Продолжение:
https://elenajakovlevna.livejournal.com/50385.html Часовня Марии Магдалины. Мадонна с Младенцем, святым Франциском, Иоанном Крестителем, св. Николаем и Св. Петром:
Недавно было высказано предположение, что за строительством часовни Марии Магдалины в Палаццо делла Подеста (дворец Подеста) во Флоренции (ныне известной как Барджелло) стоял Роберт Мудрый, это довольно обоснованная мысль. В эпоху позднего Средневековья в этом дворце размещалась канцелярия подеста, чужеземного гражданского чиновника, управляющего городом Флоренция. Здесь проходили судебные заседания, а приговоренные к смертной казни проводили свой последний вечер в часовне Марии Магдалины, где каялись, исповедовались и где исполняли их последнее желание.
Во время signoria Роберта Мудрого во Флоренции (1313-1322) дворец вновь перестроили, вполне вероятно, что заказчиком являлся de facto Роберт Мудрый, выбравший для часовни святую и темы для фресок. Тенденция изображать Марию Магдалину и Иоанна Крестителя вместе, возможно, была обусловлена политическим союзом гвельфов и Анжуйской династии, что отчасти объясняет популярность Марии Магдалины в Тоскане.
Роберт написал множество проповедей: до наших дней из них дошло двести шестьдесят шесть. Три написаны к празднику Марии Магдалины. Можно было предположить, учитывая тесную связь его родственников с культом Марии Магдалины, что проповеди, посвященные святой, будут проникнуты глубоким религиозным чувством. Однако это не так: они столь же сухи, педантичны и шаблонны, как и остальные; по ним не поймешь, что его отец некогда нашел останки святой в Провансе и даже изготовил за свой счет раку для ее мощей, которая находится в церкви Святого Максимина. В своих проповедях он так стремится продемонстрировать свое владение этим жанром и эрудицию - в одной проповеди приведены высказывания Златоуста, Августина, Амвросия, Кассиодора, Григория Великого, Ансельма и даже Авиценны, - что забывает выразить свою глубокую любовь к святой.
Часовня Марии Магдалины:
"Хочется сказать о связи Джотто и Данте, потому что часто и современники и потомки называли два этих имени вместе. Известно, что именно Джотто изобразил Данте, сделал практически его первый портрет, в Палаццо Барджелло. Когда мы говорили о Данте, мы вспоминали этот портрет, а здесь вспомним его уже со стороны Джотто. Эту легенду о том, что Данте и Джотто дружили, поддерживает Вазари. Он же и сочиняет такой миф, который потом многими был поддержан, что Джотто и Данте были вместе. Да, они были ровесниками, они были земляками, оба родились во Флоренции. Конечно, они знали друг о друге, не могли не знать, и это подтверждает, собственно, указание Данте на Джотто в «Божественной комедии» как на ученика знаменитого Чимабуэ, который превзошел славой своего учителя. Но личное знакомство их ничем не подтверждается, тем более дружба" - Ирина Яыкова,
На границе миров: Джотто.
На фрагменте фрески ученика Джотто можно увидеть один из самых ранних портретов поэта среди толпы душ в Раю.
Я так и не выяснила, это авторство Джотто или его ученика?
Данте Алигьери (в центре). Нач. XIV в. Фрагмент фрески. Художник - Джотто ди Бондоне (итал. Giotto di Bondone, 1266-1337). Капелла Св. Магдалины. Музей Барджелло, Флоренция.
https://magisteria.ru/proto-renaissance/na-granitse-mirov-giotto/ Аньоло Гадди. Мадонна с Младенцем и святыми, 14 век:
Вход в часовню Марии Магдалины:
Настоящее сокровище хранится в Зале слоновой кости (Sala degli avori). Экспонаты охватывают период от раннего христианства до готики. Здесь есть огромное собрание майолики и изумительная коллекция гончарных мастерских эпохи Возрождения. В частности, обратите внимание на экспонаты из Урбино и Кастельдуранте. Над ними работали настоящие мастера и выдающиеся художники-декораторы своего времени. Круглый герб на стене поражает живостью цветов и точностью исполнения Луки делла Роббия.
Северо-восточная Франция (?), Вторая половина двенадцатого века. Святые Жёны у гроба:
Рейнская школа (?) 11 век. Агнец Божий среди символов евангелистов:
Святой Дух среди четырех евангелистов. XI век:
Немецкая школа, XI век. Портативный алтарь, панель Христос Апокалипсиса:
Школа Дворца Карла Великого, IX век. Три Марии у гроба:
Французская школа, IX век. Pаспятие на кресте:
Двойное аллегорическое изображение воина, который является героем. IX век:
Слева: Чудо апостола Павла со змеей на острове Мелит (Мальта). Проповедь ап. Павла в Риме (Деян. 25-28). Справа: Адам в раю. Диптих; Италия. Рим; IV в.:
Христос во славе. 1100 г.:
Искусство Византии. Императрица Элия Ариадна (VI век). Ариадна была старшей дочерью императора Льва Макелла. В 466 году Ариадна была выдана замуж за вождя племени исавров Трасикодисса, сменившего после брака имя на Зенон:
Duccio di Buoninsegna, (XIV век):
Атрибутировано Lorenzo di Niccolo' Gerini (1376-1440). Святой Михаил и Святая Екатерина:
Umbrian art (15th century) - Madonna of Mercy (Мадонна Милосердия) - Bargello National Museum - Florence:
Valerio Zuccato. Портрет кардинала Пьетро Бембо (1542):
Пьетро Франкавилла - Ясон c золотым руном (1589) - Национальный музей Барджелло - Флоренция:
Andrea et Giovanni della Robbia - Adоration of the Child with St John (1495-1500) - Bargello National Museum:
Джованни делла Роббиа (1469-1529 гг.). Верх - святой Августин (1520), внизу - Не прикасайся ко мне (1520 г.):
Джованни делла Роббиа (1469-1529 гг.). Мадонна с Младенцем и юным Иоанном Крестителем (1525 г.):
Андреа делла Роббиа (1435-1525) Мария, поклоняющаяся Младенцу (Мадонна лилий). Около 1490-1495. Терракота, глазурь. Обычно в иконографии с Марией цветок помещен в вазу с прозрачной водой. На представленном же рельефе мастер обыгрывает синеву глазурованного фона как небесную лазурь, поэтому создается впечатление, что действие происходит на лоне природы. Младенец расположился на травке, и лилии растут, а не сорваны. Белый, зеленый, синий - привычные цвета терракот семейства делла Роббиа:
Вот и всё, что я хотела показать.
Использованные источники:
https://www.e-reading.club/chapter.php/1055485/220/Yansen_-_Mariya_Magdalina.htmlhttps://magisteria.ru/proto-renaissance/na-granitse-mirov-giotto/http://sv-scena.ru/Buki/Natsionaljjnyyi-muzyeyi-Bardzhyello-Floryentsiya.html