статья, опубликованная в "Брате Солнце" в июне 2008 года.
Почитание Святейшего Сердца Иисуса
1. История
Почитание Святейшего Сердца Иисуса имеет долгую историю. Первые упоминания, указывающие на его существование (или возникновение) относятся к XI-XIII вв. Одно из них мы встречаем в "Vitis mystica", труде, создание которого приписывается св. Бонавентуре (1221-1274). Известно, что Святейшее Сердце так или иначе почитали в семьях св. Матильды (ум. 1298) и св. Гертруды Хельфтской (1256-1302). Святая Гертруда - один из известнейших немецких мистиков. Особенно важным для истории культа Святейшего Сердца является ее самое первое видение, имевшее место на празднике евангелиста Иоанна в 1281 году. Приложив голову к Христовой Ране, она услышала биение Его Сердца. Тогда она спросила Иоанна, почему он не сказал ни слова о биении Христова Сердца после того, как услышал его на Тайной Вечери? Иоанн ответил ей, что тогда сохранил тайну потому, что она должна была открыться в последующие печальные времена, когда понадобится вновь зажечь любовь в людских сердцах.
Понятно, почему внимание к Сердцу Христа возникло именно в это время. В XII веке получил широкое распространение культ почитания святого человечества Христа, сопровождавшийся сильным интересом к событиям Его земной жизни, местам, касавшимся этих событий, Его страданиям и орудиям этих страданий.
В XIII-XVI вв. почитание Святейшего Сердца Иисуса стало распространяться, мы встречаем его в жизнеописаниях святых, в практиках францисканского, доминиканского, картезианского орденов. Параллельно с ним существовало глубокое почитание Пяти Ран Христовых (и почитание центральной Раны в Сердце было "предтечей" культа Сердца). Внутреннего развития мистика Святейшего Сердца в этот период не получила.
Закат Средневековья был временем, когда верные христиане пытались противостоять падению нравов и распространению "философии" вседозволенности, прибегая к аскетическим духовным практикам, медитациям, духовным упражнениям. Множество благочестивых мирян уходили из мира, посвящая жизнь созерцанию. На этом фоне в XVI веке сформировалась аскетическая практика поклонения Сердцу Иисуса с молитвами и упражнениями. Она много восхвалялась современниками. О ней писали Луи из Блуа и блаженный Иоанн из Авилы. Картузианец Ланспергий (1489-1539), аскет и писатель, с настойчиво призывал всех христиан с особой любовью почитать Святейшее Сердце и подражать Ему. Он был первым, кто ясно и убедительно изложил те основы и принципы, на которых выросло это почитание.
В XVII веке посвященные Сердцу Иисуса поклонение и медитации практиковались многими святыми и учителями аскетизма. Почитание Святейшего Сердца все более распространялось среди иезуитов, бенедиктинцев, кармелитов, францисканцев. Иезуиты помещали изображение Сердца Иисусова на обложках своих книг и на стенах храмов. Святейшее Сердце почитали св. Франциск Сальский, св. Алозий Гонзага, св. Франциск Борджия, св. Марина де Эскобар. Видения касательно Него имели некоторые монахини - мать Анна-Маргарита Клемент (ум. 1661) и Жанна-Бенин Гойо ( ум. 1692).
Почитание Святейшего Сердца Иисусова стало выходить за рамки частных практик благодаря стараниям св. Иоанна Ода (1601-1680), французского миссионера, основателя общества Иисуса и Марии (одисты) и ордена Девы Марии Милосердия (Доброго Пастыря). Иоанн Од был признанным проповедником и духовником, проработал за свою жизнь более чем в сотне миссий во Франции. Он, а впоследствии и его преемники из общества Иисуса и Марии, внес особый вклад в жизнь Французской Церкви, позаботившись о достойном образовании для ее священников.
Отец Од много потрудился для того, чтобы почитание Святейшего Сердца Иисусова и Пренепорочного Сердца Девы Марии стало публичным, приобрело свои официальные праздники и литургическое воплощение. Св. Иоанн сам стал автором обряда службы Сердцу Иисуса и составителем особого чина Мессы. Часовни семинарий в Каэне и Кутансе отец Од освятил в честь Сердца Иисуса и Сердца Марии (*).
