Винные итоги 2013. Испанские красные.

Jan 07, 2014 23:04

Ниже то, что приятно удивило из любимых испанских:



5. Artadi Grandes Anadas DOC Rioja 2001. Реакция специалиста вслепую на это вино была очень странной - "что-то из Северной Роны". Действительно вино совершенно не похоже на Риоху, даже в самой ее модернистской ипостаси - откровенные ледяные иссине-черные краски как в аромате, так и во вкусе, баланс отчетливо смещен в минеральную область. Всё это чем-то напомнило Mission Haut Brion 1989 года - строго, несколько напряженно, несколько печально. Однако, в отличие от того Бриона, вино обладает серьезной плотностью, что опять же не столь характерно для любого риоханского стиля. Тем не менее, вино притягательно, даже обворожительно, примерно так, как привлекает строгой и неброской красотой молоденькая неулыбчивая грузинка в веселой компании окружающих ее подруг. С другой стороны, из всех выставленных на этой вечеринке вин в этой бутылке осталось больше всего вина (более половины), что тоже о чем-то говорит. К сожалению, возраст вина не позволил этому остатку сохраниться в полной мере даже под вакуумной пробкой: через два дня вино еще можно было пить, но оно совершенно скатилось в невнятную горькую зону. СО 8,5+. ОО 1+1+1,5+4+0,75=8,25. Сложное вино, сложное не только для беззаботной вечеринки (даже без оглядки на его стоимость), но и для вдумчивого дегустационного потребления. И уж совершенно точно, его нельзя пытаться понять на бегу, в режиме массового кругового тестирования.

4. Principe de Viana Edicion Limitada Crianza DO Navarra 2009 Интересное оформление: наваррские вина довольно редко разливаются в "бургундские" бутылки. Тем более, что состав (темпранильо, каберне и мерло в неуказанных пропорциях, но с разных виноградников) никак не побуждает именно к таким формам. Красивое оформление на основе большой светлой этикетки с серебряным узором - минимум информации (которая вынесена на контр-этикетку, нещадно закрытую отечественным аналогом). Аромат силен уже при вскрытии и еще добавляет в бокале. В его основе - совершенно универсальная винная сбалансированность. Вообще "баланс" - определенно главное слово при описании этого вина. Баланс бывает разный, бывает безликий, а бывает такой, когда невозможно сказать, какая из сторон напитка лучше. Данное вино отчетливо ближе ко второму варианту. Кислое сменяет горькое, горькое уступает место сладкому, сладкое растворяется в умами со следами морской соли. Чтобы снова вернуться к кислому. Эта игра выглядит несколько отстраненно, как будто вино боится или не хочет демонстрировать свое лицо, свою индивидуальность, пытается, обладая отличными персональными качествами, раствориться в игре в переодевания. Вообще марьяж темпранильо с базовыми бордосцами выглядит очень перспективно и выдает замечательные примеры. Это - один из них. СО 8,5+. ОО 0,75+1+1,75+4+1=8,5. Отличное вино (особенно с учетом цены), с очевидным потенциалом к развитию, очень гастрономичное, в том плане, что совсем не привередливое к трапезному сопровождению, оно может подчеркнуть достоинства любого блюда вовремя повернувшись к нему одной из своих ипостасей. Но вино без индивидуальности, т.е. его легко спутать с чем-то совсем другим (но не менее замечательным). Было бы очень любопытно последить за его развитием со временем.

3. Saenz de Santamaria Alferez Reserva DOC Rioja 2005   Замечательное запоминающееся оформление на основе черной этикетки. Сдержанный, но очень четкий аромат при вскрытии, медленно, но уверенно развивающийся в направлении бархатистого богатства и неожиданной свежести. Первый вкус тоже сдержан - вину очевидно нужно подышать. Но уже после получаса вино выступает во всем блеске: сильный и сложный аромат, вдохновляющий первый вкус, легкий почти провал в середине, если бы не ровное, длинное и уверенное послевкусие. Типичная Риоха - теплая, сбалансированная, ягодная, структурированная. Из необычного - чуть тонов пепла и горчицы. Очень напомнило Кото де Имаз 2001. Если бы не следы провала в плато, можно было бы совсем спутать. СО 8,75. ОО 1+1+1,5+4,25+1=8,5. Отличное вино на самом пике развития, хотя, несомненно, проживет еще не менее 5-7 лет. Очень хорошо для сложного обеда - все заказывают разное, но у всех вино не вызывает проблем. Браво. (На фото - вариант 2001 года, он просто оказался более фотогеничным).

