первая часть статьи
здесь. Это вторая часть. Продолжение следует.
В ответ на успех первой серии характерных кукол Kämmer&Reinhardt, Марион Каулитц на страницах газеты в 1911 году заявила, что является изобретателем характерных кукол. Она также обвинила Kämmer&Reinhardt в том, что фирма копировала лица ее кукол, одежду и прически. Она также утверждала, что была первым кукольным дизайнером, который использовал прическу с закрученными косичками над каждым ухом. Kämmer&Reinhardt предложили Каулитц предъявить им претензии, если она чувствует, что с ней поступили несправедливо. Макс Шрайбер (Max Schreiber) вступил в спор, приняв сторону Kämmer&Reinhardt, сказав, что он помнит более ранних кукол, сделанных для магазина Tietz с той же прической из витых кос. После этого утверждения Каулитц попросила своего адвоката вмешаться.
Результаты спора по поводу названия «характерная кукла», а также споры о моделировании лица и прическах можно найти в брошюре Kämmer&Reinhardt, посвященной двадцать пятой годовщине фирмы, опубликованной в 1911 году, в следующем тексте: «К сожалению, у нас были судебные иски, касающиеся копирования наших продуктов и, конечно, мы выиграли их. Решением Высшего суда Йены наши головы теперь защищены законом. Копии могут быть конфискованы. Пока что мы не воспользовались этим правом, но мы это сделаем, если придется".
Спор на газетных страницах в 1911 года между Марион Каулитц и кукольной фабрикой Kämmer&Reinhardt по поводу первого использования термина «характерные куклы» не помешал обеим сторонам представить новые модели кукол в 1911 и 1912 годах. Kämmer&Reinhardt продолжали выпускать новые модели характерных кукол в эти годы. А согласно German Doll Encyclopedia Цисликов , в 1911 году Каулитц представила 14 моделей кукол, GM которых насчитывает от 21 до 34. Также в 1911 году она была удостоена премии за самую оригинальную художественную куклу на Международной выставке кукол во Франкфурте.
Марион Каулитц продолжала делать куклы в 1912 году, согласно ее рекламе в каталоге баварской выставки 1912 года в Мюнхене. В том же году она получила заслуженное признание в Париже: она была назначена членом Международного союза искусств и науки. Это престижное общество было основано в 1912 году известным французским скульптором Огюстом Роденом (Auguste Rodin).
В архиве Музея кукол Зоннеберга хранится документ от 14 декабря 1911 года, собственноручно подписанный Марион Каулитц. Фирменный бланк этого важного документа содержит графический рисунок эмблемы кукол Каулитц. Она изображена на иллюстрациях 7-9 (см.
первую часть статьи). Даже в монохромном фирменном бланке невозможно ошибиться в уникальном шахматном дизайне оригинальной обуви. Справа от рисунка на бланке можно прочитать следующие слова: "Gmund am Tegernsee 167 - TEL - 45//Marion Kaulitz - Mitglied des Deutschen//Werk - bundes - Brüssel 1910 Gold - Medaille//Münchner Künstler Kaulitz Puppen" (Деревня Гмунд расположена к югу от Мюнхена в предгорьях Баварских Альп).
В 1911 году Марион Каулитц направила такое письмо в Музей промышленности и торговли Майнингера (Зоннеберг): "В ответ на ваше почетное для меня письмо, я буду рада собрать группу кукольных художников. Я буду взимать только мою стоимость, почтовые расходы и упаковку. Как только я соберу группу, сообщу вам необходимую информацию. Поскольку я знаю хорошую репутацию музея, то буду стараться изо всех сил. С наилучшими пожеланиями. (Подпись) Марион Каулитц".
Счет от 15 января 1912 года, написанный от руки и подписанный Марион Каулитц, сопровождал четыре куклы, которые она продала Музею кукол Зоннеберга. Этот счет-фактура приведен на фото 6 и имеет тот же бланк, что и письмо 1911 года, описанное выше. Под фирменным бланком Каулитц написал следующее: "Скидка 2% при оплате в течение четырех недель, полная - 30 дней". Она также отметила, что: «пустые ящики будут возвращены за 2/3 от стоимости». Под фактурой (старое немецкое слово, обозначающее счета) Каулитц описывает четыре куклы, которые она продала музею. Она направила счет в Музей промышленности и торговли Верхнего округа Майнингер, Зоннеберг, со следующей пометкой: «В ответ на ваш запрос я сегодня отправляю вам счет и обязательство: «V9, кукла Каулитц, 7,20 марки; М9, кукла Каулитц, 7,00 марки; K91, 9,50 марки; I9II, кукла Каулитц, 7,40 на общую сумму 31,10 марки». В левом столбце под четырьмя перечисленными куклами находятся номера 2965, 2966, 2967 и 2968. Справа от чисел, которые она написала: «Я хотела бы добавить, что это покрывает только мои расходы и в то же время хочу попросить вас, если вы найдете заинтересованную сторону, направить его ко мне. Всегда к вашим услугам, с уважением, Марион Каулитц".