В 1648 году впервые был проведен праздник Святого Сердца Марии. А 31 августа 1670 года, наконец, прошел первый торжественный праздник Сердца Иисусова в большой семинарии в Ренне. Затем последовал праздник в Кутансе 20 октября, а за ним такие торжества стали проводиться в разных французских приходах. В 1674 году св. Иоанн Од получил от папы Клемента X шесть индульгенций для братств Святейшего Сердца, и для уже основанных им, и для будущих. Он основал общество Сердца Матери Предивной.
Однако наиболее значительным в истории почитания был опыт святой Маргариты-Марии Алакок (1647-1690), монахини ордена Посещения Марии во французском городе Парэ-ле-Моньяль (этот маленький городок стал известным в мире местом паломничества благодаря видениям Маргариты-Марии). Не известно, знала ли сестра Маргарита-Мария что-либо о культе Сердца Иисусова до видений. Она описывает увиденное следующим образом. Как и св. Гертруде, на празднике с честь евангелиста Иоанна (вероятно, в 1673 г.), Иисус позволил ей склонить голову к Его Сердцу. Он "открыл ей чудеса Своей любви и поведал о том, как Он желает открыть эту любовь и доброту всему человечеству, и что Он избрал ее для этой цели". Назвав ее "возлюбленной ученицей Святейшего Сердца", Он обещал сделать ее наследницей всех Его сокровищ. В следующем видении Он просил Маргариту-Марию передать Его желание о том, чтобы Его почитали под видом Его телесного Сердца. В третьем видении (вероятно, оно было летом 1674 г.) Иисус просил людей о почитании Его любви посредством частого Причастия, Причастия в первую пятницу каждого месяца и соблюдения Святого Часа. Христос призвал Маргариту-Марию проводить, распростершись, в молитве канун первой пятницы каждого месяца - с одиннадцати часов до полуночи, разделяя Его смертельные муки, которые Он чувствовал когда был покинут апостолами и страдал на Кресте. В октаву Тела Христова, в 1675 году Маргарита-Мария имела видение, названное впоследствии "великим", когда Иисус сказал ей: "Воззрите на Сердце, которое так возлюбило людей… и вместо благодарности Я от большей части людей получаю лишь неблагодарность," - и просил ее о том, чтобы был учрежден праздник возмещения (reparation) в пятницу после октавы Тела Христова. Господь просил Маргариту-Марию сообщить об услышанном отцу Клоду де ла Коломбьеру (настоятелем иезуитской общины в Парэ) и во всем следовать его совету. И, наконец, Он просил особого почитания со стороны короля и поручил миссию распространения почитания Своего Сердца сестрам Посещения Марии и священникам-иезуитам.
Маргарита-Мария сообщила обо всем отцу Клоду. Он поручил сестрам составить подробное описание видений и позаботился о том, чтобы информация обо всем этом была распространена во Франции и в Англии.
В 1676 году св. Клод получил место священника и проповедника при дворе герцогини Йоркской, продолжая и в Англии вести жизнь монаха и активного миссионера и наставляя Маргариту-Марию в письмах. Он был арестован, обвинен, как участник заговора, но вскоре освобожден и изгнан из Англии. Последние два года своей жизни он провел в Лионе, обучая молодых иезуитов, и в Парэ. В 1684 г., через два года после смерти св. Клода, в Лионе были изданы описания видений сестры Маргариты-Марии, вместе с его собственными размышлениями о пользе почитания Сердца Иисуса и прекрасным посвящением Святейшему Сердцу, очень хорошо передающим суть почитания. Книга стала чрезвычайно популярной и весьма способствовала распространению почитания. Хотя сестре Маргарите-Марии пришлось справляться с сильным смущением, вызванным повсеместным звучанием ее имени.
В 1690 году Маргарита-Мария умерла от болезни, в течение которой она отказывалась от всякого лечения, говоря:"Что я имею на небесах и чего желаю на земле - одного Тебя, Боже мой!". Уже в 1691 году была издана ее биография за авторством отца Круазэ, в качестве приложения к его книге "Почитание Святейшего Сердца".
Некоторое время формы почитания, созданные и установленные св. Иоанном Одом существовали параллельно с традицией св. Маргариты-Марии и отца де ла Коломбье. Впоследствии два движения слились в одно.
