Флоренция. Национальный музей Барджелло. Осень, 2014 год.

Jun 03, 2018 17:02

Недавно прочитала очень хорошую публикацию моего друга  str_ter  "Флоренция. Национальный музей Барджелло".
Решила посмотреть собственные фото. Но оказалось, что мои записи исчезли. А вместе с ними пропали хорошие ссылки, над которыми я  трудилась несколько лет назад. Восстанавливаю то, что могу - и старые записи тоже. Оказывается, я многие моменты забыла, и теперь с удовольствием вспоминаю.

Флоренция. Национальный музей Барджелло.  Двор неправильной, необычной формы, имеющий вид театральной сцены. На стенах Двора и в портиках - множество гербов правителей города, а также красочные эмблемы кварталов и районов ("зезйеп") города. Вдоль стен стоят статуи XVI века скульпторов Бандинелли, Амманнати, Джамболоньи и Данти.
Его начали возводить в 1255, и работы продолжались до середины XIV столетия. Первыми архитекторами были доминиканские монахи Фра (брат) Систо и Фра Ристоро, которые одновременно строили готическую церковь Санта-Мария Новелла (прославившуюся не только архитектурой и живописью, но и тем, что в ней начинается действие «Декамерона» Боккаччо). Им приписывается авторство ажурной галереи внутреннего дворика и наружной лестницы.




Спустя более чем полвека соорудили капеллу Святой Марии Магдалины, которую расписали Джотто и его ученики. Фрески большей частью утрачены, однако в сохранившейся композиции «Страшного суда» и сегодня можно видеть портрет молодого Данте Алигьери (произведение открыли в 1840). В этой капелле в 1302 родоначальник итальянского литературного языка был приговорен к изгнанию из родного города. После пожара в 1323 при восстановлении здания надстроили третий этаж. В первой половине XIV столетия Большой зал для Генерального совета реконструировали зодчие Бенчи де Чьони и Нериди Фьораванти.









Микеланджело Буонарроти (1475-1564) Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном 1503-1504. У данного произведения есть и другое название - «Тондо Питти», по округлой форме рельефа, исполненного в традициях расписных тондо, знакомых зрителю по представленным в Музее Барджелло работам членов семьи делла Роббиа. Однако Микеланджело не предполагал использовать цвет. Зато светотеневая моделировка здесь чрезвычайно сложна, отчего образы Богоматери и двух детей оказываются наделенными удивительной тихой живостью, спокойным, но ясно ощущаемым дыханием. Такого эффекта ваятель добивается совершенно разной по завершенности обработкой материала долотом и резцом.



Мой любимый ВАКХ. Очень люблю эту скульптуру. Она очень живая - неустойчивость позы, брызжит беспричинная радость...
Флоренция. Музей Барджелло.  Микеланджело. "ВАКХ". Асканио Кондиви так описывает эту статую со слов самого Микеланджело: «Ее голова и все формы членов этой фигуры заимствованы из описаний, оставленных древними писателями. Лицо Вакха выражает радость, а косящие глаза напоминают глаза людей, излишне приверженных вину. В правой руке он держит чашу, которую собирается осушить, и с наслаждением смотрит на наполняющую ее жидкость. Голова Вакха - бога, открывшего вино,- украшена венком из виноградных листьев, на левой руке у него шкура тигра, зверя, который был ему посвящен из-за своей любви к винограду».



Музей Барджелло.  Микеланджело. "ВАКХ". "Мрамор был упорен; столь же упорен был и Микеланджело, стремясь показать еле заметную игру мышц округлого мягкого живота, гладкую, будто глиняную, поверхность древесного пня, спиралеобразный поворот тела Сатира, виноградные гроздья на голове Вакха, сливающиеся с его похожими на лозы волосами. Каждая законченная деталь приносила Микеланджело огромное удовлетворение, вселяла в него чувство мира и покоя..."- Ирвинг Стоун "Муки и радости".



Микеланджело. "ВАКХ" (фрагмент). "...он отработал все детали, придав лицу Вакха, уставившегося на чашу с вином, изумленное выражение: глаза чуть выпучены, рот алчно открыт. Чтобы изваять виноград, пришлось пустить в ход дрель, - каждая ягода получилась круглой, как бы наполненной соком." - Ирвинг Стоун.




Джованни да Болонья (Джамболонья, Жан де Булонь) (1529-1608) Меркурий 1580. Бронза. Высота - 187. Изваяние было установлено посреди портика над бассейном, наполнявшимся водными потоками, источавшимися из уст Зефира, на голове которого балансирует фигура летящего Меркурия:


Искусствовед Марио Скалини называет представленную в Музее Барджелло статую - шедевром статичного равновесия, «что нисколько не умаляет ощущения восходящего движения античного бога, - возможно, динамику ей сообщали мириады брызг от мощных струй, извергаемых раздувшим щеки Зефиром». Крылатые атрибуты Меркурия - кадуцей (волшебный жезл, обвитый двумя змеями), сандалии и шапочка (отлитая в бронзе, она выглядит шлемом) - здесь присутствуют.












