В Италии множество замечательных красных вин за пределами набивших оскомину Кьянти и трех «Б» (Бароло, Барбареско и Брунелло). Вот, например, что попалось положительного в мои сети в прошлом году:
6. Kellerei Kurtatsch Soma Merlot-Cabernet DOC Sudtirol - Alto Adige 2009. Странная рекомендация нового продавца в «Гараже». Как будто бы интереснее и мягче, чем супертосканские. Берется скорее из общего любопытства, чем почему еще либо. Разница с одним открытым одновременно новосветцем ощутима уже при вскрытии, настолько более европейским, тонким выглядит этот бленд при вскрытии. Цвет вполне адекватен - темно-красный, насыщенный, с синеватым отблеском и алым ободом. Слезки ровны как немецкая шеренга и очень насыщенны, что совсем не ожидалось. Аромат восхитителен в бокале - тот самый случай, что нюхать вполне достаточно для потребителя вина. Продвинутого, разумеется. Вкус неожиданно уходит в теплое, но не превращается в джемово-красное, а, сохраняя достаточно темную строгую структуру, все время выдает вот тот самый "теплый" сладковатый налет, который в данном случае выглядит совершенно обворожительно. СО 8+. ОО 1+1+1,75+4+1=8,75. Вот есть неожиданный результат - совсем не топовое вино выдает комплексный результат существенно выше многих грандов. И ведь это действительно так - вино не только вкусное в обывательском смысле (а это действительно так!), но и совершенно интересное для искушенного дегустатора - питкое, волнующее, гастрономичное, приветливое и очень-очень заманчивое. Не пропускать!
5. Querciabella Palafreno IGT Toscana 2000. Нельзя не отметить оформление, строгое, бордообразное и итальянское одновременно. Аромат подозрительно ягоден при вскрытии, однако много позже, на дне почти бокала он вполне найдет баланс со вкусом. Первый вкус поражает юной фруктовостью - вино пьянеет само от себя после первого контакта с воздухом после стольких лет в заточении. Первые мгновенья болезненны - вот, кажется, еще один итальянец в новосветском духе. Ан нет - несколько минут и вино преображается как Золушка перед королевским балом: фрукт уступает место строгому балансу с сухофруктом, семечками, кожей, графитом и очевидными копчеными тонами. Плюс строгое и нежное окончание очень приличной длины. Второй день только усилил впечатление от первого (вину явно нужно время после первого контакта с воздухом!) - чуть менее фруктовое начало и еще более интригующее продолжение. Аромат несколько отстаёт, но все-таки спешит за вкусом (обычно - наоборот) и тоже постепенно достигает очень приличного уровня. СО 8,5+. СО 1+1+1,5+4,25+1=8,75. Отличное вино, особенно за эти деньги (официально более поздние релизы идут у нас по вдвое бОльшей цене, что энтузиазма не прибавляет). Тем не менее, это вино-загадка, вино-хамелеон совершенно точно достойно самого пристального внимания. Вроде бы (согласно сайту) 2000 год - первый винтаж этой этикетки, хотя WS выдает в Германии еще и вариант 1999 года, м.б. это - какой-то экспериментальный выпуск. Не пропускать!
4. Ciacci Piccolomini d`Aragona Montecucco Sangiovese DOC Montecucco Sangiovese 2010. А это - абсолютный победитель в бюджетной номинации, причем независимо от региона происхождения и стиля вина. Дело в том, что поставщик по каким-то одному ему ведомым причинам произвел в конце года серьезный «выброс» этого вина по очень симпатичной цене порядка 700р. Вино было сначала опробовано без особенных ожиданий, а потом через мои руки по разным адресам «ушло» четыре коробки. И все еще просят добавки, хотя аттракцион щедрости у импортера закончился, и вино вернулось к базовой цене что-то около 1350 (в магазинах - выше!). Но даже для постоянной цены вино очень хорошо выглядит - тот случай, когда санджовезе отлично приукрашено гомеопатическими дозами мерло и сира. Уже совершенно готово, хотя и выглядит как бы слегка вызывающе молодо. Но это только поначалу, после первых же глотков приходит удовлетворение, которое трудно описать. Стройное тело, длиннющее и волнующее послевкусие. И очень гастрономично. Кстати, с 2011 года аппеласьон повышен до уровня DOCG, вполне справедливо, считаю, если судить по таким винным шедеврам.
