ГОРОД "УТЮГОВ", ч.4

Jun 19, 2014 20:50

ГОРОД «УТЮГОВ», ч.1
ГОРОД «УТЮГОВ», ч.2
ГОРОД «УТЮГОВ», ч.3

Пора, пожалуй, ненадолго остановиться и сделать некоторые просветительские усилия, чтобы не водить вас по городу, что называется, «втёмную», и чисто статистически демонстрировать «неправильные» дома, подобно матросу Фуксу с яхты «Беда», считающему вылупившихся из страусиных яиц крокодилят: «Утюг, ещё утюг, ещё косяк, опять крокодил…»

Эти знания помогут нам, во-первых, оценить по достоинству всё это косоватое наследие, во-вторых, дадут возможность в силу наших умственных способностей проводить некоторый анализ, и, в-третьих, помогут ответить на вопрос: почему же в Астрахани так много косых домов и домиков?



1.Начало истории: Амстердам и Санкт-Петербург

А началось всё для России традиционно. Наш молодой царь Петр I, строго следовавший принципу «в чужом огороде репа слаще», отправился со своей «шпионской» миссией в Европу: посмотреть, чего у них есть принципиально хорошего, да немножко «подтырить» этих навыков и принципов для внедрения в своей отчизне.

И вот в самом конце 17 века он благополучно добрался до Амстердама. Втиснутые на крохотные кусочки суши, слепленные друг с другом, но поставленные фасадами по одной линии дома всколыхнули его эстетические чувства и до глубины души потрясли завистливое воображение. Приведу несколько видов Амстердама той поры в исполнении голландского художника Яна ван дер Хейдена для понимания впечатлений Петра Алексеевича:









И в наши дни данное великолепие ещё можно увидеть, современные фото:


(с сайта stedentrip.nl)



(с сайта online.fotoschool.ru)

Петр заболел Амстердамом.

Состоятельные россияне тогда строились вольготно, по усадебному принципу: дом в центре, вокруг него - сараи, амбары, сенники, конюшни, курятники, летние кухоньки, собачьи будки... Со стороны улицы перед домом принято было располагать что-то вроде сада. Всё это хозяйство обносилось глухим забором. Строения были деревянные. Улицы - без строгой линии, кривоваты, да и чистотой не блистали, зато в летнюю пору утопали в зелени. Главным бичом такой застройки были пожары.

Надо отдать должное русским зодчим, пространственное решение городов было выполнено великолепно. Во-первых, застройка грамотно вписывалась в природную среду; во-вторых, архитектурные доминанты (ими в ту пору служили соборы, храмы и церквушки) настолько продуманно вживлялись в «тело» града, что взгляд со стороны, на подъезде к нему, не мог оставить равнодушными заезжих чужеземцев. Они оставили нам немало рисунков старых русских городов. Например, зарисовки Олеария (1636 год).
Муром:



Коломна (картинка издателя Питера ван дер Аа по рисунку Олеария):



А вот и Астрахань, нарисованная Олеарием:



Иногда изображения грешили неточностями, зато верно передавали общие впечатления. Правда, общие впечатления могли быть оставлены какой-нибудь комплексной поездкой Московия-Персия-Константинополь - но и это не так уж важно.

Вернувшись на родину, наш царь помимо ведения войн и строительства кораблей, до конца дней своих озаботился ещё и возведением своего «амстердама» в устье Невы. В общих чертах, каждый из нас знает историю строительства Санкт-Петербурга, но с некоторыми градостроительными уточнениями она неплохо изложена в статье на сайте my-petersburg.ru. Рекомендую - читается легко, словно захватывающий триллер, и дает прекрасное представление по теме: «Нарисуем - будем жить», или Строительство по картинке
Петербург, здание 12 коллегий арх.Трезини (неизв.художник) - "сплошная фасада" во всем своем великолепии:


Так в русское градостроительство вошли термины: красная линия, "сплошная фасада", "красота регулярства", регулярная застройка, фасадная застройка.

Красная линия - планировочная граница застраиваемых территорий, за которую не должны выступать строения.

Сплошною фасадою застройка - преднамеренное возведение зданий с однородными фасадами по фронту улицы или площади без интервалов по красной линии.