2. Marques de Caceres Reserva Especial Cuve Paco Rabanne  DOC Rioja 2005.  Похоже, что это кюве было сделано только один раз, этим оно и ценно. Хотя такие дизайнерские проекты в винном мире всегда естественным образом вызывают определенные подозрения, как минимум - в экстра стоимости. Тяжелая "новосветская" бутылка, модернизм и полное несоответствие классике Риохи. Неожиданно скромное оформление, наверное, скрашенное специальной упаковкой - хорошо, что у поставщика есть опция поставки без нее. Очень темный, предельно насыщенный, темно-красный цвет вина - выглядит более, чем увесисто и надежно. Тяжелые и весьма регулярные слезки - очень красиво. Аромат очевидно зажат при вскрытии, есть ощущение, что вино из горлышка вообще не пахнет. Однако время в бокале все расставляет на свои мест - аромат не только плотный и насыщенный, но и очень не простой, слоистый, вслед за разнообразными фруктами лезут ягоды, есть неожиданный мед, есть копченость. Вкус тоже очень впечатляющий - тоже игра фруктов и ягод, чуть определенной теплоты (характерной для темпранильо вообще, но часто, без соответствующей другой вкусовой поддержки оказывающейся в определенном органолептическом вакууме), есть те же копчености и даже чуть пыльности (все-таки возраст), все это перемалывается и играет. Очень интересное, очень провокативное и очень ... пьяное вино. Да именно - пьяное, несмотря на относительно не выдающийся градус (14%) опьянение наступает неожиданно быстро и при очень невеликой дозе. Справедливости ради - и отступает тоже довольно быстро. Это примерно как с шампанским, неожиданно быстрое, праздничное и легкое опьянение, быстро проходящее в случае отсутствия злоупотребления. Но эффект очевиден и слегка странен. СО 9. ОО 0,75+1+1,75+4,5+1=9. Очень хорошая риоха, в откровенно современном, модернистском стиле, тягучая, тяжелая, полнотелая - ни грамма классики, но совершенно без потери строгости, стройности и баланса. Высокая гастрономичность, требующая тем не менее определенной внимательности - например, легкие салаты могут просто не справиться с мощью такого вина. А вот могучее мясо, жирное, жаренное, с сырной панировкой - в самый раз. Хоть и не слишком хорошо в смысле полезности.

1. Bodegas Faustino Faustino I Gran Reserva DOC Rioja 2000.  Цвет вина неожиданно темный с откровенным синим отливом, хотя на просвет - кирпично-красный. Слезки многочисленны и шустры. Аромат весьма впечатляющий уже на стадии вскрытия - дальше больше - очевидна пробордосская направленность винодельческой практики, т.е. темный, но не агрессивный фрукт на первом плане, чуть дыма, чуть мокрой земли, следы тления, но на самой нужной грани. Все это играет и переливается. Вкус спешит за ароматом, можно перечислять все то же самое, добавив оттенки жаркого и даже шашлыка, подлесок, мокрые грибы и сигарную коробку. Серьезное, полнотелое плато и длинное послевкусие. Сладость и ее сестра теплота, присущие темпранильо, проявляются коротко на границе плато и финиша и в самом финише после потребления доброй половины бокала. День под вакуумной пробкой совсем не повлиял на вино - все то же очаровывающее впечатление. СО 9,5. ОО 1+1+2+4,25+1=9,25. И все-таки ближе к 9,5, и даже выше. Чуть-чуть не хватает для полного очарования, как в случае с El Coto 2001, но очень к нему близко, на призрачно малом расстоянии. Чуть портит окончание бутылки немногочисленная взвесь осадка - вино настоятельно требует декантирования, но, собственно, только по этой причине, поскольку насыщение кислородом практически не повлияло на качество вина, и так практически недостижимое. Браво! Находка за финские деньги. У нас, к сожалению, все не так радужно, цены на вино предыдущего миллезима у нас зашкаливали за 2000р.