Дальнейшее распространение и развитие почитания Святейшего Сердца Иисусова наталкивалось на многочисленные препятствия. Святой Престол медлил с окончательным утверждением этой практики, хотя в 1693 году вновь одарил индульгенциями братства Святейшего Сердца, а в 1697 году разрешил сестрам Посещения Марии отмечать праздник Святейшего Сердца и проводить Литургию Пяти Честных Ран Христовых. Но проводить праздник Сердца Иисусова с особым чином Мессы повсеместно позволено не было.
Кроме сестры Маргариты-Марии и отца Ода, почетное имя апостола почитания Сердца Иисусова получил священник Иосиф де Галлифэ (1663-1749), иезуит, ученик отца Клода де ла Коломбье. На третий год своей работы в Лионе отец Иосиф тяжело заболел и братья очень беспокоились за его жизнь, так, что даже один из священников поклялся, что если отец Иосиф выживет, он посвятит свою жизнь Святейшему Сердцу Иисуса. Поправившись, тот сам подтвердил эту клятву и исполнил ее. И его служение было тем эффективнее, что в течение своей жизни он проработал ректором семинарий в Лионе, Весуле и Гренобле, был провинциалом ордена и ассистентом по Франции, с 1723 по 1732 проработал на этой последней должности в Риме. При его жизни количество братств Святейшего Сердца увеличилось до 700. Он написал книгу "Культ Святейшего Сердца Господа Нашего Иисуса Христа", целью которой было объяснение и повсеместное введение его в Церкви. Книга вышла в 1726 году и поначалу встретила достаточно сильное сопротивление.
Во время марсельской чумы в 1720 году произошло первое публичное, вне монашеских орденов и церковных сообществ, поклонение Сердцу Иисуса и всеобщее посвящение Ему. За Марселем последовали и другие города южной Франции. И в 1726 году Рим вновь рассмотрел вопрос об установлении общецерковного праздника, но ответил отказом (в 1729 году). Наконец, в 1765 г., после просьбы королевы, Рим утвердил этот праздник для Франции (квази-официально). В 1794 году Папа Пий VI в своей булле "Auctorem fidei" защищал почитание Сердца Иисуса от нападок янсенистов (утверждавших, что это поклонение только телесному Сердцу, отделенному от полноценной Личности Иисуса Христа).
Французская революция нанесла большой урон Французской церкви и, конечно, движению почитания Сердца Иисуса. Исповедник Людовика XVI, одист отец Эбер взял с короля обещание посвятить свое королевство Сердцу Иисуса, если ему удастся спастись от врагов. Восстановление движения было очень долгим, и самому обществу Иисуса и Марии удалось более или менее оправиться только во второй половине XIX века.
В 1856 г. Папа Пий IX установил праздник Сердца Иисуса как общецерковный (в ранге duplex major), в 1889 он приобрел статус первого класса (duplex I cl. ). Вместе с этим повсеместной стала практика возмещения и посвящения себя Святейшему Сердцу в группах и братствах. В 1875 году такие посвящения прошли по всему католическому миру. 11 июня 1899 года Папа Лев XIII сам посвятил Сердцу Иисуса все человечество, назвав это "великим деянием" своего понтификата. Об этом посвящении попросила его сестра Мария Святого Сердца из конгрегации Доброго Пастыря из португальского города Оронто, утверждавшая, что ее об этом, в свою очередь, просил Сам Иисус Христос. Она умерла в день праздника Святейшего Сердца, за два дня до "великого деяния" Льва XIII.
В XX веке были канонизированы апостолы почитания Сердца Иисуса. Сестра Маргарита-Мария Алакок - в 1920, отец Иоанн Од - в 1925 (в 1903 году папа Пий IX, назвав добродетели Ода героическими, дал ему титул "автора богослужений Святейшему Сердцу Иисуса и Святому Сердцу Девы Марии"), отец Клод де ла Коломбье - в 1992 году.
2. Смысл почитания Святейшего Сердца Иисуса
2.1. Значения слова "сердце".
Желанием Иисуса Христа, которое передала св. Маргарита-Мария Алакок, было почитание Его под видом Его телесного Сердца. Именно так и в настоявшее время прежде всего понимается этот культ. Однако, почитание идет далее просто образа физического Сердца Христова, видя в нем источник Его бесконечной любви к людям. В основе понимания этого культа, поэтому, должно лежать понятие сердца в его самых простых житейских значениях:
- сердце, как телесный орган, который движет кровь в теле
- сердце, как средоточие наших чувств и моральных представлений, их символ.