3. Venegazzu Capo di Stata IGT Veneto 2009 Прекрасное каберне из Венето, ровное, изящное, типично сортовое, но при этом совершенно нигде не выпирающее. Удивительно, но вино выглядит совершенно готовым на фоне многочисленных одногодков из Италии. 8,5+ баллов. NB: на каком-то конкурсе это вино было признано лучшим итальянским каберне, что ж, по-моему - вполне заслуженно.
2. Montenidoli Sono IGT Toscana 2001 Предельно темный сверхнасыщенный красный цвет с фиолетовым отливом. Вино выглядит абсолютно непрозрачным, хотя на просвет взвеси не наблюдается. Плотный аромат при вскрытии - в основе строгий черный фрукт, цитрус, копчености, дым, пепел. Аромат еще добавляет в бокале, выделяя тона кожи и земли. Вообще аромат если не идеальный, то очень сильный. Вкус развивается заметно медленнее: вначале тоже черный фрукт, но почти в одиночестве, со временем приходят ягоды и подлесок, длинное плато наполнено кисло-горьким телом. Послевкусие в конце полновесного бокала тоже завораживает - калейдоскоп-микс ягод, фруктов, вторичных сложных и необычных (но очень приятных) тонов - очень хорошо. Сложно остановиться, чтобы не выпить больше, чем следует. А останавливаться надо, поскольку немалый градус все-таки дает себя знать - очевиден эффект опьянения от более или менее стандартной дозы. СО (оценивается только первый день, дальше вино быстро сникло) 9+. СО 1+0,75+1,75+4,5+0,75 = 8,75. Отличное вино, самым настоятельным образом требующее классического строгого декантирования, и именно декантирования, а не просто внимательного розлива из бутылки. Очевидно, что вино на пике и скорее - в его конечной части, т.е. выдерживать еще не только бессмысленно, но и опасно, что показали остатки. Не самое гастрономичное, поскольку градус и плотность не дают особенного пространства для полета поварской фантазии. Хорошо бы попробовать более свежие винтажи.
1. Fattoria del Cerro Poggio Golo IGT Merlot di Toscana 2002 Приобретение по памяти шикарного впечатления от этого вина почти двухлетней давности (было 10 баллов!). Вторую бутылку вина далеко не блестящего для региона года все-таки было рискованно слишком долго хранить. Мерлошных деталей заметно меньше, чем было ранее, аромат чуть менее атакует, танины более сдержаны, зато баланс четок и строго выражен за счет чуть большего влияния сладкого. Вино осталось при этом замечательно длинным, сибаритским, тем самым, про которое можно сказать, что очень жаль, когда оно заканчивается. СО 9,5. Не 10 наверное только потому, что за прошедшие годы прибавилось личных знаковых впечатлений, а это вино не захватило полностью, не остановило дыхание, как это должно быть у безупречного напитка. Но объективно, придраться практически не к чему. ОО 1+1+1,75+4,75+1=9,5. Браво! Бесподобное мерло из Тосканы без сортовой доминанты и без довлеющей районной кислотности. Трудно представить себе, каково может быть это вино в удачные годы. Хотя, бывает совсем наоборот, именно в сложных условиях рождаются великие вина, а при идеальной погоде получаются банальности. Тем не менее - браво еще раз!