А вот это - удивившие в это же время со знаком минус:



Carlos Serres Onomastica Reserva DOCa Rioja 2004   Аромат неясен при вскрытии и достаточно медленно развивается в бокале; в его основе кислотность, довольно выпирающая и довольно нейтральная - и это не выглядит симпатично. Цвет тем не менее вполне адекватен - темно-красный, низкой прозрачности. Слезки отчетливы, широки и ярко окрашены. В соединении с необычной для Риохи бургундской тяжелой бутылкой и сдержанной этикеткой - экстерьер вина практически безупречен. Чего не скажешь о вкусе: та же отчетливая, но совершенно нейтральная кислотность. Она не выглядит довлеющей или уксусообразной, но не дает возможности применить к вкусу какие-то внятные определения. Причем первый рот выглядит интереснее, чем плато и послевкусие; а первые глотки - определенно симпатичнее, чем последующие. Какое-то общее невнятное впечатление, есть ощущение, что вино пытались сделать в модернистском стиле, а не слишком получилось, но при этом и классические формы старой Риохи тоже не сохранились. Пол бутылки были употреблены на следующий день (хранение без воздуха), в данном случае глагол "употреблены" как нельзя лучше описывает ощущение - вот оно вино, как бы здесь, но нет вина, т.е. совершенно нет от него конкретного ощущения. СО 4. ОО 1+1+0,5+1,25+0=3,75. Откровенный незачет. Судя по тому, что вино сильно "сдало" на второй день, можно предположить, что оно слегка перележало (или даже - плохо хранилось). Но в любом случае, это вино в таком разобранном состоянии совершенно не заслуживает той цены, которую за него просят. Избегать. Хотя более свежий миллезим хотелось бы попробовать (но не такие деньги!)

Sed de Cana DO Ribera del Duero 2004. Странное, редкое и дорогое вино. Нужно сразу сказать, что ожидания не оправдались. Цвет вполне адекватен - темный фиолетово-красный, с очевидными ленивыми слезками по всему ободу бокала. Аромат при вскрытии невзрачен и довольно малохольно развивается в бокале. Тем не менее, к концу полновесного бокала аромат выдает типичные для сорта и региона тона в почти нормальной амплитуде. Но не более. Вкус демонстрирует пережженность, перезрелость исходного материала, совершенно очевидные дубовые, ванильные тона (которые еще можно было бы списать на передержанность в активном дубе) перемежаются с пепельными, кожаными, тонами шашлыка и только что потушенного костра - все это было бы вполне терпимо, и даже к месту, если бы не неимоверная амплитуда этих тонов, в сумме дающая довольно неприглядную картину винного профиля. Вино было выпито в два дня, второй день не показал каких-либо заметных изменений по сравнению с первым днем. СО 4,5. ОО 1+1+0,75+2+0,25=4. С учетом цены - совершенно никудышное вино из замечательного региона - по-моему, определенная эксплуатация бренда "Рибера" для продвижения перенасыщенных вин с претензией на индивидуальность и "autor". Не стоит тратить внимание и средства на вина такой категории. И вестить на красивое эксклюзивное оформление, пусть и в деревянной коробке. (К сожалению, сохранилась только фота этикетки).

Bodegas Palacio Glorioso Gran Reserva 2000.   Давно присматривался к этой бутылке, вроде топовое вино, но от невзрачного производителя и в неудачный год. Забегая вперед - минусы перевесили. Вино по всем параметрам выглядит усталым, аромат скомкан и склонен к кислотности. Внешне - полное соответствие возрасту - кирпичный цвет с коричневым отливом, правда, осадка почти нет. Вкус поначалу производит даже симпатичное впечатление - такая винная "осень патриарха". Но уже к середине бокала становится понятно, что это - последние строчки завещания. Вино скукоживается, окисливается, становится откровенно неприятным. Эксперимент с оставлением 2/3 бутылки под вакуумной пробкой на следующий день был совсем не нужным - пить это было трудно, а еще через день наблюдались признаки отравления, вполне возможно, связанные именно с вином. СО 3. ОО 1+0,5+0,5+0,75+0=2,75 (из которых более половины - за внешние качества!). Очень слабо. Вполне возможно, что 5-6 лет раньше это вино было существенно лучше, но вряд ли вызывало восторг - в данном случае плохой миллезим откровенно победил.

