Австралии было на удивление не много, и только одно случилось достойным упоминания здесь в положительном смысле.
Charles Melton Wines Nine Popes Barossa 2009. Австралийский закос под Шатунёф со всеми привходящими меня интересовал очень-очень. Именно поэтому было в свое время куплено это совсем не дешёвое вино. Темная бургундская бутылка, скорее новосветская оформлением (все-таки, шатонёфы в подавляющем большинстве имеют белые этикетки), тем не менее, с очевидным намеком на Авиньон и сидение Пап. Открыто по случаю в середине весны. Средне винный цвет - ярко-красный с синим отливом - вообще общее ощущение достаточно молодого вина. Обод алый, тоже довольно молодой; слезки - редкие, темные, медленные - выглядит это всё очень прилично. Аромат большой, напряженный, довольно тяжелый, действительно очень похожий на южно-ронский, поскольку много не только зрелых ягод, но и экзотических специй. Аромат хорош, хочется нюхать ещё и ещё! Со вкусом чуть сложнее - в нем откровенно меньше удивительной стабильности и тонкой уверенности, присущих лучшим представителям стиля Шатонёф, зато полно бароссной фруктовой мощи, огромного тела и длиннющего супертанинного послевкусия. Тут пьющему следует определяться, если он на светлой стороне (Шатонёф), то это вино - не из списка его желаемых. А если он на «тёмной» стороне (шираз из Бароссы), то это вино - точно из его коллекции. ИО 9+. ДО 1+1+1,5+4,25+1=9,25. Очень достойное вино, которому действительно трудно определиться - на чьей оно стороне. Тот случай, когда продвинутый винолюбитель готов простить «сидение на двух стульях», настолько это вино прилично выглядит в обеих ипостасях. На самом деле - очень хорошо, да!
К сожалению, несколько вин расстроили. Вот они!
Torbreck The Pict Barossa Valley 2007. Оформление этих топовых чистых мурведеров винодельни выглядит как минимум очень скромно, чтобы не сказать - бедно. Но если внимательно приглядеться, то это "ж-ж-ж" неспроста. Начать с того, что своим экстерьером относительно небольшие и легкие бутылки темно-зеленого, но при этом прозрачного, стекла отсылают скорее к Бургундии, чем к Роне. Но не совсем - на стекле есть "ронский" барельеф, а этикетки не чужды легкой ронской готичности. Из совсем необычного - очень широкий бортик-обод по верху горлышка, соответственно - отсутствие какой-либо капсулы, чью изолирующую роль для пробки призвана играть резинообразная заливка с оттиском. В общем - загадочный внешний вид, ну никак не тянущий на новосветскую грандиозность. Открыто в ресторанном заведении вдвоем с супругой просто для спонтанной мартовской субботней вылазки. Цвет красно-фиолетовый, средне-винный, даже, пожалуй, чуть более прозрачный, чем можно было бы ожидать. Аромат выглядит не очень объемно, но сразу довольно комплексно, с легким малиновым уклоном. Вкус удивляет - такой откровенной малины спереди всего - ну совершенно не ожидалось. За малиной идет клюква, потом набирается тельный объем, не слишком, кстати впечатляющий. Послевкусие мягкое, скорее бордообразное, с глубоко спрятанными танинами. Алкоголь не чувствуется совсем (несмотря на заявленные 14,5%), но потом он все-таки заметно приходит в ноги. Вино не изменялось заметно в течение полутора часов этого неожиданного ланча, но в концовке все-таки слегка скукожилось, хотя, допускаю, что не без влияние обильного стола. ИО 7+. ДО 1+1+1,25+3,75+0,5=7,5. Неожиданное впечатление от вина, совершенно не такое, каким можно было бы (и хотелось ожидать). Есть ощущение, что вино, сделанное еще во времена царствования Р.Паркера, решило предвосхитить время, и попытаться походить на боле легкие стили. Или всё намного проще - время прошло (кстати, James Halliday предрекал этому вину оптимальный период потребления 2010-2017). В любом случае, ничего и близко соответствующего рыночной цене (а вино - совсем не из дешевых). Море вин - в десять раз более доступных - могут дать этому вину добрую фору.