Обратная сторона медали. Итальянские красные разочарования этого года:
Cottanera Etna Rosso IGT Sicilia 2004. Аромат ярок при вскрытии и еще добавляет в бокале, к сожалению, он довольно одномерен, хотя ему в определенном обаянии отказать нельзя. Поражает вкус. Во-первых, его мощь, яркость и обнаженная фруктовость совершенно не соответствуют возрасту вина. Во-вторых, и это главное, совершенно очевиден типичный подгнивающий фрукт, так откровенно характерный именно для неро д`авола. Однако парадокс состоит в том, что по утверждению этикеток это вино сделано из каберне, и в нем совсем нет этого самого неро д`авола. Но сортовые признаки настолько очевидны, что возникает отчетливый когнитивный диссонанс, ну не может иметь такой вкус благородное каберне, настолько это выглядит необычно. И настолько похоже именно на неро д`авола. Возникает два подозрения-предположения. Первое: в вино все-таки добавлено неро д`авола, и его небольшого количества было достаточно для столь кардинального изменения вкуса вина. Второе: а это почвы Сицилии и её климат (т.е. терруар) придают такой необычный привкус любому виноградному сорту. М.б. верны оба предположения. Но вино от всех этих рассуждений не становится лучше, даже глотнув воздуха и полежав под вакуумной пробкой дополнительные сутки. Кстати - осадка тоже подозрительно мало. СО 3,5. ОО 0,25+1+1+1+0=3,25. Совершенно никудышное вино не зависимо от его цены. И совсем не похоже на каберне, с какой стороны к вину не подступись.
Giacomo Montresor Santomio Merlot e Cabernet IGT Veneto 2008. Тяжелая бутылка с "плечами" могучего очень темного стекла: если не знать заранее, что это - северная Италия, можно уверенно указать на новосветский характер экстерьера. Плотный фиолетово-красный цвет с небольшим, но настораживающим эффектом пузырения. Аромат при вскрытии откровенно юн и одномерен - яркий, "красный" и слегка перезрелый фрукт. Никакого изменения аромата ни в первый, ни в последующие дни не замечено. Вкус - строго за ароматом, все тот же яркий, до навязчивости, "зинфандельный" перезрелый фрукт. В плато доминирует некоторая пыльность; палитра откровенно горько-сладкая с почти полным отсутствием структуры. Примечательно, что по мере потребление впечатление только ухудшается - фрукт перезревает, "пыльность" зашкаливает до неприличия, вкус разваливается на отдельно горькое и отдельно сладкое (чуть ближе к концу), послевкусие (средней длины) откровенно неприятно. Второй и третий дни только усугубили отрицательное впечатление. СО 2+. ОО 0,25+0,5+0,25+0,25+0=1,75. Совершенно никудышное вино. Не испорченное, а именно плохо сделанное, с выпирающей дубовостью, модерновостью, неудачным закосом под Новый Свет. Абсолютно не гастрономично, ибо не вкусно. Жаль денег и печени, стоило бы сразу вылить, но как-то смалодушничал.
Palazzina Le Macioche Brunello di Montalcino Riserva DOCG Brunello di Montalcino 2001. У меня когда то была мечта (I have a dream…) - протестировать несуетливо резервные брунеллы замечательного 2001 года издания. Это вино - один из первейших кандидатов на эту уже теперь виртуальную дегустацию. Идея в основном рассыпалась после употребления на знаменитой встрече с Кирой соответствующей брунеллы от Сольдеры (с совершенно невнятным, между прочим, результатом!) После этого ждать и экономить смысла особенного как будто бы и нет. А повод был… Нельзя не отметить совершенно классическое, пробордосское оформление, минималистичное до предела, даже пожалуй за этим самым пределом... Цвет естественен для санджовезе солидных лет - темно-красный высокой прозрачности с рыжеватым ореолом и редкими и тщедушными слезками. Аромат практически скрыт при откупоривании и весьма медленно оживает в бокале. Однако ожидание стоит свеч - аромат примерно через полчаса вина в бокале начинает играть очень вдохновляющими красками и тонами - нюхать это вино становиться все более интересно. Чего совсем нельзя сказать о вкусе. "Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит" - чистое санджовезе не может без сумасшедшей кислоты во всем, что касается вкуса. Кислота навязчива, провокативна, назойлива и ... совершенно не интересна. Вот тот самый случай, когда сортовые характеристики вывернуты наружу, разобраны по мельчайшим (неприглядным в целом) составляющим и преподнесены как величайшее достижение винодельческого искусства. Не являясь им отнюдь даже близко. Все скомкано кислотой, начала практически нет, плато загублено, послевкусие длинное ("благородства не отнимешь"), но совсем не такое, которое могло бы вдохновить потребителя (плоско, кисло, не танинно, размазано). СО 5. ОО 0,5+0,75+1,75+2+0,25=5,25. Совершенно никудышный результат, учитывая статус, цену и совершенно определенные ожидания. Хорошо, что эта предполагаемая дегустация не состоялась. Вино не следует рекомендовать к потреблению в теперешнем его состоянии. Тем не менее, если судьба столкнула с ним - ризотто, пицца, сложные сыры и сложные сырные блюда могут скрасить недоумение от потребления этого вина.