Нельзя не остановиться и на библейском понимании слова "сердце". В Библии это слово выражает всю внутреннюю жизнь человека: сердце мыслит, решает, испытывает Страх Божий, в нем покоится верность Богу. Заповедь возлюбить Бога "всем сердцем" действительно означает - всем целостным своим существом. (Мк. 12:30). "Во всех священных книгах и у всех богодухновенных писателей сердце человеческое рассматривается как средоточие всей телесной и духовной жизни человека, как существеннейший орган и ближайшее седалище всех сил, отправлений, движений, желаний, чувствований и мыслей человека со всеми их направлениями и оттенками…. Сердце есть исходное место всего доброго и злого в словах, мыслях и поступках человека, есть доброе или злое сокровище человека: "Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его". (Лк.6, 45). Сердце есть скрижаль, на которой написан естественный нравственный закон; посему у язычников "дело закона написано в сердцах" (Рим.2, 15). На этой же скрижали пишется и закон благодатный: "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом"(Иер. 31:33)" (5). Сердце - источник чувств, страстей, помыслов, нравственности, средоточие духовной и душевной жизни человека.
2.2. Объект почитания.
а) Итак, в образе Сердца Иисуса мы видим символ Его мыслей и чувств, и прежде всего и глубже всего - символ Его милосердия и любви. Церковь понимает почитание Святейшего Сердца только в непосредственной и точной взаимосвязи между телесным Сердцем Иисуса Христа и Его любовью. В контексте этого культа совершенно неверным будет как почитание отдельно Сердца, как части Тела Господнего, так и обособленно - Его любви, без указания на телесное Сердце. Также неверным будет проведение некой метафорической, образной связи между ними. В данном почитании имеется два элемента: чувственный (телесный) и духовный. Но, тем не менее, оно имеет один объект поклонения, а не два - Сердце и Любовь. Сердце указывает нам на любовь, но они составляют единое целое, как тело и душа, это не просто некий знак и некое его значение.
Из двух этих неразрывных элементов основным и определяющим является любовь (как душа - основной и определяющий элемент человеческой личности) - она является причиной почитания Сердца и основанием для возникновения этого почитания. В силу данного превосходства Сердце Иисуса изображается символически, а не анатомически (и последнее нанесло бы урон смыслу почитания) - это выводит любовь Христову на первый план. Безусловно, культу необходимо было видимое изображение Сердца, поскольку именно Оно, настоящее живое Сердце любит нас и за нас страдает, именно Оно было пронзено копьем. Но весьма мудро, что при этом изображение не физиологично. Нас в данном случае не должны интересовать физиологические подробности существа Сердца Иисуса, но необходимо, тем не менее, понимать, что данное почитание основано на реальности живого и существующего телесного Сердца Христова. На Нем основан весь символизм культа.
Таким образом, данный культ почитает достойное восхищения и почитания Сердце Христово, в той мере в какой Оно представляет и напоминает о Его любви; и наоборот - почитает любовь Христову в той мере, в какой она представлена Его Святейшим Сердцем, и чьим символом Оно является.
Смысл почитания Святейшего Сердца Иисуса - это также призыв к более глубокому созерцанию. Мы знаем, что не только Сердце, но все существо Христа, Весь Он был исполнен любви, любовь была смыслом и мотивом всех Его действий и страданий. Почитание, направленное на живое Сердце, открывает нам путь познания всей внутренней жизни Иисуса Христа, его чувств и добродетелей, Его Самого - бесконечно любящего и любимого, этот путь ведет нас от любящего Сердца ко всем проявлениям и деяниям этой любви.
б) Другой понятный путь - это мысленный созерцательный переход от Сердца к Личности. Так, упоминая Сердце Христово, мы имеем в виду Самого Иисуса. Не в том смысле, конечно, что Сердце и Личность - это два синонима для одного понятии; но когда слово "сердце" указывает на личность, то значит, эта личность рассматривается в какой-либо связи с ее эмоциональной и нравственной жизнью. Таким образом, когда мы указываем на Господа через Его Сердце, мы подразумеваем Его Самого, открывающего нам Свое Сердце, Его, любящего и доброго. Полноценная Личность Господа "представлена, суммирована" в Его Сердце, как и все на свете соединено в Господе.