Марион Каулитц рекламировала свои куклы в "Bayrische Gewerbeschau, Amtlicher Katalog", Мюнхен, 1912 г. (Anzeigenteil) (Баварская выставка, Официальный каталог, Мюнхен, 1912 г. (рекламные объявления)) со следующими словами: «Куклы художника Каулитц//Золотая медаль 1910 г., Брюссель; Выставка кукол в Бреслау, 1-я премия 1911 года, Франкфурт-на-Майне, премия за самую оригинальную художественную куклу; ручная роспись, практически не ломающаяся. Чтобы заказать оригинальные куклы Каулитц, свяжитесь с основателем кукольной реформы Марион Каулитц».
В 1912 году Каулитц зарегистрировала номера молдов от 21 до 34, что указывает на четырнадцать новых моделей головок кукол. Насколько мне известно, исследователи кукол не обнаружили никакой информации об общем количестве произведенных кукол Munich Art Dolls. Марион Каулитц считала кукол не произведениями искусства, а игрушками для детей. Она делала их долговечными и устанавливала более низкий диапазон цен на куклы. Несомненно, она была прекрасным художником-портретистом, заинтересованным в создании куклы нового типа, которую полюбят дети. Думаю, она попросила некоторых из своих мюнхенских друзей-художников и скульпторов присоединиться к ней в этом начинании. Они работали вместе, чтобы создать дизайн головы, нарисовать головы и одеть кукол.
Казалось, что будет трудно определить, через сто лет после первого показа Munich Art Doll, какие из кукол в постоянной коллекции Музея кукол в Зоннеберге были сделаны Полом Фогельсангером, а какие - Джозефом Вакерле, первоначальными скульпторами Munich Art Dolls. Но это не так. Подробные инвентарные листы, хранящиеся в музее, являются убедительным доказательством того, какой именно художник отвечал за создание каждой из кукольных головок. Хотя некоторые из кукол не идентифицированы на листах инвентаризации, скульптура их лиц и роспись настолько похожи на кукол, идентифицированных на инвентарных листах, что можно определить производителя каждой головы. Выражаю благодарность Соне Гтиртлер (Sonja Gtirtler) за то, что она позволила моей подруге Кристиане Грефнитц (Christiane Gräfnitz) сфотографировать кукол Munich Art Dolls, находящихся на хранении и за то, что у меня были фотокопии оригинальных инвентарных листов и письма о приобретении Munich Art Dolls.
Хотя с момента изготовления Munich Art Doll прошло сто лет, куклы в Музее кукол в Зоннеберге выглядят точно так же, как и при создании. Одежда и аксессуары в идеальном состоянии. Куклы сегодня так же привлекательны, какими они были впервые увидены летом 1908 года на витринах универмага Германа Титца в Мюнхене. Их очаровательная, похожая на беспризорность невинность ценится коллекционерами кукол во всем мире, но их реальная важность заключается в том, что они возвестили новый стиль изготовления кукол, в котором изображен реальный ребенок, а не идеализированный ребенок. Мюнхенская выставка 1908 года не была бы так важна для современных коллекционеров кукол, если бы кукольная фабрика Kämmer&Reinhardt не отреагировала на идею этого нового типа реалистичной куклы. Глубокое влияние кукол, показанных в магазинах Tietz, проявляется в работах современных художников и дизайнеров кукол.
↓ Фото 9. Кукла под номером 1 в счете-фактуре от 15 января 1912 года, в котором указаны четыре куклы (включая Эмблему), проданных Марион Каулитц музею промышленности и торговли Зоннеберга, который впоследствии стал Музеем кукол и игрушек Зоннеберга. Пол Фогельсангер слепил голову этого 19-дюймового мальчика с окрашенными волосами. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 10. Эта 18-дюймовая раздетая кукла Munich Art Doll с головой, созданной Полом Фогельсангером, напоминает Эмблемную куклу, изображенную на фото 5 (см.
первую часть статьи). Пухлый рот, глубокая ямочка на подбородке и косички дополняют детский образ. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz)
↓ Фото 11. Хорошо смоделированные уши и пухлые щеки этой Munich Art Doll, также изображенной на фото10, представляют собой скульптурные детали, характерные для головок, созданных Фогельсангером. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 12. Голова из твердого композита этой 18½-дюймовой куклы Munich Art Doll также была изготовлена Полом Фогельсангером, согласно оригинальному инвентарному листу в Museum Sonneberg Doll. Эта кукла № 2 из счета-фактуры на 4 куклы от 15 января 1912 года, проданных музею Марион Каулитц. Очевидно, что Фогельсангер ваял всю партию кукол, которую сопровождала накладная, изображенная на фото 6 (см.
