Рыцарские добродетели. Представления о благородстве в XI-XIII вв.
Тезисы доклада на межвузовской конференции РХГА "Бог. Человек. Мир." 2008 года.
(выдержки более пространного текста на эту тему)
Будет опубликована в ноябре, в журнале РХГА "Acta Eruditorum"
До второй половины XII в. рыцарство было профессиональной группой военной элиты, в которую входили люди разных слоев общества. Четкой грани между аристократическим слоем и неблагородными рыцарями не существовало. Благородство не могло быть сообщено через обряд посвящения. Но вступление в ряды рыцарей давало возможность достичь высот социального положения, и личные достоинства были важны для того, чтобы общество признало рыцаря "благородным", поощряло его и признавало за ним какие-то привилегии.
Представление о благородном, достойном поведении поначалу существовало в виде ожиданий общества. Благородство поведения было принято на уровне обычая, обыкновения (habitus`а). Этот habitus даже не имел четкого названия, он не был предписанной нормой. Человек достойного поведения обозначается в "Песни о Роланде" и в последующих описаниях как "честный человек" (preudomme) - с помощью определения preuz (proz, prod, preud), соответствующее латинскому probus. Значение preuz трактуется различно. В это понятие чаще всего входят такие качества, как: смелость, искренность (прямота, правдивость), мудрость (а именно умение быть хорошим советником своему господину), верность (и умение быть ценным помощником), стойкость, надежность, искусность (профессиональные боевые качества), благоразумие, сдержанность в поведении и страстях, почтительность и любезность, умение вести себя при дворе, благочестие.
В конце XII века завершается формирование аристократического класса, и начинает складываться более определенный, интеллектуальный и структурированный взгляд на благородство. Этот комплекс принятых и распространяемых в обществе добродетелей мы называем chevalrie (chivalry) - "рыцарством, рыцарственностью". Служение рыцаря обществу описывается теперь как исполнение божественного предназначения, а рыцарский "орден" временами называется равным священническому. Джон из Солсбери в трактате "Policratus" приравнивает рыцарскую клятву верности к торжественным обещаниям диаконов и священников.
Список рыцарских добродетелей этого периода не опирается только на христианские представления. Средневековые авторы отсылают нас не только к отцам Церкви, но и к Цицерону, Аристотелю, римской истории и европейской древности. Мы не найдем также принятого всеми понимания каждой из добродетелей.
Прежде всего, рыцарь должен быть верным христианином. Он должен следовать трем великим (богословским) добродетелям (вере, надежде и любви), и быть образцом четырех основных (справедливости, благоразумия, умеренности и мужества). Высокое положение благородного человека, делающее его примером, требует и особого прилежания в следовании добродетели. Добродетельность - это практически его профессиональная и социальная обязанность.
Основное правило, которому должен подчиняться военный аристократ, - это подражание Господу, Который "хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает" (Пс.145, 8-9). Прежде всего это правило определяло царское и королевское служение, но повсеместно встречается применение его и к рыцарям. Меч - это не только знак принадлежности к военной профессии, но и обязанность защищать справедливость, вершить правосудие, поддерживать порядок. Мифы о происхождении и избранничестве первых рыцарей, созданные такими авторами как Кретьен де Труа ("Дева Озера") и Раймонд Луллий ("Книга о рыцарском ордене"), передавали основную идею призвания рыцаря, указывая три его основных обязанности: защита мира, покровительство слабым (бедным, сиротам и вдовам, отсюда же многие выводят особое отношение к женщине) и защита Церкви.
Добродетель верности заставляет рыцаря придерживаться избранного пути и ощущать свою ответственность перед Богом. Верность проявляется прежде всего в отношениях сеньора и его вассала. "Тот, кто вероломно действует против своего законного господина и совершает проступки, причиняющие ему неприятности и досаду, может быть уверен в том, что он получит заслуженное наказание, тот же, кто служит верно, удостоится великих почестей". (Jordan Fantosme. "Chronicle")
Смелость с появлением идеала chivalry перестала быть самодостаточным качеством и не могла сама по себе называться добродетелью. В контексте жизнеописаний и романов смелость ничего не стоит без сдержанности, благоразумия и справедливости. Быть смелым - это следовать благородству и чести, ставить их выше собственной жизни. Человека же, ищущего славы, не за что награждать - напротив, он виновен перед Богом в тяжком грехе.
Благородная сдержанность имеет два лица - обычай, сформированный как разумное и милосердное ограничение власти меча, и обычай, поддерживающий порядок в обычном мирном общении. Призыв к сдержанности на войне - это призыв проявлять милосердие к пленным, не нападать на тех, кто лишен возможности противостоять оружию. В постоянной практике сражений обращение с пленными было различным, и трудно сказать, что преобладало. Многие рыцари относились к грабежу, насилию и жестокости к побежденным как к законному праву завоевателя. Но утверждение рыцарских идеалов приводит к тому, что благородный habitus постепенно вытесняет жестокие обычаи.
Умеренность и скромность в быту, почтительность и любезность в поведении - иное лицо добродетели сдержанности. Манеры представляются проявлением внутренней доброты. Внешняя, напускная любезность называется злым лукавством. Скромность не подразумевает мягкость, безволие - это умение воздавать должное себе и окружающим, противостоящее гордыне и воспитывающее внутреннюю твердость.
Щедрость - это аристократический способ проявления доброй воли. Была весьма распространена точка зрения, что щедрые дары заслуживают честь и славу, показывают величие аристократа. Поэтому аристократ должен иметь состояние, иначе он не сможет быть щедрым достойно своего положения. Хьюго фон Тримберт поясняет свой призыв к щедрости так: "Не тело или одежда делают его благородным; благородство основывается на благоразумии, и щедрость - способ показать [представить обществу] добродетельность". (Hugo von Trimbert. "Renner") Щедрость может быть добродетелью только при соблюдении многих условий. Она должна сочетаться с благоразумием и скромностью. С помощью щедрости рыцарь показывает пренебрежение благами этого мира. Рауль де Ноденк называет Доблесть и Щедрость двумя основными благородными добродетелями, подчеркивая связь обеих с предельным устремлением к горнему (Raoul de Noudenc "Le Roman des Eles").