в) Тот, кто почитает любящего Иисуса Христа, не может не видеть, что Его любовь постоянно отвергается. В Священном Писании мы видим Бога печалящегося, и святые всегда и во все времена слышат в своих сердцах плач невознагражденной любви. Поэтому неотъемлемой частью почитания Святейшего Сердца является размышление о любви Христовой, как любви отвергнутой и презираемой.
г) Любовь пронизывает всю личность Иисуса и Его жизнь, и лишь она может объяснить Его слова и Его дела. Тем не менее, ее свет наиболее ярок в тайнах Его жизни - Воплощении, Евхаристии, Страстях, Воскресении, открывающих нам всю глубину Его щедрости и все величие Его доброты. Более того, эти тайны занимают особое место в почитании, которое постоянно и везде ищет Иисуса и знаки Его любви, и находит, что именно в этих тайнах она сосредоточена в той наибольшей мере, какую только можно себе представить.
д) Любовь Христа в людям, безусловно, не исключает Его любви к Богу, но почитание последней превышает почитание "Сердца, Которое так возлюбило людей", выходя за его рамки.
е) Последний вопрос, который может возникнуть: какую именно любовь почитают в этом культе - любовь Человека или любовь Бога в Иисусе Христе, любовь сотворенную или нетварную? Несомненно, здесь почитается любовь Бога, сотворившего Человека, любовь Воплощенного Слова. Конечно, нет оснований считать, что верующие стремятся разделять эти два вида любви более, нежели две природы во Христе. И все же существуют разные мнения по этому поводу (в контексте культа Сердца Иисуса). Некоторые авторы связывают с телесным Сердцем одну только человеческую любовь, но не божественную, и даже более того, полагают, что Божественная любовь не присуща Личности Иисуса. Вследствие этого, они не считают Божественную любовь объектом поклонения в данном культе. Другие считают, что объектом поклонения в данном случае не является божественная любовь, отделенная от Воплощенного Слова, но только если она представляется, как любовь Воплощенного Христа. Они не видят никаких оснований в том, чтобы считать почитание Сердца Иисусова почитанием лишь сотворенной любви Человека-Христа и почему телесное Сердце не может символизировать Божественную любовь.
2.3. Основания для почитания Сердца Иисуса
Для того, чтобы высказать одобрение почитанию Сердца, Церковь отстраняется от видений Маргариты-Марии, не подтверждая их достоверность, и рассматривает данный культ сам по себе. Видения Маргариты-Марии могут быть ложны, но само почитание может и не быть от этого менее достойным и серьезным. Тем не менее почитание Сердца Иисусова распространялось преимущественно под влиянием последователей св. Маргариты-Марии. Перед ее беатификацией Церковь исследовала ее видения самым критическим образом. Опыт св. Маргариты-Марии не считается безошибочным, но людская уверенность в нем полагается достаточной для оправдания последующих слов и действий.
Сердце Иисуса, как и всё, принадлежащее к Его Личности, достойно поклонения. Но, конечно, невозможно такое поклонение Сердцу, которое совершенно изолировано и мысленно отсечено от Личности Христа. Иисус, являющий нам божественное благо, Господь, любящий и возлюбленный, является объектом в почитании Его Святейшего Сердца, как и объектом почитания христианской религии в целом. Единственной сложностью здесь является связь, проведенная между Его Личностью, Его Сердцем и его любовью. Но понятое правильно почитание Сердца Иисусова не нуждается в оправданиях.
Связь между сердцем и любовью (а также эмоциональностью и нравственностью) в данном случае понимается прежде всего как символическая, и этого достаточно для культа. Сердце не предстает как "орган, производящий любовь". И все размышления о действительности связи между сердцем и любовью достаточно основывать лишь на своем жизненном опыте, на наших ощущениях этой связи.
"Иисус Христос - вот главный источник познания Бога в Его внутренней жизни, в Его Любви. И если к Богу "применить" наши человеческие категории, можно смело сказать, что это Он "помогает" нам и "позволяет" смотреть в Сердце Бога. Конечно, этот наш взгляд - в Сердце Бога - прежде всего остановится на сердце человеческом: Сердце Человека Иисуса Христа, который был Богом. Мы увидим здесь тайну Бога и увидим Его Любовь, сосредоточившуюся в людском Сердце. Всё, что нам хотел сказать Бог о Себе и Своей Любви, всё это Он каким-то образом вместил в Свое Сердце и поведал через Него. Глядя в Сердце Христа, мы зрим Сердце Бога.
