Лютиков монастырь

Jan 14, 2009 02:46

Один из запомнившихся мне рассказов моей бабушки был о трагедии в Лютиковом монастыре. В основном я все слышала от бабушки тогда, когда была еще школьницей, и мы жили вместе. Это было давно, поэтому многое помню смутно. Основное впечатление от этой истории - почему-то темнота, берег реки, лошади, убийство. Расстрел монахов, о котором бабушка говорила спокойно, как о неизбежном.
Когда впоследствии вспоминала об этом, было интересно узнать подробности. В этот приезд к родителям, разглядывая с мамой фотографии, вспомнили и эту историю. С маминой помощью восстановила некоторые детали бабушкиного рассказа... Еще мама сказала, что осенью в приложении к областной газете, которую они выписывают, была напечатана подробная статья об этом событии, и дала мне листок "Калужских Губернских Ведомостей" № 11 (7794) от четверга 13 ноября 2008 г.

Родные, и когда-то сама бабушка раньше жили рядом с Калугой в селе Перемышль, кто-то жил и в селе Корекозево. У бабушки была двоюродная сестра, по линии прадедушки, прабабушка рано осталась сиротой. Сестру, как и бабушку, звали Валентиной, она была много старше. В 1918 году бабушке исполнилось 12 лет, сестра была уже замужем. Бабушка вспоминает, как долго ее родные уговаривали Валентину познакомить со своим мужем, а она смеялась и отвечала - он такой страшный, что на чёрта похож. "Привезла фигурку чёрта и сказала - вот, смотрите, почти один в один". Работал он в военном комиссариате.
Когда наконец с ним познакомились, увидели, что на лицо он был обычный, некрасивый, но, как убежденно подчеркивала моя бабушка, "как человек очень хороший", его полюбили.
Однажды ему с товарищами пришлось поехать в Лютиков монастырь. У него был приказ привезти лошадей, наверное, для нужд Красной Армии. Монахи не отдали лошадей, зверски убили его и тех, кто был с ним. Монахов потом за это расстреляли. Здесь не буду напрягать память, чтобы что-нибудь не переврать, тем более, что и бабушка, когда это происходило, была почти ребенком.


"7 августа с. г. прибывшая в Троицко-Лютиков монастырь комиссия для конфискации лошадей по распоряжению военного комиссара Московского округа в составе члена товарища Матвеева, Кураева, служащих в советских учреждениях тов. Закалина, Ракчеева, фельдшера тов. Чугрина, милиционеров: Смольянинова, Митина, Василия Ракчеева, Григория Волкова и гражданина Гречанинова встретила сопротивление со стороны настоятеля монастыря игумена Иосифа, отказавшегося исполнить распоряжение Советской власти и созвавшего набатным звоном крестьян села Корекозева.
Прибывшими крестьянами под влиянием агитации и извращения факта как некоторыми крестьянами, так и игуменом и монахами учинено насилие и убийство тов. Матвеева, Кураева, Закалина, Ракчеева, Смольянинова и Мишина, которые при содействии монахов были брошены со слабыми признаками жизни с привязанными камнями в р. Оку. Избитых же товарищей Гречанинова и Чугрина заключили под арест; Гречанинова - в монастырскую башню, ключ от которой находился у настоятеля игумена Иосифа, тов. Чугрина - в монастырскую гостиницу."

Здесь добавлю, что Матвеев - это и есть муж бабушкиной двоюродной сестры, звали его Иван.
Далее в документе описаны следующие события. После убийства в этот же день под предводительством Д. Мартышова и при содействии Борисова, который был тогда комиссаром с. Корекозево, было проведено общее собрание крестьян окрестных деревень в присутствии игумена и иеродиакона Пафнутия. Постановили немедленно идти в Перемышль, разоружить Совет, конфисковать все оружие во всех советских учреждениях, что и было сделано в ночь на 8 августа.
"...толпа собравшихся крестьян, вооруженная и руководимая Борисовым, Мартышевым, крестьянином деревни Горки Дерябкиным, прибыла в Перемышль, разоружила Совет, отобрала во всех советских учреждениях бывшее оружие. Устроили собрание, на котором постановили созвать немедленно чрезвычайный уездный съезд, ... и передать власть л.с.р. (левым эсерам? - прим. автора статьи)...
Прибывшим в Корекозево 9 августа небольшим отрядом из г. Калуги были освобождены заключённые Гречанинов и Чугрин. Отряд был встречен набатным звоном как с сельской, тал и с монастырской колоколен. Крестьянами была устроена засада. К вечеру, когда уже стемнело и отряд с арестованными монахами возвращался из монастыря, со стороны Оки была открыта редкая стрельба.
11 августа, по объявлении осадного положения в Перемышльском уезде, прибывшими войсками было отобрано оружие у крестьян села Корекозева и произведённым расследованием установлено:
1) факт восстания монахов и крестьян против Советской власти.
2) Виновность иеромонахов Иосифа, Авксентия, Йассона, Никанора, Корнилия, Иоанникия, иеродиакона Пафнутия. Непосредственное участие в восстании против Перемышльского Совета 51 крестьянина села Корекозева, объяснивших своё участие влиянием агитации как монахов, так и руководителей и агитаторов.
4) (3-го пункта нет. - Авт. статьи) Установлена виновность крестьян села Корекозева: Борисова Ивана, Крюкова Григория, Мартышова Дмитрия, Букина Якова, Фролова Максима, Негодяева Дмитрия, Конова Якова, Букина Ивана, Никовова Малахея и деревни Горки Дерябкина Фёдора.
5) Установлена виновность скрывшегося игумена Иосифа и крестьян села Корекозева:..." (далее перечислены 16 (17?) фамилий - Е.Л.).
"На основании изложенного штаб именем Российской Федеративной Советской Республики монахов Иосифа, Авксентия, Иассона, Пафнутия, Никанора, Корнилия, Иоанникия, гражданина ... (далее 10 имен, включая бывшего комиссара Борисова - Е.Л.).. объявляет вне закона как врагов власти рабочих и крестьян, за участие в восстании, за убийство должностных лиц, за свержение Советской власти и разоружение в Перемышле постановляет: подвергнуть расстрелу, скрывшихся и поименованных в пункте 5-м лиц объявить подлежащими розыску и преданию революционному трибуналу.
Штаб: А. Фёдоров, Евстафьев и Асеен-Аймер».
Всего к расстрелу были приговорены 17 человек. Монахам, непричастным к восстанию, было предложено покинуть пределы Калужской губернии, обязав их к этому подпиской.

В следующем посте немного продолжу рассказ по документам, приведенным в статье. Сейчас от себя добавлю - я могу понять крестьян, которым нужно кормить семью, детей, для них тогда лошади были единственной рабочей, тягловой силой. Но я не могу понять монахов, которые ради того, чтобы не расстаться со своим имуществом, оказались способны убить людей.
А ведь наверное, многое тогда в этих селах, монастыре, да и в целом в стране могло бы сложиться иначе, если бы церковь повела себя по-другому...

мои родные, околоцерковное, мысли по поводу, о злобе дня

Previous post Next post
Up