Эстафету царя-реформатора была вынуждена подхватить его племянница Анна Иоанновна, зудом реформаторства не страдающая. А куда ж ей было деваться? В новой столице - где горело, где гнило от сырости, где затапливалось или просто подтоплялось, а кое-где уже и рушилось созданное неимоверным усердием при Петре. Новую столицу надо было «доводить до ума».
В 1737 году была создана «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», главным архитектором её стал Пётр Еропкин. В комиссию вошли также замечательные архитекторы Михаил Земцов и Иван Коробов. Ими был разработан первый генеральный план Санкт-Петербурга: определен центр, принцип его организации в виде 3-лучия (трезубец Еропкина), намечены площади, определены направления дальнейшего развития города. Работа была проведена необыкновенно талантливо, с использованием мировых достижений и традиций русского градостроения, - недаром центр Санкт-Петербурга включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО как уникальный градостроительный и архитектурный памятник.

Далее Петербург уже развивался по вразумительному и продуманному плану.

В 1762 году на трон взошла Екатерина II (Великая). В этом же году она реорганизует старую комиссию, расширяя её полномочия, образуется «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы».

2.Продолжение истории: преобразование российских городов, Астрахань

Уже в следующем, 1763 году, императрица решает, что не худо бы Петербургу новыми принципами застройки поделиться со всей Россией и начинает с указа «О сделании всем городам, их строениям и улицам специальных планов по каждой губернии особо», ибо сложившиеся на то время городские планировки для регулярной застройки не годились.

Основным побудительным мотивом данного решения называют пожароопасность российских городов. Но, кроме того, решалась проблема компактности разросшихся городов (особенно их центров), а также их представительного вида.

Гениально решается вопрос нехватки профессионалов высокого уровня для исполнения данного указа: составить новые планы городов поручается самым лучшим архитекторам страны, т.е. входящим в ту самую комиссию по устройству столиц.

Первым архитектором, возглавившим перепланировку, становится Алексей Васильевич Квасов.
И работа началась. В столицу свозились планы российских городов. Они тщательно анализировались на предмет ценных строений и исторических районов города, которые надо оставить, а после, уже с их учетом, на старый накладывался новый план с регулярной планировкой.

Так новые принципы застройки стали распространяться по всей России. На местах их проводили губернские архитекторы, контролируемые и руководимые Комиссией.

Первым городом России, получившим регулярный план, была Тверь, основательно выгоревшая в 1763 году. Туда, кстати, отправилось и 3-лучие: Петербург по-честному, с открытой душой делился с провинциальными городами своими самыми удачными градостроительными наработками.

Астраханский губернатор Никита Афанасьевич Бекетов похлопотал, и в 1769 году Астрахань получила свой план среди первых городов (точнее, получила она его ещё в 1768 году, но тот план был отправлен на некоторую доработку).

Каждый астраханец, мало-мальски интересующийся историей своего города, знает про план Квасова, но не каждый задумывается при этом, что это не просто план, а перерождение города. Это как переселение души в новое тело.




Уже позднее, по мере расширения города, план утверждался (в 1801 г.) вновь, затем (в 1838 г.) конформировался, но принципы регулярной планировки и сплошной застройки соблюдались при этом неукоснительно.

Поскольку опыта регулярной застройки в российских городах на начало градостроительной реформы не было, а традиционные провинциальные дома для сплошной фасады не слишком подходили, к планам прилагались варианты фасадов образцовых домов.

К примеру, некоторые образцовые дома, рекомендованные для Твери:


Образцовые проекты Ивана Лема, возглавлявшего комиссию позже:


Предпочтение отдавалось каменному строительству (даже льготный кредит на это выдавался), но от дерева отказаться не могли из-за нехватки камня.

Застройщик уже не мог строить то, что ему заблагорассудится, а должен был утверждать проект фасада. Следить за нарушениями обязали полицию.

С этих пор в строительстве всё строго регламентировалось: красная линия, этажность, выступающие в общественное пространство, вверх и над тротуарами, части здания (балконы, эркеры, шпили), цвет здания, количество и расположение окон…

Для Астрахани назначалось строить здания в 2 этажа.

Улицы спрямлялись. Здания необходимо было ставить фасадом вдоль красной линии без промежутков: либо встык, либо через ворота (позднее были выпущены и альбомы с образцовыми воротами, многие из которых можно отыскать ещё сегодня на улицах Астрахани ).