Langmeil Winery The Fifth Wave Barossa Grenache 2010. Производитель претендует на владение самыми старыми виноградниками в Австралии, так ли это или нет, не нам судить, но вина продаются по очень высоким ценам. Очередь этого гренаша пришла в начале мая по домашнему поводу. Тяжелая бутылка, формально как бы бордосских форм, но у благородных бордолезов перекосило бы лицо от форм данной конкретной бутылки - настолько она выглядит монструозно: тяжелая, с широким горлышком, темным стеклом и темной этикеткой. Цвет вина - предельно темный, почти чёрный, такой, мрачный; обод почти синий, слезки - медленные, тяжелые, широкие. Внешний вид вина в бокале - образец для подражания. Однако далее всё чуть попроще. Аромат совсем не хочет разворачиваться в бокале, т.е. вот он есть, такой - приземленный, земляной, дорожный, какой-то совсем не фруктовый, и главное - очень слабенький, не атакующий, сдержанный, что совершенно не характерно как для сорта, так и для местности. Вкус примерно о том же - есть ощущение добротного столового вина, даже вкусного, если это определение допустимо, но совсем не такого взрывного, как хотелось бы ожидать от баросского гренаша с очень старого виноградника (ожидалось что-то типа большого и знаменитого Приората). Попытка покормить вино кислородом не увенчалась успехом - вино не собирается просыпаться, есть некоторое ощущение такого Ильи Муромца на печи в последние годы его «лежания». Да, есть некоторое ощущение «заснувшего» вина, но, позвольте, это же Баросса, это же 2010 год, даже бургундцы такого возраста уже проснулись, потянулись и пустились во все вкусовые тяжкие. Есть ощущение полного несоответствия статуса и винного потребительского результата. ИО 6,5. ДО 1+1+1+3,25+0,5=6,75. Пятая волна среди меня не стала винным девятым валом - это совершенно точно. А жаль, были определенные надежды…
Cape Mentelle Vineyards Sauvignon Blanc Semillon Margaret River 2016. Еще одна попытка ответить на вопрос есть ли жизнь в Замкадье приличные совиньоны за пределами Луары, Новой Зеландии и Северной Италии. Здесь, правда, скорее бордосский последыш, поскольку к совиньону добавлен семильон. Тем не менее. Бордосская бутылка светлого стекла, винт, красивая большая этикетка основного охренного цвета с изображением горной гряды. Открыто в июле в дежурном варианте. Цвет - чуть смещен в соломенный спектр, но в остальном - без особенных примет; в слёзках не замечен, но при этом плотность вина все-таки ощущается. Есть легкое впечатление пузыристости (жемчужности). Аромат относительно слабый, но сортовые ноты уловить удается, во всяком случае - совиньонные (крыжовник, смородина, свежесть). К сожалению, слабая амплитуда запаха не позволяет наслаждаться им в полной мере. Казалось, что с прогревом должно прорезаться, но этого не случилось, наоборот, с повышением температуры запах мигрирует в банальную сладко-кислую зону без вторичностей. Примерно о том же и вкус. Он вполне есть, хотя и не вызывает зависти своей силой - так, вполне питкий набор качеств довольно скромных размеров. Опять таки, есть вполне осязаемые крыжовник и смородина, но общее впечатление - водянисто-вялое. Особенно - по мере прогрева. Не знаю, что в ответе за слабый норов - домешанный семильон или сам терруар, но в любом случае - это не тот совиньон, который я мог бы рекомендовать друзьям. ИО 5,5. ДО 1+1+1+2,5+0,5=6. Будь цена в два (а лучше - в три) раза меньше, я был бы доволен результатом. А так - слабовато даже для акционной цены поставщика (да и даже для мировых цен - тоже).
Тут мне напомнили про ларионовские вина - оказывается, «их есть у меня» :)
Chalk Hill Wines Larionov Playmaker Shiraz South Eastern Australia 2012. Нижняя линейка вин от прославленного хоккеиста, ранее отмеченная непритязательностью и общей надежностью (именно это вино именно этого года открывалось ранее не раз для запить без особенных претензий). Скромная бутылка относительно светлого стекла зеленого оттенка; легкая, пробургундская, с винтом. Простое, не многоцветное оформление этикеток. Вскрыто на встрече с друзьями в апреле. Сразу удивил и насторожил запах из горлышка - он был не только слабый, но и очень кислый. Вино в бокале имело откровенно коричневый цвет (с темно-синим отливом) и было очень мутным, практически непрозрачным на просвет. Вкус тоже, мягко говоря, не на высоте - слабый, пустой, маслянистый и отчетливо кислый. Пить в принципе можно, наслаждаться - совершенно нечем. ИО 3,5. ДО 0,5+0,25+0,5+1,25+0=2,5. Вино формально нельзя признать совсем уж испорченным (хотя вернуть в уважающем себя и клиентов ресторане наверняка можно), но то, что дни его не просто сочтены, а уже совершенно точно закончились - это наверняка. Жаль. Понятно, что вино - базовое, понятно, что - без запросов, но здесь иной случай. Оказывается, даже под винтом вино вполне может скукожиться до такого неприличного состояния.
С Австралией все. Но не все с вином.