о конце Лютикова монастыря

Jan 14, 2009 20:46

Продолжу рассказ о трагедии в Лютиковом монастыре Калужской области, начатый в предыдущем сообщении.


"На основании ст. 5-й декрета о свободе совести и церковных религиозных имуществ 23 января 1918 г. Троицко-Лютиков монастырь в селе Корекозеве Андреевской волости Перемышльского уезда Калужской губернии за участие монахов во главе с игуменом Иосифом в восстании против Советской власти, за призыв крестьян набатным звоном, за допущение насилия и убийства члена исполнительного комитета Перемышльского уездного Совета тов. Матвеева, члена Комиссариата земледелия тов. Кураева, служащих в Военном комиссариате тов. Закалина, Ракчеева и милиционеров тов. Смольянинова и Мишина, за антиправительственную агитацию упраздняется.
Для приёма монастыря, учета и составления описи всего имущества назначается комиссар тов. Прокопчик, и все монастырское имущество, как народное республиканское достояние, в силу статьи 13 того же декрета отбирается от монастыря как от упраздненной настоящим приказом приходской общины.
Тов. Прокопчику принять все меры к должному охранению имеющихся двух в монастыре храмов. Всем монахам, непричастным к восстанию, в 7-дневный срок предложить оставить монастырь и пределы Калужской губернии, обязав таковых подпискою".

Таким образом, была признана виновность в восстании против советской власти 17 человек, которые были приговорены к расстрелу. В этом списке были шесть иеромонахов, иеродиакон, и 10 крестьян. Иеромонахов Авксентия, Иассона, Иосифа расстреляли в Калуге, остальных вместе с крестьянами - на южной окраине Корекозева.
В статье приведено предание, которое ходит среди жителей села, о том, что перед казнью монахов избили, требуя указать место, где они прячут сокровища. Затем, после первого залпа, 13 человек упали замертво в заранее вырытую яму, а один из иеромонахов (имени никто не помнит), крупного телосложения, стоял неподвижно. Прогремел второй выстрел - иеромонах стоит. В среде солдат появился страх, они хотели разбежаться. Но приговоренный к казни сказал: "Что испугались? Делайте свое дело." После этого он благословил солдат на стрельбу и был убит.
От бабушки я не слышала ничего похожего.

После закрытия монастыря иеромонахам Памве и Варсонофию, монахам Лазарю и Анатолию, послушнику Максиму как непричастным к восстанию, было предложено покинуть пределы губернии. Калужский епархиальный совет на своем заседании 6-19 августа 1918 г. постановил перевести означенных лиц в один из монастырей Тульской епархии как ближайшей к Калужской. В тот же день епископ Калужский и Боровский Феофан своим отношением просил епископа Тульского и Белевского Ювеналия принять вышеозначенных лиц в один из монастырей вверенной ему епархии.
После закрытия монастырь был передан государству для организации МТС. В 1924-1926 гг. были составлены первые списки памятников архитектуры Калужского края, и Лютиков монастырь был включен в него. Монастырь был обследован эмиссарами от Главнауки Петром Барановским и Николаем Померанцевым, которые подтвердили его высокую ценность как памятника архитектуры. П. Барановский организовал и выполнил реставрационные работы в здании Благовещенской церкви.
В 1930 г. монастырь был вновь осмотрен директором Калужского госмузея Н.И. Чалым и художником В.Н. Левандовским на предмет его дальнейшего использования. Они установили, что все строения находятся в запущенном состоянии. Как и в старинные времена, угрожала своими разливами Ока (из-за этого после сильного наводнения 1908 г. село Корекозево было перенесено поодаль от монастыря). Поэтому местный сельсовет и колхоз отказались от хозяйственного использования монастырских построек. Директор госмузея также принял решение о нецелесообразности дальнейшего сохранения и реставрации монастыря. Он был снят с музейного учета и передан корекозевскому колхозу "Первое мая" для использования по его усмотрению.

Таким образом, оказалось, что Лютиков монастырь никому не нужен, и именно поэтому он был обречен. Большинство каменных построек Лютикова монастыря было разобрано на кирпич, из которого затем строили здания хозяйственного назначения.
Материалы приведены по статье Василия Абакулова, сотр. областного краеведческого музея, и Валерия Толкачева, учителя Корекозевской средней школы. ("Калужские Губернские Ведомости", прил. к обл. газете "Весть" от 13 ноября 2008г.)

Отмечу, что время, в которое произошла трагедия, было сложное и смутное - разгар гражданской войны, борьба за власть. Все это не миновало и церковную, и монастырскую ограду. В статье сказано, что из церковных документов (они не приведены) видно, что хаос и смута коснулись и взаимоотношений монахов.
Трудно поделить то общество на правых и виноватых, как бы ни хотелось многим это сделать. Сейчас иногда можно прочитать о требовании какого-то "покаяния" непонятно от кого, можно услышать бездумно повторяемое друг за другом, особенно в церковной среде, мнение о том, что "безбожная власть разрушала храмы, уничтожала верующих", или даже: "коммунистическое быдло убивало за веру". Однако печальный пример Лютикова монастыря свидетельствует, что это не так.
Факты трагедии показывают, что ее причиной было не что-нибудь, а отношение к собственности, что именно настоятель монастыря был инициатором борьбы, которая привела к кровавому убийству, что он и другие монахи (не все) объединились с местным комиссаром в организации захвата власти в районе. Это оказалось и причиной расстрела, в том числе и вовлеченных в события крестьян, конкретная вина которых была установлена.

Я ничего не знаю о том, каким человеком был игумен Иосиф. Мне хочется думать, что очень хорошим - моего духовника зовут точно так же. Однако никто не застрахован от ошибок и заблуждений, и не каждый верующий может, как Господь, сохранять спокойствие посреди бури.
Смутные годы революции и гражданской войны показали, что священство в целом оказалось не готово к разговору со значительной частью своей паствы. Кроме того, они не только не смогли удержать общество от насилия, но и сами выступали его инициаторами. Думаю, случай в Лютиковом монастыре - не единственный, когда церковь оказывалась в центре сопротивления действующим властям. Возможно, именно это обусловило подозрительное отношение к ней, а вовсе не "вера", которой, по-видимому, не хватало всем, включая священство.
И наверное, не случайно "попы" оказались для народа чужими, где-то рядом с "буржуями" и прочими собственниками-"кровопийцами". Поэтому и они разделяют вину за трагедию всего общества, за мучения светлых людей, которые были в церкви, настоятелей, которые пострадали безвинно.

Формулируя вышесказанное, думала о том, что трудно осмыслить происходившее, не касаясь вопроса о границах церкви, но это отдельная сложная тема...

мои родные, околоцерковное, мысли по поводу, о злобе дня

Previous post Next post
Up