Дворы вместе со своими хозяйственными безобразиями при такой застройке были закрыты от взоров прохожих.

Особую роль в регулярной сплошной планировке играл угловой дом: он направлял и организовывал ряды домов вдоль улиц, а значит, его стены сходились под тем же углом, что и пересекающиеся улицы.

А вот улицы-то как раз и не всегда можно было расположить прямоугольной сеткой, хотя предпочтение отдавалось именно такой планировке. На направление улиц влиял природный рельеф, крепости и прочие защитные сооружения в центре города, тракты в другие города и проч.

Астрахани в этом смысле «повезло». Её улицы должны были:
1) огибать 3-угольный кремль
2) умещаться между водными преградами, расположенными на территории города (см. Водный мир Астрахани)

В результате получилась сложная планировочная система с косым пересечением улиц, а косые пересечения при регулярной фасадной застройке как раз и дали такое множество «неправильноугольных» зданий.

Возможно, вам покажется несколько парадоксальной фраза: существующая застройка улиц старой Астрахани в 2 раза старше построек, её составляющих. Поясню: дома, возведённые здесь в 19-ом и в начале 20 веков, ставились по градостроительным принципам, выработанным в основном в 18 веке или в начале 19-го. Правила эти, собранные в Строительном Уставе, сохранялись почти до самой революции.

Перестройка российских городов шла с беспрецедентным размахом: ничего подобного ни до, ни после в мировой практике не наблюдалось.

Алексея Васильевича Квасова в 1772 году сменил Иван Егорович Старов, а в 1774 году эту должность занял Иван Михайлович Лем , возглавлявший Комиссию до окончания её работы, до 1796 года. За 36 лет существования Комиссии было перепланировано и перестроено 416 городов из 497 существовавших в то время.

Все планы были разные, с учетом географии и особенностей города. Их можно найти в Полном собрании законов Российской империи в Книге чертежей и рисунков (планы городов)

Работа была проделана колоссальная. А какой титанический труд совершила нация, перестраивая города по этим планам, даже трудно представить! Конечно, были какие-то ссуды и кредиты, но в основном-то - жесткое решение, заставляющее насильно сносить старые дома и строить новые.

Представьте: всем, проживающим в "хрущобах", срочно перестроить свои позорные жилища в течение полугода!
Какие мы с вами всё-таки счастливчики, что «сквозанули» эпоху Великих царей!

***

Новые принципы в строительство городов были заложены уже в советское время, в основном начиная с 30-х годов. Расширялись улицы, для чего переносилась красная линия; убиралась сплошная застройка с глухими дворами, признанная неудобной, затемненной и антисанитарной. Принципы советского градостроительства были великолепны (чего, конечно, не скажешь об архитектурной составляющей большинства жилых строений ). Например, расстояние между домами не должно было быть меньше двойной высоты наиболее высокого дома (чтобы не затенять соседа). Большое значение отводилось «зеленой» зоне (ландшафтно-рекреационная зона), она должна была составлять не менее 40% от всей территории поселения.
Теперь по всей стране уплотняют советскую застройку, а астраханцы уплотняют свою «сплошную фасаду».

Что осталось в современном градостроении от «фасады» - это то, что улицы наших поселений в основной своей массе организуются стенами домов, на них стоящими, а не заборами, за которыми прячутся дома. Даже в маленьких населенных пунктах (деревнях, поселках, селах) дом вышел на красную линию.

Старые города перестраивали, оставляя на память лишь какие-то наиболее значимые дореволюционные архитектурные сооружения. Не будем сбрасывать со счетов и разрушительную войну.
В результате отдельные архитектурные памятники может продемонстрировать почти любой старый город, а вот похвастаться целыми градостроительными ансамблями дореволюционной поры в масштабах, подобных астраханским, смогут уже совсем немногие наши провинциальные города. А тем более с особенностями планировки города в дельте, породившими вот эту косоугольную застройку.

Именно поэтому Астрахань являет собой уникальный памятник отечественного градостроения 18 - нач.20вв. Здесь можно изучать, исследовать, находить, а после писать научные манускрипты по данной тематике.

Вот теперь, вооружившись некоторыми знаниями, мы можем уже более осмысленно продолжать нашу экскурсию по городу «утюгов».

Продолжение

архитектура, город "утюгов", градостроительство

Previous post Next post
Up