Шломо Занд "Кто и как изобрел еврейский народ"

Jun 17, 2013 00:14

Нация- это группа людей, объединенная
общим заблуждением относительно своего
происхождения и коллективной враждебностью по
отношению к своим соседям.
Карл Дойч. Национализм и его альтернативы
(1969)

В наше время доминирующих и затмевающих разум националистических мифов о происхождении того или иного народа, их героическом и непрерывном прошлом, о легендарных событиях этого прошлого, книги подобные той, которую я хочу выложить и советовать для прочтения (не только людям, интересующимся вопросом нации и национализма, но и даже рьяным сионистам и поклонникам "еврейскости всех и вся") являются редким исключением, скорее уникальным явлением. Ее автор - профессор Тель-Авивского университета Шломо Занд ломает все мифы, связанные с вопросом сионизма и еврейства, переворачивает миф о непрерывности и древности еврейской истории, ставя вопрос о существовании "вечного" еврейского вопроса. И доказывает, что законы истории не делают для евреев никаких исключений.

"Профессор Занд, видимо, первым обратил внимание на то важнейшее обстоятельство, что мифологическим туманом окутаны не только история Древнего Израиля, но и еврейское и иудейское Средневековье. Что куда серьезнее, сама фантастическая концепция единого еврейского народа, прошедшего невредимым через тысячелетия государственности и диаспоры, - совсем недавнее изобретение. Еще двести лет назад мало кто понял бы, о чем идет речь; изобретатель «еврейской расы» вполне мог быть поднят на смех. Оригинальная идея подменить религиозный коллектив, состоящий из весьма разнородных субэтносов, вечной нацией-расой, сохраняющей вечное биологическое единство, не только нова - она несет яркий отпечаток политических теорий Нового времени. Еще в XVII-XVIII веках общеизвестные факты о разнородных еврейских религиозных и языковых коллективах никого не смущали. Идея «вечного народа вне истории» была изобретена лишь тогда, когда пошло в тираж завидное понятие нации, разумеется по политическим соображениям, актуальным и сегодня."

"«Специалисты» по еврейской истории не имеют обыкновения задаваться фундаментальными вопросами, удивительными на первый взгляд, но вместе с тем элементарными. Время от времени стоит проделывать эту работу ради них и вместо них. Например: действительно ли еврейский народ существовал на протяжении тысячелетий, в то время как все остальные «народы» растворялись и исчезали? Каким образом и отчего Библия, несомненно впечатляющий сборник теологических произведений, время написания и редактирования которых никому толком не известно, превратилась в надежный исторический трактат, описывающий рождение нации? В какой степени иудейское царство Хасмонеев, разноплеменные подданные которого даже не говорили на общем языке и в большинстве своем не умели читать и писать, может считаться национальным государством? Действительно ли жители Иудеи были изгнаны после разрушения Второго храма, или же это всего лишь христианский миф, отнюдь не случайно воспринятый еврейской традицией? И если изгнания не было, то что произошло с местным населением? И кем были миллионы евреев, появлявшиеся на исторической арене в самых неожиданных уголках мира? (...)Неужели евреи действительно являются особым «народом-расой», как утверждали антисемиты, стремившиеся убедить всех нас именно в этом,начиная с XIX века? Неужели Гитлер, потерпевший военное поражение в 1945 году, в конце концов одержал интеллектуальную и психологическую победу в «еврейском» государстве? Как можно нанести поражение его учению, утверждавшему, что евреи обладают особыми биологическими свойствами (в прошлом это была «еврейская кровь», сегодня - «еврейский ген»), если столь многие израильтяне искренне убеждены в его правильности?"

"Еврейское прошлое, построенное на мифах, естественно, порождает мифологическое настоящее и, как и следовало ожидать, новые современные мифы - например, миф о вечном и внеисторическом еврейском народе-расе."

Бенедикт Андерсен считал национализм одной из разновидностей веры, которая пытается преодолеть конечность человеческого существования новым оригинальным способом. Национализм - это подвид религии, пришедший на смену традиционным и уже устаревшим традиционным религиям, и способный придать человеческой жизни смысл в бурную, разрушающую устои эпоху модернизации. И семитизм не стал исключением в этом водовороте. В ответ мощному цунами семитизма, набирающему обороты после 40-х и удачно манипулирующим несчастьями во время Второй мировой, автор противопоставляет факты и больше ничего. Факты, которые неумолимо чеканят: не было и нет такой нации, как евреи. Как не было и нет целостной, непрерывной истории еврейства, гонимого и выселяемого. Но есть грандиозный миф, на основании которого построена новая иллюзия - единый и неделимый еврейский народ.

Ссылка: https://docs.google.com/file/d/0B9Vt7Zse3YZOcEViMngwMGwxWTA/edit?pli=1

При необходимости или при исчезновении файла с сервера, могу лично его выслать на майл.

национализм, еврейский вопрос, Шломо Занд, история еврейской нации, нация, сионизм

Previous post Next post
Up