Santa Barbara Pathos IGT Marche Rosso 2009. Интригующее вино, малоизвестное, но очевидно с каким-то странным информационным шлейфом. Явный закос под Грецию, как в названии, так и в оформлении, которому нельзя отказать в определенном стиле - строгая, но запоминающаяся главная этикетка исключительно с названием и подзаголовком Duemilanove плюс минимально необходимая информация золотом на черном на обороте. И это не всё - каждая бутылка обернута в строгую черную хрустящую бумагу с золотым наименованием вина. Форма самой бутылки характерна скорее для новосветских монстров - широкие плечи, тяжелое темное стекло, огромная донная выемка, подкачала только высота, как правило для подобных вин бутылка чуть выше. Итак, замес из ровных частей мерло, каберне и сира. Что опять же, довольно характерно для вин Нового Света, но большая редкость в Старом. Сразу из горлышка удивительный аромат, в котором примерно пополам ягодно-фруктовых мотивов и очевидных нот свежего гниения. Но вот что удивительно - неприятным аромат назвать нельзя, удивительным образом он притягивает внимание и побуждает к тестированию. В бокале аромат постепенно просыпается, винтами накручивает амплитуду. но опять же не становиться неприятным. Необычным - это совершенно точно, но не неприятным. Цвет мощный (опять аналогия с новосветскими вариантами), плотный фиолетово-красный. Отчетливые и довольно регулярные слезки, очень медленные. Несмотря на удивительность аромата, вкус поражает намного больше. Сначала атакуют безудержные, уксусно-горькие, беспредельные танины. Потом приходит вкус, который иначе как грязным описать не представляется возможным. Есть ощущение, что в ферментационный чан помимо собственно мезги попали не только черенки и ВСЕ раздавленные виноградные косточки, но целые лозы с кусками земли, различными насекомыми, змеями и мелкими грызунами. И всё это активно поучаствовало в создании неповторимого букета этого странного вина. И только в самом конце, после бури авангардных танинов и бешенства плато проступают какие-то действительно винные оттенки, так, легкие намеки. На ту же землю, органику, траву и подлесок - некоторый отдых рецепторам. Такое вино с ног на голову, а точнее задом-наперёд. У которого вначале совершенно сумасшедший финиш, тело в стиле рекордсмена-сумоиста и финиш там, где должно быть вкусовое начало. СО 3,5. ОО 1+1+1+1,25+0=4,25. Вино очень странное, наверное, способное найти своих поклонников, но, при здравом рассуждении, не способное снискать славы - попытка копирования "новосветский блокбастер" в Европе если и не обречена на провал, то в таком вот виде выглядит совершенным фарсом. Не пользовать.
Case Basse Soldera Riserva DOCG Brunello di Montalcino 2001. Это на самом деле хорошее, интересное, интригующее вино со своим специфическим характером, очень непохожее на брунелло-style вообще. Помещено в разочаровывающие только потому, что ожиданий не оправдало вовсе. И, нет, ни капельки не похоже на классные выдержанные бургундские. Ни капельки, просто другая галактика. Если мой оппонент в одном недавнем споре читает эти строки, ему будет понятно, о чем это я…)))