Бенвенуто Челлини (1500-1571) Меркурий 1552. Бронза. Высота - 96.  Особое внимание скульптор уделил силуэту Меркурия, изображенному в легком движении наподобие ритуальной пляски. Юное создание здесь словно пританцовывает, однако заложен и другой смысл - «летучий» бог едва коснулся земли. И эта поза, достаточно сложная для балансировки бронзовой фигуры, легко удалась виртуозу-ваятелю:


Бенвенуто Челлини (1500-1571) Минерва 1552. Бронза. Высота - 89  Богиня мудрости неслучайно оказалась включена в скульптурную группу, именно она помогла Персею найти чудовищную горгону Медузу для выполнения им труднейшего задания. А также одарила героя чудесным зеркально отполированным медным щитом. В отличие от других фигур Челлини Афина-девственница сдержана в пластике, даже поднятая рука, долженствующая держать копье, не нарушает торжественности ее предстояния:


Бенвенуто Челлини (1500-1571). Юпитер:


Бенвенуто Челлини (1500-1571).  Даная с маленьким Персеем:


Челлини. Бюст Козимо Медичи (1545-1548):




Музей Барджелло (Флоренция). Мраморный рельеф (1554-1564) Дианы и Актеона, Франческо Моска (Il Moschino):


Баччо Бандинелли. Опьянение Ноя, 1530 г.:


Бенвенуто Челлини (1500-1571) Нарцисс 1548. Мрамор. Младший современник Микеланджело, Бенвенуто Челлини, очень многое почерпнул из его совершенного мастерства. Он ставил непростые художественные задачи, испытывая себя в исполнении фигур в сложных поворотах и ракурсах. Прекрасного сына речного бога и нимфы художник изобразил присевшим на камень в замысловатой позе, закинувшим левую руку за голову, словно создав естественную раму для идеального лица, от которого Нарцисс, по мифу, не мог отвести взор:


Бартоломео Амманати (1511-1592) Леда и лебедь. XVI век. Мрамор. Свою Леду он создал по картону Микеланджело Буонарроти. Миф повествует о великой любви верховного бога, царящего на Олимпе среди бессмертных и в земном мире, к дочери царя этолийского Фестия и супруге царя спартанского Тиндарея:


Бенвенуто Челлини (1500-1571) Ганимед 1550. Мрамор. Высота - 105,5. Психолог Игорь Кон отмечает: «Ганимед - уверенный в себе красивый подросток, который делает с Орлом все, что захочет. В первом случае Орел смирно сидит у его ног, в то время как подросток гладит его по голове, а во втором случае мальчик оседлал Орла и едет на нем верхом. Вопроса о том, кто тут главный, не возникает»:


Бенвенуто Челлини (1500-1571) Ганимед (фрагиент), 1550. Мрамор:








«Брут» - мраморный бюст, заказанный Микеланджело в 1537-1538 гг. Донато Джанотти, гуманистом республиканских убеждений, который считал «тираноборца» Брута своим кумиром:




Замечательное лицо, не правда ли?




Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Давид-Аполлон 1525-1531. Мрамор. Высота - 146.  Странное двойное наименование статуи возникло из-за ее разных интерпретаций в истории. Все же большинство исследователей склоняется «к кандидатуре» Давида. Косвенной основой такого утверждения являются и малый размер скульптуры, и жест руки персонажа, схожий с замахом пращей. Он позволил ваятелю показать фигуру в развороте, требующем обхода:


Давид-Аполлон 1525-1531. Мрамор. Высота - 146. Статуя Микеланджело позволяет предполагать, что молодой герой мог справиться с великаном Голиафам своими собственными умениями и ловкостью. Возможно, фигура предназначалась для усыпальницы Медичи - капеллы при церкви Сан-Лоренцо. Зато точно известно: она так понравилась Козимо I, что была установлена в его спальне:














Франческо ди Сангалло  (1494-1576). Иоанн Креститель:










Донателло (Донатто ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466) Святой Георгий 1415-1417. Мрамор.  Современников восхитил мужественный молодой воин Георгий. Вазари, автор многих жизнеописаний итальянских мастеров, сообщил: «Голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии, некий гордый и грозный порыв и изумительное движение, оживляющее камень изнутри»:








Донателло (Донатто ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466) Давид с головой Голиафа. Около 1430. Бронза. Высота - 158. Когда царь Саул, призвав подростка на борьбу с великаном, дал ему броню, шлем и меч, Давид отверг их. Голиафу же он заявил: «Ты идешь против меня с копьем, щитом и мечом, а я иду против тебя во имя Господа» (1 Цар. 17:45). Донателло продемонстрировал чудесную божественную помощь герою в его неравной битве. Но совершенно очевидно, что скульптора в первую очередь привлекла задача воссоздания в пластике юного обнаженного тела. Изысканность обработки деталей (лавры на шляпе, шлем и борода Голиафа) обнаруживает руку ювелира (этому ремеслу учился Донато в начале своего пути):


Донателло (Донатто ди Николо ди Бетто Барди) (1386-1466) Давид с головой Голиафа. Около 1430. Бронза. Друг Козимо Медичи, некоронованного властителя города и покровителя искусств, Донателло сотворил по его заказу статую юного Давида, одержавшего верх над великаном Голиафом, как символ побед свободолюбивой, но вовсе не «милитаризированной», купеческой и банкирской Флоренции над агрессивным Миланским герцогством:


Андреа Верроккио (Микеле Андреа Чони) (1435-1488) Давид. Около 1472-1476. Бронза. Высота - 125.  Ученик Донателло (и учитель Леонардо) Андреа Верроккио, конечно же, вступил своей скульптурой, самой ранней из известных современным исследователям круглых фигур, в тайное соревнование с наставником. Она, как и «Давид» Донателло, представляла собой навершие фонтана. Более того, из раны на лбу великана и била струя:


Андреа Верроккио (Микеле Андреа Чони) (1435-1488) Давид. Около 1472-1476. Бронза. Перед зрителем - задира-мальчишка, который даже после свершенного подвига готов вновь вступить в драку. По преданию, мастеру позировал юный Леонардо из Винчи. И уж совершенно точно, «амбивалентная» полуулыбка верроккиевского Давида не раз встретится любителям искусства у разных персонажей Леонардо:





Не помню, чьё авторство этой прелестной Мадонны?






Продолжение следует...

Флоренция, Национальный музей Барджелло

Previous post Next post
Up