В моей френд-ленте ссылка на
статью "Женщины, от которых лучше держаться подальше" (пост закрытый, поэтому на него ссылку не даю). Статья интересная. Начну с критики. Автор мешает в кучу характер и мотивы женщин (от которых нужно держаться подальше) и их проявления. Например, советует (очень справедливо) не сближаться с женщинами, для которых мужчина только источник материального благополучия и статуса. Но вот как распознавать таких женщин? Сразу под пунктом два идут матери-одиночки. Логика автора: "У женщины сложилось трудное материальное положение. Прожить на одну зарплату практически невозможно." Вывод: именно матери-одиночки (и еще одна категория женщин в этой статье, "нищенки") ищут мужчину для улучшения своего положения. Тогда как очень вероятно, что как раз для таких женщин благосостояние и статус важны не в первую очередь и что, наоборот, охотница за состоятельным мужем не станет заводить ребенка, пока не заполучит себе состоятельного мужа, и не выглядит нищенкой.
И так далее.
Меня особенно заинтересовали два пункта, и один из них: Интеллектуалка очень опасна для среднестатистического мужчины. Она все знает, так как постоянно читает и смотрит телевизор, и не любовные мыльные оперы, а научно-популярные программы или что-то вроде этого. Она каждую минуту старается подчеркнуть свое превосходство и ум. Интеллектуалки думают, что именно их интеллектуальность может сразить мужчину наповал, и он, как раненная птица, упадет у неё ногам.
Опять-таки я бы оставила из этого описания только одно предложение: "Она каждую минуту старается подчеркнуть свое превосходство и ум." Согласитесь, можно постоянно читать и интересоваться науками и политикой, но не ради сражения окружающих наповал, а потому что самой интересно. И наоборот. Можно и непостоянно читать, а также смотреть мыльные оперы, но тем не менее в беседах подчеркивать свой ум в сравнении с более низким интеллектом собеседника (-цы).
И вот вспомнила я некоторые споры, которые Юнг описал так: "споры и страсть к рассуждениям, которые должны быть интеллектуальными и критичными, но которые в основном заключаются в том, чтобы второстепенный, неважный момент превращать в абсурдную суть дела. Или дискуссия, сама по себе ясная, до безнадежности запутывается из-за привнесения совершенно иной, не имеющей отношения к делу точки зрения."
Юнг, этот "старый мачо", считал, что именно "интеллектуальным женщинам" присущ этот стиль спора. И он писал, что мужчин это раздражает. Что естественно. Так что подозреваю, что и автор статьи в раздражении вставил этот пункт в свой список "опасных женщин", позаботившись о "среднестатистическом мужчине" (себя он, небось, считает "интеллектуалом"). А на самом деле, подозреваю, что такие интеллектуалки и интеллектуалы, с любовью к таким спорам, всех раздражают, независимо от пола.
Юнг жил в то время и в том месте, где образование мужское и женское сильно различались, и мужчина жил в большом мире, активно участвуя в общественной жизни и руководствуясь в своих действиях логикой (Юнг назвал эту функцию психики мышлением), а женщина в маленьком домашнем мирке, любя своих домочадцев и заботясь об их самочувствии, руководствуясь чувствами (Юнг и назвал эту функцию психики чувством). И вот при таком раскладе вещей у мужчин чувства, мол, вытесняются в подсознательное и оттуда воспринимаются как чувства собирательного женского образа, и образ этот Юнг назвал Анимой, а у женщин логика и мысли из подсознательного воспринимаются как суждения собирательного мужского образа, Анимуса. Дальше скопирую из Юнга, что он писал о таких женщинах, которые самостоятельно мыслить не могут и мысли которых он приписывал их Анимусу.
Анимус - нечто вроде собора отцов и иных авторитетов, которые ex cathedra ( с амвона; непререкаемо (лат.).) произносят неоспоримые, «разумные» приговоры. Если бросить на дело более пристальный взгляд, то окажется, что эти взыскательные приговоры, видимо, представляют собой главным образом слова и мнения, быть может бессознательно вычитанные, начиная с детского возраста, из книг и собранные в канон образцовой истины, правильности и разумности; тезаурус предпосылок, которые везде, где отсутствует сознательное и компетентное решение (что случается сплошь да рядом), спешит на помощь со своим мнением. Эти мнения выступают то в форме так называемого здравого человеческого рассудка, то в форме глупых предрассудков, то в форме принципов, пародирующих воспитание: «Так всегда поступали в этом случае» или «Ведь любой тебе скажет, что так и так».
Характеристика анимуса все же будет неполной, если изобразить его исключительно как консервативную коллективную совесть; он - тоже реформатор, который, прямо противореча собственным правильным мнениям, питает необычайную слабость к темным, незнакомым словам, приятнейшим образом заменяющим одиозное размышление. [Тут можно очень много примеров привести вот таких слов.]
Анимус - ревнивый любовник, способный поставить на место действительного человека мнение о нем, мнение, явно сомнительные основания которого никогда не подвергаются критике. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят над индивидуумами и индивидуальными суждениями.
Для мужчины эти мнения - когда женщина привлекательна - имеют в себе нечто трогательно ребячливое, что подвигает его на благодетельную, наигранно отеческую назидательность; когда же женщина не затрагивает сентиментальных струн и потому от нее ожидается компетентность, а вовсе не трогательная беспомощность и глуповатость, то ее мнения, исходящие от анимуса, оказывают на мужчину раздражающее действие, главным образом из-за их слабой обоснованности - мол, слишком много мнения ради самого мнения; или: женщина, мол, хочет хотя бы иметь свое мнение и т.д. Здесь мужчины становятся язвительными. [Юнг намекает, что в мужчинах тогда пробуждается бабское, т. е. их собственная Анима]: ведь неоспорим тот факт, что анимус всегда подманивает аниму, в силу чего всякая дальнейшая дискуссия становится невозможной.
У интеллектуальных женщин анимус вызывает аргументирование [в переводе на русский: споры :-) ] и страсть к рассуждениям, которые должны быть интеллектуальными и критичными, но которые в основном заключаются в том, чтобы второстепенный, неважный момент превращать в абсурдную суть дела. Или дискуссия, сама по себе ясная, до безнадежности запутывается из-за привнесения совершенно иной, не имеющей отношения к делу точки зрения. Сами того не подозревая, такие женщины прямо стремятся раздражать мужчину, тем самым еще больше подчиняясь анимусу. «К сожалению, я всегда права»,- призналась мне одна такая женщина. (конец цитаты,
отсюда)