Heredad Ugarte Anastasio DOC Rioja 2004 Необычное, редкое вино от не сильно известного производителя. Скромное, благородное оформление (обе этикетки - черный текст на белом фоне, совершенно необходимый минимум, что то похожее встречалось у пенедесской Парес Бальта), если бы не одно но: бургундская по форме бутылка, но очень толстого темного стекла, тяжелая, больших размеров, с огромной донной выемкой - был бы еще и барельеф, точный был бы отсыл к Южной Роне. Аромат при вскрытии скорее безволен, но стоит вину коснуться стенок бокала, как он раскрывается широким букетом от разнообразных цветов до тяжелых органических тонов типа креазота. Цвет плотного красно-коричневого тона даже с бурым оттенком; вино совершенно непрозрачно, однако откровенной взвеси не замечено. Почти нет слезок, так срываются отдельные тоненькие струнки, не более. За столь богатым ароматом естественно было бы ожидать не менее разнообразного вкуса, однако ожидания не оправдываются - первый вкус откровенно кислотен, все другие вкусовые координаты задушены и не спешат показываться. Только в плато доминирующая кислотность чуть скрашивается некоторой шершавостью (как-то гармонирующей с общей непрозрачностью вина) и следами тонов скошенной травы и прелого подлеска. Послевкусие недолгое, не впечатляющее, почти совершенно без танинов (забегая вперед, их так и не будет дальше). Почти нет изменений по мере потребления - очень странно. СО 4,5. ОО 1+0,5+1,75+1,25+0,25=4,75. Вино выглядит за счет высокой кислотности и добротной ароматичности вполне гастрономичным, однако оно в большей степени подходит к сопровождению (рис с травами, помидоры-черри, сладкий перец, хлеб с маслом), чем к основному мясному блюду. Итог - странное ароматное вино для понюхать, цена которого совершенно (на порядок!) не соответствует его качеству. Жаль.

Artadi El Carretil DOC Rioja 2010  Со слов энолога El Seque Хорхе это вино было признано лучшим вином Испании в 2013г. - вот интересно бы узнать, на каком это было конкурсе. Внешний вид как бы тяготеет к бургундскому стилю, хотя форма бутылки не совсем классична (есть чуть заметные плечи). Плотный темно-красный цвет с некоторой слегка неприятной непрозрачностью; обильные и плотные слезки, яркий алый обод. Аромат почти незаметен при вскрытии и очень медленно проступает в бокале. Проступив, выдает не очень внятные краски - что-то из леса, что-то из домашних фруктов, в общем - не впечатляет, хотя и не без интриги. Вкус еще более странен - первый открытый фруктовый всплеск неясного происхождения быстро сдувается, и вино выпадает на потребляющего совершенно исковерканным балансом (карусель малоамплитудных всплохов) и ничтожной структурой. Т.е. структуры, кажется, нет совсем - во рту плещется что-то винное, но совершенно неясное, нечитаемое, почти неприятное. Такое впечатление, к счастью, со временем проходит, кусочки баланса и структуры как-то появляются, но так и не складываются в общую картинку. Плато ровное, но не интересное, послевкусие средней длины, тоже не выдающихся характеристик - танины зажаты, сложности нет и в помине (если не принимать невнятность за сложность...) СО 4+. ОО 1+0,75+0,75+1,5+0,25=4,25. В чем вину нельзя отказать, так это в определенной питкости. Да, такая общая невнятность и совсем не заметный за всем этим алкоголь работают тандемом провокационно. Но за это не стоит платить такие деньги. Или, наоборот, за эти деньги стоит ожидать не питкость, а общее качество. Пусть даже и с выпирающим алкоголем. Не характерное для Артади вино, не интересное, не стоящее усилий. Хотя, м.б. лет 10 и превратят гадкого утенка в лебедя...

Наварра, 2013, ribera del duero, rioja, spain, navarra, Рибера дель Дуэро, Риоха, Испания

Previous post Next post
Up