Но Иисус Христос предлагает нам сначала заглянуть в Его Сердце, Сердце Бога, для того, чтобы мы могли смотреть в наши сердца, человеческие, увидеть людское сердце сквозь Сердце Бога, сквозь Сердце Иисуса. И это "вглядывание" в наше людское сердце, сердце человека, сквозь Сердце Христово и является сутью богословия Божьего Сердца, а в особенности - того поклонения, почитания и благоговения, которым окружено Сердце Божие, и из которого родились (и продолжают рождаться) за время нашей истории различные типы набожности и благочестия, а также разного рода монашеские ордена и братства.
Это еще и возглашение великой правды о человеке: его чувстве собственного достоинства, величии и призвании, благодаря чему он может безбоязненно глядеть в свое истинно человеческое начало, в свое людское сердце - сквозь Сердце Божие, сквозь извечный замысел Отца, как напоминает нам о том сегодняшняя Литургия: через Любовь, Которая выразила себя во времени, хоть Она и является вечной, и выразила именно в Сердце Иисуса Христа. Человек может через это Божие Сердце глядеть на себя, свою человеческую сущность, внутренний мир.
Христос не раз обращал внимание своих учеников на сердце человеческое. Например: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф 5, 8). Или говорил так: "Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим" (Мф 11, 29), при этом Он выразительно подчеркивал связь, которая существует между Сердцем Бога и сердцем человеческим, а точнее, Сердцем Бога-Человека и сердцем человека. И говорил еще, что всё исходит из людского сердца: и помыслы - как злые, так и добрые, - и намерения, и поступки - всё из человека внутреннего.
Тайна Божьего Сердца - это в то же самое время и великая правда об этом внутреннем человеке, грандиозный вызов внутреннего человека, адресованный человеческому сердцу. Человек должен смотреть в свое нутро - и должен смотреть в свое сердце…, в этом - истинная ценность человека. Он - существо не только во внешнем, но и во внутреннем мире, а что у него внутри, то и в сердце его, и это более, чем что-либо, определяет его человеческую суть, его чувство собственного достоинства, значимость, святость.
Итак, мы видим, что богословие Божьего Сердца - одновременно с тем и некий устав жизни. Он древний, как христианство. Богословие Божьего Сердца - это и определенное жизненное кредо верующего человека." (Иоанн Павел II. Проповедь на Торжество Святейшего Сердца 17 июня 1978 года, Краков).
(*)
Первые упоминания о почитании Пренепорочного Сердца Марии находят в работах XV века, в частности у Ланспергия, Папы Юлия II. Св. Иоанн Од распространял это почитание. В 1699 году отец Пинамонти (ум. 1703) издал работу, посвященную Сердцу Марии. Иосиф Галлифэ разделял два почитания - Сердца Иисуса и Сердца Марии - и просил Рим об установлении двух, хотя и связанных, но отдельных почитаний и двух праздников. Важной вехой были явления Богородицы сестре св. Екатерине Лабор (Дочери Милосердия св. Викентия де Поля) и последовавшие за ними чудеса. После этих событий было основано архибратство Пренепорочного Сердца Марии, Прибежища грешников, в Нотр-Дам-де-Виктория. В 1855 году Рим утвердил чин Мессы в честь Сердца Марии, но единого праздника для всей Церкви не установил. Сейчас существует три праздника Сердца Марии.
- установленный Римом (празднуется в некоторых местах - в воскресенье после октавы Успения Богородицы, где-то - на третье воскресенье после Пятидесятницы, или в начале июля),
- Одиты и некоторые другие братства отмечают день Сердца Марии 8 февраля,
- традиция Нотр-Дам-де-Виктория - перед Великим Постом.
Литература:
1. Иоанн Павел II. Проповедь на Торжество Святейшего Сердца Иисуса. Перевод с издания: Wojtyła K. Kazania 1962-1978. - Kraków, 1980. - s. 71-74. -
http://www.agnuz.info/ 2. Католическая энциклопедия. Т.1. - М.: Изд-во францисканцев. - 2002.
3. Оменн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Рим-Люблин: Издательство Св. Креста. - 1994.
4. Шпидлик Т. Путь Духа. - Полоцк-Брест: Сафiя - 1999.
5. Юркевич П. Д. "Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия". -
http://humanities.edu.ru/db/msg/22562 6. The Catholic Encyclopedia. -
http://www.newadvent.org/cathen/