Бесстрашные мореплаватели или жестокие завоеватели? Отчаянные воины или вавраты-грабители? Прошла не одна сотня лет, но дух славных походов отважных викингов до сих пор тревожит сознание тех, кому не равнодушно наследие мировой истории и культуры.
Впервые их корабли появились на горизонте истории в конце 8-го века, от грома боевого рога тогда сотряслась вся Западная Европа. Словно карточные домики перед ними пали Лондон, Париж, Кельн, Гамбург, Бордо, Руан, Пуатье, Тулуза... “A furore normannorum libera nos domine ”,- в один голос взывали европейские священники к небесному владыке. Однако набеги викингов с каждым годом становились все более частыми и дерзкими. Больше всего страдали такие прибрежные государства, как Англия и Ирландия. По словам современников они ежегодно опустошали земли Англии от одного морского берега до другого.
Кто еще мог осмелиться бросить вызов стихиям, земным и небесным богам? Кто мог с головой броситься в опасные приключения, надеясь лишь на удачу и доверяя судьбе? Только отчаянные смельчаки, коими чуть ли не с самого рождения были викинги- полноправные властелины Северного и Балтийского морей.
Известно также о походах викингов на восток к славянам, в столицу Византии Константинополь и даже в Иерусалим. Именно ненасытная страсть к дальним странствиям привела их могучие драккары к берегам Гренландии и Северной Америки. И это- за 500 лет до Колумба! Потом были захват Сицилии, возникновение герцогства Нормандии, и Норвежкого королевства, завоевание Англии Вильгельмом Завоевателем, который тем самым положил основу новой эры в истории этой страны.
Эпоха викингских завоеваний продлилась всего два с половиной века и начала клониться к закату с формированием скандинавских государств. Уже к 12 веку они расстворились в европейской обыденности, дворцовых интригах, крестовых походах и в борьбе против общих врагов христиан. Но следы, которые они оставили в свудьбах многих государств до сих пор будоражит современные науки.
Тот факт, что викинги были первыми европейцами, достигшими берегов Америки, считается неоспоримым, однако поход викингов на Кавказ до сих пор является предметом споров многих ученых.
Обратим наш взгляд на историю.
Середина 11-го века оказалась роковой для молодого Анийского царства. Благодаря потери внутреннего равновесия между армяснкими феодалами и духовенством, Византии без труда удается завоевать царство Багратидов. Однако уже через два года после завоевания Армения становится обьектом жестоких набегов турков- селджуков. Византийцы обратились за поддержкой к грузинскому князу Липариту Багваши, предложив ему возглавить 42-тысячное войско союзников, в состав которого входили византийцы, армяне и грузины, а также “700 прекрасных воинов из далекой северной страны”- об этом свидетельствуют рукописи армянского историка 13-го века Степаноса Орбеляна. В грузинкой летописи “Матиане Картлиса” в свою очередь можно встретить упоминание, датированное 1046-1048 годами, о варангах (так византийцы называли викингов), которые пришли в Грузию со стороны Черного моря.
Что касается скандинавских источников, то на территории современной Швеции можно найти около 25 рунических памятников, посвященные воинам дружины некого Ингвара, которые погибли в «далекой восточной стране Серкланд», а также сагу о хавдинге Ингваре, которая дает исчерпывающие ответы на множество вопросов.
Все имеющиеся сведения позволяют собрать мозайку в единую картину пребывания викингов на Кавказе. Ингвар со своей дружиной на 30 короблях пребывает в Киев. Там узнает о христианской стране у подножья Кавказких гор, где производят шелк (серк- на языке викингов означает шелк, отсюда Серкланд- страна шелка). Вся та же неизменная тяга к приключениям и к неизвестному приводит пурпурные паруса викингов через Черное море к берегам реки Риони, где их встречает царица Мариам- дочь армянского васпураканского царя Арцруни и супруга грузинского царя. Здесь дружина Ингвара поступает на службу к князю Липариту Багваши. В это же время турки-селджуки в третий раз вторгаются на территорию Армнии.
Решающая битва у крепости Капутру в сентябре 1049г. заканчивается тяжелым поражением союзников. Князь Липарит взят в плен, а Ингвар смертельно ранен. Из 700 дружинников в живых остаются всего 40. На единственном драккаре во главе с Хавдингом Кетилем они возвращаются домой, в Швецию, где устанавливают вышеупомянутые рунические стеллы в память о погибших сослуживцев. А их рассказы об этом походе становятся основой для “Саги об Ингваре”, изложенной монахом Оддом Сноранссоном в 1190-1210гг.
Так выглядет историческая мозайка, собранная армянскими и шведскими историками, однако многие другие иследователи эпохи викингов ставят под сомнение прибывание их на Кавказе, так как считают, что викинги не продвигались дальше Крыма. При чем исторические факты армянских и гузинских летописей ими почему-то не рассматриваются.
Возможно, организация расскопок у крепости Капутру наконец поставит точку в затянувшихся спорах между ученых мужей. Однако здесь истории придется мириться со всеми сложностями современной политики и дипломатии, так как Капутру находится на территории Западной Армении со всеми вытикающими отсюда последствиями. Так что мне ничего не остается, как поставить здесь многоточие…
P.S. информация для статьи взята из журнала МедиаИнформ, 2007, N3"Викинги, Шелковый Путь и Кавказ", автор Самвел Маркарян (доцент Ереванского Государственного Университета, доктор исторических наук.