первую часть статьи). Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 13. Портретное фото головы Фогельсангера, показанное на фото 14, иллюстрирует скульптурное сходство этой куклы с куклой Эмблемой на фото 5 (см.
первую часть статьи). Черты лица: бледные брови, подсвеченные карие глаза, полностью открытый/закрытый рот и насыщенно покрасневшие щеки. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 14. Эта 20-дюймовая кукла из Мюнхена - кукла № 3 из счета-фактуры на 4 куклы от 15 января 1912 года, проданных музею Марион Каулитц. Оригинальная одежда мальчика описана в июльском номере парижского журнала "Art & Decoration" за 1910 год: "Куклы, одетые как шикарные молодые парни в коротких округлыми куртками. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 15. Портретное фото головы куклы работы Фогельсангера, показанной на фото 12, демонстрирует типичные «спокойные, гармоничные, дружелюбные детские лица», приписанные ему в июльской газете «Лейпциг» 1909 года. В газетной статье также отмечается, что: «Фогельсангер из Мюнхена доставил гораздо больше голов ». Голова этой куклы идентична головам на моих двух Munich Art Doll, изображенных на фото 18. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 16. Эта 20-дюймовая кукла Munich Art Doll с головкой Фогельсангера очень похожа на головки, изображенные на фото13 и 15 и демонстрирует сходство деталей моделирования, очевидных для головок, изготовленных Фогельсангером. Эта кукла из постоянной коллекции Музея кукол, расположенного в старом замке Ханау-Вильгельмсбад. Предоставлено Hessisches Puppenmuseum, Hanau-Wilhelmsbad. (Фото: Christiane Gräfnitz)
↓ Фото 17. Головка из твердого композита на этой фотографии 18½-дюймовой куклы Munich Art Doll похожа по стилю на Фогельсангер - скульптурные головы, показанные на предшествующих фотографиях Munich Art Doll в этой главе. Слегка улыбающийся открытый/закрытый рот и высокий лоб - скульптурные детали, которые изменяют внешний вид этой куклы. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz)
↓ Фото 18. Эта пара 13-дюймовых Munich Art Doll с одинаковыми лепными головками иллюстрирует различия во внешнем виде из-за росписи лица. Кукла в оригинальной одежде имеет формованные веки, большие серо-голубые окрашенные глаза и полные светло-красные окрашенные губы. У раздетой куклы отсутствует определение века, и у нее гораздо меньшие окрашенные глаза и очень бледно-розовые губы. Тщательно выполненные композиционные шарнирные тела отмечены товарным знаком с крылатым шлемом Dressel. Кукольная фабрика Cuno & Otto Dressel производила большинство композитных тел, установленных на Munich Art Dolls, включая большинство кукол, перечисленных в этой главе, а также продавалась как Munich Art Dolls. Авторская коллекция. (Фото: Gregg Smith).
↓ Фото 19. Эта 18" кукла Munich Art Doll со скульптурной головой Vogelsanger имеет совершенно иное выражение личика, чем у других Munich Art Dolls, из-за хорошо смоделированного открытого/закрытого смеющегося рта. Courtesy Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 20. У этой 18" куклы Munich Art Doll гладкая голова и окрашенные волосы. Моделирование лица аналогично нескольким другим головам, авторства Фогельсангера по сведениям из инвентарных листов Музея кукол Зоннеберга. Композитное шарнирное тело немного отличается от тела, изображенного на фото 18 - руки и ноги длиннее и тоньше.
↓ Фото 21. Профиль куклы, показанной на фото 20 и 22, показывает сходство со скульптурой ушей кукол Фогельсангера, которая сильно отличаются от формы лепки ушей кукол Векерле (см. фото 38). Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).
↓ Фото 22. Портретное фото куклы-мальчика, показанной на фото 20, позволяет рассмотреть окрашенные волосы с неровными мазками на лбу, которые напоминают прическу ребенка, играющего на улице в ветреный день. У этой куклы выразительно нарисованные брови. У некоторых из фигурных кукол Vogelsanger, созданных в Мюнхене, включая пару, изображенную на фото 18, отсутствуют окрашенные брови. Куклы, изображенные на фото с 16 по 20, описаны в инвентарных листах Музея кукол Зоннеберга следующим образом: «Puppe; Deutschland; Marion Kaulitz; Tegernsee, um 7910.» («Кукла; Германия; Марион Каулитц в 1910 году»). Слово «Тегернзее» означает дом и кукольную фабрику Каулитц в небольшом городке Гмунд на озере Тегернзее в Баварии, где она жила до 1924 года. Предоставлено Deutsches Spielzeugmuseum, Sonneberg. (Фото: Christiane Gräfnitz).